Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
ПРОЕКТ
(русский язык)
«Говорить правильно - престижно»
обучающейся 7 класса
Фоменковой Виктории Викторовны
Руководитель проекта:
Никитина Екатерина Александровна,
учитель русского языка и литературы
д. Синьково
2022
Введение
"Русский язык такой трудный", - часто можно услышать от иностранцев. А сами правильно ли пишем и говорим по-русски? Так отчего же мы так часто говорим ошибочно на родном языке?
Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей. Почему же так происходит?
Много внешних факторов влияет на речевой облик человека (особенно, подростка) – это интернет, средства массовой информации, снижение читательского интереса. Мир вокруг человека – это то, что он видит, слышит и ощущает. Мы испытываем дефицит общения из-за сильной загруженности в школе, занятости родителей, поэтому телевидение является одним из источников знаний о жизни, «окном в большой мир».
Очень часто можно услышать:
– ЖАлюзи, а правильный вариант жалюзИ!
– ЗвОнит, а правильно звонИт!
– С тортОм, а правильно с тОртом!
- Оптовый магазин, а правильно оптОвый магазин!
Также много ошибок допускается в произношении глаголов женского рода прошедшего времени: догнАла, прогнАла, убрАла. Всё это неверные варианты.
Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.
Поэтому я решила привлечь внимание окружающих к данной проблеме.
Проблема: нормы ударения и образования форм слов литературного языка нарушаются людьми из-за их незнания и непонимания важности правильности произношения.
Цель исследования: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая нормы произношения.
Объект исследования: культура речи обучающихся школы, членов их семей, взрослых.
Гипотеза исследования: уровень культуры речи обучающихся повысится, если активно включать их в изучение норм языка, прививать навык пользования словарями и чаще обращаться к художественным произведениям.
Этапы работы над проектом:
1. Изучение литературы по данной проблеме.
2. Составление карточек со словами для анкет-опросов.
3.Социальное исследование (анкеты-опросы среди обучающихся школы, знакомых, в семье).
4.Обобщение исследований (личный вклад в изучение правильности произношения «Карточки-запоминалки» (в Приложении).
5. Презентация. Защита проекта.
Глава 1. Особенности русского ударении
Орфоэпия - наука, занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
По данной проблеме я изучила литературу по специфике русского языка и заметила особенности русского ударения:
1. От постановки ударения зависит смысл слова: Ирис - ирИс, гвОздики- гвоздИки (лингвистический случай неверного употребления слов).
2. Разноместность (ударение в русском языке может быть на любом слоге).
В эстонском языке ударение всегда падает на первый слог, в польском - на предпоследний слог, во французском - на последний слог, а в русском языке ставится на любом слоге!
3. Вариативность (ударение может меняться с течением времени и иметь вариант: раньше называли твОрог, а теперь творОг, шуточное стихотворение для декламации); и подвижность (ударение может менять свое место в разных формах одного слова: понЯть, пОнял, понялА).
4. Не принято ставить знак ударения над буквой Ё.
5.Иногда существует несколько вариантов произношения одного и того же слова: занялсЯ – основной вариант, занЯлся – дополнительный литературный вариант, зАнялся – употребляется в просторечии.
Глава 2. Социологическое исследование
Ход языкового исследования
Следующим этапом моей работы было наблюдение за речью среди нас: обучающихся нашей школы, наших родителей, взрослых людей. Я раздавала карточки не только обучающимся, но и взрослым. Приняли участие в социологическом опросе 20 человек (10 человек – ученики 5-7 классов, 6 человек – из 8-10 классов, 4 взрослых).
Цели опроса: выявить уровень грамотной речи обучающихся и взрослых; типичные ошибки в речи.
В ходе исследования предлагала расставить ударение в словах разных частей речи; образовать формы множественного числа родительного падежа.
Вот как выглядел диагностический лист для анкеты – опроса:
Карточка №1 «Правильное ударение»
Имена существительные | Имена прилагательные | Глаголы |
БАнты, шАрфы, фОрзац, обеспЕчение, танцОвщица, договОр, каталОг, квартАл, в тУфлях, с тОртом, свЁкла, жалюзИ, водопровОд, мусоропровОд. | СлИвовый, оптОвый, украИнский, кУхонный, новорождЁнный, экспЕртный. | НачалсЯ, облегчИт, вручИт, включИт, баловАться, кАшлянуть, отдалА, прогналА, дождалАсь, откУпорить. |
Карточка №2. «Правильные формы слов в родительном падеже множественного числа»
Задание. Вставь правильно окончания в словах. | Образец ответа |
В магазине мы купили 5 килограмм… ябло…, апельси…, две пары ботин…,туф…, сап…., вареж…, сок из виш… и абрикос… | В магазине мы купили 5 килограммов яблок, апельсинов, две пары ботинок, туфель, сапог, варежек, сок из вишен и абрикосов. |
Результаты языкового исследования
Результаты опросов были оформлены при помощи диаграмм «Правильное ударение», «Правильные формы слов в родительном падеже множественного числа».
Из диаграммы «Правильное ударение» видно, что обучающиеся и взрослые самое большое количество ошибок делают в словах: форзац, включит, откупорить, с тортом, баловаться, в туфлях. Опрошено было 16 обучающихся разных возрастов и только 4 взрослых человека.
