СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект в номинации «Добро в моей жизни» на тему: «Доброта спасёт мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект в номинации «Добро в моей жизни» на тему: «Доброта спасёт мир»»


Вологодская область

город Череповец

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»






Исследовательский проект в номинации

«Добро в моей жизни» на тему:

«Доброта спасёт мир»







Работу выполнил:

Ощепков Никита

4 «Б» класс

Руководитель:

Савич Елена Владимировна

Учитель начальных классов





















2019 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3

Основная часть……………………………………………………………..……..5

    1. Анкетирование и результаты анкетирования……………………………………………………….6

    2. Работа со словом «Доброта»…………………………………………………………....7

    3. Примеры доброты……………………………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………...…..14

Литература…………….……………………………………………………...….15

Приложение…………………………………………………………...…………16





















































Введение

Добрым быть совсем, совсем не просто: 
Не зависит доброта от роста,  
Не зависит доброта от цвета. 
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится Земля быстрей, 
Если будем мы, с тобой добрей.

Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту, делятся кровом с оставшимися без жилья. Люди издавна считали, что добро – это одно из важных качеств. Даже в народных сказках добро побеждает зло. Добро может заменить подарок в праздник, помочь больному быстрее преодолеть болезнь, поднять настроение в грустный момент.

Актуальность темы заключается в том, что доброта в наше время перестала быть важным человеческим качеством.

Объект исследования: человек

Предмет исследования: качество характера — ДОБРОТА.

Цель:

  • Проанализировать слово «Доброта»;

  • Создать наглядно-методическую базу в виде наглядного пособия при изучении темы «Добро и зло» по ОРКСЭ в 4 классе.

Выдвигаем гипотезы:

  1. Доброта помогает человеку быть принятым в обществе людей, т.к. является универсальным человеческим качеством.

  2. Доброта - это общечеловеческое качество, т. к. она присуща разным людям и не зависит от пола, возраста, национальности, вероисповедания и пр.

Задачи:

  • Провести анкетирование среди обучающихся 4 А класса,

  • Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.

  • Проанализировать различные проявления доброты в жизни.

  • Оформить работу с целью создания наглядного методического пособия.



Проблемные вопросы:

  • Что такое доброта?

  • Все ли могут быть добрыми?

  • Как доброта может спасти мир?

Методы исследования:

  • Анкетирование;

  • Беседа с родителями, учителями;

  • Анализ литературы и интернет источников

Ожидаемые результаты:

  • Воспитание доброты и милосердия в обучающихся на примерах;

  • Расширить кругозор и развивать познавательный интерес обучающихся;

  • Формирование методической школьной базы;

  • Использовать информацию для ознакомления обучающихся школы и родителей.







































1.Анкетирование и результаты анкетирования.



Прежде, чем приступить к работе по изучению слова «доброта», мы решили провести в классе анкетирование. Обучающиеся 4 «Б» в ходе анкетирования должны были ответить на следующие вопросы:

1.Верите ли вы в добро?

2.Каковы истоки вашей доброты?

3. Часто ли вы совершаете добрые поступки?

В ходе анкетирования (Приложение 1 – анкета) были получены следующие результаты.

На вопрос № 1. Верите ли вы в добро? - 24 ученика ответили «Да».

На вопрос № 2. Каковы истоки вашей доброты? - было предложено 3 варианта ответов, здесь мнения ребят разошлись:

11 - семья,

8 – школа,

5 – общество.

На вопрос № 3. Часто ли вы совершаете добрые поступки? – ответы также были неоднородными:

Часто – 13,

Иногда – 8,

Почти никогда – 3.

Данные также представлены в виде круговых диаграмм.

Одна из наших задач была - Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность. Нами было решено проанализировать слово «Добро», найти значение этого слова, подобрать однокоренные слова, синонимы и антонимы. Нашим следующим шагом в исследовательской работе стал подбор и анализ литературы и интернет источников.





