ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….….
Основная часть
Глава 1. Удивительная вода
1.1. Интересные факты о воде...........................................................................
1.2.Опыты, демонстрирующие удивительные свойства воды ..................
Глава 2. Анализ воды
2. 1. Органолептические показатели воды
2.2 Очистные сооружения города Троицка
2.3 Анкетирование одноклассников…………………………………………
Заключение………………………………………..……………………….…
Список литературы………………………………………………………….
Введение
Вода-колыбель жизни. Без воды жизнь на планете Земля не смогла бы даже появиться. Не будь ее, не было бы ни растений, ни животных. Не было бы и нас. Вода используется везде: в сельском хозяйстве, в промышленности, в быту. Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. Вода — самое удивительное вещество на Земле. Без нее не может существовать ни один живой организм. Ни какие биологические, химические реакции, и технологические процессы не могут протекать без воды. Нам захотелось понять, почему вода - самое удивительное вещество, в чем ее уникальность. В настоящее время вопросы качества питьевой воды также не утратили своей актуальности. Качество питьевой воды связано с состоянием здоровья населения, экологической чистотой продуктов питания. Для нормального функционирования организма нужна вода, не содержащая вредных примесей и механических добавок, т.е. хорошего качества. И мы решили исследовать воду и провести анализ воды.
Цель: исследовать воду и изучить ее уникальные свойства.
Задачи:
-
изучить информацию по данной теме;
-
провести анкетирование одноклассников;
-
построить диаграммы по результатам опроса;
-
провести анализ воды и опыты, демонстрирующие удивительные свойства воды;
-
создать буклет для учеников начальной школы «Вода-это жизнь»
Гипотеза: Вода - самое удивительное вещество, обладающее уникальными свойствами.
Объект исследования: вода
Предмет исследования: свойства воды.
Методы исследования:
-анализ литературных источников;
- анкетирование учащихся 4 го класса;
- наблюдение, сравнение, эксперимент, органолептические методы и метод
химического анализа.
Основная часть
Глава 1. Удивительная вода
1.1. Интересные факты о воде
Факт первый: самая чистая вода в Финляндии
По данным ЮНЕСКО, самая чистая вода находится в Финляндии. Всего в исследовании свежей природной воды принимало участие 122 страны. При этом 1 млрд людей по всему миру вообще не имеет доступа к безопасной воде.
Факт второй: лед быстрее получить из горячей воды
Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода.
Точного ответа на вопрос, почему все-таки горячая вода замерзает быстрее холодной, до сих пор не существует. Возможно, дело в разнице в переохлаждении, испарении, образовании льда, либо причина в воздействии разжиженных газов на горячую и холодную воду.
Факт третий: сверхохлаждение воды
Из уроков окружающего мира мы знаем, что вода замерзает при 0 градусов, а при 100 градусах закипает. Однако существует так называемое сверхохлаждение воды. Таким свойством обладает очень чистая вода – без примесей. Даже при охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Но и в том, и в другом случае существуют температуры, при которых вода станет льдом или закипит.
Факт четвертый: у воды более 3 состояний
У воды есть 3 агрегатных состояния: жидкое, твердое и газообразное. Однако ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.
Факт пятый: вода как стекло
Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. При минус 120 градусах по Цельсию вода становится сверхвязкой или тягучей, а при температуре ниже минус 135 градусов она превращается в "стеклянную" воду. "Стеклянная" вода – это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.
Факт шестой: основа жизни – это вода
Вода – основа жизни. Все живые животные и растительные существа состоят из воды: животные – на 75%, рыбы – на 75%, медузы – на 99%, картофель - на 76%, яблоки - на 85%, помидоры - на 90%, огурцы - на 95%, арбузы - на 96%. Даже человек состоит из воды. 86% воды содержится в теле у новорожденного и до 50% у пожилых людей.
Факт седьмой: вода – переносчик болезней
Вода не только дарит жизнь, но может и отнимать ее. 85% всех заболеваний в мире передается с помощью воды. Ежегодно 25 млн. человек умирает от этих заболеваний.
