СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Управление личными финансами как главная способность современного человека"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается анализ уровня сформированности финансовой грамотности населения России, студентов Югорского университета и школьников МБОУ «СОШ №8» города Ханты-Мансийска. Для выявления и определения уровня финансовой грамотности изучались данные исследования Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проводился анкетированный опрос студентов и школьников. Для формирования потребности в управлении личными финансами проводилась игра «Построение личного финансового плана», обучение школьников 9-11 классов правильному формулированию финансовых задач, создание личного финансового плана.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Управление личными финансами как главная способность современного человека"»







\\\\\\\\\\\\\\



























































Оглавление



1.

Аннотация……………………………………………………………………….2



2.

План исследований……………………………………………………………..3



3.

Научная статья……………………………………………………………...…..4



4.

Список источников информации…………………………..………………...13




Приложение 1. Анкета по выявлению способностей школьников и студентов в вопросах финансовой грамотности…………………………….14

Приложение 2 …………………………...…………………………………….17




Приложение 3…………………………………………...……………………..21
























































Управление личными финансами как главная способность современного человека

Попова Вероника Андреевна

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, Муниципальноеобщеобразовательноеучреждение «Средняя общеобразовательнаяшкола№8»

11 «П» класс

Аннотация

В представленной исследовательской работе рассматривается анализ уровня сформированности финансовой грамотности населения России, студентов Югорского университета и школьников МБОУ «СОШ №8» города Ханты-Мансийска.

Исследования, проведённые автором, показали, чтосуществует потребность в формировании финансовой грамотности школьников, студентов, а также наблюдался положительный эффект проведённой деловой игры по формированию умений формулировать финансовые задачи и составлять личный финансовый план.

Цель работы: сформировать потребность в финансовой грамотности школьниковдля принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи:

  1. Изучить основы личной финансовой грамотности.

  2. Изучить состояние уровня финансовой грамотности населения России.

  3. Выяснить уровень финансовой грамотности учащихся старших классов и студентов.

  4. Выявить и разработать средства обучения главным навыкам финансовой грамотности школьников через составление личного финансового плана.

Методы:изучение и анализ источников, материалов интернет-источников;опрос-анкетирование;анализ данных источников и результатов опроса, сопоставление данных.

Практическая значимость научной статьи: в результате работы над ней школьники получили полезную информацию о правилах финансовой грамотности, научились грамотно сформулировать личные финансовые цели, составить личный финансовый план.

Гипотеза подтверждена. Школьники, освоившие основы управления личными финансами, умело выполняли экономические расчёты для достижения личной финансовой цели.




Джура Елена Николаевна,

учитель математики

Управление личными финансами как главная способность современного человека

Попова Вероника Андреевна

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, Муниципальноеобщеобразовательноеучреждение «Средняя общеобразовательнаяшкола№8»

11 «П» класс

План исследований


Финансово грамотный человек XXI века - ответственный, экономный, рациональный человек, способный понимать ключевые финансовые понятия и использовать информацию о них для принятия целесообразных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию. Однако, в наше информационное столетие далеко не все люди владеют умениями учёта своих доходов, умением ориентироваться в мире финансов, распределять денежные средства, имеют собственный резервный фонд. И, более того, не все стремятся к совершенствованию своих экономических знаний. А ведь управление своими деньгами –это один из самых важных навыков, которые можно в себе развить. Любое финансовое решение должно приниматься осознанно и взвешенно.

В ближайшие годы будет расти потребность в повышении уровня финансового образования населения России, поскольку расширение спектра финансовых продуктов, их усложнение, кризисные явления в экономике делают финансовое образование необходимым для всех потребителей уже сегодня. В то же время значительная часть населения России не имеет даже минимального финансового образования, равно как и желания его получить. Результат этого – ограничение возможности граждан принимать эффективные и ответственные решения для обеспечения своего финансового благополучия.

Проблема.Как помочь школьникам сформировать потребность в повышении финансовую грамотности, управлении личными финансами?

Гипотеза.Основы управления личными финансами позволят школьникам выполнять экономические расчёты для достижения определённых финансовых целей.

В процессе исследования была проделана следующая работа:

  1. Проанализирована и проработана литература по теме исследования.

  2. Изучены основы финансовой грамотности и управления личными финансами.

  3. Проанализированы данные российских институтов экономических исследований.

  4. Проведён опрос-анкетирование школьников и студентов.

  5. Проведены деловые игры со старшеклассниками.

  6. Произведены экономические расчёты для составления собственного финансового плана.

  7. Сделаны соответствующие выводы.


Управление личными финансами как главная способность современного человека

Попова Вероника Андреевна

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, Муниципальноеобщеобразовательноеучреждение «Средняя общеобразовательнаяшкола№8»

11 «П» класс


Научная статья


Актуальность.Финансовая грамотность оказывает серьёзное влияние на жизнь конкретного человека, она позволяет не только обеспечить себя и свою семью, но и строить долгосрочные инвестиционные планы своего будущего и будущее своих детей. Одной из главных проблем, с которой столкнулось современное общество России является отсутствие финансовой грамотности, что выражается в отсутствии и умении граждан строить долгосрочные финансовые планы, формировать эффективные сбережения, а также повышать качество жизни, грамотного оценивания рисков, умения принимать ответственность за собственное финансовое благополучие и благополучие свой семьи [1].

Управление личными финансами в современных условиях приобретает особое значение в силу ряда объективных причин: – значительное влияние уникальных факторов, прежде всего внешней среды, на уровень доходов населения (например, санкции, пандемия). Переход к цифровой трансформации экономики подразумевает учет таких дополнительных факторов финансового риска, как недостаточность развития информационных компетенций граждан при распоряжении личными финансами[9].