2.Работа со словом «Доброта»

В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:
А-аз,

Б-буки,

В-веди,

Г – глагол,

Д – добро,

Ж-живёте,

3-земля,     
Л-люди,     
М-мыслите,   
П – покой.

 Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

Доброта – это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы рассмотрели значение слова «доброта». И вот что у нас получилось...

Мы обратились к «Толковому словарю русского языка» под ред. С.И.Ожегова.

Добро -а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками (афоризм). 

Также мы проанализировали другие источники, и выделили следующие значения слова «Добро»

1.Добро — нравственное понятие

2.Добро — название буквы Д в старославянской азбуке и в русском алфавите до реформы

3.Добро — синоним блага, богатства

4.Добро — этическая, религиозная и философская категория

5. До́бро — музыкальный инструмент

Рассмотрим подробнее эти значения:

    1. Добро-нравственное понятие.

Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему.

    1. Добро – буква.

Д, д (название: дэ) — пятая буква почти всех славянских кириллических алфавитов (только в украинском шестая), используется и в кириллических письменностях других языков. В старо- и церковнославянских азбуках носит название «добро»; в кириллице выглядит как Early Cyrillic letter Dobro.png и имеет числовое значение 4.

    1. Слово «добро» как благо.

Благо (экономика) — то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

    1. Добро- инструмент.

До́бро —шестиструнная резонаторная гитара. Она была изобретена в США в начале XX века выходцами из Чехии братьями Допера. От обычной акустической гитары До́бро отличается встроенным металлическим резонатором.

Изучили историю слова «Добро»,

Добро. Общеслав. Суф. производное (суф. -р-, ср. старый, острый, пестрый и т. п.) от доба "пора, время", той же основы (с перегласовкой о/е), что и дебелый. Первоначальное значение — "большой, крепкий, вошедший в добу (пору)". (Этимологический словарь, 2004 г.)



После этого мы подобрали однокоренные слова:

Добро,

доброжелатель,

добряк,

добрый,

доброта,

добродивший,

доброкачественный,

добросердечный,

доброхотствовать,

доброволец.

Синонимы:

милость,

человечность,

гуманность,

ласковость,

человеколюбие,

добродушность,

благодушность,

добросердечность,

отзывчивость,

беззлобие.

Антонимы:

жестокость,

злоба.

Поработав с литературой, рассмотрев различные токования, мы решили перейти к следующему этапу - показать примеры добрых поступков, преимущества доброты, вывести правила доброты.



3.Примеры доброты

Праздник доброты отмечают 17 февраля, вне зависимости от места проживания, гражданства и национальности. Организаторы Дня спонтанного проявления доброты призывают быть в этот день быть не просто добрыми и отзывчивыми к чужой беде, а добрыми безгранично и бескорыстно. Выдающийся американский писатель, журналист и общественный деятель Марк Твен говорил: « Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой».

В России этот праздник пока мало известен. В этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.

Кстати, в 2009 году ученые из США доказали, что доброта полезна для здоровья. Так, добрые люди живут дольше и болеют меньше. Такие выводы были сделаны на основании 5-летнего исследования с участием 400 мужчин и женщин.

Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта. Немногие в наше неспокойное время способны на такой «подвиг» - в состоянии усталости и раздражения от насущных забот мы всё чаще равнодушно проходим мимо чужих проблем, пока они не коснуться нас самих. И тогда мы ищем поддержку и участие у людей, для которых «бескорыстная помощь», «милосердие» и «отзывчивость» не просто слова, а смысл жизни, ставший призванием.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.

Добрым может быть каждый. Совершить добрый поступок не трудно, давайте рассмотрим примеры.

Примеры доброты.

  1. Четыре месяца назад у меня диагностировали облысение. Через месяц я потеряла волосы. Было страшно идти в школу, я думала, что все будут надо мной смеяться. На следующее утро я услышала стук в дверь, и десять моих друзей стояли на крыльце с полностью побритыми головами. Двое из них – девочки…

  2. Мы с подругой были в торговом центре и выиграли по мягкой игрушке в магазине. Шли и увидели умственно отсталого мальчика с папой и отдали игрушки ему. Он сказал: «Спасибо». Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал несколько месяцев.

