СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект в средней группе "Калейдоскоп зимних игр и забав" (эксперементирование)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект в средней группе "Калейдоскоп зимних игр и забав" (эксперементирование)»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №69" Энгельсского муниципального района Саратовской области

Российская Федерация, Саратовская область, 413124 г. Энгельс, ул. Маршала Василевского А.М. д.33А,

тел. 8(8453) 55-40-43






Исследовательский проект

«Калейдоскоп зимних игр и забав»

(экспериментирование)

Сроки реализации: краткосрочный, 06.01.2025 г. – 31.01.2025 г.

Возраст: 4-5 лет





Подготовили:

Воспитатель I категории Лятифова Дарья Сергеевна

Воспитатель I категории Иоселева Алла Михайловна















г. Энгельс, 2025 год

Методический паспорт проекта

Название проекта, авторы: «Калейдоскоп зимних игр и забав», Лятифова Д. С., Иоселева А. М.

Возраст детей: 4-5 лет

Вид проекта: краткосрочный, информационно-творческий проект.

Сроки проведения: 06.01.2025 г. – 31.01.2025 г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цели проекта:

Педагогическая:

  • Расширение представлений дошкольников о зимних природных явлениях.

Практическая:

  • Обобщение и передача педагогического опыта в формировании первичного исследовательского и познавательного интереса через простейшее экспериментирование.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы;

  • Продолжать знакомить со свойствами снега и льда;

  • Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование;

  • Развивать поисковую деятельность детей, умение определять свою деятельность на основе возникшей проблемной ситуации, умение планировать этапы свой деятельности;

  • Способствовать развитию общих речевых навыков, расширению словарного запаса;

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

  • Расширять эстетический вкус.

Для педагога:

  • Совершенствование профессионального уровня педагогов;

  • Повышение творческой активности педагогов;

  • Развитие навыков планирования;

  • Создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников.


Ресурсы, оборудование: методическая и художественная литература, сюжетные картины и иллюстрации, канцелярские принадлежности на каждого ребенка, портативная Bluetooth-колонка, ноутбук, видеозапись “Музей военной техники”, аудиозаписи для слушанья, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Аннотация:

Зимнее время обладает большим потенциалом для детского экспериментирования. Почему падает снег? Почему он белый? Как образуются сосульки? А почему деревья не погибают при таких низких температурах? А также многие другие вопросы возникают зимой у детей.

Данный проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их в практической деятельности, совершать радостные открытия и получать положительные эмоции детей.

С помощью изложенных техник, обучение становится приближенным к жизни, и дети получают ответы на сложные вопросы «простым языком».

Предполагаемый результат:

  • Расширение представлений детей о зимних явлениях;

  • Проявление у детей интереса к традициям народных культур;

  • Стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли в продуктивной деятельности;

  • Повышение заинтересованности родителей в формировании навыков экспериментирования у детей.

Предполагаемые продукты реализации проекта:

Выставка рисунков, коллективная работа.

График работы над проектом:

  1. Этап подготовительный

  1. Составление проекта.

  2. Проведение консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

  3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта, материалов для опытов.

  4. Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций с детьми; разучивание игр и музыкального репертуара.






  1. Этап основной

Образовательная область

Формы организации

образовательной деятельности


Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Погода зимой», «Спорт зимой», «Русские традиции».

Сюжетно-ролевые игры «Восхождение на гору», «Любимая подвижная игра», «На катке».

Познавательное развитие

Опытно-экспериментальная деятельность «Как образуются сосульки?».

Опытно-экспериментальная деятельность «Почему деревья не замерзают зимой?»

Исследовательская деятельность «Снежинки белые?»

Исследовательская деятельность «Почему сугробы разные?» (Приложение 4)

Просмотр мультфильма «Жила-была царевна. Зимние забавы».

НОД «Обычаи и традиции русского народа» (Приложение 5)

Речевое развитие

Чтение Ф. Тютчев «Зима недаром злится», С. Чёрный «На коньках», «Зимние забавы», Н. Носов «На горке».

Заучивание И. Суриков «Вот моя деревня».

Заучивание пословиц и поговорок о зиме. (Приложение 1)

Отгадывание загадок по тематике проекта.