В утверждённой Правительством Российской Федерации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годыпроанализирован уровень финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Рассмотрена Национальная стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации для формирования у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам.Повышение финансовой грамотности – это работа на перспективу, а значить особое место в этом процессе отводится школьникам и молодёжи [8].

Проблема.Финансово грамотный человек XXI века - это ответственный, экономный, рациональный человек, способный понимать ключевые финансовые понятия и использовать информацию о них для принятия целесообразныхрешений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию. Однако, в наше информационное столетие далеко не все люди владеют умениями учёта своих доходов, умением ориентироваться в мире финансов, распределять денежные средства, имеют собственный резервный фонд. И, более того, не все стремятся к совершенствованию своих экономических знаний. А ведь управление своими деньгами –это один из самых важных навыков, которые можно в себе развить. Любое финансовое решение должно приниматься осознанно и взвешенно. В связи с эти необходимо повышать финансовую грамотность со школьного возраста[3].

Оригинальность исследования:Социальные новообразования (ценности, знания, умения) формируются в ходе осуществления определённой деятельности. Поэтому оригинальность нашего исследования состоит в том, что практическая деятельность по формированию умения ставить правильно финансовую цель, разрабатывать личный финансовый план способствуют формированию таких новообразований.

Объект исследования:финансовая грамотность школьников.

Предмет исследования:управление личными финансами.

Гипотеза.Основы управления личными финансами позволят школьникам умело выполнять экономические расчёты для достижения определённых финансовых целей.

Новизна исследования и практическая значимость. Практическая значимость научной статьи обусловлена тем, что в результате работы над ней школьники получать полезную информацию о правилах финансовой грамотности. В рамках деловой игры научатся грамотно сформулировать личные финансовые цели, составить личный финансовый план.Данные умения и навыки будут способствовать формированию активной жизненной позиции, развитию экономического образа мышления, воспитанию ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе[2].

Основная часть.

1.Финансовая грамотность —как главная компетенция XXI века

Финансовая грамотность — это умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять бюджет, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал [4].

Самые популярные цели развития финансовой грамотности:

  • Обеспечить финансовую защищённость себе и своей семье.

  • Обеспечить качественный уровень жизни: комфортное жильё, образование, медицинское обслуживание, своевременный отдых и достойное обеспечение в старости.

  • Расширение кругозора в области финансов. Развитие навыка отличать активы от пассивов, а также варианты разумных инвестиций от замаскированного мошенничества.

  • Освоение различных финансовых инструментов, которые не только сберегают накопленные средства, но и приумножают, создавая пассивный доход.

Финансово грамотные люди уверены в собственных силах.У человека появляются не только знания и умения, но и психологическая устойчивость. Наконец, именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни [1].

3. Семейный бюджет. Каждая ячейка общества может вкладывать в это понятие отдельный смысл. Совместный бюджет ведется для того, чтобы контролировать общие траты, а также накопить на какую-либо большую покупку — автомобиль, квартиру, путешествие.

Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на временной период[1].Семья решает вести общий бюджет, чтобы достичь какой-либо цели. При этом сама цель может быть какой угодно, главное, что обе стороны пришли к взаимной договоренности.

Важные причины для ведения семейного бюджета.Улучшение благосостояния семьи — чем больше денег в семье, тем больше возможностей и перспектив.Совершение серьезной покупки — накопление необходимой суммы на улучшение жилищных условий.Ведение бухгалтерии — чтобы понимать, сколько и куда уходит денег за определенный период.Укрепление отношений — исключить выяснения и споры, кто и за что в семье должен платить.Создание финансовой подушки — на случай непредвиденных трат или потери дохода семьи.

Основа общего семейного бюджета базируется на доходах каждого члена семьи. Это может быть заработная плата, инвестиции, вклады, пенсии, социальные льготы и т.д. [9].При подсчете расходов следует учитывать следующие направления: питание, транспорт, коммунальные услуги, услуги связи, образование и спорт, отдых и развлечения, содержание домашних животных, оплаты долгов и отдельные траты каждого из супругов. Семейный бюджет разделяется на отдельные виды [4].Совместный бюджет. Суть заключается в том, что все расходы совершаются совместно, по договорённости. Раздельный бюджет представляет разделение расходов между супругами. Долевой бюджет. Его суть заключается в том, что каждый из супругов вносит в общую кассу определённый процент от своего заработка. Конечный процент обговаривается сторонами [7].

4. Пять главных навыков финансово грамотных людей

Навык 1. Планирование и учет финансовых потоков.Огромное значение имеет ежедневный учёт финансовых потоков. Грамотное планирование доходов и расходов, ведение семейного бюджета позволяет приумножить свои финансовые возможности. Не менее важным является создание сбережений и фонда для инвестирования.

Навык 2. Использование дополнительных источников дохода.Одна из причин сохранения финансовой грамотности населения на низком уровне является то, что большинство граждан в качестве единственного источника дохода видят традиционную работу по найму.

Навык 3. Правильное отношение к финансам. Огромное значение имеет правильное отношение к денежным средствам. Придётся изменить подход к финансам с потребительского на управленческое. Это означает, что необходимо избавиться от принципа “что заработал, то и потратил”.

Навык 4. Взаимодействие с финансовыми организациями. Добиться успеха практически невозможно без сотрудничества с банками, страховщиками, брокерами и прочими компаниями, которые являются частью инфраструктуры финансового рынка. Важно научиться применять предлагаемые инструменты, чтобы управлять финансами и сбережениями, а также приумножать капитал. Необходимо научиться выстраивать с банками взаимовыгодное сотрудничество. Депозиты являются отличным инструментом, который помогает сохранять накопления.

Навык 5. Грамотное инвестирование капитала. Любой человек вне зависимости от рода деятельности должен понимать: деньги могут приносить пассивный доход.Вложение денежных средств всегда сопряжено с определенными рисками. Поэтому для грамотного инвестирования принципиально научиться диверсификации.Для того, чтобы минимизировать риск, придётся вкладывать финансы в различные инструменты [4].

