15
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
А весною я не верю в ненастье
И капелей не боюсь моросящих
А весной линяют разные звери
Не линяет только солнечный зайчик.
Н.Матвеева
I.Введение
Образ учителя всегда привлекал писателей. В.Распутин, Ч.Айтматов, В.Астафьев, Е.Гришковец, А.Костюнин и многие другие обращаются к этой теме. Потому что всё начинается с учителя. Я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именно учитель приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.
Для работы над этой темой я выбрал рассказ современного карельского писателя Александра Костюнина «Поводырь». Мне это произведение близко тем, что оно создано в Дагестане. В этом году, когда мы отмечаем юбилей вхождения Дагестана в Россию это произведение, я считаю, актуально, а тема учителяактуальна всегда. Карельский писатель в Дагестане пишет об учителе чехе – вот пример истинной дружбы между народами. Герой рассказа, Магомед Агаев, живет в с. Татляр. Он директор школы искусств. Настоящий учитель подобен солнечному зайчику – он яркий, тёплый, несущий свет, радость и любовь, и он «не линяет» никогда. Такой учитель – поводырь для учеников.
Цель проекта:
1.Показать, что учитель является поводырём своих учеников,чтобы видеть, не обязательно быть зрячим.
2.Встретиться с героем рассказа Магомедом Агаевым и побеседовать с ним.
Цель проекта определила задачи:
1.Найти литературный материал, который отражает данную проблему;
2. Анализировать произведения по заданной теме;
3.Анализировать рассказ А.Костюнина «Поводырь»;
4.Связать произведение с жизнью.
5.Проанализировать, какие качества делают человека поводырём.
6.Определить роль учителя в жизни детей.
7. Организовать поездку в с. Татляр Дербентского района, подготовиться к встрече.
Методы:
1. лингвистический анализ текста;
2. сопоставительный анализ текстов;
3. комментирование текстов.
Работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части я рассказываю о поездке А.Костюнина в Дагестан, затем анализирую рассказ «Поводырь».
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
II.Основная часть
§1.Александр Костюнин в Дагестане.
Недавно прочитал несколько рассказов Александра Костюнина («Рукавичка, «Совенок», «Поводырь» и др.). Они мне очень понравились. Александр Викторович Костюнин – человек талантливый, и талант его разносторонний. Фотографии, рисунки, рассказы писателя – это особенный мир, созданный человеком, любящим и воспевающим природу, её гармонию. Человеком, болеющим за судьбу своей Родины, и поэтому поднимающим серьезные и трудные вопросы. Персональные выставки фотографий Костюнина А. В. прошли в районах Карелии, в Москве, а также за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии.
В литературе А. Костюнин около двадцати лет, он лауреат премии им. А. Куприна, печатается в «толстых» литературных общественно-политических журналах «Москва», «Север», «XXI век». Его книга «В купели белой ночи» в 2007 г. была признана лучшей. Помимо этого у писателя есть свой сайт в Интернете, и по рейтингу “SpyloG” среди авторских литературных русскоязычных сайтов его сайт занимает 1-е место в мире.
Александр Костюнин приехал в Дагестан в 2010 году.
«Приехать в Страну Гор легко, покинуть её невозможно...Да, несомненно, рассказать о Дагестане – моя миссия », – признаётся он.
Писатель рассказывает о своих впечатлениях от поездки: «Родину не выбирают. Моя малая родина – Карелия, вера – православная. Но это не должно мешать слышать других людей, другие народы. Как говорит Гамзат из селения Леваши: «Я привык спать на левом боку, но тот, кто спит на спине, мне не враг». Он побывал во всех сорока двух районах Дагестана. За время поездки Костюнин собрал много интересной информации и личных наблюдений.
