Республиканский заочный конкурс внутреннего и внешнего озеленения образовательных организаций « Цветущая школа»
Номинация : Лучший зимний сад
Исследовательско-экологический проект
«Зеленый мир»
Проект подготовили
обучающиеся МКОУ ДОД «Центр детского творчества»,
кружок «Юный исследователь» Лазинская Ольга,
Капанадзе Эмилия,
на базе МБОУ Алексеевская школа
Руководитель проекта
Дрегало Ирина Владимировна,
учитель географии и крымоведения,
педагог дополнительного образования
Муниципального казённого образовательного
учреждения дополнительного образования детей
«Центр детского творчества Первомайского района Республики Крым»
Проект в стадии реализации
Алексеевка,2018
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………………………3
Этапы реализации проекта…………………………………….………………. 5
Глава 1. Фитодизайн. Ландшафтный дизайн.….…….………………………..8
Глава 2. Роль растений в очистке воздуха…………………………………… 10
Глава 3. Условия для нормальной жизнедеятельности растений…………...12
Социологический опрос учащихся……………………………………………14
Проектирование………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемых источников и литературы……………………. ……. 25
Приложение…………………………………………………………………….26
Введение.
«Чтобы жить, нужны солнце,
свобода и маленький цветок»
Г.Х.Андерсен
Роль озеленения в современном мире огромна. В наш цифровой век люди постепенно начали удаляться от природы, перестали видеть ее красоту. Развитие компьютеров, мультимедиа, вытеснение игр на свежем воздухе виртуальными привело к тому, что дети недополучают знания об окружающем мире, поэтому особенно важно заниматься озеленением детских садов и школ, ведь именно там дети проводят большую часть времени.
Всем известен тот факт, что растения поглощают вредный углекислый газ и выделяют в окружающую среду кислород. Без помощи растений человечество попросту не смогло бы выжить. Однако в настоящее время существует глобальная проблема- экологическая, в связи с развитием технического и экономического прогресса: транспорт, заводы и предприятия отравляют атмосферу, гидросферу, уничтожаются зеленые насаждения для высвобождения территорий.
Значение растений, в частности в школе, трудно переоценить- они увлажняют воздух и насыщают его кислородом, очищают от вредных примесей и патогенных микроорганизмов, способствуют звукопоглощению, снижают вредную ионизацию воздуха, увеличивают адаптивные способности детей. Уютная атмосфера располагает к результативной работе, повышается концентрация внимания учащихся. Подчеркнем еще раз- школьники проводят много времени в школе: классах, рекреациях, и если те будут благоустроены, то детский организм станет крепче, активнее. А озеленение сделает школьные помещения не только красивее, воздух будет в них свежее, и у ребят будет больше энергии и сил для учебы.
В последние годы интерес к комнатным растениям очень вырос: увеличилось разнообразие их видов и сортов, существует множество специальной литературы по комнатному цветоводству. Сейчас актуальным стало красивое размещение растений в помещениях, создание интересных композиций из цветов.
В число воспитательных задач школы входит формирование нравственно-эстетических качеств обучающихся и их экологической культуры. Реализация проекта экологического дизайна рекреации начальных классов МБОУ Алексеевская школа способствует созданию условий для выполнения этой задачи, так как красота, подаренная детям, несомненно, пробудит благородные струнки души.
Цель проекта – озелененить интерьер с использованием комнатных растений, т.е. сделать первые шаги по созданию зимнего сада в рекреации начальных классов МБОУ Алексеевская школа, способствовать повышению экологической культуры школьников и оказать положительное психофизиологическое действие на учащихся и учителей.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
-развить интерес учеников к дизайнерской деятельности, а также эстетические, культурные и творческие способности учащихся;
-изучить литературу по вопросу озеленения интерьера ;
-воспитание чувства ответственности за порученное дело, создание среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья младших школьников, формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
-создание комфорта в школьной рекреации;
-изучить этапы проектирования озеленения официальных помещений;
-разработать проект озеленения школьной рекреации;
- подобрать практические композиции растений для интерьера рекреации начальных классов и теоретические для зимнего сада;
- использовать уголок природы для изучения растений на уроках, кружках и т.д.
Методы работы над проектом
Консультации .
Изучение литературы, поиск материала в Интернете.
Изучение коллекции растений в школе.
Сравнение, анализ, исследование.
Анкетирование и соцопрос.
Фотографирование.