Факт восьмой: вода как диета
С помощью воды можно бороться с лишним весом. Употребляя из напитков только воду, можно резко снизить общую калорийность рациона. Во-первых, потому, что человек прекращает пить калорийные сладкие газировки и соки, во-вторых, потому, что после воды меньше тянет взять сладостей, как в случае с чаем или кофе
Факт девятый: вода для здорового сердца
Вода помогает снизить вероятность сердечного приступа. Во время исследований ученые выяснили, что те люди, которые пьют около шести стаканов воды в день, меньше подвержены риску сердечного удара в отличие от тех, кто выпивает всего два стакана.
Факт десятый: есть вода, которая горит.
Существует и опасная вода. Так, например, в Азербайджане есть вода, в которой много метана, поэтому она может загореться, если поднести к ней спичку. А в Сицилии в одном из озер есть подводные источники кислоты, которые отравляют всю воду в этом водоеме.
Факт одиннадцатый:
А также интересным фактом про воду является то, что вода при замерзании расширяется. Именно от этого лопаются системы отопления, если зимой в них постоянно не прогонять теплую воду (Головин Ю.И.,2000г)
1.2.Опыты, демонстрирующие удивительные свойства воды
Опыт «Карандаши»
Для данного эксперимента нам понадобится:
полиэтиленовый пакет;
карандаши;
вода;
Ход исследования:
1. Налейте воду в полиэтиленовый пакет
2. Возьмите остро отточенный карандаш
3. Резко проткните карандашом пакет
Вывод:
Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей
Опыт «Плавающее яйцо»
Для данного наблюдения нам понадобится:
2 пластиковых стакана;
соль;
2 сырых яйца;
вода.
Ход исследования:
1. Налейте в стаканы воду
2. Поместите в стаканы по яйцу
3. Сравните
Вывод:
Все то же яйцо плавало на дне банки, и мы стали насыпать в воду соль. По мере того, как соляной раствор становился все более насыщенным и, соответственно, плотность воды увеличивалась, — яйцо стало всплывать. Сколько бы мы не «топили» яйцо, оно все равно всплывало на поверхности.
Опыт «Шар в банке»
Для данного наблюдения нам понадобится:
стеклянная банка;
шарик;
вода любой температуры;
горячая вода (для нагревания банки)
Ход исследования:
1. Наливаем в банку горячую воду
2. Пока банка нагревается, мы наливаем в шарик воду любой температуры
3. После того как банка хорошенько нагреется мы аккуратно сливаем воду
4. Шарик с водой кладём на горлышко банки
5.Наблюдаем как шарик постепенно проникает в банку
Вывод:
Секрет данного опыта заключается в том, что нагретые стенки банки или вазы после опустошения начинают отдавать тепло воздуху, находящемуся внутри тары. Молекулы этого воздуха начинают двигаться в ускоренном темпе, и когда мы кладем шарик на горлышко посудины, то возникает разница в давлении внутри и извне. Поэтому шарик и проходит внутрь банки без каких-либо особых препятствий.
Опыт 1 «Оптическое яйцо»
Для данного наблюдения нам понадобится:
2 сырых яйца;
пластиковый стакан;
вода;
Ход исследования:
1. В пластиковый стаканчик мы наливаем воду
2. Одно яйцо погружаем в воду, а другое яйцо держим в руке
3. Смотрим и сравниваем оба яйца
Вывод:
Предмет, погруженный в воду, кажется больше своих реальных размеров из-за преломления лучей света при прохождении из одной оптической среды (воздух) в другую (вода). В этом случае вода выполняет роль увеличительного стекла
Опыт 2 «Магический стакан»
Для данного эксперимента нам понадобится:
пластиковый стаканчик;
вода;
бумага;
Ход исследования:
1. Наливаем в пластиковый стаканчик воду
2. Сверху на пластиковый стаканчик ложем листочек бумаги
3. крепко прижимаем листок к стакану и резко переворачиваем
Вывод:
Бумага держится за счёт того, что в стакане ещё остался воздух
Опыт 3 «Радужная вода»
Для данного эксперимента нам понадобится:
вода;
сахар;
краски;
кисть;
шприц;
стаканы (1 большой, 4 маленьких)
Ход исследования:
1.В первый стакан налить вода, и окрасить красной краской
2.Во второй стакан налить воду, добавить одну ложку сахара и окрасить в зелёный цвет
3.В третий стакан с водой положить две ложки сахара, воду окрасить синей краской
4.В каждом стакане хорошо перемешать сахар
5.В чистый стакан по порядку налить шприцом содержимое стаканов, начиная с красного цвета. Добавлять цвета нужно аккуратно.
