СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Решение квадратных уравнений"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект на тему "Решение квадратных уравнений". Современные научно-методические исследования показывают, что использование разнообразных методов и способов позволяет значительно повысить эффективность и качество изучения решений квадратных уравнений.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Решение квадратных уравнений"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Школа № 13»      ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ  РЕШЕНИЕ  КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ     автор проекта: ученица 8 класса Лиханова Карина руководитель: учитель математики и информатики Проказова О.В.  Рубцовск,2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 13»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО

МАТЕМАТИКЕ

РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ

автор проекта:

ученица 8 класса

Лиханова Карина

руководитель:

учитель математики

и информатики

Проказова О.В.

Рубцовск,2020

«Ур a внение - эт o з o л o т o й ключ, открыв a ющий вс e м a т e м a тич e ски e с e з a мы.»  С. К o в a ль Актуальность:   современные научно-методические исследования показывают, что использование разнообразных методов и способов позволяет значительно повысить эффективность и качество изучения решений квадратных уравнений.

«Ур a внение - эт o з o л o т o й ключ, открыв a ющий вс e м a т e м a тич e ски e с e з a мы.» С. К o в a ль

Актуальность:

современные научно-методические исследования показывают, что использование разнообразных методов и способов позволяет значительно повысить эффективность и качество изучения решений квадратных уравнений.

Цель работы:   разработать методическое пособие для учащихся, содержащее различные способы решения квадратных уравнений, выделить эффективные способы решения и показать их практическое применение.   Задачи:

Цель работы:  

разработать методическое пособие для учащихся, содержащее различные способы решения квадратных уравнений, выделить эффективные способы решения и показать их практическое применение.

Задачи:

Гипотеза: любое квадратное уравнение можно решить всеми существующими способами.  Объект исследования:   квадратные уравнения .  Предмет исследования:   способы решения уравнений второй степени .  Методы исследования: теоретический, математический, графический.

Гипотеза: любое квадратное уравнение можно решить всеми существующими способами.

Объект исследования:   квадратные уравнения .

Предмет исследования:   способы решения уравнений второй степени .

Методы исследования:

теоретический, математический, графический.

Впервые я услышала о квадратных уравнениях на уроках алгебры от учителя. Особенно меня заинтересовали способы их решения, причем наиболее рациональные. Во-первых , удивило сочетание слов « квадратное », « уравнение ». Во-вторых , чем знамениты эти уравнения. В-третьих , почему их решением так долго занимались великие ученые. В-четвертых , способы решения квадратных уравнений и их практическая значимость.

Впервые я услышала о квадратных уравнениях на уроках алгебры от учителя. Особенно меня заинтересовали способы их решения, причем наиболее рациональные.

Во-первых , удивило сочетание слов « квадратное », « уравнение ».

Во-вторых , чем знамениты эти уравнения.

В-третьих , почему их решением так долго занимались великие ученые.

В-четвертых , способы решения квадратных уравнений и их практическая значимость.

Определение квадратного уравнения,  его виды:   Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2 +bx + c = 0, где х - переменная, а,b,с – некоторые числа, причем, а ≠ 0.   Если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю , то такое уравнение называют  неполным квадратным уравнением. Неполные квадратные уравнения бывают трёх видов:  1) ах2 + с = 0, где с ≠ 0;  2) ах2 + bх = 0, где b ≠ 0;  3) ах2 = 0.

Определение квадратного уравнения, его виды:

Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2 +bx + c = 0,

где х - переменная,

а,b,с – некоторые числа, причем, а ≠ 0.

Если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю , то такое уравнение называют

неполным квадратным уравнением.

Неполные квадратные уравнения бывают трёх видов: 1) ах2 + с = 0, где с ≠ 0; 2) ах2 + bх = 0, где b ≠ 0; 3) ах2 = 0.

Немного из истории: Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных, трансцендентных уравнений и неравенств. Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне; Квадратные уравнения в Индии; Квадратные уравнения у ал-Хорезми; Квадратные уравнения в Европе Х III- XVII вв.

Немного из истории:

Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных, трансцендентных уравнений и неравенств.

  • Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне;
  • Квадратные уравнения в Индии;
  • Квадратные уравнения у ал-Хорезми;
  • Квадратные уравнения в Европе Х III- XVII вв.
Разложение левой части уравнения на множители: Пример:

Разложение левой части уравнения на множители:

Пример:

 Метод выделения полного квадрата (классический метод).   Для этого запишем выражение х 2 + 6х в следующем виде: х 2 + 8х -9= х 2 + 2• х • 4-9 . Преобразуем теперь левую часть уравнения прибавляя к ней и вычитая 4 2 . Имеем: Таким образом, данное уравнение можно записать так:

Метод выделения полного квадрата (классический метод).

