МКУ “Комитет по образованию” АМО “Еравнинский район”
МБОУ ДО “Центр детского творчества”
МАОУ “Усть-Эгитуйская средняя общеобразовательная школа”
XI районная экологическая научно-практическая конференция учащихся (2-4) классов “Экология родного края”
Номинация: “Экология водоемов и воздушного бассейна”
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:
“УДА - РЕКА МОЕГО СЕЛА”
Автор: Дампилов Аюша О.
ученик 4 класса
Руководитель:
Будаева Зоригма Цыден-Дамбаевна
к/т: +7 (950) 384-63-07
e-mail: [email protected]
c. Усть-Эгита
2022 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Основное содержание. “Уда - река моего села”.........................................4
1.1 Географическое положение………………………………………..4
1.2 Происхождение названия реки Уда……………………………….4
2. Практическая часть исследования………………………………………...5
2.1 Наблюдения за рекой в разные времена года……………………5
2.2 Опыты………………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………………6
Список литературы…………………………………………………………...7
Приложения…………………………………………………………………...8
Введение
Актуальность исследования: реки называют голубыми артериями Земли. Они покрывают весь земной шар как будто голубой паутиной. Реки играют огромную роль в жизни всех людей, населяющих планету. Издавна люди использовали воду рек в своих целях. Реки использовали для орошения земель, для перевозки грузов, по берегам полноводных рек возникали первые районы земледелия. В современном мире мы столкнулись с тем, что реки начали высыхать.
Цель: расширение кругозора, знаний о реке Уда и воспитание любви, бережного отношения к природе.
Задачи:
изучить географическое положение реки Уда
узнать происхождение реки Уда
рассказать одноклассникам про ценность нашей реки
создать брошюру про реку Уда
Гипотеза моего исследования: я предположил, что если я сделаю брошюру про нашу реку Уда, про то, как важно бережно относиться к ней, то мы сможем сохранить чистоту нашей реки и природы вокруг. Чтобы доказать, что наша река бесценная, я решил провести опыт. Который по моим наблюдениям должен подтвердить мою гипотезу.
1. Основное содержание. “Уда - река моего села”
1.1 Исторические сведения о формировании реки Уда
Слово Уда на бурятском языке произносится как Удэ — это река в Забайкалье, правый приток Селенги, который протекает по территории Хоринского, Забайкальского, Еравнинского районов и городского округа Улан-Удэ Республики Бурятия.
Исток Уды находится на Витимском плоскогорье (см. рис. 1) в 45 км к востоку от Соснового озера системы Еравнинских озер. Основное направление течения реки — юго-западное. До района улуса Хангир около 140 км. Уда течёт в горно-таежной ненаселенной местности.
1. 2 Происхождение названия реки Уда
Существует несколько версий происхождения названия реки:
наиболее вероятная, от древнемонгольского “уда” — “ива”. По наличию зарослей ивовых по берегам и островам реки, что согласуется с действительностью.
от монгольского слова «удэ», что в переводе означает «полдень». Древняя легенда говорит, что однажды монгольские войска или кочевники прибыли к этой реке во время обеда, в полдень, и назвали безымянную реку Удой.
Питание реки в основном дождевое. То есть основной сток воды формируется в период с июня по сентябрь во время дождей. Первые осенние ледовые явления начинаются в конце октября. Характерен осенний ледоход, продолжающийся в среднем 22 дня. Лёд начинает формироваться в конце ноября. В верховьях и в среднем течении река перемерзает ежегодно. Весеннее вскрытие реки происходит в конце апреля. Общая продолжительность периода с ледовыми явлениями составляет 192 дня. Воды реки используются для орошения, также для домашнего использования местными жителями, что проживают вдоль реки.
2. Практическая часть исследования
2.1 Наблюдения за рекой в разные времена года
Есть три вещи, на которые можно смотреть вечно, как горит огонь, работает человек и течет вода. Мы с моей семьей живем возле реки Уда и я с детства наблюдаю за ней все четыре сезона. И красота, которую творит природа, восхитительна. С фотографиями из моего личного архива вы можете ознакомиться в приложении рис 2, 3, 4, 5.
2.2 Эксперимент
В прошлом году мои родители установили скважину дома и сейчас мы пользуемся водой оттуда, а до этого мы с папой ходили за водой на речку. Я начал замечать, что вода с реки и с крана по вкусу и ощущению отличаются. Поэтому решил провести эксперимент. Смысл эксперимента заключается в том, что мы будем сравнивать воду из под крана с водой из речки. Для проведения данного опыта нам понадобятся:
Действия моего эксперимента вы можете увидеть в приложении рис 6, 7.
В результате при выполнении практической части мы убедились, что вода из реки более эффективнее справилась с загрязнением на одежде. Что подтверждает нашу гипотезу.
Заключение
Подводя итоги исследовательского проекта “Уда - река моего села” можно сделать такие выводы, что река Уда:
достаточно большая река, которая простилается во многих районах нашей республики;
имеет интересное значение названия;
в основном формируется во время дождей в летний период;
намного мягче на вкус по сравнению с водой из скважины;
эффективнее при использовании в хозяйстве.
В заключение я хотел бы призвать своих одноклассников, сверстников и всех односельчан бережно относиться к нашей природе, ведь это наше богатство.
Список использованной литературы:
Ангаро-Енисейский район. Вып. З. Забайкалье/ Под ред. В.И. Зильберштейн. - Л.: Гидрометеоиздат, 1966. - 159 с.
Уда\\ “Водоемы России”
Государственный водный реестр РФ: Уда. Архивировано из первоисточника 10 марта 2012.
Приложения
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Вода с реки; Вода из скважины.