Вывод:
Большое количество сахара повышает плотность воды
Опыт 4 «Проверяем оптические свойства воды»
Оборудование: банка с водой, яйцо, монета и карандаш.
В процессе работы мы выявляли свойство воды увеличивать предметы. Для этого мы опускали в банку с водой сначала яйцо, затем карандаш, а в конце под дно банки подкладывали монетку.
Результат: каждый раз вода выполняла роль увеличительного стекла.
Вывод: предмет, погружённый в воду, кажется больше своих реальных размеров из-за преломления лучей света при прохождении из одной оптической среды (воздух) в другую (вода).
Опыт 5 «Правда ли вода увеличивается в объёме при нагревании?»
Оборудование: узкая бутылка, подкрашенная вода, маркер, металлическая кружка.
Мы налили воды в бутылку (температура воды изначально была около 20 0С) и отметили уровень воды маркером. Далее нагрели бутылку на водяной бане при помощи металлической кружки (температура воды при этом была около 80 0С).
Результат: после нагревания было заметно, что уровень воды в бутылке стал выше.
Вывод: вода действительно расширяется при нагревании. Если продолжить нагревать бутылку с водой, то вода постепенно испариться - это еще одно свойство воды (свойство испаряться).
Опыт 6 «А что происходит с водой при замерзании?»
Все мы знаем, как лопается стеклянная бутылка, наполненная доверху водой, при замерзании. Но как показать это свойство быстро и безопасно?
Оборудование: пластмассовая баночка и вода.
Мы заполнили пластмассовую баночку до верха водой и плотно закрыли крышкой. Затем положили в морозилку.
Результат: когда вода замёрзла и превратилась в лёд, она выдавила крышку.
Вывод: вода способна расширяться при замерзании в отличие от других веществ, которые сжимаются. Это обусловлено её молекулярным строением.
Опыт 7 «Проверяем силу воды»
Оборудование: пластиковая карточка, стакан, вода и монеты.
Сначала кладём карточку на пустой стакан и пробуем положить на её край монету.
Результат: карточка падает.
Теперь доверху нальём воду в стакан и повторим опыт. Аккуратно будем класть по одной монетке на край карточки.
Результат: вода удержала 6 монет.
Вывод: Чем больше площадь соприкосновения поверхности воды с карточкой, тем больше нужно приложить силы, чтобы нарушить эту связь.
Опыт 8 «Тонет – не тонет»
Оборудование: банка с водой, яйцо, соль.
Банку наполняем чистой водой и опускаем в неё яйцо.
Результат: яйцо опустилось на дно, «утонуло».
Затем в банку насыпаем поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды) и опускаем туда яйцо.
Результат: яйцо осталось на поверхности.
Вывод: это объясняется тем, что солёная вода плотнее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Опыт 9 «Цветные слои»
Оборудование: прозрачная бутылка, подсолнечное масло и подкрашенная вода.
Наполним бутылку подсолнечным маслом и подкрашенной водой, при этом треть бутылки оставим пустой и плотно закроем крышку.
Результат: жидкости не смешались - вода опустилась на дно, а масло поднялось наверх.
А теперь попробуем хорошенько встряхнуть нашу волшебную бутылку.
Результат: через несколько секунд всё вернётся на свои места.
Вывод: так происходит, потому что структура подсолнечного масла менее тяжёлая и плотная, чем у воды.
Опыт 10 «Можно ли зубочисткой поднять кубик льда?»
Оборудование: кубик льда, ёмкость с водой, зубочистка и соль.
Кубик льда кладём в миску с водой, аккуратно прикладываем сверху зубочистку и посыпаем вокруг неё совсем немного соли. Теперь подождём пару секунд и поднимем зубочистку.
Результат: зубочистка приклеилась ко льду настолько сильно, что поднимает весь кубик!
Вывод: секрет прост - во всем «виновата» соль. Чтобы замёрзнуть, солёной воде необходима более низкая температура, чем пресной. Посыпав соль на кубик, мы заставили лёд таять. При этом солёный раствор постепенно стекает в ёмкость, а зубочистка вмерзает в новообразованный лёд.
Глава 2. Анализ воды
2.1 Органолептические показатели воды
(с помощью органов чувств).
Вода, которую мы пьем, должна быть чистой. Прежде всего, необходимо оценить ее физические свойства: пригодная для питья вода прозрачная, без запаха и вкуса.