Гипотеза
Озеленение рекреации начальной школы улучшит состояние экологии на 1 этаже МБОУ Алексеевская школа, что в свою очередь благотворно повлияет на здоровье учеников. Мы не в состоянии полностью изменить окружающий мир, но с помощью растений можем создать комфортную обстановку в школе и таким образом улучшить среду обитания. При правильном подборе комнатных растений можно быстро восстановить защитные силы организма, вернуть бодрость, оптимизм и работоспособность.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (январь 2018)
социальный опрос;
б) создание макета проекта;
в) участие в подготовке и проведении экологических мероприятий;
г) изучение литературы, исследование.
Организационный (февраль-март 2018)
создание инициативной группы;
б) участие в работе «Зеленой лаборатории»;
в) работа в школьной группе фитодизайна.
Реализация (апрель-октябрь 2018)
a) посадка и перевалка растений ;
б) создание информационных проектов;
в) размещение растений в рекреации ;
г) создание каталога комнатных растений;
д) подготовка и оформление познавательных материалов.
Рефлексия (ноябрь 2018 )
осуществить оценку проделанной работе;
б) провести экологические мероприятия для начальной школы;
г) презентация каталога комнатных растений.
Варианты сотрудничества
В реализации проекта «Зеленый мир» будут задействованы учащиеся МБОУ Алексеевская школа – экопатруль, члены кружков «Юный исследователь», «Зеленая лаборатория» и школьной группы фитодизайна (уход за цветами, практическое оформление композиции, создание каталога с информацией о комнатных растениях, помощь в создании композиции из растений в рекреации, подготовка познавательного материала).
Оформление проекта рисунками совместно с учащимися начальных классов.
Растения будут подарены классными коллективами школы.
Глава 1. Фитодизайн. Ландшафтный дизайн.
Фитодизайн (от др.-греч. φυτόν — растение и англ. design — проектировать, конструировать) — целенаправленное научно-обоснованное введение растений в дизайн интерьера офиса и оформление других помещений с учётом их биологической совместимости, экологических особенностей, способности к улучшению качества воздуха в помещении.
Изучив специальную литературу и проведя исследование по теме озеленения в школе, мы выяснили, что школьные помещения имеют целый ряд ограничений и особенностей для фитодизайна и использования горшечных растений того или иного вида - по уровню влажности, освещенности, режиму кондиционирования. Поэтому необходимо грамотно расположить растения, обеспечить правильное озеленении. И, конечно, не забыть про то, что горшечные растения должны гармонично смотреться на фоне существующего или планируемого интерьера. Озеленение интерьера рекреации начинается с создания дизайн-проекта. Наличие проекта удобно тем, что можно увидеть, каким образом будет выполнено озеленение интерьера, внести свои коррективы по размещению. Затем проект утверждается, запускается в производство. В большой рекреации можно организовать приятное место для отдыха учащихся, организовав места для сидения и окружив их высокими растениями, создающими эффект зимнего сада.
Задачи фитодизайна:
Эстетико-психическое воздействие растений на человека посредством красоты формы и цвета.
Улучшение воздушной среды обитания человека (тонизирующие, успокаивающие запахи).
Обеззараживание, оздоровление окружающей среды, в основном за счёт летучих фитонцидов.
Очищение воздуха от газов, пыли, дыма, снижение шума растениями и другие.
Биоиндикация, то есть использование растений как живых индикаторов загрязнения воздуха, почвы и воды.
Изучение состояния самих растений в интерьерах с целью подбора наиболее эффективных и хорошо растущих видов
Ландшафтный дизайн — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект) и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.
В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.
Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с создания плана, основные правила которого:
-посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид. Крайне строгая симметрия нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.
Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия — ландшафтного проектирования.
Глава 2. Роль растений в очистке воздуха.
В наше время многие обеспокоены микробиологической чистотой воздуха помещений. Проблема бактериальной и грибковой загрязненности является актуальной, так как человек проводит в закрытом помещении более 80% суточного времени и постоянно контактирует с микрофлорой и микобиотой воздуха. В концентрациях, превышающих рекомендованные нормы, бактерии и плесневые грибы способствуют развитию многих инфекционных заболеваний, различных микозов (особенно бронхо-легочных), провоцируют аллергические реакции.
Мы видим большой ассортимент отечественных и импортных воздухоочистителей, фильтров, озонаторов, ионизаторов, увлажнителей и других приборов, призванных очистить воздух от условно-патогенных, патогенных микроорганизмов и спор грибов, и таким образом улучшить его качество. Но даже самые современные технические средства не всегда обеспечивают здоровую воздушную среду. Кроме того, зачастую их стоимость колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов и это без учета регулярного технического обслуживания, смены фильтров.