(Приложение 2)

Физическое развитие

Проведение подвижных игр «Два Мороза», «Царь горы», «Варежка»,

Проведение народных игр «Гори, гори ясно!», «Каблучок».

Проведение игр-соревнований: «Гонка снежных комов», «Попади в цель снежком», «Зимний футбол».

Разучивание физкультминуток «Мы пойдем сейчас налево, а потом пойдем направо». (Приложение 3)

Художественно-эстетическое развитие

Слушанье М. Глинки «Дед Мороз»

Заучивание танца «Лепим, лепим пирожки со снежинками внутри»

Разучивание песенки «Ты мороз, мороз, мороз».

Рассматривание цикла репродукций Е. Балашкина «Зимние забавы», Н. Богданов-Бельский «Дети на санках», Н. Крымов «Зимний пейзаж», И. Бродский «Зимний спорт».

НОД Аппликация

«Наша любимая подвижная игра»

(Коллективная работа) (Приложение 6)


Работа с родителями:

  • Консультации для родителей: «Экспериментирование: что такое и зачем?»

  • Подготовка атрибутов для проведения опытов.

  1. Заключительный этап

Обобщение полученных знаний, проведение рефлексии совместно с детьми.

Использованные источники:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2021.

  2. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, Средняя группа, Алешина Н.В., 2005.

  3. Пословицы русского народа / сборник В. Даля, Москва, «Художественная литература», 1989 г

  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду /А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Деркунская В.А. Игровые приемы и коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста. М.- Центр пед. образования, 2012.

  6. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008.





































Приложение 1

Пословицы и поговорки про зиму

  1. Будет зима – будет и лето.

  2. Без шубы и валенок и зима без конца.

  1. В зимний холод всякий молод.

  1. Зима спросит, что летом припасено.

  2. Что летом родится, то зимой пригодится.

  3. Зима – не лето, в шубу одета.

  1. Зима лето пугает, да все равно тает.

  2. Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

  3. Зимою шубка не шутка.

  4. Чем крепче зима, тем скорее весна

  5. Мороз невелик, да стоять не велит.

  6. Где мороз ступает, там он снежные розы роняет.

  7. Мороз зимы не портит.

  8. Как снежок ляжет, так и урожай уважит.

  9. Белый снежок – каждому дружок.

  10. Снег холодный, а от стужи укрывает.

Пословицы и поговорки про месяцы

  1. Декабрь год кончает, зиму начинает.

  2. Январь – году начало, зиме середка.

  3. В январе – морозы, в феврале – метель.

  4. Февраль силен метелью, а март капелью.

  5. Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.

  6. В феврале зима с весной встретятся впервой.


























Приложение 2

Загадки о зиме и зимних явлениях

Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром.

(зима)

 

Хоть сама и снег, и лед,

А уходит – слезы льет.

(зима)


Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(зима)


Невидимкой, осторожно,

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на стекле.

(мороз)

  

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.

(мороз)

 

Гостил гость,

Мостил мост,

Всю ночь до утра

Без пилы, без топора.

Вырос лес, белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать

(Морозный узор на окне)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла,

Сделал снежными сады

Не в темницу, а в светлицу

Запирает он девицу.

До весны девице

Не открыть светлицы.

(Мороз и река)

Старый дед, ему сто лет,

Мост намостил на всю реку,

А пришла молода – весь мост размела.

 (Мороз и весна)


Скатерть бела

Весь мир одела.

(снег)


Пушистый ковер

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит.

(снег)

Лежал, лежал,

Да в реку побежал.

(снег)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет.

(снег)


По снегу покатите –

Я подрасту.

На костре согрейте –

Я пропаду.

(Снежный ком)

С неба падают зимою,

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые … (Снежинки)

Быстрокрылы и легки,

Сказочной зимою

Что за чудо-мотыльки

Кружат над тобою?

(Снежинка)

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

(сосулька)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

Всю зиму под крышей висела –

Весной ее солнышко съело.

(сосульк


Приложение 3

  1. Название игры: «Два мороза»

Цель игры: развивать быстроту и ловкость.