Органолептические показатели воды – это такие показатели воды, для определения которых мы используем наши органы чувств (зрение, обоняние, вкус). Органолептическая оценка, может быть проведена быстро и без каких – либо приборов. К органолептическим характеристикам относятся цветность, мутность (прозрачность), запах, вкус и привкус.
Органолептическая оценка качества воды – обязательная начальная процедура ее санитарно – химического контроля. И для этого метода используются следующие материалы и оборудование.
Материалы и оборудование: три пробирки, молоко, водопроводная вода и вода из родника в весеннее время, 100мл питьевой воды, колба с широким горлом емкостью 150 – 200 мл, стекло, шкала интенсивности запаха, спиртовка.
Определение мутности (прозрачности)
Цель: определить мутность воды.
Ход работы
1.Пронумеровали пробирки с растворами.
2.Налили в первую пробирку воду из под крана на высоту 10 – 12 см.
3. Налили во вторую пробирку воду из родника на высоту 10 -12 см.
4. Налили в третью пробирку воду с добавлением молока на высоту 10 – 12 см (Цыбасова, В.И.,2009г)
Оценка результатов: определили мутность воды в каждой пробирке, рассматривая их на светлом фоне при достаточном боковом освещении. Выбрали подходящую степень мутности по таблице и обозначили номер пробирки. Мутность отсутствует
Определение запаха
Цель: определить запах воды.
Ход работы
1.Налили в колбу 100 мл водопроводной воды, закрыли стеклом и нагрели до 40 – 50 градусов.
2.Встряхнули колбу вращательным движением, сняли стекло и определили характер и интенсивность запаха по таблице. (Цыбасова, В.И.,2009г)
Оценка результатов: запах воды не ощущается
Определение вкуса и привкуса воды
Цель: определить вкус и привкус воды.
Ход работы
1.Налили в колбу 100 мл водопроводной воды, закрыли стеклом и нагрели до 20 градусов.
2.Набрали воды в рот, подержали ее несколько секунд, определили вкус и привкус по таблице (Цыбасова, В.И.,2009г)
Оценка результатов: вкус и привкус не ощущается
2.2 Свойства воды.
Вода, являясь жизненно необходимым веществом для живых организмов в целом и человека в частности, все же может оказать пагубное влияние.
Избавится от постоянной жесткости воды можно путем добавления к ней соды. Высокая жесткость ухудшает органолептические свойства воды, придавая ей горьковатый вкуси оказывая отрицательное действие на органы пищеварения.
Существует множество способов снизить жесткость воды в домашних условиях.
-
Кипячение. Чтобы смягчить воды нужно прокипятить ее на протяжении 45-60 минут. Затем воду охлаждают и дают ей отстояться в течении нескольких часов, чтобы выпал осадок.
-
Вымораживание. В пластиковый сосуд наливается вода и помещается в холодильник. Изо льда после оттаивания получится талая, достаточно мягкая вода.
Вред, наносимый жесткой водой технике и предметам быта, заключаются в следующем:
-
Мыльные средства из-за большого количества солей в воде плохо пенятся и отмывают загрязнения.
-
Кроме плохого вспенивания мыльных средств, из-за контакта жесткой воды с ними образуются разводы и твердый налет на сантехнике и поверхности посуды, т.к. выпадает солевой осадок.
-
В процессе нагревания воды в электроприборах, соли не просто выпадают в осадок, а кристаллизуются и выпадают в виде накипи.
2.3 Меры по охране и очистке воды в городе Троицке
Очистные сооружения канализации (ОСК) расположены в черте населенного пункта г. Троицка, на левом берегу Троицкого водохранилища на реке Уй. Сооружения построены по проекту института Челябгражданпроект и введены в эксплуатацию в 1990г. Проектная производительность ОСК - 50 тыс.м 3/сут., фактически через сооружения в настоящее время проходит 15-20 тыс. м3 /сут.
Городские сточные воды через 11 канализационных насосных станций (КНС), расположенных в разных районах города собираются и перекачиваются на главную канализационную насосную станцию (ГКНС). От ГКНС сточная вода перекачивается в приемную камеру ОСК по двум коллекторам диаметром 600мм.
ОСК построены с полным циклом механической и биологической очистки сточных вод.