5. Анализ уровня финансовой грамотности населения России проводился нами на основе результатов исследованияАналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).На основании исследования можно сделать вывод о том, что доля россиян со средним уровнем финансовой грамотности выросладо 61%[9].Высокий уровень финансовой грамотности стабильно демонстрируют 10% россиян.Доля людей с низким уровнем финансовой грамотности за этот период сократилась с 44% до 29%. Уровень финансовой грамотности растет, прежде всего за счет навыков краткосрочного планирования, ведения семейного бюджета, контроля личных финансов и способности делать сбережения.

Низкий уровень финансовой грамотности характерен для людей, мало знакомых с финансовыми продуктами, для жителей сельских районов, которые не пользуются цифровыми инструментами, а также для неработающих граждан – студентов и особенно пенсионеров [5].

Молодежь — это тот фундамент, без которого невозможно построить новую экономическую систему России. Систему, в которой финансовый потенциал населения станет финансовой основой развития реальной экономики [3].

В целях оценки уровня финансовой грамотности, актуальности и наиболее эффективных способов ее повышение среди молодого поколения, НАФИ был проведен социологический опрос среди студентов в семнадцати городах России.

Финансовая грамотность студентов, по субъективной оценке, находится на достаточно высоком уровне - почти половина (45%) студентов оценивают свои знания и навыки по управлению личными финансами как хорошие и отличные. При этом студенты экономических специализаций оценивают свои знания выше - 53%.

Наименее известны студентам вопросы, связанные с потребительским кредитованием, и понимаем его стоимости и умением сравнивать стоимость различных кредитных продуктов между собой. Именно на этой сфере требуется сделать акцент в программах повышения финансовой грамотности [5].

Согласно исследованию Российского технологического университета — МИРЭА(Московский Государственный Технический Университет Радиотехники, Электроники И Автоматики), степень внедрения финансовой грамотности в школьные программы составляет 85,7%, в программы профессиональных образовательных организаций — 85,5%.

Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы с целью увеличения охвата и качества финансового образования и повышения осведомленности общественности[9].Потребность в финансовой грамотности школьников, студентов и населения подтверждают и наши результаты исследования.

5. Итоги анкетирования “Моё отношение к финансовой грамотности”

В рамках данного исследования проведено анкетирование по теме: «Мое отношение к финансовой грамотности» (Приложение 1). В анкетировании приняли участие 120 человек, из них: 60 человека – школьники, 44 – студенты ЮГУ, 16 – взрослые.

Цель:Выявление уровня финансовой грамотности школьников и студентов.

Задачи: определить уровень финансовой грамотности школьников и студентов; провести анализ результатов анкетирования .

По результатам анкетирования выявлено, что 93% опрошенных считают, что финансовая грамотность – это умение грамотно вестиучёт своих доходов и расходов. Большинство опрошенных (65%) считают, что имеют достаточные знания и навыки в области финансовой грамотности, однако 84% хотели бы получать дополнительные знания в области финансовой грамотности. Более 40% опрошенных считают необходимым изучение финансовой грамотности в школах в качестве отдельного предмета «Основы финансовой грамотности». Вопросами финансовой ситуации в стране и мире (около 60%) интересуются редко. В плане повышения уровня финансовой грамотности опрошенных интересуют следующие вопросы: планирование личного бюджета, банковские операции и функционирование пенсионной системы. Большинство (81%) считает, что для человека в современном обществе вести учет личных денежных средств и планировать бюджет необходимо. Около 79% – ведут учет приблизительно, знают в целом, сколько было денег и сколько потрачено за месяц. 64% детей полностью осознают свои мысли и чувства по отношению к деньгам, а также выяснили, что для 56% опрошенных деньги очень важны.Результаты опроса представлены на диаграммах (Рис. 1).

Рис. 1 Результаты анкетирования «Финансовая грамотность»

6. Деловая игра «Личный финансовый план». Чтобы получить собственные практические навыки по управлению личными финансами, мы изучилиматериалы «Методического пособия по задачам для деловой обучающей игры по основам потребительских знаний в области финансов у подростков 7-11 классов» (Раздел 7. Основы личного финансового планирования), разработанные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». По материалам данного пособия и разработкамфонда «Вклад в будущее» Сбербанка, мы провели деловую игру «Личный финансовый план» в 9-11 классах.

Основные результаты и выводы, полученные в ходе проведения игры:

1. Участники получили новые знания о деньгах, об их истории возникновения, значении в жизни человека и способах их накопления.

2. Научились поэтапно составлять личный финансовый план для достижения своей финансовой цели.

3. На примере личного финансового плана, провели опыт по накоплению на свою мечту, например, ноутбук, личная страница в соц. сетях, путешествие, открытие личного бизнеса, обучение в престижных Вузах страны и за рубежом [5].

Личный финансовый план — это документ, отражающий текущее положение наших дел, наши личные финансовые цели, а также план их достижения, то есть накопления и инвестирования средств. Составление финансового плана помогло участникам игры ответить на главные вопросы, например, как правильно поставить финансовую цель? Что необходимо знать и уметь, чтобы её достичь? Как составить личный финансовый план?

Практические рекомендации по организации деловых игр «Личный финансовый план»

Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем.

Рекомендации куратору. 1.Представление исходной информации. Постановка целей и задач. Обсуждение исходной информации. Демонстрация возможных результатов. Обсуждение учащимися вопросов оптимизации игрового занятия. Формирование психологического контакта. 2.Организация деятельности учащихся. Контроль за соблюдением последовательности выполнения ролевых функций. Применение заранее подготовленных приемов по укреплению дисциплины и оптимизации процесса деловой игры. 3.Создание оптимального эмоционального режима.Оптимизация эмоционального режима осуществляется эмоционально значимыми средствами: речевыми, мимикой, жестами, предметами, документами, видеозаписями, слайдами, звукозаписями, схемами, графиками. 4.Организация обсуждения результатов.Постановка задачи на текущем этапе. Подведение итогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования нами получены выводы и определены перспективы продолжения исследования.

1. Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества. Незнание основ финансовой грамотности делает человека уязвимым в сфере финансовой безопасности. Проблема особенно важна в связи с нестабильным экономическим положением.

2. Финансовая грамотность - необходимое условие социализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе и к окружающим.

3. Недостаток финансовых знаний ведет к тому, что значительная часть населения, независимо от величины доходов, принимает не всегда верное решение в управлении собственными финансами.

4. Задача повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации является актуальной и требует комплексных решений. В частности, эту задачу можно и нужно решать уже на этапе школьного образования.

5. Работа над данной темой способствует формированию основ финансовой грамотности. Полученные знания, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечат разумное поведение в экономической среде.

Данная научная статья предназначена для работы с учащимися общеобразовательной школы, для укрепления знаний по финансовой грамотности.

Личная значимость темы статьи заключается в том, что, пересмотрев поток семейных денежных средств, нами проанализированы доходы и расходы. На основе этого мы научились составлять личный финансовый план, выявили и устранили лишние расходы из семейного бюджета, а также сделали общую копилку денежных средств для будущего инвестирования капитала с целью достижения семейных финансовых целей.

Гипотеза подтверждена полученными результатами исследования

Перспективы работы мы видим продолжении данного исследования в направлении разработки новых механизмов по формированию навыков управления личными финансами у школьников и молодёжи (студентов).

Хороший уровень финансовой грамотности полезен каждому человеку. Выигрышем будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем, стабильность процветания экономики и общества.


Список источников информации

  1. Бокарев, А. Повышение финансовой грамотности – это работа на перспективу [Электронный ресурс]. URL: http://www.fingramota.org/lichnye-finansy/lichnyj-byudzhet/item/2255 (дата обращения: 14.09.2022 г.).

  2. Горяев, А., Финансовая грамота: спецпроект Российской экономической школы по личным финансам/Горев А. — М.:Изд-во Юнайтед Пресс, 2012. — 121 с.

  3. Зеленцова, А. В., Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика/Зеленцова А.В. — М.:Изд-во КНОРУС ЦИПСиР, 2012. — 106 с.

  4. Левин, А. Ю. Что такое финансовая грамотность - основы для начинающих + ТОП 9 советов, с чего начать изучение финансовой грамотности: [сайт], - Финансовая грамотность: основы финансовой грамотности + советы, с чего начать обучение (biznesmenam.com)(дата обращения: 10.09.2022 г.)

  5. Методическое пособие по задачам для деловой обучающей игры по основам потребительских знаний в области финансов у подростков 7-11 классов,разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»):[методическое пособие],- http://ou75.omsk.obr55.ru/files/2020/10/деловая-игра-по-финансовой-грамотности-1.pdf(дата обращения: 02.10.2022 г.)

  6. Родина, Л. А., Завьялова, Л.В. Управление личными финансами в современных условиях/Родина Л.А., Завьялов Л.В.–О.: Изд-во Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2020. –с 117-137.

  7. Паскевская, Н.А. Анализ современных подходов к повышению финансовой грамотности молодежи // Актуальные вопросы экономических наук.2008. №4-1. C. 254 – 259.

  8. Русанова,И. В. Что такое семейный бюджет.[статья], - Семейный бюджет: что это такое, каким он бывает, для чего нужен (brobank.ru)(дата обращения: 24.09.2022 г.)

  9. Смирнова ,Н. Д. Актуальность повышения уровня финансовой грамотности школьников. Актуальность повышения уровня финансовой грамотности школьников (cyberleninka.ru) (дата обращения: 11.09.2022 г.)

  10. Финансовая грамотность населения: проблемы, региональные практики и перспективы развития: сборник научных статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции / под редакцией Матчинова В.А., Сусляковой О.Н. - Калуга, 2021. – 298 с.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

по выявлению способностей школьников и студентов в вопросах финансовой грамотности

Цель: Выявление уровня финансовой грамотности школьников и студентов и с целью дальнейшего развития их способностей в данной области.

Задачи:

  • Определить уровень финансовой грамотности студентов;

  • провести анализ результатов анкетирования с целью подготовки мероприятий по выявленным проблемам;

  • показать студентам значимость финансовой грамотности;

  • развивать умение распоряжаться финансами.

Планируемые результаты: на основании проведенного исследования выявить – отношение обучающихся к осознанию грамотного распоряжения финансами.

  • Определить наиболее интересующие для опрошенных вопросы.

  • Скорректировать программу работы кружка финансовой грамотности, программу по налогам и налогообложению (используя блоки по темам), и т.д.

  • Спланировать изучение наиболее актуальных вопросов на элективных курсах, через кружковую работу, семинары и педсоветы на следующий учебный год.

Вопрос № 1 Как Вы считаете, что означает понятие "финансовая грамотность"? (Можно выбрать несколько ответов)

  • умение эффективно управлять личными финансами;

  • умение грамотно вести учет своих доходов и расходов;

  • иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;

  • умение разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг;

  • умение принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и нести ответственность за такие решения;

  • это фиктивное понятие, не имеющее отношение к реальной жизни; затрудняюсь ответить.

Вопрос № 2 Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам.

  • знаний и навыков нет;

  • очень плохие знания и навыки;

  • плохие знания и навыки;

  • достаточные знания и навыки;

  • хорошие знания и навыки;

  • очень хорошие знания и навыки;

  • отличные знания и навыки;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 3 Какие источники получения информации по вопросам финансовой грамотности Вы хотели бы иметь? (Можно выбрать несколько ответов)

  • специальные социальные учреждения для получения консультаций у специалистов;

  • обучающие программы по телевидению;

  • обучающие вебинары и курсы в интернете;

  • специальные печатные издания;

  • возможность прохождения специальных курсов по месту работы или учебы; возможность прохождения специальных курсов по месту жительства;

  • ничего из выше перечисленного мне не нужно;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 4 Нуждаетесь ли Вы в повышении своей финансовой грамотности?