Делясь своими впечатлениями, он отметил, что удивлён тем, насколько бережно относятся люди в горах к своим традициям, как чтут гостеприимство. «Нельзя не заметить почтительного отношения к старшим, оно уважительное, трепетное, идет испокон веков. У дагестанского народа сильно развито чувство единения, и в радости, и в горе человека поддерживают его родственники и близкие, соседи и односельчане», – говорит он. Вместе с тем сказывается переселение людей из сел в города. И связанное с этим некоторое забвение своего родного языка. Он пожелал молодым людям не терять своих истоков и культуру.
А. Костюнин побывал в селении златокузнецовКубачи. В Балхаре он видел, как из-под рук местных жительниц рождаются глиняные кувшины, побывал в высокогорном селении Куруш, где в это время шел фестиваль по альпинизму, взбирался на гору Шалбуздаг, поднимался на бархан Сары-Кум.
Знакомство с Дагестаном было бы для писателя неполным, если бы он не соприкоснулся с тем, что имеет прямое отношение к творчеству народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Он побывал на открытии памятника народному поэту, встретился с его дочерью. Дагестан отныне стал для писателя родным краем.
Его восхитило все — от живописного пейзажа и древних построек до красивых обычаев. Но больше всего писателя удивили сами дагестанцы, их нравы и воспитание. «Удивительный вы народ! Гостеприимны, дружелюбны, открыты. Практически в каждом районе у меня после этой поездки появились друзья. Меня не оставило равнодушным и ваше отношение к старшему поколению — к своим отцам и матерям. Оно трепетное, уважительное. К сожалению, не могу сказать этого о людях, которые встречались мне в других регионах России. Считаю, что этому стоит у вас поучиться», — сказал писатель.
14 сентября писатель встретился со студентами филологического факультета Дагестанского госуниверситета. На встрече он поделился своими впечатлениями о республике и рассказал о ближайших планах.
§2.Два поводыря в рассказе.
Рассказ «Поводырь» посвящён учителю. Мать Костюнина тоже учитель русского языка и литературы. Вероятно, она и стала для него поводырём в мире литературы. Костюнин познакомился с директором школы искусств в селе Татляр Дербентского района Магомедом Агаевым. Эпиграфом к рассказу писатель выбрал слова: «Учатся у тех, кого любят»
Иоганна Вольфганга Гёте. Эти слова как нельзя лучше передают смысл, идею произведения. Композиция кольцевая – рассказ в рассказе. Сюжетом послужила история из детства, рассказанная Агаевым. Круг героев небольшой – маленький мальчик, Магомед Агаев, и учитель музыки, Антонин Карлович Качмарик. Учитель совершенно слепой, « пустые глазницы. Ему лет семьдесят было».
Образ повествователя покоряет своей цельностью, стремлением заниматься любимым делом, добротой. Попав в интернат, где «всё незнакомое, чуждое…», Магомед стал поводырём своего старенького слепого учителя, сопровождая его «… повсюду: домой, на уроки музыки в третью школу, в детдом». А учителю его физический недостаток не помешал рассмотреть в мальчике талант. Сочетание одарённости и душевной чуткости привлекли внимание мастера. Магомед жертвует своими интересами, свободным временем, сном, чтобы помочь учителю.
Занятия в кружке проходили интересно. В новом увлекательном мире, открытом учителем, Магомед легко ориентируется. « Я летал… на небесах! от восторга…» – вспоминает он. А вскоре он становится в оркестре «первой скрипкой».
«Хуже было с общеобразовательными уроками музыки». Ребята проказничали на уроках, мучали учителя, обзывали его «Магомедов дедушка», «безглазый кошмарик». «Почему люди такие злые?!» – навязчивая мысль эта тугим обручем... сжимала сердце», - вспоминает герой через годы.
«Я был пытливым. И так увлекательно с ним заниматься.
Видно... какая-то искра... пробежала между нами...», – признаётся рассказчик. Эти два человека, мальчик и слепой старый учитель, тянутся друг к другу, один – щедро даря знания, умение, мудрость, другой – благодарность, любовь, уважение. Антонин Карлович, служит мальчику «поводырём в мире музыки».