Форма игры. Коллективная.

Подготовка к игре. На площадке отмечается линия «дома» и линия «школы». Игроки становятся за линию дома в шеренгу. В центре зала становятся водящие «Морозы». Все вместе учат слова:

Морозы: - Мы два братца молодые,

Два мороза удалые!

Я – мороз – Красный нос!

А я – мороз – Синий нос!

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Ребята: Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

Описание игры. Игроки проговаривают слова, и после слов «… и не страшен нам мороз!» ребята перебегают в «школу» через площадку, а морозы их стараются осалить. Кого морозы осалили, тот останавливается и замирает на месте (либо стоит на одной ноге), превращается в ледяную фигуру. Морозы снова обращаются к игрокам «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?», игроки вновь отвечают и перебегают обратно в «дом», по пути размораживая своих «замерзших» друзей – дотрагиваются до них и вместе убегают. Морозы вновь стараются осалить игроков. Пойманные (замороженные) игроки подсчитываются и возвращаются в игру. Выбирается новая пара морозов из числа не пойманных.

Правила игры. Бег выполняется только в одну сторону, игрок, нарушивший это правило, считается пойманным. Нельзя долго задерживаться в доме или школе. Пойманный игрок стоит на месте и не двигается. Морозы имеют право осалить до линии «школы» или «дома». Размораживать можно только на обратном пути.

Определение победителей и подведение итогов. Побеждает пара морозов, которая осалила больше игроков, а также отмечаются игроки, которые ни разу не были пойманы.

  1. Название игры: «Царь горы».

Цель: развивать силу, выносливость.

Количество игроков от 4 человек и более.

Для игры требуется снежная горка или склон горы.

Описание игры. В начале игры все игроки выстраиваются в одну линию перед горкой. По команде начинается штурм горы. Первый, кто залезет на вершину становится ее царем. В его задачу входит: как можно дольше продержаться на вершине, стараясь не допустить до власти других желающих, карабкающихся на гору. Штурмующие могут объединяться в группы, что делает игру еще интересней.

  1. Название игры: «Варежка»

Цель: развивать внимательность, активность, умение работать в команде.

Описание игры. Для игры нужно большое количество участников – приглашайте всех, кто гуляет с детьми рядом с вами! Если Вы собираетесь играть в холодную погоду – то возьмите с собой дополнительную варежку, с которой мы и будем играть. Если погода теплая и игроки могут снять свои варежки с рук – пусть играют своими рукавичками. Выбираем двое водящих. Первый водящий встает в центр круга, второй водящий – за ним на расстоянии. Все остальные участники игры встают вокруг них в большой хоровод, взявшись за руки. Все встают так, что первый водящий находится в кругу, а второй – за кругом.
Правила игры. Первый водящий должен бросить варежку и попасть ей («запятнать») второго водящего. Игроки в кругу мешают ему это сделать, поднимая руки и отбивая ими варежку обратно в круг, их задача – защищать второго водящего.
Если второго игрока выбили, то он становится в центр круга и становится первым водящим. Чтобы найти ему пару – второго водящего – бывший первый водящий приглашает из круга кого-то на свой выбор. Он бросает свою варежку вверх – кто ее поймает –тот и будет играть в роли второго водящего. И игра повторяется снова.
Если второго игрока не выбили варежкой, то первый водящий продолжает играть свою роль.

  1. Название игры: «Гори, гори ясно!».

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Описание игры. Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.


  1. Название игры: «Каблучок».

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве.

Описание игры. Необходимо встать в хоровод и взяться за руки, проговаривая слова.

За руки друзей берём, вместе хоровод ведём (идём по кругу хороводным шагом)

А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок (поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.)

За руки друзе берём, вместе хоровод ведём (ведём хоровод)

А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс (выполняем движение сжимаем-разжимаем кулачки.)

А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

Проведение игр-соревнований: «Гонка снежных комов», «Попади в цель снежком», «Зимний футбол».










Приложение 4

Опытно-экспериментальная деятельность

  1. Опытно-экспериментальная деятельность «Как образуются сосульки?».

Цель: с помощью экспериментальной деятельности объяснить причину возникновения сосулек.

