Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29»
Вакцинация – способ защиты от болезней Исследовательский проект
Выполнил:
ученик 4 А класса
Ежов Андрей
Руководитель:
Захарова Татьяна Владимировна
г. Северодвинск
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение…………………………………………………………………….3 2. Основная часть 2.1. Актуальность проблемы вакцинации…………………………………..4 2.2. История открытия………………………………………………………..4 2.3. Что такое вакцина и вакцинация………………………………………. 5 2.4. Использование в мире…………………………………………………...5
2.5. Календарь прививок....................................................................................5
2.6. Побеждённые болезни…………………………………………………...6
2.7. Почему нужно прививаться?......................................................................6
3. Практическая часть
3.1 Анкетирование……………………………………………………………7
4. Заключение…………………………………………………………………9
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….10-11
ВВЕДЕНИЕ
Все мы знаем, что в мире бушует эпидемия коронавируса. С самого начала я стал следить за новостями о нем. Я заинтересовался, какие еще есть опасные инфекции. Мне стало немного страшно за себя и мою семью, поэтому решил узнать, как можно защититься от болезней. Врачи говорят, что лучшим способом защиты от инфекции являются прививки. Я решил изучить материал об этом и написать работу на тему « Вакцины».
Цель моей работы: узнать, что такое вакцинация
Для достижения цели мною были поставлены такие задачи:
раскрыть понятие «вакцина»;
узнать об истории вакцины;
выяснить, зачем надо прививаться;
оценить знания одноклассников о вакцине, провести анкетирование учащихся 4 «А»
Изучая материал о вакцине, я :
- пользовался энциклопедиями, справочниками;
- искал литературу в Интернете;
- беседовал с родителями и одноклассниками
Вид проекта - исследовательский
Целевая аудитория – 7-12 лет.
Продукт - презентация
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Актуальность проблемы вакцинации
Микроорганизмы сопровождают человека всю его жизнь. С самого рождения малыш начинает знакомиться с миром вирусов и бактерий. И, помимо, положительных и необходимых для жизни контактов, микроорганизмы могут представлять опасность для человека, вызывая различные инфекционные заболевания.
До определенного времени инфекции являлись главной причиной высокой смертности и малой продолжительности жизни человека, поражая огромное количество людей и обширные территории земного шара.
В истории человечества первая пандемия (эпидемия охватившая весь мир) чумы в середине VI века – «Юстинианова чума» – привела к смерти около 100 миллионов человек, убив от 50 до 60% населения Европы. Вторая пандемия чумы, названная «Чёрная смерть», возникла в середине XIV века и стала причиной гибели 30% населения Азии и до 50% жителей Европы. Третья пандемия чумы началась в Китае в середине XIX века и за несколько десятков лет охватила всю Землю.
2.2. История открытия
Еще в древние времена было установлено, что перенесенная однажды заразная болезнь, предохраняет человека от повторного заболевания. Давно было замечено, что люди, перенесшие болезнь в легкой форме, становятся невосприимчивыми к ней .
Попытки предупреждения заразных болезней предпринимались еще в древности. В Китае прививка против оспы была известна с XI в. до н. э., и проводилась она путем вкладывания части материи, пропитанной содержимым оспенных пустул в нос здорового ребенка. Однако этот метод предохранительных прививок не оправдался: наряду с легкими формами заболевания у многих привитая оспа вызывала тяжелое заболевание, а сами привитые становились источниками заражения окружающих.Нужна была эффективная, но вместе с тем более безопасная защита от инфекции.
Эдвард Дженнер не был первым, кто заметил, что люди, работавшие с крупным скотом (скотоводы, жокеи, кавалеристы и так далее) реже болеют оспой, чем остальные.
Дженнер использовал в эксперименте двух людей — доярку Сару Нелмс и восьмилетнего мальчика Джеймса Фиппса.
Дженнер взрезал один из волдырей на руке крестьянки тонким ножом. Этим ножом врач проткнул кожу молодого Фиппса в нескольких местах на плече. Через несколько дней у мальчика развилась лихорадка, а на месте введения появились волдыри. По прошествии нескольких дней симптомы ушли. Через два месяца Дженнер снова ввел мальчику содержимое волдырей от другой доярки и не увидел симптомов, из чего заключил, что мальчик получил защиту от оспы.
Впоследствии он провел несколько аналогичных экспериментов. В 1798 году назвал новую процедуру в честь использованной болезни Variolae Vaccinae. Таким образом, с латинского слово «вакцинация» было бы правильнее всего перевести как «окоровливание». В следующемгоду Дженнер сумел убедить нескольких врачей в эффективности придуманной процедуры, и они начали применять ее у своих пациентов с неизменным успехом.
