Петрова Марина Ивановна,
заместитель директора
МБОУ «СОШ №39» г.Чебоксаы
Чувашской Республики
Исследовательский проект как форма реализации этнокультурной составляющей содержания начального общего образования
Одной из важнейших проблем современной школы в настоящее время является проблема роли учителя в обучении, воспитании и развитии школьников на народной основе. Учитель выступает проводником духовной сути народной художественной культуры. Он раскрывает молодому поколению основы этнопедагогики как мир целостности, включающий отношение человека к миру, к своему дому, Родине.
Приобщение обучающихся начальных классов к народному искусству на уроках и во внеурочной деятельности - одно из средств эстетического, трудового, патриотического и этнокультурного воспитания. Использование этнокультурных составляющих на уроках и во внеклассных мероприятиях, формирует у обучающихся уважение и интерес к национальной чувашской культуре - культуре многогранной, богатой своеобразными традициями и обычаями.
Чтобы повысить познавательный интерес к истории чувашского народа, его прошлому, настоящему и будущему, я привлекаю обучающихся к исследовательской и проектной деятельности. Целью такой работы является необходимость изучения культуры своего народа, продолжение традиций через проектную и исследовательскую деятельность. В процессе формирования исследовательских навыков неоценимую помощь оказывает этнокультурное наследие чувашей. Чтобы окунуться в удивительный мир чувашского народа, его истории и культуры, была проведена исследовательская работа с обучающимися по изучению узоров на чувашском национальном платье, которые являются не только украшением, но и отражением истории чувашского народа.
Цель нашей работы состояла в том, чтобы исследовать значение вышивки на чувашском национальном платье, научиться вышивать некоторые элементы чувашского орнамента. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- познакомиться с историей чувашского национального платья;
-посетить музей и провести интервьюирование специалиста;
-провести анкетирование учеников начальных классов;
-провести классный час и познакомить обучающихся с узорами и символами вышивки на национальном платье;
-провести мастер-класс по чувашской вышивке и изготовить элемент чувашского национального платья – пояс;
Нами были использованы методы исследования: теоретическое изучение литературы, интервьюирование и анкетирование.
Мы выдвинули гипотезу: узоры на чувашском национальном платье не только украшение, но и отражение истории чувашского народа
В ходе исследования нам удалось узнать, что чувашское платье формировалась веками. Рисунки узора на платье находят параллели в рунических письменах Волжской и Дунайской Болгарии. Еще в III в. женщины начали украшать свою одежду вышивкой. По женскому платью можно было узнать, замужем ее владелица или нет, где она проживает, из какой семьи и сколько у неё детей. Чтобы разобраться в особенностях чувашского платья и узора на нём, провели интервьюирование специалиста традиционно-обрядового зала Чувашского национального музея и выяснили, что чувашское платье очень древнее и загадочное. Кроме необыкновенной красоты несёт в себе зашифрованные послания в вышитых узорах трёх этнографических групп чувашей: вирьял, анат енчи и анатри, которые вышивались в основном на любимом богом белом цвете, а главным символом было солнце.
Мы провели анкетирование и выяснили, что обучающиеся начальных классов о значении узоров на платье и используемой цветовой гамме знают очень мало и пригласили на классный час народного мастера по вышиванию, академика Жачеву Е.Н. Из её рассказа ребята узнали, что вышивая на платье, чувашские девушки словно сочиняли песню, излагая на холсте свои самые глубокие душевные переживания. Так на платье рождалась история. Народный мастер также продемонстрировала свои работы, которые выставлялись на различных российских и республиканских выставках. После этой встречи у ребят возникло желание написать свою историю в узорах. С этой целью был проведён урок изобразительного искусства, где обучающиеся сделали цветные эскизы чувашских платьев. Но на настоящих чувашских платьях узоры были не нарисованные, а вышитые нитками. И мы с ребятами решили попробовать свои силы в искусстве вышивания. Для проведения мастер-класса по вышиванию на урок технологии была приглашена заведующая отделением ДПО Чебоксарского машиностроительного техникума Петрова Ю.В., ученица Жачевой Е.Н., которая увлекаетя чувашской вышивкой и проводит занятия по вышивке с обучающимися школ города. Проведённый мастер – класс позволил обучающимся не только пополнить свои знания о чувашском платье и узорах на нём. Ребята научились вышивать узоры зигзаг, рогатки, квадрат, солнце на салфетках. Из них был изготовили элемент чувашского национального платья – пояс. Ребята назвали данный пояс «Пояс дружбы», символизирующий свой дружный класс. Так же в результате исследовательской работы составлен информационный буклет и диск, которые могут использоваться педагогами в качестве учебного пособия на уроках чувашского языка и литературы, окружающего мира, истории и культуры родного края, технологии, ИЗО, классных часах. Вышитый обучающимися пояс с чувашским орнаментом вызывает интерес детей к чувашской вышивке и желание попробовать свои силы в технике вышивания, а также использовать его как наглядное пособие.
Данное исследование будет продолжено. И ребята будут привлекать к исследованию культуры чувашского народа и родного края большую часть учеников школы Изучив части истории своего родного края, обучающиеся проникают большей любовью к своей малой родине – Чувашии, краю ста тысяч песен, и вышивок. А изучение малой родины, истории своего народа, знание его религиозного мировоззрения, традиций, знание фольклора, владение языком как основой культуры позволяют человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя гражданином России и субъектом мировой цивилизации.