Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №53 с углубленным изучением отдельных предметов»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Создание экскурсионного маршрута по Барнаулу на трамвае №1»
Выполнила:
Шлыкова София
Ученица 11Б класса:
Руководитель проекта:
учитель географии
Тользак Ольга Викторовна
г. Барнаул, 2022г
Оглавление
Введение 3
Основная часть 4
Глава 1. Обоснование проекта . 4
1.1 Из истории трамвайного туризма в Барнауле. 4
1.2 Экскурсия на трамвае номер 111 в Барнауле 4
Глава 2.Разработка проекта экскурсионного маршрута для Барнаула на обычном трамвае. 5
2.1 История Барнаульского трамвая 5
2.2 маршрут трамвая №1 5
2.3 Чем заинтересовать во время экскурсии в Барнауле: 9
2.4 Актуальность такой поездки подтвердил опрос старшеклассников. 10
Глава 3. Соцопрос учащихся школы №53 11
3.1 Вывод: 12
Глава 4. Заключение 13
Список литературы 14
5. Приложения 15
Введение
Тема: « Создание экскурсионного маршрута по Барнаулу на трамвае №1»
Актуальность: Туризм на сегодняшний день является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей. Актуальность темы заключается в рассмотрении оригинальных экскурсионных маршрутов в нашем городе.
Проблема: Трамвайный экскурсионный маршрут уже есть, его стоимость более 4000рублей.
Объект: экскурсионный туризм в Барнауле
Предмет: целесообразность экскурсионного туризма на трамвае в нашем городе
Гипотеза: Возможно ли совершить ознакомительную экскурсию по Барнаулу дешевле?
Цель: Изучение особенностей туризма в городе и разработка проекта экскурсионного маршрута для Барнаула на обычном трамвае.
Задачи:
Изучить особенности туризма в Барнауле
Разработка проекта экскурсионного маршрута для Барнаула на обычном трамвае.
Провести социологический опрос среди детей и их родителей в школе 53 на тему: «Актуальность экскурсионного туризма в Барнауле»
Методы анализа, синтеза, сравнения, метод графического отображения данных.
Метод социологического опроса.
План работы
1.Обоснование проекта .
2.Разработка проекта экскурсионного маршрута для Барнаула на обычном трамвае.
3.Соцопрос учащихся школы №53
4.Заключение
5.Приложение.
Основная часть Глава 1. Обоснование проекта . 1.1 Из истории трамвайного туризма в Барнауле.
Сегодня Алтайский край - один из наиболее популярных туристских субъектов Российской Федерации. В регионе активно развиваются лечебно-оздоровительный, событийный, сельский, экскурсионно-познавательный, активный виды туризма. К перспективным направлениям относятся медицинский и экологический туризм.
На территории края известно более пяти тысяч памятников истории и археологии. По насыщенности объектами историко-культурного наследия Алтайский край занимает одно из первых мест в Сибири.
1.2 Экскурсия на трамвае номер 111 в Барнауле
(см. прил.1 рис.1)
Стоимость экскурсии 4235 руб за час. Оплачивается вся сумма сразу же, не бронируется, что не очень удобно, нельзя даже с предоплатой. Нужно подъехать в МУП Горэлектротранс г. Барнаул, ул. Гридасова, 5 для оплаты и оформления договора. Прием заявок на экскурсии по тел.: (3852) 46-99-71 - Герман Тамара
Валентиновна, эксперт по комплектованию музейного и выставочного фонда, она же сама и ведет рассказ во время поездки. В трамвае 38 посадочных мест.
1.3 В настоящий момент действуют экскурсии:
«Барнаул – столица Алтайского края» – обзорная экскурсия, в ходе которой участники знакомятся с историей города, через памятники истории, архитектуры, производственную и культурную деятельность;
«Барнаульский трамвай – история и современность» – в ходе экскурсии формируется целостное представление о становлении и развитии электрического транспорта в Барнауле. Программа рассчитана на детей старшего школьного возраста;
«Шел трамвай десятый номер…» – программа для детей младшего и среднего школьного возраста. Посредством игр и иллюстративного материала дети знакомятся с историей появления трамвая в Барнауле;
«Дыхание города» – экологическая программа для детей среднего школьного возраста о загрязнении атмосферы в городах, о роли и значении электротранспорта в экологии современного города.