Не будем забывать о более доступном и традиционном способе оздоровления воздушной среды закрытых помещений с помощью растений. В его основе лежит подбор и размещение растений с выраженным бактерицидным, фунгицидным, антивирусным действием. Многие виды растений поглощают токсичные для человека газообразные соединения, увлажняют воздух.
Фитонцидная активность растений зависит не от концентрации летучих веществ, а от их химического состава. Одна из важнейших особенностей фитонцидов – специфичность их действия. Даже в микроскопических количествах они могут задерживать рост и размножение одних
микроорганизмов, стимулировать рост других и таким образом играть существенную роль в регулировании состава микрофлоры воздуха.
Знакомясь с литературой по теме, мы выяснили, что в озеленении помещений, особенно детских и спальных комнат нельзя использовать растения с ядовитым соком и аллергизирующим действием. Сок алоказии, диффенбахии и молочая содержит синильную кислоту, ядовитую смолу, канцерогенные вещества. В России и за рубежом зарегистрированы случаи отравлений детей и взрослых соком диффенбахии и алоказии. К растениям с выраженным аллергизирующим действием относится примула обратноконическая, непосредственный контакт с листьями которой может вызвать реакцию в виде покраснения кожных покровов, жжения, зуда и даже появления пузырьков, как после ожога (аллергический дерматит). Учитывая наличие случаев отравлений детей и взрослых комнатными растениями, мы пришли к выводу, что очень часто ассортимент для озеленения подбирается спонтанно, ядовитые растения используются бесконтрольно, поскольку не учитываются особенности этих растений.
Сравнив технические характеристики некоторых видов воздушных фильтров мы узнали, что использование комнатных растений для оздоровления внутренней среды помещений принципиально отличается от действия современных технических средств очистки воздуха, например, по воздействию на наиболее распространенный в закрытых пространствах условно-патогенный микроорганизм — стафилококк, летучие выделения некоторых видов растений оказались эффективнее, чем технические устройства и дезинфицирующие средства. Помимо чисто утилитарных свойств, комнатные растения оказывают гармонизирующее действие на человека: позволяют прикоснуться к живой природе в условиях цифрового мира , радуют ростом и цветением, успокаивают приятным для глаз зеленым цветом.
Глава 3. Условия для нормальной жизнедеятельности растений.
Как бы ни отличались растения друг от друга, все они нуждаются в свете, тепле, воде, воздухе и минеральных солях.
Свет — это одно из важнейших условий, необходимых для жизни растений. Недаром зеленые растения называют «детьми солнца».
Свет необходим растениям для образования хлорофилла и крахмала. Свет нужен для нормального роста растений. Попробуйте затенить растение, и стебли его изменятся. Они поблекнут, станут длиннее и тоньше. Это особенно заметно на комнатных растениях зимой и на молодых деревцах, растущих под пологом взрослых деревьев.
Тепло также необходимо для жизни растений. При понижении температуры до одного градуса мороза замирают почти все жизненные процессы в организме растений — дыхание, рост, размножение и другие. Весной, когда температура повышается, вновь усиливается деятельность органов растений. Но и к теплу различные растения относятся по-разному. Одни из них теплолюбивы, другие, наоборот, достаточно холодостойки.
Вода входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой клетки растения. Без воды не могут передвигаться по растению и питательные вещества. Из углекислого газа и воды в хлорофилловых зернах на свету образуется крахмал. В жаркое время вода испаряется листьями, охлаждая растения. Жизнь растений без воды невозможна.
Воздух нужен растениям для дыхания и образования питательных органических веществ. Дышат растения, как и животные, потребляя кислород. Кислородом дышат клетки всех органов растения. И если почва, где прорастают семена или находятся корни, слишком плотная, то семена и корни могут погибнуть, задохнувшись от недостатка кислорода. Из воздуха для образования органических веществ растения поглощают и углекислый газ, который проникает через устьица листьев и чечевички стеблей.
Комнатные растения в отличие от растений, произрастающих в открытом грунте, значительно меньше обеспечены кислородом и углекислотой, так необходимых растению для нормальной жизнедеятельности. Углекислый газ является единственным источником углеродного питания. Под воздействием солнечного света углекислый газ в листьях растений превращается в органические соединения (процесс фотосинтеза). Источником углекислого газа в помещениях являются воздух, почвенный субстрат и минеральные удобрения, применяемые при подкормках. Кислород необходим для дыхания корневой системе растений. Уплотнение почвы способствует значительному сокращению поступления воздуха к корням, так как через уплотненную почву резко сокращается доступ кислорода к ним, т.е. необходимо рыхление почвы.