«Поводырь – тот, кто помогает кому-то идти, водит кого-то, например слепого», – читаем мы в словаре Ожегова. Магомед«свою жизнь полностью, без оглядки посвятил любимому учителю», называя его «мой кобзарь». Кобзарь – это украинский народный певец, играющий на кобзе», - узнаю из того же словаря. «Он не отец мне, не дедушка, не дядя… Оказалось, важнее», – заключает рассказчик. Через пять лет, после восьмого класса герой поступает в музыкальное училище (ведь жизнь идёт вперёд) – сбывается его заветная мечта. Любимый учитель и здесь помогает своему воспитаннику. В училище Магомед открыл для себя, что «…многие именитые виртуозы обязаны начальным шагам в мире гармонии звуков первому Устазу, этому скромному слепому музыканту». «Учатся у тех, кого любят». Антонина Карловича многие любили. Здесь герои расстаются, Антонин Карлович просит проводить его в дом престарелых. Магомед « в ту ночь почти не спал». Он удивлён, что учителю некуда идти, что « детей двое, дочь и сын; после школы разъехались кто-куда, и дела нет...» На Кавказе не принято забывать о родителях. «...Дом престарелых – кладбище живых...» – говорит об этом герой и винит себя за то, что вовремя не пошёл к нему. Магомед опоздал, не успел обрадовать учителя «своим новеньким дипломом»... «Если бы время вернуть назад…» – сокрушается он. Он не знает ни где могила, ни кто и как похоронил учителя. Не сможет, конечно, Магомед забыть своего учителя никогда.
Язык рассказа необычный, своеобразный. В нём преобладают короткие предложения, много многоточий, которые передают недосказанность. В рассказе использованы тропы: метафоры («дом престарелых – кладбище живых», «зима ли по-хозяйски вступает в свои права», «я стал «первой срипкой», «Я летал... на небесах!»), сравнения («тугим кольцом сжимала сердце», «кругом будто чернилами залито», «точно мотылёк, поплыл на огонь», эпитеты(«шайтанским гоготом», «колючий снег», «ослепительными красками-нотами»)Автор использует парцелляции («Обратно – я один...В ночь. Пешком, закоулками», «Да, что же это?!! В приют!»), инверсии («Да, свою жизнь полностью, без оглядки посвятил любимому учителю»), выразительные детали (« наперевес сутулой фигуры – баян...»),которые делают речь живой, яркой.
Кульминацией рассказа, наверное, является эпизод о смерти учителя. Незаслуженно забытый всеми, он умирает в одиночестве, среди чужих людей в казённом месте. Ведь получается, что не учитель слепой, а люди вокруг (мальчишки, обзывавшие учителя, издевавшиеся над ним, взрослые люди, коллеги). Они – зрячие – слепы духовно. Слепой учитель живёт, отдавая всего себя без остатка людям, служа им, зрячим, поводырём в мире человеческих отношений. К своей деятельности он относится очень просто. Отсутствие притязаний на свою исключительность, претензий к миру – эти черты, свойственные святым, отличают учителя. «Каков человек, такова у него и любовь», – сказал кто-то из великих.
Проблема отношения к пожилым людям, к учителюактуальна всегда. Все мы свидетели того, что часто хороший человек сталкивается с несправедливым отношением к себе. Может это закон жизни? «Всё проходит»? Конечно, нет! Любить близких нам людей, быть чуткими, внимательными, милосердными учит нас этот рассказ. Автор хочет донести до нас, что «…никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик...», и об этом мы должны помнить всегда. Чтобы не просить, как герой рассказа В.Шукшина « Билетик на второй сеанс» в конце своей жизни, когда не о чём и вспомнить, шанс всё исправить, прожить заново свою жизнь. Для нас уроки Костюнина – это уроки жизни. Особенно поразило меня то, что писатель рассказал историю, основанную на реальных событиях, пересказанную самим героем. Жизнь полна удивительных событий, и не надо придумывать интересные сюжеты, достаточно посмотреть вокруг. Антонин Карлович – чех по национальности, и судьба занесла его к нам, В Дагестан! Вот пример дружбы и единства народов. Неважно, кто ты – чех или карел, главное быть Человеком. Под умелым пером писателя этот рассказ превратился в гимн Учителю. Спасибо, Александр Викторович! За то, что написали этот рассказ, не дали «светлому человеку прекратиться. Уйти в небытие».
