Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» г. Пласта
Исследовательский творческий проект
«Деревья осенью»
подготовительная к школе
логопедическая группа
Выполнили:
Воспитатель: Минулина Ульяна Васильевна
Учитель – логопед: Романова Елена Григорьевна
г. Пласт, 2021 год
I. Информационная часть проекта.
1. Информация об авторе проекта:
Автор проекта | Минулина Ульяна Васильевна, воспитатель логопедической группы Романова Елена Григорьевна, учитель - логопед |
Название проекта | «Деревья осенью» |
Место работы | МКДОУ д/с №5 г. Пласта, Челябинской области |
Контакты | Тел: 89080619102, электронная почта: [email protected] Тел: 89511202818, электронная почта: uminulina@bk.ru |
2. Сотрудники проекта.
№ | Ф.И.О. | Основная должность | Должность по проекту |
1. | Романова Елена Григорьевна | Учитель-логопед | Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, консультирует родителей. |
2. | Минулина Ульяна Васильевна | Воспитатель логопедической группы | Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение осуществляет педагогическое сопровождение реализации проекта, отслеживает речевое развитие детей, педагогическая помощь детям и родителям. |
3. Участники проекта:
Дети и родители подготовительной к школе логопедической группы МКДОУ д/с №5 г. Пласта, Челябинской области.
4. Время реализации проекта:
Сентябрь – октябрь.
II. Содержательная часть проекта.
Актуальность:
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться.
Необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Осень – благоприятное время года для наблюдений за красотой осенней природы.
В ходе наблюдений на прогулке, выяснилось, что у детей недостаточные знания о деревьях (затрудняются в названии, почему деревья сбрасывают листву, отчего зависит окраска листьев, о том, что такое листопад). Поэтому участие детей в данном проекте позволит обогатить знания о жизни деревьев в осеннее время; закрепить названия деревьев, их строение; познакомить с таким явлением как листопад, как деревья готовятся к зиме и многое другое.
Цель:
Обобщение и систематизация знаний у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью. Создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, для развития исследовательской активности, развития творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
расширить знания детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени,
обогатить знания об осенних явлениях природы и жизни деревьев осенью,
научить узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам,
дать возможность детям узнать при помощи взрослого узнать, отчего зависит окраска осенних листьев и как растения готовятся к зиме.
Развивающие:
развивать наблюдательность,
умение делать самостоятельные выводы,
учить фиксировать наблюдения с помощью рисунков,
обогащать словарь детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней,
умение воспринимать её красоту.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное
Художественно-эстетическое
Ожидаемые результаты:
пополнение предметно – развивающей среды группы материалами по теме проекта;
систематизация знаний о явлениях и изменениях, происходящих в природе с приходом осени;
формирование у детей целостного представления о жизни деревьев осенью;
развитие у детей любознательности, творческой активности, умения рассуждать, делать выводы, передавать свои наблюдения в рисунках и других видах продуктивной деятельности;
воспитание у детей бережного отношения к природе;
расширится и обогатится словарь;
у родителей повысится заинтересованность в совместном познавательно-исследовательском досуге вместе с ребенком, появятся новые общие занятия и интересы.
Этапы проекта «Деревья осенью»
I этап: Организационно – подготовительный.
подбор методической и художественной литературы;
иллюстрированный материал по данной теме;
подбор презентаций по теме;
подбор материалов для продуктивной деятельности.
II этап: Организация деятельности детей.
Экскурсия с детьми в парк:
Наблюдение на прогулке за изменениями в природе осенью.
Наблюдение за деревьями и кустарниками в парке.
Развитие речи:
НОД по развитию лексико-грамматического строя речи «Деревья»
НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Художественное творчество:
НОД по рисованию в нетрадиционной технике: выдувание из трубочки «Осенний лес»
НОД по лепке «Осенняя березка» (техника пластилинография)
Ознакомление с окружающим:
Чтению художественной литературы:
И. Бунин «Листопад» - заучивание отрывка,
М. Пришвин «Листопад»,
Э. Мошковская «Дедушка – дерево»,
С. Козлов «Такое дерево»,
Е. Серова «Зелёная страна»,
А. Лопатина «Мудрость дерева»,
А. Лопатина «Жизнь дерева», «Липкины дары»,
С. Прокофьева «Сказа про маленький дубок»,
Е. Трутнева «Осень»,
Н. Сладков «Осень на пороге»,
О. Белявская «Листопад»,
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора! Очей очарованье!»
Рассматривание репродукций картин русских художников.
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песня», «Времена года»
А. Вивальди «Осень».
Дидактические игры:
«Загадай, мы отгадаем»,
«Найди дерево по семенам»,
«Подбери признак»,
«С какой ветки детки?»,
«Найди дерево по описанию»,
«Загадки – отгадки» и др.
Лэпбук: «Деревья»
Подвижные игры:
«Я знаю 5 названий» (деревья),
«Осенние листочки»,
«Что растет в родном краю»,
«Раз, два, три – к дереву беги!»
III этап: Заключительный этап.
презентация проекта «Деревья осенью»,
выставка детских рисунков «Красота природы осенью»
выставка детских поделок (пластилинография) «Осенняя березка»
участие детей во Всероссийском детском конкурсе рисунков и декоративно – прикладного творчества «Осенние чудеса»
участие детей во Всероссийском детском творческом конкурсе поделок «Удивительный мир Hand-made»
Работа с родителями:
оформление папки – передвижки «Осень»,
выставка поделок из осенних листьев «Осенние фантазии».
Вывод по проекту:
В результате реализации проекта «Деревья осенью» у детей повысился интерес к выполнению всех видов деятельности предложенных в проекте. Дети и родители активно участвовали во всех мероприятиях проекта. Дети проявляли интерес к выполнению заданий, расширяли словарный запас по данной теме, получали новые знания и приняли активное участие за изменениями, которые проходили с деревьям осенью.