Комнаты, где стоят растения, особенно в зимний период необходимо часто проветривать, способствуя поступлению свежего воздуха. На воздушный режим комнатных растений весьма отрицательно влияет загрязнение воздуха пылью.
Из Интернет-источников нам стал известен интересный факт- по отношению к свету растения делят на растения короткого дня (менее 12 часов) и растения длинного дня (более 12 часов):
- растения короткого дня- это все субтропические плодовые растения, а также чай, лавр, кофе, лавровишня. Из овощных в эту же группу входят перцы, баклажаны, огурцы, большинство томатов, фасоль, кабачки и другие;
- растения длинного дня –это все луковые, корнеплоды, салат, капуста, щавель, шпинат.
При в комнатных условиях, следует учитывать степень их требовательности к свету и в соответствии с этим размещать их в помещениях.
Например, комнаты, расположенные на нижних этажах зданий, получают света значительно меньше, чем на верхних этажах. В помещениях, расположенных с южной стороны, интенсивность света всегда значительно выше, чем с северной стороны. Поступление света в комнаты сильно зависит от размера окон, наличия штор, занавесок и прозрачности стекол.
Рост и развитие комнатных растений, их привлекательность и урожайность зависят от многих факторов. Чтобы они лучше всего смогли проявить все свои качества (декоративность, урожайность), им необходимо создать условия, близкие к тем, что у них на родине. Растения, прежде всего, нуждаются в достаточном количестве света, тепла, влаги, воздуха и питательных веществ. Все перечисленные компоненты находятся во взаимной зависимости и оказывают значительное влияние на жизнедеятельность растений. Изменение одного из этих факторов приводит к изменению других. Так, например, недостаток света снижает интенсивность фотосинтеза, а значит, замедляется развитие растений и снижается урожайность. Нарушение температурного режима способствует уменьшению поступления в растение воды и соответственно минеральных солей.
В зависимости от своего происхождения растения в комнате должны получать необходимую норму света. При его нехватке их следует переставлять поближе к источнику света либо устанавливать искусственное подсвечивание.
Социологический опрос учащихся школы.
Среди учащихся начальных классов МБОУ Алексеевская школа было проведено анкетирование с целью выяснения необходимости озеленения школьной рекреации (январь 2018).
В анкетирование приняли участие 25 учащихся 1-4 классов, т.е. все учащиеся начальной школы.
Анкета №1
1.Где вы хотите общаться с друзьями в перемену?
а) В классе
б) В столовой
в) В рекреации
г) В коридоре
Результаты опроса
В классе – 27% В столовой – 15% В рекреации – 55% В коридоре – 3%
![]()
Рис.1.
2.Что вы хотели бы видеть в зоне отдыха? (Можно было выбрать два ответа)
а) Растения
б) Стулья
в) Декоративный фонтан
г )Искусственный газон
д) Ваши предложения
Результаты опроса
Растения – 32%
Стулья – 22%
Декоративный фонтан – 20%
Искусственный газон – 24%
Ваши предложения -2%
![]()
Рис.2.
3.Хотели бы вы, чтобы оформление рекреации носило экологический познавательный характер ( загадки, викторины, ребусы…)?
а) Да б) Нет в) Не знаю
Результаты опроса
Да – 88% Нет – 5% Не знаю– 7%
Рис.3. ![]()
Таким образом, проведенное социологическое исследование показало, что большинство опрошенных заинтересовано в озеленении школьной рекреации. Дети хотят проводить время на переменах в «зеленом саду». Нас очень обрадовало мнение обучающиеся начальной школы, что озеленение их рекреации цветами должно носить не только эстетическую и оздоровительную роль, но и познавательную.
Повторное анкетирование среди учащихся начальных классов МБОУ Алексеевская школа проводилось в начале сентября 2018 .
Анкета № 2
1. Понравился ли вам промежуточный результат проекта «Зеленый мир»?
Да – 99% Нет – 0% Не знаю– 1%
![]()
Рис.4.
2.Стала ли обстановка в начальной школе более комфортной и уютной? Повлияло ли это положительно на Ваше настроение?
Да, повлияло – 83% Нет – 2% Ни да, ни нет – 15%
![]()
Рис.5
Таким образом, создание фитокомпозиции в рекреации начальной школы очень понравилось учащимся школы и положительно повлияло на настроение ребят, их общее самочувствие. Об этом свидетельствуют результат проведенного социологического опроса, а также детские отзывы.
Мы сделали вывод, что присутствие растений в рекреации:
а) поддерживают уровень влажности;
б)снимают стресс;
в) фильтруют частицы грязи и пыли из воздуха;
г) повышают настроение.