  • да, это сейчас важнейший вопрос для меня;

  • да, сильно нуждаюсь;

  • скорее да;

  • скорее нет;

  • нет, не нуждаюсь;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 5 Как Вы считаете, необходимо ли изучение основ финансовой грамотности в школе?

  • да, это крайне важно и необходимо сейчас;

  • да, необходимо; скорее да;

  • скорее нет;

  • нет, в этом нет необходимости;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 6 В какой форме необходимо изучение финансовой грамотности в школе?

  • факультативные занятия;

  • элективные курсы;

  • отдельный предмет «Основы финансовой грамотности»;

  • в рамках курса «Налоги и налогообложение»;

  • специальные образовательные программы, проводимые участниками финансовых рынков (пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, банки и т.п.);

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 7 Как часто Вы интересуетесь вопросами финансовой ситуации в стране и мире?

  • постоянно интересуюсь этими вопросами;

  • довольно часто, держу этот вопрос под контролем;

  • иногда, эпизодически интересуюсь;

  • довольно редко обращаю на это внимание;

  • не интересуюсь, в этом нет необходимости;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 8 Какими информационными источниками Вы пользуетесь для получения сведений по вопросам финансовой грамотности? Пронумеруйте их в порядке значимости для Вас (1 – самое значимое; 2 – на втором месте и т.д.)

  • массовые периодические издания (газеты, журналы);

  • телевидение;

  • интернет, социальные сети;

  • специализированные периодические издания о мире финансов;

  • специальную литературу о финансах;

  • советы друзей и знакомых;

  • не пользуюсь ничем из выше перечисленного.

Вопрос № 9 Какие вопросы Вас больше всего интересуют в плане повышения уровня своей финансовой грамотности? (Можно выбрать несколько ответов)

  • банковские услуги (кредиты, депозиты);

  • планирование личного бюджета;

  • функционирование пенсионной системы, пенсионные фонды; налогообложение физических лиц;

  • функционирование страховой системы, страховые полисы; фондовые рынки (акции, облигации, ПИФы и т.п.);

  • ничего из выше перечисленного меня не интересует;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 10 Как Вы считаете, насколько важно для человека в современном обществе вести учет личных денежных средств и планировать свой бюджет? да, это крайне важно и необходимо сейчас;

  • да, необходимо;

  • скорее да;

  • скорее нет;

  • нет, в этом нет необходимости;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 11 Ведете ли Вы учет своих личных денежных средств?

  • да, постоянно веду учет и фиксирую все поступления и расходы;

  • веду учет приблизительно, знаю в целом, сколько у меня было денег и сколько потрачено за месяц;

  • не веду учет, не знаю, сколько у меня было денег и сколько потрачено за месяц;

  • не веду учет, т.к. у меня нет своих личных финансовых средств;

  • не веду учет, считаю это нецелесообразно затрудняюсь ответить.

Вопрос № 12 Осознаете ли Вы, что Вы на самом деле думаете о деньгах, и какие чувства они у Вас вызывают?

  • да, полностью осознаю свои мысли и чувства по отношению к деньгам; осознаю в некоторой степени, не часто думаю об этом;

  • нет, никогда об этом не задумывался;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 13 Считаете ли Вы, что деньги для Вас важны?

  • да, деньги важнее всего; деньги очень важны; деньги важны;

  • деньги не слишком важны для меня;

  • нет, деньги не важны для меня;

  • затрудняюсь ответить.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Деловая игра «Личный финансовый план»


Для этой игры понадобятся:

  • Ведущий - учитель

  • Игроки.

  • Раздаточный материал (1 лист «личный финансовый план» на каждого игрока)

  • Конверт для помещения туда номеров играющих

  • Номера участников игры

  • Электронная таблица для перерасчета цен

Сегодня каждый из вас попробует составить свой первый личный финансовый план для достижения одной из предложенных финансовых целей.

Обратите внимание на бланк, который лежит перед каждым из вас. Примерно так мог бы выглядеть финансовый план, если бы его вели на бумаге.

Давайте сначала обсудим правила игры, а после этого я расскажу, как пользоваться бланком.

Итак, во время игры я попрошу не забегать вперед и четко следовать моим указанием — это поможет вам не запутаться и полностью насладиться игрой.

Главная цель каждого участника – реализовать 1 финансовую цель к концу последнего игрового года. Победителем станет тот, кто реализовал наиболее дорогую финансовую цель среди всех участников.

Обратите внимание: финансовая цель ставится в самом начале игры и не меняется до конца игры. Реализация поставленной цели осуществляется путем использования четырех финансовых инструментов: банковский депозит, облигации, акции и полис страхования жизни.

Давайте разберемся с этими инструментами по порядку. Для начала, давайте обсудим банковский депозит. Банковский депозит — это когда вы отдаете свои деньги банку на определенный срок, например, на год, а банк платит вам за пользование этими деньгами какой-то процент. Например, депозит под 6% годовых означает, что за год к вашей сумме прибавится 6%. Давайте разберем на примере. Допустим, я отнес в банк 1 0000 рублей — сколько я заберу через год?

Слушаем ответы участников.

Правильно, 10 600 рублей. Как видите, я не только уберег эти деньги от непредвиденных ситуаций, вроде ограбления или моих собственных лишних трат, но и сильно снизил влияние инфляции на них и даже что-то заработал.