В состав механической очистки входят сооружения:
1. Здание решеток.
В здании были установлены решетки РМУ-2 для извлечения крупных плавающих отбросов из сточной воды. В 2001г. взамен устаревших решеток РМУ-2 приобретены и установлены агрегаты очистки сточных вод (АОСВ), представляющие собой непрерывно движущуюся решетку с шириной нрозоров 5мм., что позволило более эффективно извлечь из сточной воды крупные плавающие отбросы.
2. Песколовки.
Минеральные вещества (в основном песок) задерживаются в двух песколовках с круговым движением воды. Осевший песок перекачивается на песковые бункера для обезвоживания.
3. Первичные отстойники.
Сооружения радиального типа, где производится первичное отстаивание нерастворимой взвеси. Эффективность работы отстойников составляет 50% по взвешенным веществам.
В состав биологической очистки входят сооружения:
1. Аэрртенки.
Сооружения двухкоридорного типа с рассредоточенным впуском сточной воды, в котором происходит смешение активного ила при непрерывной аэрации с осветленной сточной водой, что обеспечивает сорбцию загрязнений активным илом и их внутриклеточного окисления микроорганизмами.
2. Вторичные отстойники.
Сооружения радиального типа, где производится отделение активного ила от очищенной сточной воды.
3. Контактные резервуары.
Сооружения предназначенные для контакта жидкого хлора с очищенной сточной водой. В настоящее время обеззараживание не производится.
Очищенная сточная вода транспортируется по трубопроводу диаметром 1000мм к месту выпуска, который располагается в верхней части Троицкого водохранилища на реке Уй, на левом берегу, на 3,0 км ниже впадения реки Увелька, на территории г. Троицка.
Очистка воды предусмотрена по следующей схеме:
- первичное хлорирование - реагентная обработка воды коагулянтом, флокулянтом, известью - хлопьеобразование - отстаивание - фильтрование - вторичное хлорирование.
Расчетную дозу, введения реагентов, дает лаборатория. Если в осенне-зимний период показатели качества воды улучшаются, то в этот период коагулянт, флокулянт, известь не используются.
Вода, обработанная реагентами, направляется в камеры хлопьеобразования, где происходит образование крупных хлопьев.
Далее вода поступает в горизонтальные отстойники, где достигается эффект осветления воды. Из отстойников осветленная вода собирается в сборный лоток и по самотечным трубопроводам направляется на скорые фильтры на доочистку. Фильтрация происходит через 2-х метровую загрузку из кварцевого песка и циалита. Очищенная и обеззараженная вода собирается в два резервуара емкостью 2000 м3 каждый, расположенных на очистных сооружениях водозабора. Далее насосами, насосной станции 2 подъема подается потребителю.
2.3 Анкетирование одноклассников
Так как мы проживаем в сельской местности мы решили провести опрос среди ребят нашего класса.
В опросе участвовало 14 учеников нашего класса и 6 учителей нашей школы.
Вопросы
Опасно ли загрязнение воды для человека?
Знаете ли вы о водоочистных сооружениях в нашем городе?
Откуда в вашем доме берется вода?
Есть ли у вас в семье собственная система очистки воды?
Должен ли каждый человек беречь воду?
Из результатов таблицы я сделал вывод, что взрослые и большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но не все участники опроса знают о водоочистных сооружениях нашего города.
Заключение
Окружающая нас вода — это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Работая над проектом, мы изучили интересные факты о воде, провели органолептический анализ воды, разработали буклет для учащихся нашей школы, в котором описали опыты, которые можно использовать во внеклассной деятельности. Выполняя работу, мы получили большой практический опыт по исследованию воды.
В своей работе мы попытались познакомить вас также и со свойствами воды и провести опыты, подтверждающие их. На основании проведенных опытов нам открылись новые, ранее не изученные нами свойства воды. Мы узнали много нового и интересного. Гипотеза наша подтвердилась. Выполняя работу мы доказали, что вода является в природе самым удивительным веществом на Земле, обладающая уникальными свойствами.
Оказалось, что проведение опытов – это не только способ изучения, но и способ очень весело проводить время. Такие опыты-фокусы знакомят нас с удивительными свойствами самой простой воды. Да, она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, обладает теплоемкостью и хороший растворитель. Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег, гололед, изморозь – все это вода в разных состояниях. Без нее не обходятся ни в одном уголке нашей планеты. Ее влияние поистине огромно. Люди должны сохранить присутствие воды в нашей жизни. Это и подводит нас к пониманию того, что вода - уникальное вещество, несущее информацию о Жизни. 22 марта отмечают Всемирный день Воды. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы!