Материалы: коробка тетрапак, нитка, иголка, вода.

Ход эксперимента. Вдеваем нитку в иголку и снизу протыкаем коробку. Верх разрезаем так, чтобы потом можно было заклеить. Вытаскиваем иголку через верх, завязываем узелок и тянем за нитку. Нитка должна свисать из нашей коробки. Набираем воды (можно добавить красители) и вешаем на улице в морозную погоду. Сразу мы будем наблюдать, как капли застывают.

Вместе с детьми наблюдаем за процессом: капли медленно двигаются и почти сразу замирают. Объясните ребенку, что так и появляются сосульки, когда лед тает на солнышке весеннем, но все еще морозно. Через несколько часов у нас получится уже полноценная сосулька. Как оказалось, воды накапало очень мало, она быстро замерзла внутри коробки. Но не просто замерзла, а удивительно красиво.

  1. Опытно-экспериментальная деятельность «Почему деревья не замерзают зимой?»

Цель: с помощью экспериментальной деятельности выявить температурный режим на разной глубине снега.

Материалы: 3 баночки с крышкой.

Ход эксперимента. Понаблюдайте за деревьями. Дети часто спрашивают, почему деревья и их корни не мерзнут под снегом. Ведь могли бы замерзнуть навсегда, и тогда дерево не смогло бы больше никогда дать листочки. Но не замерзает... почему?

Возьмите 3 баночки и наполните их одинаковым количеством воды.

Одну баночку закопайте глубоко в снег, одну – слегка припорошите снегом, а последнюю оставьте прямо на поверхности.

Подождите 10-30 минут в зависимости от температуры воздуха.

Баночка с водой, которая лежала на поверхности, замерзнет быстрее всего, затем замерзнет та, которая была неглубоко, а вот в той, которую вы закопали глубоко, еще долго будет замерзать вода. Таким образом, снег защищает корни деревьев и наоборот не дает им замерзнуть.

Пусть ребенок сам сделает вывод, что лучше для природы: холодная зима без снега или же с ним.

  1. Исследовательская деятельность «Снежинки белые?»

Цель: с помощью экспериментальной деятельности объяснить детям почему снег кажется нам белым.

Материалы: пищевая пленка.

Ход эксперимента. Рассмотрите на прогулке снежинки. Спросите о их цвете.

А вы знали, что снежинки на самом деле прозрачные?

В сугробе снежинки выглядят одной белой массой, хоть и прозрачные на самом деле. А все из-за того, что в них отражается свет.

Вырежете 15 «снежинок» из пищевой пленки.

Дайте каждую по отдельности ребенку, спросите, какая она, снежинка (прозрачная). Проверяем, прозрачная ли: смотрим через нее. Да, и правда прозрачная.

А теперь возьмем и сложим снежинки стопкой. И они уже не выглядят прозрачными, а смотрятся белыми! И не видно ничего через них. И сугроб из кучи прозрачных снежинок мы тоже видим белым.

  1. Исследовательская деятельность «Почему сугробы разные?»

Цель: с помощью экспериментальной деятельности объяснить причину разной глубины сугробов.

Материалы: вертушка.

Ход эксперимента. Задайте детям вопрос «А почему сугробы разные?». Вроде снегопад был один и тот же, но в одном месте сугробы большие, а в другом - совсем неглубокие. Да еще и формы разной, то крутой склон, то пологий. Почему так получается?

Несколько дней подряд выходите с ней на улицу и наблюдайте за силой ветра. Выходите и во двор, и на открытые местности.

Позвольте ребенку самостоятельно наблюдать и сделать выводы, почему в открытом поле вертушка крутится куда сильнее.

Обратите внимание на сугробы, на их форму в разных местах, а также как меняется форма сугробов в зависимости от силы ветра. В поле сугробы вообще редко увидишь, даже после сильного снегопада оно как один большой сугроб. Почему? Позвольте ребенку самому сделать выводы и подскажите при необходимости.


Приложение 5

Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром

«Обычаи и традиции русского народа»

Цель: приобщение детей к ценностям русской народной культуры.

Педагогическая:

  • Воспитывать уважительное отношение к культурным традициям своего народа.