Следующим важным инструментом является страхование жизни. В какой-то степени оно тоже защищает нас от непредвиденных обстоятельств, но уже немного другого рода. Допустим, я покупаю полис в страховой компании за 100 рублей. За это страховая обещает при наступлении несчастного случая выплатить мне до 100 000 рублей. Казалось бы, ей это не выгодно. Но тем не менее, страховые зарабатывают и очень даже неплохо. Как так получается? Помимо меня, точно такой же полис купила еще не одна тысяча человек, а страховой случай наступил только с парой человек. Тем, с кем за это время ничего не случилось, деньги не возвращаются — для них они, по сути, сгорают.

Теперь поговорим немного об инструментах фондового рынка. Фондовый рынок — это площадка, на которой торгуют ценными бумагами. Ценная бумага – инструмент, который позволяет нам вкладывать наши деньги и получать доход. Если так будет понятнее, это альтернатива банковскому вкладу, на которой мы в потенциале можем зарабатывать больше. Если более официально, то это документ, закрепляющий ваше право на получение прибыли от ваших инвестиций. На фондовом рынке существует несколько видов ценных бумаг. Давайте рассмотрим самые популярные. Акции – это ценные бумаги, которые позволяют вам получать часть прибыли компании. Покупая акции компании, по сути, вы становитесь совладельцем компании. В зависимости от финансовых результатов компании, стоимость акций может как расти, так и падать. Пример. Вы купили акцию Сбербанка за 1000 и стали его акционером. Всего у сбербанка 10000 акций. Чистая прибыль Сбербанка составила 1000000. Соответственно, Сбербанк выплатил каждому акционеру по 100 рублей. Эти 100 рублей называются дивидендами. Облигация – ценная бумага, которая позволяет вам дать компании денег в долг. Компания в свою очередь обязуется вернуть долг с процентами. Аналогия – вы даете компании кредит, только вместо процентов по кредиту получаете купоны – периодические платежи. Когда срок облигации подходит к концу, компания выкупает у вас ее, тем самым возвращая долг. Итак, мы разобрались с финансовыми инструментами, давайте поговорим об их роли в сегодняшней игре:

● Доходность по депозиту составляет 8% годовых

● Доходность по государственным облигациям составляет 10% годовых

● Доходность по акциям определяется жеребьевкой участниками — каждый период я буду вызывать одного из вас с целью вытянуть жребий доходности, который будет распространяться на всех остальных

● Полис страхования жизни необходим для защиты от различных рисков, связанных с их здоровьем. Стоимость полиса в год – 2000 рублей. С каждым из вас в игре могут случиться «непредвиденные обстоятельства» изза которых вам придется пройти «лечение» Стоимость лечения – 20000 рублей. В случае, если вы приобрели полис страхования жизни, то его лечение оплачивает страховая компания, если не приобрели – вынуждены оплатить его самостоятельно.

Непредвиденные обстоятельства также определяются жеребьевкой — у каждого из вас на бланке есть номер. Каждый игровой период, наравне с доходностью по акциям, один из вас будет тянуть жребий непредвиденных событий. Он и будет определять, кому требуется страховка.

Помимо представленных 4 финансовых инструментов, вы можете оставить деньги в «наличных». Однако в таком случае есть возможность потерять их в результате «ограбления» — его мы тоже “вытянем” в один из периодов путем жеребьевки. Теперь я попрошу вас обратиться к бланкам. В начале расположены колонки ежегодных доходов и расходов, за ними следует графа «Свободные средства в год» - то есть то, что у получилось сэкономить.

Далее следует остаток с предыдущего года, который в первый год равняется нулю. «Остаток свободных средств + свободные средства» - графа, в которую вы записываете сумму свободных средств в год и остатка свободных средств.

Итак, вы выбрали финансовую цель, к достижению которой будете двигаться на протяжении 5 лет. Достигать свои цели вы будете благодаря использованию финансовых инструментов, которые располагаются в правой части большой таблицы. Под каждым инструментом имеются две колонки: начало года и конец года после того, как вы посчитали итог свободных средств, ваша задача – распределить эти средства по колонкам «начало года».

Начинаем первый год. Для начала, сложите свободные средства в год с остатком с предыдущего года, который в первый год равен 0, и запишите результат в соответствующую графу.

Теперь распределите все денежные средства по финансовым инструментам в графы “начало года”.

Происходит распределение

Теперь, когда вы распределили свои деньги по инструментам, мы определим доходность по акциям, а также узнаем, с кем в этом году произошли непредвиденные обстоятельства.

● Вызывается доброволец из зала для определения страхового случая, вытягивает один из номеров, по номеру определяется участник с соответствующим номером бланка личного финансового плана. Ведущий проверяет наличие у участника полиса страхования жизни, в случае отсутствия – записывает в графу «конец года» под страхованием «- 20 000».

● Вызывается еще один доброволец, вытягивает карточку доходности акций. Отлично, мы с вами узнали все, что нужно, о результатах этого года — теперь мы можем посчитать, сколько денег получилось по каждому инструменту, и записать результаты в графы «конец года».

Если вы оставляли деньги в наличных, сумма не меняется.

Если вкладывали в депозит, вам нужно умножить сумму на 1,08,облигации — на 1.1.

В графе “конец года” полиса страхования жизни все ставят ноль, кроме тех, у кого выпал страховой случай и не был приобретен полис — вы ставите - 20 000.

Наконец, акции — умножаем в зависимости от того результата, который показала жеребьевка. Происходит подсчёт Теперь, когда вы узнали результат по каждому инструменту, вы можете посчитать итоговую сумму — сложите все графы “конец года” и запишите результат в “итого на конец год”.

Происходит подсчет Первый год окончен, мы готовы двигаться дальше. Перенесите сумму из “итого на конец года” в “остаток с предыдущего года” на следующем периоде и сложите ее со свободными средствами нового года. Вышеописанный процесс повторяется с каждым последующим периодом.

По итогу игры ведущий определяет победителя. Итак, друзья, наша с вами игра завершена.