«Ленточный бор на сибирской равнине» – природоведческая транспортная экскурсия о Барнаульском ленточном боре. Маршрут экскурсии проходит по Змеиногорскому тракту до остановки «Кордон» и обратно к месту высадки экскурсантов.
Маршруты экскурсионных поездок строятся с учетом выбранной темы и пожеланиями заказчика
Глава 2.Разработка проекта экскурсионного маршрута для Барнаула на обычном трамвае.
Смущает цена экскурсии на 111. А если взять и провести экскурсию на самом популярном маршруте нашего города- трамвае№1 (см. прил.1 рис.2)
2.1 История Барнаульского трамвая
Впервые трамвайный маршрут № 1 появился в Алтайском крае в городе Барнауле 7 ноября 1948 года, когда была сдана первая трамвайная линия в Центральном районе от участка пл. Свободы до Юбилейного рынка, через Железнодорожного вокзала. Торжественный митинг и пуск маршрута состоялся на пл. Свободы в сторону по маршруту до ул. Пионеров.
Первоначально и изначально трамвайный маршрут № 1, следовал и ходил по маршруту: «"пл. Свободы — ул. Ползунова — пр. Красноармейский — пл. Победы — пр. Строителей (тогда ул. Новая) — пл. Октября (тогда пл. клуба Меланжевого комбината) — пр. Ленина — Юбилейный рынок (ныне ул. Пионеров)"».
Трамвайный маршрут № 1 — один из основных магистральных трамвайных маршрутов города Барнаула Алтайского края.
Трамвай № 1 — первый маршрут электрического трамвая города Барнаула Алтайского края. Действует с 7 ноября 1948 года по настоящее время. Маршрут неоднократно претерпевал изменения и свой современный вид приобрёл в 1976 году. Уникальность маршрута заключается в том, что он стал первым маршрутом, открывшийся послевоенное время в
СССР. Самый первый и старый маршрут трамвая города Барнаула Алтайского края. Фактически не изменился за всю историю, и не менялся с момента основания, существует в таком виде с 1976 года. Южная часть маршрута - "пл. Свободы", по-прежнему остаётся без изменение с момента основания маршрута, и существует в таком виде с 7 ноября 1948 года по настоящее время. Популярный маршрут, был запущен 7 ноября 1948 года, когда пустили первый трамвай в городе Барнауле Алтайского края послевоенного времени периода в СССР.
(см. прил.1 рис.3)
2.2 маршрут трамвая №1
Совершим экскурсию на нашем трамвае №1 за 28 рублей, какие интересные объекты мы увидим?
Начало нашего маршрута это станция Докучаево (см. прил.3 рис.1). Своё наименование конечная остановка трамвая, так же как одноимённый микрорайон города, получила от располагающегося ранее на этой территории опытно-производственного хозяйства им. Василия Васильевича Докучаева.(Основатель почвоведения). Недалеко от этой остановки в сквере располагается памятник Василию Макаровичу Шукшину. (см. прил.3 рис.2)
Далее маршрут идёт по улице Попова, проезжая по которой, мы увидим Алтайскую Краевую Клиническую Детскую больницу (см. прил.3 рис.3), а также Андреевскую церковь (см. прил.3 прил.4).