Практическая:

  • Повысить интерес к обычаям и традициям.

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения праздников, народных традиций;

  • Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.

  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.

  • Воспитывать интерес к истории русского народа, национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.

  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Материалы

Для педагога: репродукции картин, иллюстрация зимнего наряда, выставка русский народных сказок, Bluttooth-колонка, аудиозапись с русскими народными песнями.

Методика проведения:

  1. Вводная часть

Воспитатель вносит репродукции картин («Катание на святках», А. А. Бучкури А. А., «Взятие снежного городка» В. И. Суриков)

Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель: как вы думаете, что объединяет все эти картины?

Воспитатель: верно, на всех из них изображена зима? А чем занимаются люди? (Развлекаются).

Воспитатель: русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Издавна художники любили её рисовать, поэты сочинять о ней стихи, а народ посвящал зиме множество пословиц и поговорок, загадок и считалок, придумывал различные обряды и традиции, чтобы задобрить зиму.

  1. Основной часть

Воспитатель: Зима в воображении наших далеких предков представала как большуха, то есть дородная, видная, сильная женщина, настоящая хозяйка, знающая толк в своем деле. И одежда у нее была соответствующей: теплый медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху и нарядный головной убор — кика. Зима повелевала снегами и сугробами, метелями и вьюгами, ветрами и суровыми морозами, она представлялась как суровая повелительница. (Показ иллюстрации наряда).

«Зима спросит, что летом припасено», — гласит старая русская пословица. И вправду, к зиме-«приберихе» надо было готовиться основательно, ведь «один день лета всю зиму кормит». Заготовленные летом фрукты, овощи, травы, ягоды и грибы зимой были не только настоящим лакомством, но и

Русский человек всегда с уважением относился к снегу: «Спасибо, мороз, что снегу принес», «Сугробы снега на полях — урожай зерна в закромах», В старину знающие люди называли снег крестьянским богатством и радовались, если высокие снежные сугробы надежно укрывали посевы от стужи. А когда за окном свирепствовали морозы, сельчане устраивали традиционные на Руси уютные посиделки. Долгими зимними вечерами в одном доме собирались и стар, и млад.

Слушанье русской народной песни.

Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми традициями наших предков.

Воспитатель: русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок, называют их героев).

Физкультминутка

Воспитатель: а теперь я предлагаю Вам разучить одну русскую народную игру «Горелки».

Правила. Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

В центре круга стоит водящий.

На голове может быть маска зайца.

Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются.

С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару.

Тот кто не нашел себе пару становится водящим.

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдѐт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

Воспитатель: Русский народ всегда очень весело отмечал праздники. Они вкусно готовили, наряжались, пели песни, танцевали и играли в игры. Мы с вами знаем такие праздники как Рождество, Масленица, Пасха.

Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов

Рассматривание иллюстраций «Рождественский базар» Бучкури А. А., «Со звездой» репродукция с картины М. Гермашева, «Орлеанский Коляда» Чумаком В.)

Воспитатель: что готовят на эти праздники? Как наряжаются? Что делают?

Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она (Жмурки)


Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день (Прятки)


Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят (Горелки)

  1. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, вспомнили некоторые традиции. И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

Какими были наши предки?

Чем они любили заниматься зимой?

О каком празднике я вам рассказала?

В честь чего праздновали этот праздник?

А какие традиции вы проводите дома? Какие самые любимые?























Приложение 6

Конспект НОД Аппликация

«Наша любимая подвижная игра»

Педагогическая:

  • Развивать образное представление детей.

Практическая:

  • Создать коллективную работу своими руками.

Задачи:

  • Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности;

  • Закреплять приемы вырезания круга и овала из прямоугольных и квадратных кусочков бумаги;

  • Развивать чувство композиции;

  • Развивать умение создавать композицию из кругов разного размера.

  • Закреплять приемы аккуратного наклеивания, использования клеенки и салфетки;

  • Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);

  • Способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности, точности при выполнении практической работы;

  • Воспитывать уважение к своему и чужому труду.

Материалы

Для педагога: фотографии, сделанные во время игры, подготовленный фон.