Обратная связь. Первой вашей ключевой ошибкой была постановка слишком амбициозной финансовой цели. Перед тем, как поставить перед собой финансовую цель и начать строить финансовый план необходимо адекватно оценить свои доходы и расходы, понять, сколько денег у нас остается в сбережениях. Многие из вас сегодня поставили себе цель, которая в полтора раза превышала объем всех ваших сбережений.

Для того, чтобы достичь такую финансовую цель необходимо вкладывать деньги в весьма рискованные финансовые инструменты, надеясь на высокую доходность, например - акции. Это, в свою очередь, несет за собой серьезные риски потери денег,. Ваша финансовая цель должна быть адекватной и разумной, вы должны очень четко понимать, как вы будете ее достигать и какие риски вы при этом готовы нести.

Кстати, говоря о рисках. Отказ от страхования — это ваша вторая серьезная ошибка. Учитывая, что стоимость страховки обычно в разы меньше страховых выплат, ее приобретение — это очень правильный шаг. Третьей вашей ключевой ошибкой была чрезмерная увлеченность рискованными вложениями в акции. Акции — это ценные бумаги, которые дают вам возможность получать гораздо более высокий доход по сравнению с банковским вкладом. При чем доход по акциям можно получать как благодаря росту ее стоимости, так и благодаря дивидендным выплатам - части чистой прибыли компании, которая выплачивается нам как ее совладельцу. Важнейшее правило инвестиций - чем выше потенциальная доходность, тем выше риски потерять вложенные деньги. Для того, чтобы грамотно вкладывать свои деньги в акции и облигации на фондовом рынке необходимо получить специальные знания и опыт. Четвертая ошибка. Поднимите пожалуйста руку те, кто оставлял деньги в наличных? Поднимает половина участников. Скажите пожалуйста, а зачем вы это делали? Слушаем ответы участников, подбадриваем их. С самого начала игры нам с вами было известно, что облигации и банковский депозит не несут в себе никакого риска и при этом ежегодно приносят вам серьезный процентный доход. Вы могли с таким же успехом ничем не рисковать, но при этом получать доходность. Мало того, хранение больших денег в наличных в реальной жизни несет за собой серьезные риски, например - кражу, порчу или инфляцию. Кстати говоря, кто-нибудь может рассказать мне, а что такое инфляция? Слушаем ответы участников, подбадриваем их. Инфляция — это процесс обесценивания наших с вами денег.




























































ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЗАДАЧАМ ДЛЯ ДЕЛОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ИГРЫ ПО ОСНОВАМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ У ПОДРОСТКОВ 7-11 КЛАССОВ

Раздел 7. Основы личного финансового планирования Дидактический материал для работы

Заказчик: Государственное автономное научное учреждение города Москвы «Институт

гуманитарного развития мегаполиса» (ГАНУ «ИГРМ»)

Разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

Г.В. Плеханова» (ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»), Москва 2015

Личный финансовый план ― напоминает бизнес-план организации, только этот план составлен для вас, для вашей семьи, для вашего бюджета.

Актив ― любая собственность организации или физического лица: машины и оборудование, здания, запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, патенты и прочее. Все то, что приносит доход.

Пассив— это убытки, то, что забирает деньги у вас из кармана.

Долги ― это пассивы, ― те самые, которые забирают деньги из вашего кармана. Все долги можно разделить на «хорошие» и «плохие». «Плохие» долги ― это те долги, которые оплачиваете вы из своего кармана. Но есть и «хорошие долги». Это те, которые оплачивает кто-то другой. Взяли долг вы, а платит за него другой человек. Классический пример хорошего долга ― это квартира, купленная в кредит для последующей сдачи внаем.

Вклад― это денежные средства, внесенные в финансово-кредитное учреждение с целью хранения или получения прибыли.

Процентная ставка — это ставка, определяющая вознаграждение, которое получает клиент за размещение своих средств во вклад. Под процентной ставкой обычно подразумевается годовая процентная ставка, поэтому если срок вклада отличается от года, для того, чтобы высчитать доход, необходимо привести ставку к реальному сроку вклада.

Финансовая стратегия ― это генеральный план действий индивида, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Правила распределения неожиданных доходов. Неожиданные доходы ― это средства, полученные в результате деятельности сверх той прибыли, которая планировалась индивидуумом. У каждого человека есть статьи трат, которые не являются первостепенными, но от этого не менее желаемы. И при получении дополнительных средств должен быть заранее составлен план и правила трат в зависимости от степени важности.

Задача к теме «Основы личного финансового планирования». Вариант 1.

Актив или пассив? Антон и Софья.

«Куда постоянно пропадают деньги, ведь заработная плата приходит два раза в месяц?» ― возмутился Антон, снова расплачиваясь по счетам за квартиру и выплачивая кредит на смартфон.

Родители же Софьи обладают активами, благодаря чему у нее всегда «водятся» карманные деньги. Используя опыт родителей, Софья имеет свое предположение о том, что является активом, а что пассивом.

Проверьте правильность мнения Антона и Софьи относительно активов и пассивов в их жизни. Подумайте и перераспределите в нужном порядке имущество и личные сбережения.

Таблица 1. Актив и пассив в понимании Антона.

Актив

Пассив

Машина

Квартира

Дача

Квартира, сдаваемая в аренду

Ценные бумаги

Работа

Облигации и акции

Вклад в банке

Кредит на ремонт Отпуск


Таблица 2. Актив и пассив в понимании Софьи.

Актив

Пассив

Квартира

Дача

Квартира, сдаваемая в аренду

Ценные бумаги

Работа

Облигации и акции

Вклад в банке

Машина

Кредит на ремонт

Отпуск

Работа


А как вы считаете, что будет верным? Заполните таблицу:

Актив

Пассив



Задача к теме «Основы личного финансового планирования». Вариант 2.