Свою работу мы хотели закончить следующими строками:
Список источников информации
Литература:
-
Алексеева М.Н. Физика - юным. – Москва, Просвещение,1980.
-
«Большая Российская Энциклопедия», том 5 – Москва, научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2006.
-
«Большая энциклопедия эрудита»– Москва, издательство «Махаон», 2004.
-
Дж.Эллиот, К.Кинг «Детская энциклопедия» – Москва, Росмэн, 1994.
-
Головин Ю.И. Вода и лед – знаем ли мы о них достаточно?
-
Исмаилова С. «Энциклопедия для детей. География» – Москва, Аванта+, 2000.
-
Справочник школьника по химии / Под ред. Кузьменко Н.Е., Еремина В.В. – Москва, Экзамен, 2007.
-
Энциклопедия «Что такое. Кто такой» – Педагогика-Пресс, Москва,1995.
Сайты в Интернете:
http://www.nkj.ru/ - «Наука и жизнь». Электронное издание.
http://www.znanie-sila.ru/ - «Знание-сила» - научно-популярный журнал
http://www.youtube.com/watch?v=NQQbrgjGukI - «Необычные свойства воды»
http://www.youtube.com/watch?v=YuyQiBBGxvs - «Великая тайна воды»
http://www.youtube.com/watch?v=u4y1mNHW8is - «Вода. Новое измерение»
http://www.o8ode.ru/article/answer/ice/voda_pri_4degc.htm - молекулы воды
http://www.youtube.com/watch?v=sbCW2RydyLU - эксперименты
Иллюстрации:
-
Собственные фотографии
-
https://yandex.ru
Приложение №1
Фото№1 Опыт «карандаши» Фото№2 Опыт «Плавающее яйцо»
Фото№3 Опыт «Цветок» Фото№4 опыт «Шар в банке»
Фото№5 Опыт «Оптическое яйцо»
Фото№6Опыт «Магический стакан»
Фото№7 Опыт «Сломать карандаш водой?»
Фото №8 Опыт «Волшебные фломастеры»
Фото №9 Опыт «Радужная вода»
тттттттттттттт
Фото №10 Опыт «Лава»
Приложение №2
Диаграмма №1 Диаграмма №2
Диаграмма №3 Диаграмма №4
Диаграмма №5 Диаграмма №6
Приложение №3
Таблица№1 «Определение мутности (прозрачности) воды»
Степень мутности | Номер пробирки |
Мутность отсутствует | №2 |
Слабо мутная | №1 |
Мутная | ----- |
Очень мутная | №3 |
Фото№11. «Определение мутности
(прозрачности) воды»
Таблица№2 « Определение запаха воды»
Интенсивность | Характеристика запаха | Балл |
Отсутствует | Запах не ощущается | 0 |
Очень слабый | Запах обнаруживается только опытном наблюдателем, а вы его не чувствуете | 1 |
Слабый | Запах обнаруживается только тогда, когда на него кто - то обратит ваше внимание | 2 |
Заметный | Запах, который вы сразу же замечаете | 3 |
Отчетливый | Запах, обращающий на себя внимание, заставляющий отказаться от питья | 4 |
Очень сильный | Запах настолько сильный, что вода для питья не пригодна | 5 |
Таблица №3 «Определение вкуса и привкуса воды»
Интенсивность | Характеристика запаха | Балл |
Отсутствует | Вкус и привкус не ощущается | 0 |
Очень слабая | Вкус и привкус не ощущается потребителем, но обнаруживается опытным исследователем | 1 |
Слабая | Вкус и привкус замечаются потребителем, если обратить на это его внимание | 2 |
Заметная | Вкус и привкус побуждают дать неодобрительную оценку воде | 3 |
Отчетливая | Вкус и привкус заставляют воздержаться от питья | 4 |
Очень сильная | Вкус и привкус вызывают отвращение к воде | 5 |
Фото№12.Определение РН водопроводной воды
Фото№13.Обнаружение хлоридов в родниковой воде
Фото№14.Обнаружение магния и кальция в родниковой воде.
28