2.3. Что такое вакцина и вакцинация
Вакци́на (от лат. vaccinus — «коровий» ) - медицинский препарат биологического происхождения, обеспечивающий организму появление приобретённого иммунитета к конкретной болезни.
Вакцинация — это простой, безопасный и эффективный способ защиты от болезней до того, как человек вступит в контакт с их возбудителями. Вакцинация задействует естественные защитные механизмы организма для формирования устойчивости к ряду инфекционных заболеваний и делает вашу иммунную систему сильнее»
2.4. Использование в мире
Вакцинация взорвала медицинский мир Британии, а затем Европы и Нового Света. К 1800 году она добралась до США, где президент организовал национальную программу вакцинации. Европа прививалась коровьей оспой тотально. Сопротивление новой практике было, но лишь среди слабо образованных и суеверных низов общества.
Вакцинация быстро распространилась по земному шару. Вакцины начали применяться против самых разных заболеваний таких как; сибирская язва , бешенство , полиомиелит, туберкулёз . Устанавливались законы и правила по вакцинации .
2.5. Календарь прививок
Первый отечественный список рекомендуемых прививок был разработан в 1958 г, он включал в себя натуральную оспу, туберкулёз, коклюш, дифтерию и полиомиелит. в последующем календарь прививок расширялся.
В настоящий момент он включает в себя вакцинацию от 10 заболеваний. Уже в первый день жизни новорождённому делается прививка.
2.6. Побеждённые болезни
Благодаря массовой вакцинации, удалось победить следующие болезни:
оспа,
полиомиелит,
паротит «свинка»,
корь,
краснуха,
столбняк,
коклюш,
дифтерия,
чума.
2.7. Почему нужно прививаться?
Во многих случаях лечение от инфекции неэффективно, а от целого ряда инфекций – лечения нет в принципе. Очень часто вакцинация остается единственным надежным средством профилактики.
Вероятность побочных реакций и осложнений при проведении профилактических прививок в сотни и тысячи раз меньше, чем при болезни.
Мнение о том, что сделанная прививка на 100% защитит ребенка от инфекционных заболеваний, ошибочно. Но то, что она значительно снижает риск возникновения этих заболеваний – неоспоримый факт.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Анкетирование
Изучив материал по теме, мне стало интересно оценить знания моих одноклассников о прививках. В рамках проекта я провёл тестирование среди учащихся 4 « А». Тест состоял из 10 вопросов, на которые ребята отвечали « да», « нет». В анкетировании принимали участие 28 человек.
Таблица 1
№ | Вопросы | да | нет |
1 | Кому делают прививки? | См. таблицу №2 |
2 | Делают ли прививки взрослым? | 28 | 0 |
3 | Когда ребенку делают первые прививки? | См. таблицу №3 |
4 | Прививки ослабляют иммунитет? | 3 | 25 |
5 | Можно ли заболеть гриппом, если сделал прививку? | 11 | 17 |
6 | Если ты кашляешь, а температуры нет, можно ли делать прививку? | 6 | 22 |
7 | Можно ли гулять на улице сразу после прививки? | 2 | 26 |
8 | Манту – это прививка от туберкулеза? | 27 | 1 |
9 | Какое насекомое может заразить энцефалитом? | См. таблицу №4 |
10 | Чем можно заболеть, если укусит бездомная собака? | См. таблицу №5 |
Таблица 2
№ | Кому делают прививки? | Ответы |
1 | Людям | 27 |
2 | Животным | 1 |
Таблица 3
№ | Когда ребенку делают первые прививки? | Ответы |
1 | Сразу после рождения | 9 |
2 | Через какое- то время | 19 |
Таблица 4
№ | Какое насекомое может заразить энцефалитом? | Ответы |
1 | Клещ | 28 |
2 | Не знают | 0 |
Таблица 5
№ | Чем можно заболеть, если укусит бездомная собака? | Ответы |
1 | Бешенство | 27 |
2 | Не знают | 1 |
Выводы:
Анкетирование учащихся 4 « А» показало, что полностью о прививках никто из ребят не знает. Но ответов правильных много.
Необходимо повышать уровень знаний, понимать, для чего и когда необходимо прививаться.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая по теме проекта, я узнал о необходимости вакцинации. Вакцинация – это неотъемлемая часть медицины. Прививаться надо, чтобы быть здоровым. Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека.
В результате работы над проектом я научился:
искать нужную информацию в интернете и энциклопедиях;
узнал, что такое вакцина и вакцинация;
узнал, зачем надо делать прививки;
провел анкетирование учащихся 4 « А» класса по изучаемой теме;
подготовил презентацию по теме « Прививки» и выступил с проектом на кружке « Я – исследователь»
Мне было интересно работать над проектом. Я буду и в дальнейшем рассказывать окружающим о пользе прививок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выступление на на кружке « Я – исследователь»
10