Вклад в мечту. Софья.

Софья планирует после окончания университета и двухлетней стажировки в компании поехать на курсы повышения квалификации за границу. Для этого по ее подсчетам ей необходимо 200 000 рублей. Для реализации этой мечты Софья начала делать определенные накопления. Имея их, она решается открыть вклад в банке.

Первым делом Софья проанализировала множество банков, далее необходимо определиться с процентной ставкой и выбрать банк. Оптимальный срок вклада для реализации задуманной идеи ― пять лет.

Таблица 3. Определение перспективного банка для вклада.

Наименование банка

Критерии для анализа



Финансовые показатели тыс. руб.

% ставка

Вид вклада

(возможность снимать и

пополнять без потери %)

Покупательская лояльность по

10-ти бал шкале

Банк № 1

20451148 750

17

нет

10

Банк № 2

7 718 404 263

18

имеется

9,5

Банк № 3

2 114 023 345

18

имеется

9,5

Банк № 4

4 527 651 988

18,5

имеется

9,4

Банк № 5

2 429 501 449

20

имеется

8,7

Банк № 6

2 123 947 035

20

нет

8,5

Какой банк выберет Софья? Почему? Обоснуйте. Какую сумму необходимо положить в банк Софье, для того чтобы через пять лет поехать на курсы в США на которые ей нужны 200 000 рублей? ________________________________________________________________________

Задача к теме «Основы личного финансового планирования». Вариант 3.

Личный финансовый план достижения цели. Антон и Кирилл. Антон не умеет следить за своими финансовыми накоплениями, если у него нет свободных денежных средств, он с легкостью протягивает кредитную карточку продавцу.

А вот Кирилл, наоборот, владеет основами личного финансового планирования.

Изучая множество книг, он ознакомился с элементами финансовой стратегии. Ребятам уже более 21 года, Антон уже сдал на права в прошлом году, а Кирилл только учится в автошколе. У каждого есть свой разработанный финансовый план достижения целей.

Таблица 1. Поэтапный план достижения цели Антона.

Наименование этапов

Примечания

1

Потребность в покупке

«Хочу»

2

Разработка плана привлечения финансовых средств

Можно взять кредит сроком на пять лет

3

Принятие решения о покупке

Да/нет


Таблица 2. Поэтапный план достижения цели Кирилла.

Наименование этапов

Примечания

1

Осознание потребности в покупке

Необходимость в перевозке крупногабаритной мебели на дачу

2

Оценка личных финансовых сбережений

Наличные средства, вклад в банке

3

Разработка плана привлечения финансовых средств

Спонсирование родственниками

4

Рассмотрение нескольких альтернативных вариантов приобретения автомобиля

Кредит, финансовые средства взаймы у друзей

5

Принятие решения о покупке

Да/нет


  1. Проведите оценку потребности в покупке автомобиля, проанализируйте финансовый план достижения цели Антона и Кирилла. Как вы считаете у Антона и Кирилла верно выстроены планы?

  2. Постройте оптимальный план достижения цели для Антона и Кирилла, используя этапы для распределения. Задайте цель, и выстроите этапы с учетом «специфики» мечты.

В примечаниях записывайте аспекты и причины, которые влияют на достижение желания.

Распределите этапы в финансовом плане и допишите примечания:

    1. покупка транспортного средства;

    2. контроль результатов;

    3. оценка личных финансовых сбережений;

    4. разработка плана привлечения финансовых средств (при нехватке личных);

    5. рассмотрение нескольких альтернативных вариантов приобретения автомобиля;

    6. выявление обоснованной необходимости в покупке; 7)принятие решения о покупке.

Заполните таблицу исходя из этапов, обозначенных выше. Допишите примечания для Антона.


Наименование этапов

Примечания

1



2



3



Заполните таблицу исходя из этапов, обозначенных выше. Допишите примечания для Кирилла.

Наименование этапов

Примечания

1



2



3



У вас есть цель, которая требует вложения финансовых средств? Какая? Она реалистична? Составьте свой личный план Я хочу _____________________________

Наименование этапов

Примечания

1



2



3




Формула сложного процентасложным процентом принято называть эффект, когда проценты прибыли прибавляются к основной сумме и в дальнейшем сами участвуют в создании новой прибыли.

Si = Sn х ( 1 + (P / Ny) )Nd, где Si — итоговая сумма; Sn — начальная сумма; P — годовая процентная ставка; Ny — количество периодов капитализации в году; Nd

количество периодов капитализации за весь период вклада.

Долгосрочные цели ― это цели, ограниченные временными рамками в пять лет, они должны быть четкими, простыми, соизмеримыми положениям, содержащим описание результатов, к которым индивид стремится за данный период.

Краткосрочные цели ― в них предусмотрены действия на ближайший один год и менее. Они, однако, должны быть строго подчинены идее долгосрочных целей.

Привлечение финансовых средств ― процедура поиска средств (как правило, оборотных), не принадлежащих индивидууму, полученных со стороны, но временно до их возврата, а возможно и без возврата.

Годовой финансовый план― это наиболее распространенный вид текущего планирования. Годовой финансовый план имеет форму баланса доходов и расходов и состоит из двух разделов: доходы и поступления, расходы и отчисления.


Годовой инвестиционный план ― это доступный финансовый продукт, который позволяет индивидууму определить сферы, в финансировании которых он заинтересован, период инвестирования рассчитывается на один год.

Правила вывода средств при неожиданных расходах ― крупные расходы не на финансовые цели. Когда подчас индивидууму приходится отказываться от первостепенных целей, так как на их место выходят неожиданные расходы. Они могут быть связаны с чрезвычайными ситуациями, нестабильной финансовой ситуацией и прочим. Каждый человек при планировании личного годового бюджета должен учитывать этот аспект и разрабатывать свои правила вывода денежных средств.



22





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!