Позже трамвай поворачивает на проспект Космонавтов и наша школа на этом проспекте (см. прил.3 рис.5). Этот проспект содержит заводы такие, как:
«Барнаульский завод АТИ» – завод автоформованных термостойких изделий, одно из ведущих предприятий в своей отрасли в России и СНГ, способное самостоятельно обеспечивать все этапы производства, включая разработку и выпуск принципиально новых изделий. Основано в 1960 году. Завод выпускает фрикционные изделия, а также широкий ассортимент уплотнительных, прокладочных и термостойких материалов для машиностроительной, автомобильной, вагоностроительной, нефтегазовой, нефтехимической, металлургической, энергетической и горнодобывающей отраслей народного хозяйства. (см. прил.3 рис.6)
"Алтайский шинный комбинат"- является одним из крупнейших отечественных производителей шин. Предприятие занимает прочную позицию на рынке автомобильных шин за счет выпуска широкого ассортимента качественной продукции. (см. прил.3 рис.7)
«Барнаульский завод резинотехнических изделий» ("Барнаул РТИ") — крупнейшее предприятие химического комплекса Алтайского края. Завод занимается производством формовых и неформовых изделий из резины, применяющихся для комплектации продукции, армированных манжет, футеровок для горнодобывающего оборудования, изделий из прорезиненных тканей, мягких топливных баков, рукавов высокого давления, туристических палаток, надувных изделий, водозащитных костюмов. (см. прил.3 рис.8)
Алтайский завод прецизионных изделий (АЗПИ) — единственное предприятие в Восточной и Западной Сибири, выпускающее форсунки и распылители. АЗПИ предлагает широкую номенклатуру изделий практически на все отечественные автомобильные и тракторные двигатели. Год основания-1958 (см. прил.3 рис.9)
Затем маршрут идёт по проспекту Калинина, на котором можно увидеть памятник Владимиру Ильичу Ленину (см. прил.3 рис.10) и немного дальше жанровая скульптура «Работница» и «Рабочий» (см. прил.3 рис.11)
Трамвай поворачивает на улицу Северо-Западная, а потом на проспект Ленина- проспект был одной из первых улиц, появившихся в Барнауле, о чём свидетельствует план города 1748 года.
Подъезжая к улице Профинтерна можно заметить парк «зелёный сквер» (см. прил.3 рис. 12), где стоит памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной Войны (см. прил.3 рис.13).
За парком расположен «Государственный художественный музей Алтайского края», основанный в 1958 году, располагается в центре города на площади Октября, в здании – памятнике архитектуры 1930-х годов. (см. прил.3 рис.14)
Музей имеет одно из крупнейших в Сибири и единственное в крае собрание уникальных коллекций отечественного искусства XVI-ХХI веков, богатый научный архив, специализированную научную библиотеку. В настоящее время основное здание музея на реконструкции, а все выставки и мероприятия проходят в 2-хэтажном особняке на улице Максима Горького, 16.
Рядом с музеем находится жанровая скульптура «Переселенцам на Алтай от благодарных потомков»(см. прил.3 рис.15).
А также Молодёжный театр Алтая им. В. С. Золотухина (см. прил.3 рис.16) и Дом под шпилем (см. прил.3 рис.17).
Далее маршрут идёт по проспекту Строителей, здесь мы можем заметить площадь Победы на которой 9 мая 1971 года на Привокзальной площади, откуда в годы войны барнаульцы уходили на фронт, был открыт Мемориал Славы. Он создан по проектам заслуженного художника и архитектора Петра Миронова и художника-монументалиста Владимира Добровольского. (см. прил.3 рис.18)
Мемориал включает в себя четыре архитектурных сооружения. Тематический центр первой линии, обращенной к площади, - бронзовая скульптурная группа «Прощание» (фигуры матери и сына) и стела на гранитном постаменте.
Вторая часть монумента – площадка, по обеим сторонам которой вмонтированы плиты с землей из 13 городов-героев. (см. прил.3 рис.19)
С другой стороны бульвар Защитников Сталинграда (см. прил.3 рис.20) и немного дальше жанровая скульптура «Декоративное сооружение Чарли Чаплин» (см. прил.3 рис.21)
Маршрут переходит на проспект Красноармейский
Мы можем увидеть жанровую скульптуру «памятник М.А. Лисавенко рядом с Алтайским Государственным Аграрным университетом» (см. прил.3 рис.22)
Проезжая проспект мы поворачиваем на улицу Ползунова
Здесь расположены:
Церковь святого Дмитрия Ростовского- архитектурный памятник федерального значения. (см. прил.3 рис.23)
Музей «Мир камня» (см. прил.3 рис.24) Он организован в октябре 2010 года Некоммерческим партнерством «Союз ремесленников» совместно с администрацией Алтайского края на основе минералогической коллекции Сергея Иосифовича Бергера. Экспозиция насчитывает более 2000 образцов минералов, горных пород и окаменелостей из разных уголков земного шара: России, США, Индии, Австралии, Израиля, Италии, Испании, Вьетнама, стран Африки и т. д. При этом центральное место отводится богатствам недр Алтайского края.
