Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области "Середняковская средняя общеобразовательная школа"
Исследовательский проект
«Волшебная бумага»
Выполнили:
ученицы 2 класса
Ковригина Алёна
Воронова-Бурковская Лика
Руководитель:
Воронцова Елена Константиновна,
учитель начальных классов
2019 год
Содержание.
| | Стр. |
| Введение | 3 |
| Оригами - искусство складывания бумаги | 4 |
| Виды оригами. | 5 |
| Польза оригами | 6 |
| Реализация проекта | 7 |
| Заключение | 10 |
| Выводы | 11 |
| Список литературы | 11 |
| Приложения | |
Введение.
Легенда.
Когда-то давно на земле жил очень бедный мастер, который всю свою жизнь посвятил оригами и был удивительно добр ко всему, что его окружало. Он целыми днями складывал из листов бумаги различные фигурки, а потом раздавал их детям.
Но однажды он встретил на дороге странствующего монаха и подарил ему фигурку журавлика. Монах был растроган. Потом он сказал: «Складывай свои фигурки дальше. Главное — твоя вера в их важность. Даже если вдруг война, оставайся верен своему искусству, и оно отблагодарит тебя, сделав тебя богатым и известным».
Вскоре и правда началась война. Молодые ушли сражаться, но конца этому ужасу и видно не было. Только бедный мастер упрямо продолжал изводить бумагу на свои фигурки. Разозлившись, люди решили сжечь его мастерскую. Но когда они оказались в ней, они были поражены разнообразием и великолепием фигурок. Тогда мастер подарил каждому фигурку по душе. На глазах у гостей из листа бумаги журавлика, который тут же захлопал крыльями и улетел - он был вестником мира. Люди поверили в себя, вдохновились, и победа была за ними.
Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «Оригами».
Оригами - удивительное, загадочное слово. Слово «оригами» в переводе с японского - «сложенная бумага».
Актуальность нашей работы в том, что ещё наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона игрушки, хотя само понятие им знакомо не было. Это были: кораблики, самолётики, бумажные кепки. Этот вид работы доступен каждому человеку, он также развивает мелкую моторику рук.
Проблема: нам захотелось узнать об этом интересном , увлекательном и полезном искусстве «Оригами».
Цель исследования: изучить тему «Оригами» и сделать самим поделки.
Задачи исследования:
1) Прочитать литературу, в которой авторы рассказывают об оригами.
2) Собрать интересные схемы для изготовления поделок в этой технике.
3) Изготовить несколько работ в этой технике.
4) Оформить проект и подготовить презентацию выступления по теме «Оригами».
Гипотеза исследования: Занятия оригами развивают мелкую моторику, интеллект, творчество и учит труду.
Оригами - искусство складывания бумаги.
История возникновения оригами тесно связана с историей бумаги. Она была изобретена в Китае более двух тысяч лет назад. Лишь пять столетий спустя она появилась в Японии. В Европу же бумага попала усилиями Марко Поло, он привез ее из путешествий в Азию. В Испанию бумага была привезена арабами, и именно в Испании в провинции Валенсия в городке Хатива была открыта первая бумажная фабрика в Европе. А испанцы уже привезли бумагу в Америку. Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги - пустило корни в культуру Японии много веков назад. В Японии оригами связано с религиозной символикой, японцы наделяют бумагу и фигурки из нее особым значением.
В эпоху Хэйан (794 - 1185) оригами приобрело важное значение в церемониальной жизни знати Японии. В то время бумага оставалась очень ценным и редким товаром, и складывать фигурки из нее могли себе позволить лишь богатые люди. Воины-самураи обменивались ими как подарками, украшали ноши. Ноши - это съедобные подношения, которые делались в буддийских храмах. Именно ноши дали толчок к развитию оригами. Для более привлекательного вида, ноши заворачивали в искусно сложенную цветную бумагу. Со временем сложность и замысловатость фигурок из бумаги возрастала, и они превратились в основную составляющую подношений, получивших сверхъестественное значение.
К огда бумага стала относительно дешевой, и приобрести ее мог каждый, оригами получило новую церемониальную функцию. Оно стало средством отличия разных социальных классов.
Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова «бумага» и «бог» очень похожи.