Для этого запишем выражение х 2 + 6х в следующем виде:

х 2 + 8х -9= х 2 + 2• х • 4-9 .

Преобразуем теперь левую часть уравнения

прибавляя к ней и вычитая 4 2 . Имеем:

Таким образом, данное уравнение можно записать так:

Решение квадратных уравнений по формуле с четным коэффициентом.

Решение квадратных уравнений по формуле с четным коэффициентом.

Пример:

Пример:

0 и p = - 3 x 2 + 8 x + 7 = 0; x 1 = - 7 и x 2 = - 1, так как q = 7 0 и p = 8 0 . Теорема Виета. Б) x 2 + 4 x – 5 = 0; x 1 = - 5 и x 2 = 1, так как q = - 5 и p = 4 0; x 2 – 8 x – 9 = 0; x 1 = 9 и x 2 = - 1, так как q = - 9 и p = - 8 " width="640"

А) x 2 – 3 x + 2 = 0; x 1 = 2 и x 2 = 1,

так как q = 2 0 и p = - 3

x 2 + 8 x + 7 = 0; x 1 = - 7 и x 2 = - 1,

так как q = 7 0 и p = 8 0 .

Теорема Виета.

Б) x 2 + 4 x – 5 = 0; x 1 = - 5 и x 2 = 1,

так как q = - 5 и p = 4 0;

x 2 – 8 x – 9 = 0; x 1 = 9 и x 2 = - 1,

так как q = - 9 и p = - 8

Решение уравнений способом «переброски» квадратное уравнение ах 2 + b х + с = 0, где, а ≠ 0. Умножая обе его части на, а, получаем уравнение а 2 х 2 + а b х + ас = 0. Пусть ах = у, откуда х = у/а; тогда приходим к уравнению у 2 + by + ас = 0, равносильно данному. Его корни у 1 и у 2 найдем с помощью теоремы Виета. х 1 = у 1 /а и х 1 = у 2 /а. При этом способе коэффициент, а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.

Решение уравнений способом «переброски»

квадратное уравнение ах 2 + b х + с = 0, где, а ≠ 0.

Умножая обе его части на, а, получаем уравнение

а 2 х 2 + а b х + ас = 0.

Пусть ах = у, откуда х = у/а; тогда приходим к

уравнению у 2 + by + ас = 0, равносильно данному.

Его корни у 1 и у 2 найдем с помощью теоремы Виета.

х 1 = у 1 /а и х 1 = у 2 /а.

При этом способе коэффициент, а умножается на

свободный член, как бы «перебрасывается» к нему,

поэтому его называют способом «переброски».

Этот способ применяют, когда можно легко найти

корни уравнения, используя теорему Виета и, что

самое важное, когда дискриминант есть точный

квадрат.

Свойства коэффициентов квадратного уравнения . ах 2 + b х + с = 0, где а ≠ 0. 1) Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х 1 = 1, х 2 = с/а. 2)Если второй коэффициент b = 2 k – четное число, то формулу корней можно записать в виде

Свойства коэффициентов квадратного уравнения .

ах 2 + b х + с = 0, где а ≠ 0.

1) Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х 1 = 1, х 2 = с/а.

2)Если второй коэффициент b = 2 k – четное число, то формулу корней

можно записать в виде

0, два корня 2) D=0 , единственный корень 3) D 0, корней нет. " width="640"

Решение квадратных уравнений через дискриминант.

ах 2 + b х + с = 0, а ≠0

D=b 2 - 4 ac – дискриминант

1)D 0, два корня

2) D=0 , единственный корень

3) D 0, корней нет.

Пример:

Пример:

,если ,если ,если ,если  Выделение полного квадрата двучлена

,если

,если

,если

,если

Выделение полного квадрата двучлена

Пример:

Пример:

Графическое решение квадратного уравнения. х 2 + px + q = 0 , х 2 = - px - q . Графики зависимости у = х 2 и у = - px - q . График первой зависимости - парабола, проходящая через начало координат. График второй зависимости – прямая. Возможны следующие случаи: прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения; прямая и парабола могут касаться (только одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение; прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.

Графическое решение квадратного уравнения.

х 2 + px + q = 0 , х 2 = - px - q .