§3. Образ учителя в произведениях литературы.
«Хороший учитель – это прежде всего человек», – сказал В.Сухомлинский.
Так же, как авторы «Первого учителя» (Ч.Айтматова), «Уроков французского» (В.Распутина), «Тринадцатого подвига Геракла» (Ф.Искандера), «Фотография, на которой меня нет» и «Учителя» (В.Астафьева), «Начальника» (Е.Гришковца) А.Костюнинс теплотой отзывается об учителе. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», – сказал мудрец.
Ещё В.Г.Распутин в своей повести «Уроки французского» написал слова о том, что учитель «не должензабывать, что он может научить тому немногому, что умеет сам». Действительно, личность ребёнка, его отношение к жизни начинается с великого чувства любви, уважения к своему наставнику, школе, малой Родине и великой Родине – России.
«Потом я закончил школу, поступил в университет… И пошло, поехало! Но мы до сих пор поддерживаем тоненькую нить контакта с Начальником. Я-то теперь непонятно где. Я уехал давно. Я занимался то тем, то другим. А Начальник всё там же. Всё занимается юношами. Всё в том же фотокружке… Если бы у меня спросили: «Был ли у вас учитель?» Я бы сказал: «Был». Почти все люди в городе Кемерово, которые сейчас работают фотографами в газетах или операторами на телевидении, прошли через наш фотокружок. Все знают Начальника», – пишет Е. Гришковец в рассказе «Начальник».
«Антонин Карлович – человек мудрый. Добрый. Он многому научил». И такие люди не умирают.Они растворяются «в памяти народа, с которым и для которого жили...» (В. П. Астафьев).Слова из песни Новеллы Матвеевой, которые произносит учитель, раскрывают сущность его самого: «Не линяет только солнечный зайчик».
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
III.Заключение
Итак, можно сделать вывод, что сам писатель тоже поводырь для меня и моих современников. Может эта история поможет кому-нибудь оглянуться вокруг, увидеть человека, нуждающегося во внимании, милосердии и сострадании, уважении. В жизни таких людей много. Сестра моего одноклассника Амина Омарова тоже совершенно слепа. Впервые я узнал о ней из репортажа новостей, хотя слышал от товарища, что она учится в школе для слепых. Эта «непростая жизнь» так удивила меня и произвела глубокое впечатление. Девочка, несмотря на свою слепоту, и вышивает, и вяжет, и плетёт бисером, и рисует. И делает всё это профессионально. А ещё она занимается спортом, ездит на соревнования по дзюдо, играет в шахматы и выигрывает на чемпионатах. Амина мечтает участвовать впараолимпиаде. Она ли не поводырь в нашей жизни для моих сверстников и даже для взрослых? Такие люди – настоящие солнечные зайчики – яркие, интересные, сильные духом, по-настоящему красивые. И мы должны быть с ними рядом, давать им человеческое тепло.
Для себя я решил больше внимания уделять своим близким, заботиться о них, стараться понимать их. Быть добрее к людям, относиться к ним так, как хотелось бы, чтобы относились ко мне. Слова Бориса Пастернака вселяют надежду на то, что чувство добра в человеке рано или поздно возьмёт верх над другими:
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
И воспитывает в нас это чувство добра Учитель. Счастлив тот, кто повстречал на своём жизненном пути такого учителя.
Результаты данной работы можно применить на уроках литературы при изучении произведений.
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
Содержание
1.Библиография………...............................................................................................
2.Введение…………………………………………………………………….…………...
3.Основная часть……………………………………………………………………….