  3. Работаю в кафе быстрого питания. Сегодня утром мужчина подошел к кассе и сказал: «За мной стоит девушка, я ее не знаю. Но я хотел бы заплатить за ее кофе. Передайте ей «Хорошего дня». Эта девушка сильно удивилась сперва… а затем сделала то же самое для следующего за ней в очереди человека. И так 5 раз подряд!

Качество это серьезное,
Главное, важное. 
То, что значит оно, 
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество 
В сердце у многих живет
И о боли других 
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец  ДОБРОТА.

Преимущества доброты:

  • Доброта обеспечивает открытость – по отношению к людям, событиям и жизни в целом.

  • Доброта даёт зоркость – для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

  • Доброта даёт силы – для преобразования мира к лучшему.

  • Доброта даёт возможности – участия и помощи окружающим людям.

  • Доброта даёт возможности – становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.

  • Доброта даёт уверенность – в себе и в завтрашнем дне.

  • Доброта даёт энергию – для совершения добрых дел.



Работая над проектом, мы вывели для себя следующие правила:

  • Помогать людям.

  • Забота о животных.

  • Защищать слабых.

  • Делиться последним с другом.

  • Не завидовать.

  • Прощать ошибки другим.

  • Беречь природу.



Притча о добре и зле

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, аамбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

У человека есть всегда выбор, каким быть, на какую сторону встать. Мы за светлую сторону, мы за добро, мир, справедливость, любовь! Хоть мы ещё и не выросли, но мы можем совершать добрые поступки: помогаем маме помыть посуду, приглядываем за братиком или сестрёнкой, бабушке поливаем цветы, поддерживаем своих друзей, помогаем одноклассникам, кормим бездомных животных, выступаем в младшей группе волонтёров Ю.А.И.(Юные.Активные.Инициативные.) за ЗОЖ, собираем макулатуру, уважаем старших, навещаем ветеранов… Добрым может быть каждый, не зависимо от возраста, профессии, вероисповедания!







Заключение

В результате исследования мы расширили и углубили знания о «доброте»: провели анкетирование, изучили значение этого слова, провели словарную работу, изучили примеры добрых дел, оформили работу как наглядно - методическое пособие для изучения темы «Добро и зло в 4 классе» при изучении предмета ОРКСЭ.

В результате исследования нами было доказано, что тема актуальна. Доброта помогает человеку быть принятым в обществе людей, т.к. является универсальным человеческим качеством. Мы смогли ответить на вопросы, которые были поставлены перед нами в начале исследования, а также подтвердили гипотезу.

Пока доброта живёт в нашем сердце, мы будем жить. Чтобы она жила, нужно зажечь её внутри себя. И тогда доброта спасёт мир! Мы в это верим!





























Литература:

  1. В.А. Синицын. “Путь к слову”, АО “Столетие”, М., 1996.

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%E1%F0%EE

  3. http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=6452

  4. Фото из личного архива

  5. http://wandern1.narod.ru/images3/f9.jpg

  6. http://mou-petr.ucoz.ru/_nw/0/62297730.jpg

  7. http://wazhiny.ucoz.ru/_nw/0/88190389.jpghttp://sosh24.ucoz.ru/_pu/0/47523516.jpg

  8. http://school48-barnaul2.narod.ru/vet2.JPG

  9. http://anat-bibl.narod.ru/images/tim.jpg

  10. Тиханкова Анжелина Текст « Добрый» - что это за слово?»-2012-2013г (Информ.учебно-исследовательская работа по русскому языку)









































Приложение 1 – Анкета

1.Верите ли вы в добро?

А) да

Б) нет

2.Каковы истоки вашей доброты?

А) Семья

Б) Школа

В) Общество

3. Часто ли вы совершаете добрые поступки?

А) Часто

Б) Иногда

В) Почти никогда





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!