Графики зависимости у = х 2 и у = - px - q .

График первой зависимости - парабола, проходящая через начало координат.

График второй зависимости – прямая.

Возможны следующие случаи:

  • прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения;
  • прямая и парабола могут касаться (только одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение;
  • прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.
Пример: Решим графически уравнение х 2 - 3х - 4 = 0 х 2 = 3х + 4. Построим параболу у = х 2  прямую у = 3х + 4. Прямая и парабола пересекаются в точках Аи В с абсциссами х 1 = - 1 и х 2 = 4. Ответ: х 1 = - 1; х 2 = 4.

Пример:

Решим графически уравнение х 2 - 3х - 4 = 0

х 2 = 3х + 4.

Построим параболу у = х 2

прямую у = 3х + 4.

Прямая и парабола пересекаются

в точках Аи В

с абсциссами х 1 = - 1 и х 2 = 4.

Ответ: х 1 = - 1; х 2 = 4.

Решим графически уравнение х 2 - 2х + 1 = 0.  х 2 = 2х - 1. Построим параболу у = х 2  прямую у = 2х - 1. Прямая и парабола пересекаются в точке А с абсциссой х = 1. Ответ: х = 1.

Решим графически уравнение х 2 - 2х + 1 = 0.

х 2 = 2х - 1.

Построим параболу у = х 2

прямую у = 2х - 1.

Прямая и парабола пересекаются

в точке А с абсциссой х = 1.

Ответ: х = 1.

Решим графически уравнение х 2 - 2х + 5 = 0 х 2 = 5х - 5 . Построим параболу у = х 2  прямую у = 2х - 5 . Прямая и парабола не имеют точек пересечения, т.е. данное уравнение корней не имеет. Ответ.  Уравнение х 2 - 2х + 5 = 0  корней не имеет.

Решим графически уравнение х 2 - 2х + 5 = 0

х 2 = 5х - 5 .

Построим параболу у = х 2

прямую у = 2х - 5 .

Прямая и парабола не имеют точек

пересечения,

т.е. данное уравнение

корней не имеет.

Ответ.

Уравнение х 2 - 2х + 5 = 0

корней не имеет.

Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки

Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки

Решение квадратных уравнений с помощью номограммы. 1)Для уравнения z 2 - 9 z + 8 = 0 номограмма дает корни z 1 = 8,0 и z 2 = 1,0 2)Решим с помощью номограммы  уравнение 2 z 2 - 9 z + 2 = 0. Разделим коэффициенты этого уравнения на 2, получим уравнение z 2 - 4,5 z + 1 = 0. Номограмма дает корни z 1 = 4 и  z 2 = 0,5. 3) Для уравнения z 2 - 25 z + 66 = 0 коэффициенты p и q выходят за пределы шкалы, выполним подстановку z = 5 t , получим уравнение t 2 - 5 t + 2,64 = 0, которое решаем посредством номограммы и получим t 1 = 0,6 и t 2 = 4,4, откуда  z 1 = 5 t 1 = 3,0 и  z 2 = 5 t 2 = 22,0  

Решение квадратных уравнений с помощью номограммы.

1)Для уравнения z 2 - 9 z + 8 = 0 номограмма дает корни z 1 = 8,0 и z 2 = 1,0

2)Решим с помощью номограммы уравнение

2 z 2 - 9 z + 2 = 0.

Разделим коэффициенты этого уравнения на 2, получим уравнение

z 2 - 4,5 z + 1 = 0.

Номограмма дает корни z 1 = 4 и z 2 = 0,5.

3) Для уравнения

z 2 - 25 z + 66 = 0

коэффициенты p и q выходят за пределы шкалы, выполним подстановку z = 5 t , получим уравнение

t 2 - 5 t + 2,64 = 0,

которое решаем посредством номограммы и получим t 1 = 0,6 и t 2 = 4,4,

откуда z 1 = 5 t 1 = 3,0 и z 2 = 5 t 2 = 22,0

 

Геометрический способ решения квадратных уравнений х 2 + 10х = 39. В оригинале эта задача формулируется следующим образом : «Квадрат и десять корней равны 39»

Геометрический способ решения квадратных уравнений

х 2 + 10х = 39.