Алтайский государственный краеведческий музей — старейший музей Барнаула. Здание музея является памятником архитектуры, истории и культуры середины XIX века и расположено в здании бывшей горной лаборатории. Основан в 1823 г. (см. прил.3 рис.25)
Государственная филармония Алтайского края — учреждение культуры Барнаула, расположенное в историческом здании, памятнике архитектуры начала XX века. Здание, где сегодня располагается филармония, первоначально являлось Народным домом. Оно было построено в 1898—1900 годах по инициативе общественного деятеля В. К. Штильке и при содействии начальника Алтайского округа В. К. Болдырева. (см. прил.3 рис.26)
Путешествие закончится на площади Свободы. (см. прил.3 рис.27) Отсюда можно будет дойти до Нагорного парка.
Благодаря богатому культурному наследию, в старом городе создан туристско-рекреационный кластер «Барнаул-горнозаводской город» с целью сохранения истории и передачи ее будущим поколениям.
Сегодня территория исторического центра приспособлена для комфортного пребывания туристов, где можно познакомиться достопримечательностями, увидеть архитектурные памятники с 18-19 веков и посетить новые места для туристов – музеи, сувенирные магазины, кафе, торгово-развлекательные центры, разместиться в гостиницах.
(см. прил.2 рис. 1,2)Длина маршрута - 14.4 километров : остановки:
Докучаево Попова
Докучаево Попова
Детская городская больница Попова
Детская краевая больница Попова
Озёрная Попова
Сады Космонавтов проспект
Оптово-розничный рынок Алтайского края (База) Космонавтов проспект
Завод АТИ Космонавтов проспект
Шинный завод (БШЗ) Космонавтов проспект
РТИ Космонавтов проспект
Станция Поток Космонавтов проспект
Алтайский моторный завод (АМЗ) 40 лет Октября
Гипермаркет Алтай Космонавтов проспект
КХВ Космонавтов проспект
ТЭЦ-2 Калинина проспект
Трансмаш Калинина проспект
Северо-Западная (проспект Калинина) Калинина проспект
Северо-Западная (проспект Ленина) Ленина проспект
ДК Сибэнергомаш Ленина проспект
Матросова (проспект Ленина) Ленина проспект
Новый рынок Ленина проспект
Площадь Октября Ленина проспект
пл. Победы (бульвар Защитников Сталинграда) Строителей проспект
Молодёжная (Красноармейский проспект) Красноармейский проспект
Аграрный университет Красноармейский проспект
Кинотеатр Первомайский ( ул. Чернышевского) Красноармейский проспект
Сити-центр Красноармейский проспект
Анатолия (Красноармейский проспект) Красноармейский проспект
Пушкина (Демидовская площадь) Красноармейский проспект
пл. Свободы Социалистический проспект
2.3 Чем заинтересовать во время экскурсии в Барнауле:
Барнаул – один из крупнейших сибирских городов и столица Алтайского края. Город расположен в равнинной местности, одновременно на двух реках: реке Барнаулке и левом берегу полноводной сибирской реки Обь, берущей начала в горах Алтая. Большая часть города располагается в Ленточном бору, где берет начало реликтовый ленточный сосновый бор – уникальная растительная зона, не встречающаяся больше нигде на планете. Количество солнечных дней в Барнауле – 230 дней, почти столько же, как в Крыму.
Начиная с 1730 года на протяжении почти 150 лет, в городе Барнауле выплавлялось 90% серебра Российской Империи. Управление производством барнаульского сереброплавильного завода обеспечивалась горными офицерами, высокообразованными чиновниками, военными, которые имели высший социальный статус. Благодаря им, в Барнауле развивалась светская жизнь, а город стал культурным и интеллектуальным центром Сибири.
Исторически Барнаул развивался как горнозаводской, купеческий, затем как промышленный город. Все эти эпохи развития можно наблюдать в сохранившейся архитектуре
Климат Барнаула позволяет выращивать экоурожай с большим содержанием полезных компонентов. Этому способствуют плодородные земли и большое количество солнечного света.
Благодаря близкому расположению крупного лесного массива, в 15 минутах езды от центра города расположены санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные объекты, лыжные базы, базы отдыха и гостиницы, где могут отдыхать и оздоравливаться гости города.
Также природно-климатические условия Барнаула позволяют в ленточном бору поддерживать здоровый образ жизни. Здесь круглый год функционирует «Трасса здоровья» протяженностью 25 км. В зимнее время года на ней проходят лыжные марафоны и работают зоны отдыха, а летом она используется велосипедистами и любителями скандинавской ходьбы.