Таблица «Результаты анкетирования «Правильное ударение»
Ударение в словах | Всего ошибок | взрослые | ученики |
Форзац | 18 | 4 | 14 |
включит | 16 | 3 | 13 |
откупорить | 11 | 2 | 9 |
с тортом | 11 | 2 | 9 |
баловаться | 10 | 2 | 8 |
в туфлях | 9 | 2 | 7 |
отдала, прогнала | 8 | 1 | 7 |
кашлянуть | 7 | 1 | 6 |
сливовый, оптовый, экспертный | 6 | 1 | 5 |
банты, танцовщица, жалюзи | 5 | 1 | 4 |
каталог, обеспечение | 4 | 2 | 2 |
квартал, украинский | 4 | 1 | 3 |
вручит, мусоропровод | 3 | 1 | 2 |
свёкла | 3 | - | 3 |
Взрослым (родителям и знакомым) мы посоветовали посмотреть орфоэпический словарь под редакцией Р.И.Аванесова и запомнить правильную постановку ударения в словах.
У обучающихся оказалось не меньше ошибок, чем у взрослых, даже больше. Хотя обучающиеся изучают словарные слова и запоминают их; учителя правильно произносят эти слова; однако обучающиеся не умеют пользоваться словарями.
Из диаграммы «Правильные формы слов в родительном падеже множественного числа» видно, что при употреблении имен существительных множественного числа в родительном падеже самые частые ошибки у обучающихся и родителей в словах: 5 килограммов (говорят: 5 килограмм), туфель (говорят: туфлей), сапог (говорят: сапогов). Самые частые ошибки у обучающихся повторяются, как и у взрослых, и добавляется неправильное употребление слова варежек (говорят варежок или варежки).
Таблица «Результаты анкетирования «Правильные формы слов в родительном падеже множественного числа»
Формы слова | Всего ошибок | взрослые | ученики |
Туфель | 17 | 3 | 14 |
килограммов | 13 | 3 | 10 |
варежек | 14 | 2 | 12 |
сапог | 12 | 2 | 10 |
сок из вишен | 6 | 1 | 5 |
После получения таких результатов я решила создать карточки-запоминалки «Говорите правильно» для обучающихся (в Приложении). Надеемся, что обучающиеся включатся в процесс изучения норм произношения русского языка и будут заглядывать в орфоэпический словарь, в словарь ударений русского языка Рубена Ивановича Аванесова.
Заключение
В результате проведения языкового исследования, проанализировав типичные ошибки, были выявлены слова, в которых больше всего нарушаются нормы произношения слов. Нарушение норм литературного языка в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых.
В процессе работы над проектом я попыталась повысить уровень культуры нашей речи и речи окружающих нас людей, а также пришла к следующим выводам:
В случае трудностей при постановке ударения или образования формы слова лучше обращаться к специальным словарям.
Стихотворения классиков – это сокровищница норм произношения.
Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека.
Завершу своё выступление словами из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Список использованной литературы
1.Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – М.: Русский язык-Медиа, 2005.
2.Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку : учеб. пособие для вузов / Л. А. Вербицкая. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2003.
3.Орфоэпический словарь русского языка // Под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Русский язык,1985.
4.Шапиро Н. Хороший способ запомнить правильное ударение / Журнал «Русский язык».- № 9/2009.
5. Образовательные сайты:
1.http://www.gramma.ru/
2.http://gramota.ru/
Приложение 1
Обобщение исследований
(вклад в изучение правильности произношения
«Карточки-запоминалки»)
1. ГраффИти Нет, вы только посмотрите: На стене опять граффити! | 2. ЗавИдно Молодому шофёру из Видного Всё на свете было завидно. |
3. ДоговОр Чтобы вдруг не вышел спор, Заключите договор! | 4.ЗвонИт Он звонит, Они звонят. Очень встретиться хотят. |
5.КрасИвее Быть куда красивее Поможет платье синее. | 6.ЖалюзИ Любопытные вблизи! Закрывайте жалюзи! |
7. СлИвовый Сок я сливовый купил, Дома банку я открыл. Оказался сок томатный, Ничего мне не понятно. | 8.БаловАть Мама сына баловАла Вместо супа торт давала. |
9. СтолЯр, зАтемно Молодой столяр Василий из Америки На работу ездил затемно на велике. | 10. КлАла Ой! Горький чай! Не ожидала… Ведь ложку сахара я клала. |
11. СвЁкла А у тети Фёклы Мы ели борщ из свёклы. | 12.ШАрфы Как у нашей Марфы Есть в полоску шАрфы. |
13.БАнты Если есть в тебе таланты, Завяжи на праздник банты. | 14. ЗнАчимый Предприимчивый человек из Брянщины Занимался вещами значимыми. |
15.ЧЕрпать Черпать суп из свёклы можно, Но не балуясь, осторожно. | 16. КаталОг Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный каталог. |
17. ВключИм Нам телефон необходим, Быстрее мы его включим. | 18. оптОвый Построили в нашем городе новый Красивый магазин оптовый. |
19. УкраИнский Харчо — суп грузинский, А борщ — украинский. | 20. ОблегчИт, вручИт. Курьер доставку облегчит И надо дому товар вручит. |
21. КвартАл Мы прошли немало - Целых два квартала. А в бухгалтерии аврал - Завершается квартал. | 22. ЗанятА Дверь на кухню заперта – Значит, мама занята. |
23.ТанцОвщица Не пришла к ней ещё бессонница, Не устала ещё танцовщица. | 24.МусоропровОд Вот ведро, И мусор вот. Мусор - в мусоропровод. |
25. ВодопровОд Возмущён народ- Перекрыт водопровод! | 26.ФОрзац А вот форзац нашей книжки- Здесь красивые домишки! |