4.Заключение………………………………………………………………………………
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
Библиография
Гришковец Е. Начальник/ Гришковец Е. Следы на мне. М., 2007.
Крылова Н.Б. Проектнаядеятельность школьников и новые задачи педагогов.2007-№3-с.109-115.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005.
http://kostjunin.karelia.ru
http://kostjunin.ru
stihi-ob-uchitelyah
stihi-rus.ruПастернак
bibnout.ru 2010/01/30
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
Аннотация
Целью научного исследования ОмароваМуслимаАлиакваровича«Поводырь: в мире слепых и зрячих» является:
1.Сопоставительный анализ произведений на эту тему.
2.Определить, что значит «поводырь».
3.Дать анализ рассказа А.Костюнина «Поводырь».
4.Проанализировать жизненные примеры по этой теме.
5. Подготовиться к встрече с героем рассказа – Магомедом Агаевым, директором школы искусств в с. Татляр.
6. Организовать поездку в Дербентский район в с. Татляр.
В ходенаписания работы автор использовал метод сравнительного анализа, сопоставляя произведения на эту тему.Это позволило автору сделать следующие выводы:
1.Не только мальчик является поводырём слепого учителя, но и учитель – поводырь в жизни главного героя.
2.Сам писатель – поводырь в нашей жизни.
3.Роль учителя в жизни детей огромна.
4.В нашей жизни много примеров таких поводырей.
5.Слепыми можно считать людей ограниченных духовно, с бедным внутренним миром, грубых, недалёких; физический недостаток – это ещё не показатель слепоты.
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
Краткая аннотация
Научное исследование ОмароваМуслимаАлиакваровича«Поводырь: в мире слепых и зрячих» состоит из введения, основной части и заключения. Работа посвящена самостоятельному исследованию. Автор делает свои самостоятельные выводы, какого человека можно считать поводырём, какую роль играет учитель в жизни человека, что значат такие понятия, как зрячесть и слепота. Что значит слово «поводырь».
Поводырь: в мире слепых и зрячих
Автор: Омаров Муслим Алиакварович
Республика Дагестан
г. Махачкала
МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»
11 класс
План научных исследований
Гипотеза: название имеет более широкий смысл. Поводырь не только мальчик, но и учитель, потому что он открывает Магомеду мир музыки, а также является поводырём в мире человеческих отношений, демонстрируя на своём примере отношение к миру, к людям, основанное на любви, на добре. Слепой учитель музыки – поводырь не только Магомеда, но и многих других учеников, так как многие из них стали известными музыкантами.
Работа состоит из введения, основной части, которая делится на три параграфа:
Александр Костюнин в Дагестане.
Два поводыря в рассказе.
Образ учителя в произведениях литературы.
Во введении говорю об актуальности выбранной темы, о целях, задачах, методах анализа. В основной части рассказываю об Александре Костюнине, его поездке по Дагестану, провожу анализ рассказа «Поводырь», а затем говорю об образе учителя в произведениях литературы.
В заключении делаю выводы, что в жизни много таких людей, которые своим примером вдохновляют людей на преодоление трудностей, что сам А.Костюнин – поводырь для нас.
Рецензия
на исследовательскую работу
ОмароваМуслимаАлиакваровича
«Поводырь: в мире слепых и зрячих»
Настоящая работаОмароваМуслимаАлиакваровича«Поводырь: в мире слепых и зрячих»посвящена актуальной проблеме, которая вызывает интерес и известных литературоведов, и широкого круга читателей. В ней делается попытка автора самостоятельно изучить и проанализировать произведения изученные работы по этой теме.Представленная работа состоит из введения, основной части и заключения. Необходимо отметить, что автор в своём исследовании приходит к самостоятельным выводам. Данная работа соответствует требованиям, предъявляемым к написанию исследовательской работы. Хочется отметить логичность построения и хороший стиль изложения материала. Работа отличается научной новизной, связью с жизнью. Это, всвою очередь, позволяет рекомендовать данную работу для участия в различных научных конкурсах и конференциях.