Для любителей экстрима в нагорной части города расположен горнолыжный комплекс «Авальман». В зимнее время здесь действует прокат горнолыжного оборудования и работают подъемники, летом комплекс принимает гостей для спокойного отдыха и прогулок, пикников и организации праздничных мероприятий с завораживающим видом на реку Обь.
2.4 Актуальность такой поездки подтвердил опрос старшеклассников.
Всего3,6 % гуляют по архитектурным и историческим местам в городе. Трамвай, как вид транспорта для путешествий не указан. Путевку тура по нашему городу выбрали бы всего– 4,5%. 500-1000 рублей – 52,3% могли бы потратить на экскурсию по городу. Экскурсия на трамвае по степени конфортности выбрали – 4,5% опрошенных
Глава 3. Соцопрос учащихся школы №53
Результаты исследования:
Ежегодно – 32,1%
1-2 раза в год – 36,6%
Никогда не был в отпуске – 31,3%
Дома – 68,8%
Прогулка по архитектурным достопримечательностям города – 3,6%
Прогулка по природным зонам - 25%
Прогулка по культурным местам – 12,5%
На машине – 73%
На железнодорожном транспорте – 14,4%
На самолете – 12.6%
Путевку за границу – 73%
Путевку тура по России – 22,5%
Путевку тура по нашему городу – 4,5%
300 – 500 рублей – 35,1%
500-1000 рублей – 52,3%
Более 2000 рублей – 12,6%
Экскурсия на трамвае – 4,5%
Экскурсия на автобусе – 36,6%
Экскурсия пешком – 58,9%
В анкетировании приняли участие 112 человек
3.1 Вывод:
За 28 рублей ученики нашей школы охотно бы согласились проехать трамвайным маршрутом №1 ,чтобы совершить обзорную экскурсию по нашему городу. Подводя итог моим исследованиям можно сказать, что горожане любят путешествовать; но выходные проводят дома в кругу семьи; предпочитают отдых за пределами родного города и путешествовать любят с комфортом; за отпуск готовы потратить около 20-40 тыс. рублей
Глава 4. Заключение
Подводя итог нашим исследованиям можно сказать, что горожане любят путешествовать; но выходные проводят дома в кругу семьи; предпочитают отдых за пределами родного города и путешествовать любят с комфортом; за отпуск готовы потратить около 20-40 тыс. рублей. Оказывается, чтобы совершить небольшое путешествие не надо много денег. И познавать мир начинать нужно со своей маленькой Родины. Предметом проекта была целесообразность экскурсионного туризма на трамвае в нашем городе, мы его рассмотрели познавательной и экономической стороны. Гипотеза: Возможно ли совершить ознакомительную экскурсию по Барнаулу дешевле? Ответ получен- можно и намного дешевле. Цель: Изучение особенностей туризма в городе и разработка проекта экскурсионного маршрута для Барнаула на обычном трамвае достигнута.
И теперь есть предложение осуществить данную экскурсию.
Список литературы
Городские маршруты https://www.24tr.ru/barnaul/route/5847/
Дом и семья https://dom.sibmama.ru/tramvai-barnaul.htm
Дом и семья https://dom.sibmama.ru/index.htm?r=220
Достопримечательности городов России и Зарубежья https://gulaytour.ru/barnaul.html
Достопримечательности город Барнаул https://tripplanet.ru/dostoprimechatelnosti-barnaula/
Официальный сайт города Барнаул https://barnaul.org/gorod/tourism/
Официальный сайт алтайского края https://www.altairegion22.ru/info/tour/
Производитель.рф https://xn--b1aedfedwrdfl5a6k.xn--p1ai/location/altajskij-kraj
Трамвайный маршрут http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9_%E2%84%96_1_(%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BB)
Транспорт в России http://forum.tr.ru/read.php?12,1112626,page=all
5. Приложения
Приложение 1
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Приложение 2
Рис.1
Рис.2
Приложение 3
Рис.1
рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Рис.10
Рис.11
Рис.12
Рис.13
Рис.14
Рис.15
Рис.16
Рис.17
Рис.18
Рис.19
Рис.20
Рис.21
Рис.22
Рис.23
Рис.24
Рис.25
Рис.26
Рис.27
Приложение 4
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
17