В оригинале эта задача формулируется следующим образом : «Квадрат и десять корней равны 39»

Заключение: Уравнения – язык алгебры, квадратные уравнения – это фундамент, на котором построено величественное здание алгебры. Изученные способы решения квадратных уравнений будут применяться и при дальнейшем изучении математики, при решении уравнений, сводящихся к решению квадратных.  В ходе выполнения своей работы я считаю, что с поставленной целью и  задачами я справилась, мне удалось обобщить и систематизировать изученный  материал по выше указанной теме. Проанализировав все новые способы решения квадратных уравнений, я увидела, что нельзя однозначно сказать, какой именно метод наиболее удобен или совершенен. Все они хороши, но каждый в своем конкретном случае. Я пришла к выводу, что все способы надо иметь в своем арсенале и применять их по мере  необходимости с точки зрения рациональности решения .

Заключение:

Уравнения – язык алгебры, квадратные уравнения – это фундамент, на котором построено величественное здание алгебры. Изученные способы решения квадратных уравнений будут применяться и при дальнейшем изучении математики, при решении уравнений, сводящихся к решению квадратных. В ходе выполнения своей работы я считаю, что с поставленной целью и задачами я справилась, мне удалось обобщить и систематизировать изученный материал по выше указанной теме.

Проанализировав все новые способы решения квадратных уравнений, я увидела, что нельзя однозначно сказать, какой именно метод наиболее удобен или совершенен. Все они хороши, но каждый в своем конкретном случае.

Я пришла к выводу, что все способы надо иметь в своем арсенале и применять их по мере необходимости с точки зрения рациональности решения .

Я составила буклет-памятку, в него вошли те способы решения квадратных уравнений, которые не изучаются в школе. Нужно отметить, что не все они удобны для решения, но каждый из них уникален. Некоторые способы решения помогают сэкономить время, что немаловажно при решении заданий на ОГЭ и ЕГЭ.  Данные буклеты я раздам одноклассникам и ученикам других классов.  Они могут воспользоваться собранными в буклет-памятку материалами для изучения и закрепления рациональных способов решения квадратных уравнений. В дальнейшем я планирую провести опрос, насколько интересна информация, предложенная в буклете, и используют ли они данные способы для решения квадратных уравнений, если да, то какой способ они считают наиболее простым и понятным

Я составила буклет-памятку, в него вошли те способы решения квадратных уравнений, которые не изучаются в школе.

Нужно отметить, что не все они удобны для решения, но каждый из них уникален. Некоторые способы решения помогают сэкономить время, что немаловажно при решении заданий на ОГЭ и ЕГЭ. Данные буклеты я раздам одноклассникам и ученикам других классов. Они могут воспользоваться собранными в буклет-памятку материалами для изучения и закрепления рациональных способов решения квадратных уравнений. В дальнейшем я планирую провести опрос, насколько интересна информация, предложенная в буклете, и используют ли они данные способы для решения квадратных уравнений, если да, то какой способ они считают наиболее простым и понятным

Литература: 1. Алимов Ш.А., Ильин В.А. и др. Алгебра, 6-8. Пробный учебник для 6-8 классовой средней школы. - М., Просвещение, 1981. 2. Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы.Изд. 57-е. - М., Просвещение, 1990. С. 83. 3. Кружепов А.К., Рубанов А.Т. Задачник по алгебре и элементарным функциям. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М., высшая школа, 1969. 4. Окунев А.К. Квадратичные функции, уравнения и неравенства. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1972. 5. Пресман А.А. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. - М., Квант, № 4/72. С. 34. 6. Соломник В.С., Милов П.И. Сборник вопросов и задач по математике. Изд. - 4-е, дополн. - М., Высшая школа, 1973. 7. Худобин А.И. Сборник задач по алгебре и элементарным функциям. Пособие для учителя. Изд. 2-е. - М., Просвещение, 1970.

Литература:

1. Алимов Ш.А., Ильин В.А. и др. Алгебра, 6-8. Пробный учебник для 6-8 классовой средней школы. - М., Просвещение, 1981.

2. Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы.Изд. 57-е. - М., Просвещение, 1990. С. 83.

3. Кружепов А.К., Рубанов А.Т. Задачник по алгебре и элементарным функциям. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М., высшая школа, 1969.

4. Окунев А.К. Квадратичные функции, уравнения и неравенства. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1972.

5. Пресман А.А. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. - М., Квант, № 4/72. С. 34.

6. Соломник В.С., Милов П.И. Сборник вопросов и задач по математике. Изд. - 4-е, дополн. - М., Высшая школа, 1973.

7. Худобин А.И. Сборник задач по алгебре и элементарным функциям. Пособие для учителя. Изд. 2-е. - М., Просвещение, 1970.