Слово оригами складывается из двух иероглифов: ори - «бумага» и ками - «складывание». На заре оригами использовались в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам, складывали в бумажные коробки - санбо. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японцев. Это умение передавалось из поколения в поколение.
Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «Оригами». Бумажные фигурки делают и взрослые и дети, художники и конструкторы. Его преподают в школах, о нем пишут книги с описанием различных моделей.
Виды оригами.
В настоящее время существует три основных течения:
1) Традиционное оригами — для изготовления фигурок используют квадрат. Как гласит японская пословица: «Великий квадрат не знает пределов»
2) Смешанное оригами — фигурки делают из бумаги различной формы.
3) Модульное оригами — фигурки собираются как конструктор из однотипных модулей.
Польза оригами.
Задавались ли вы вопросом, почему оригами так популярно сегодня во всем мире? Да потому, что бумага является дешевым материалом, схемы оригами найти довольно просто, а многообразие уроков, мастер классов и видео инструкций позволяют по возможности, уровню подготовки и наличию свободного времени творить настоящие шедевры. Кстати, оригами полезно и для взрослых, и для детей. Если говорить о последних, то данное искусство позволяет детям оценить и изучить возможности своих рук и пальчиков. К тому же, оригами дает возможность приобрести такие навыки, как трудолюбие, терпение и усидчивость, что очень полезно для гипер активных деток.
Кроме того, во время создания оригами у ребенка развивается пространственное и креативное мышление, воображение и координация движений, моторика пальцев и психомоторика. Создавая фигурки оригами, ребенок на собственном опыте узнает, что такое диагональ, вершина фигуры, медиана, у него улучшается восприятие геометрических фигур, а соответственно, ему будет легче воспринимать знания в области геометрии.
Взрослые также находят много плюсов для себя в искусстве оригами. Это позволяет им расслабиться и отвлечься от будничной суеты, провести время с детьми за полезным и интересным занятием, а еще способом хорошенько потренировать мозги, если это требуется.
Реализация проекта:
1) Выбор модели.
Мы выбрали несколько фигурок из книги З.А.Богатеевой «Чудесные поделки», чтобы потом из них собрать картину.
2) Опорная схема.
Нашли в интернете схемы лисы, совы, цветка, медведя (приложения )
3) Инструменты и материалы.
Подобрали необходимые инструменты и материалы.
- Цветная бумага.
- Ножницы.
- Лист А-3
- Клей.
4) Рабочее место.
Для успешной работы рабочее мест должно быть правильно и удобно организовано. Важно и содержать его в порядке.
Правила оригамиста.
Работай старательно.
Складывай на столе.
Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.
Сделал сам — помоги соседу.
После работы убери своё рабочее место.
Правила безопасной работы.
Не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй ножницы раскрытыми.
Передавай ножницы закрытыми, кольцами вперёд.
Не оставляй клей открытым, всегда плотно закрывай колпачком.
Повторили технику безопасности и приступили к выполнению работы.
Технология изготовления. Фигуры мы изготавливали по схемам.
Схемы лисы, совы, тюльпана.
Художественное оформление
Изготовленные фигурки мы приклеили на лист бумаги.
Экономический расчет.
Мы сделали экономический расчёт нашей работы, и оказалось, что мы использовали в своей работе 10 листов цветной бумаги, один лист А-3, клей.
Экологическая часть
Наша картина выполнена из экологических материалов.
Заключение.
Мы узнали, что такое « Оригами» и научились работать по схемам. В ходе работы над проектом научились изготавливать поделки в технике «Оригами». В результате работы мы узнали много нового и интересного,дополняющего школьные учебники.
Мы стали более усидчивыми, аккуратными , внимательными при изготовлении поделок и на уроках.Мы узнали, что оригами развивает память, мышление, воображение. Нам понравилось работать вместе со взрослами.
Вывод:
Гипотезу, которую мы ставили в начале проекта, мы подтвердили: занятия оригами развивают мелкую моторику, интеллект, творчество и учит труду.
Мы будем дальше заниматься изготовлением оригами.
Это чудо оригами,
Это всё мы можем сами!
Не волшебными словами,
А вот этими руками
Волшебное занятие
Для рук и для ума!
И мира восприятие
Чудесная страна!
Список литературы:
З. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги»
http:// www: yourorigami.ru
http:// www: myshared.ru
http://www.origami.ru/
http://yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html
9