Для детей: черный фломастер, ножницы, кисть для клея, клеенка, салфетка, квадраты и прямоугольники разного размера и цвета.

Методика проведения:

  1. Вводная часть

Воспитатель: я рада видеть Вас и от этого у меня отличное настроение! А какое настроение у вас? (Упражнение «Градусник настроения»)

Воспитатель: сегодня к нам в гости пришел необычный гость. А чтобы узнать кто же это, Вам нужно отгадать загадку.

В городке цветочном этом

целый год сияет лето.

И народ весёлый тут --

коротышками зовут.

Среди них Пилюлькин есть,

Лютик -- всех не перечесть.

Самый главный, угадай-ка.

Ну конечно же (Незнайка)

  1. Основной часть

Незнайка: доброе утро ребята! Я пришел к вам за помощью. Я хочу научиться делать человечка из геометрических фигур, но не знаю, как. Я не знаю названия фигур, и не знаю частей тела. Вы мне поможете?

Воспитатель: ребята поможем Незнайке? Я вам буду показывать геометрические фигуры, а вы должны назвать их, и сказать на какую часть тела похожа эта фигура.

Показывает поочередно (круг, овал, прямоугольник, треугольник.

Незнайка: вот это да! А как же сделать из этих фигур человечка?

  1. Сообщение темы и цели занятия. Анализ готового образца.

Незнайка: какие же вы все-таки умные! Нам в солнечном городе рассказывали о том, что вы еще и очень веселые, это правда?

Воспитатель: да, Незнайка, мы очень любим играть в подвижные игры.

Незнайка: А какая Ваша любимая?

Дети перечисляют игры. Выделяют «Два Мороза».

Незнайка: а научите меня играть?

Динамическая пауза – подвижная игра «Два мороза».

Незнайка: как здорово, мне очень понравилось…

Воспитатель: ребята, а давайте мы с Вами сделаем человечков, которые тоже играют в эту подвижную игру, и подарим Незнайке на память?

Воспитатель показывает заранее подготовленный лист, с нарисованным зимним пейзажем.

Воспитатель: что нам понадобится, чтобы изготовить человечков?

Воспитатель: верно. Рассмотрите с помощью каких деталей выполнена мой человечек?

- Прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним технику безопасности работы с инструментами.

А) При работе с ножницами и кисточками не размахивать руками;

Б) Передавать ножницы кольцами вперед;

В) Держать ножницы на столе с сомкнутыми лезвиями.

Г) При работе с клеем не тереть глаза и не брать пальцы в рот.

  1. Физминутка

Воспитатель: Давайте разомнем наши пальчики

«Наше тело»

Вот рука, и вот рука –

Хлоп, хлоп, хлоп.

Вот нога, и вот нога –

Гоп, гоп, гоп.

Ну а это – голова.

Можно сделать два кивка.

  1. Выполнение практической работы.

Объяснение и демонстрация поэтапного выполнения работы.

- Приступим к изготовлению наших человечков.

Последовательность выполнения работы:

  1. Вырезаем 4 круга, диаметром 3 сантиметра.

  2. Складываем их пополам, и снизу отрезаем 1 сантиметр.

  3. Приклеиваем на картон, это будущий парашют.

  4. Вырезаем овал диаметром 2, 5 сантиметра, это тело десантника.

  5. Вырезаем 3 круга размером 1 сантиметр, цвет по желанию детей.

1 желтого цвета — это лицо, 1 это рукова куртки, 1 штанины, руки и ноги, собираем композицию.

  1. Фломастером дорисуем лицо, с помощью оставшейся бумаги можно декорировать одежду человечка, сделать шапку, варежки и т. д.

  2. Наклеиваем человечком на фон в соответствии с правилами игры.

  1. Подведение итогов занятия.

Незнайка: какая яркая работа у вас получилась! Я покажу её всем-вскм-всем в Солнечном городе.

Воспитатель: Ребята, какую игру мы сегодня изображали? С помощью чего изгтовили человечка? Из каких деталей?

Какая это аппликация – плоская или объемная?

Мне нравится, как аккуратно выполнены ваши работы, вы правильно вырезали и приклеили все детали. И наша работа получилось очень красочной!

Уборка рабочего места