Отзывы учащихся начальной школы о проекте «Зеленый мир»
Вадим С., 4 класс
«Мне все очень понравилось . Все очень красиво. Понравилось поливать цветы. Есть где отдохнуть и расслабиться на перемене. Еще я разгадал ребусы про лесные цветы».
Абляз А., 4 класс
«В начальных классах стало очень красиво. Теперь на перемене я выхожу из класса, рассматриваю цветы и любуюсь их красотой. Уже начал узнавать многие растения по альбому. Проект помог мне расширить кругозор про природу. Я узнал как можно сделать свой проект про растения. Когда я вижу наши цветы, то у меня налаживается настроение.»
Никита П., 3 класс
«Проект «Зеленый мир » мне очень понравился. Особенно когда мы маленькими лопаточками помогали цветам лучше дышать. Теперь у нас стало красивее».
Камила М., 2 класс
«С тех пор как возле моего класса стало много цветов, учиться стало легче. В перемену мы с девочками выходим из класса и сразу попадаем в цветы. Мы с девочками фотографируемся в цветах. Мне очень нравится. Я хочу дома, у себя в комнате, тоже посадить цветок.»
Амина П., 1 класс
«Мне очень нравится, заботиться о красоте нашей школы. Я знаю, что растения делают воздух в школе чистым, чтоб у детей не болела голова.»
Проектирование
Условия для осуществления проекта.
Здание школы двухэтажное с длинными широкими коридорами, имеющими с двух сторон большие окна, выходящие на север и юг. В крыле начальной школы на первом этаже имеется светлая просторная рекреация, окна которой выходят на север. В школе имеется центральное отопление, благодаря которому температурный режим в школе стабилен. Температура воздуха в коридорах и рекреациях школы в среднем составляет 18-20 градусов, поэтому растения нуждаются в частом поливе и опрыскивании.
Таким образом, в школьных коридорах и рекреациях имеются все условия для озеленения интерьера, необходимо грамотно подойти к выбору комнатных растений и их группированию и эстетическому размещению.
После изучения множества литературы по вопросу роли растений в дизайне школы был проведен анализ помещений с точки зрения эстетического оформления. Оказалось, что в начальной школы мало растений и размещены они не очень красиво. Поэтому необходимо увеличить число экземпляров комнатных растений.
В коридорах воздушная среда далека от идеальной. По нашему мнению первый этаж школы, рекреация начальных классов - место, которое как нельзя лучше подходит для создания уголка природы, где будут размещены растения, способствующие сохранению здоровья младших учеников нашей школы, т.е. успокаивающие нервную систему, повышающие тонус организма, а также убивающие микробы в воздухе помещения. Реализация нашего проекта в школе будет способствовать, повышению экологической культуры младших школьников, ответственного отношения к природе и пониманию её законов.
В зеленом уголке необходимо собрать такие растения, которые помогли бы учащимся сохранить своё здоровье. Ведь каждый из нас испытывал на себе влияние растений. Рядом с комнатным растением чувствуешь себя не одиноким, вызывает восхищение удивительная окраска листьев. Как здорово очутиться среди цветущих растений зимой, они поднимают наше настроение, успокаивают. Кроме того, все мы знаем, что даже комнатные растения издавна используются человеком для лечения различных заболеваний.
Считаем, что растения необходимо разделить на 2 группы:
1 группа – растения, которые обладали бы яркими декоративными признаками (крупные, интересно окрашенные листья, цветущие) т.к. вид этих растений поднимает настроение, снимает стресс, что имеет большое значение для здоровья.
2 группа – растения, выделяющие фитонциды.
Учитывая вышесказанное, было принято решение, что в озеленении рекреации начальной школы предпочтение получат следующие растения:
Циперус (Cyperus), Гера́нь, или жураве́льник ( Geranium), Сенполия (узамбарская фиалка), Спатифиллум (Spathiphyllum). Именно эти растения будут в Зимнем саду «Зеленый мир».
Циперус (Cyperus)- влаголюбивое тропическое растение семейства Осоковых. Его часто выращивают в комнатных условиях, а в природе его можно встретить в Африке и на острове Мадагаскар в болотистых местах и по берегам водоемов. На одиночных прямостоящих стеблях расположены густые зонтики из длинных, узких и плоских листьев. Растение цветет мелкими и непримечательными соцветиями желтоватого оттенка. Это растение очень неприхотливо, главное, чтобы почва всегда была влажной.
Циперус или сыть, как его еще называют, предпочитает расти в хорошо освещенном месте, но легко приспосабливается и к полутени. Оптимальная температура варьируется от +18 до +25 градусов. При значительном понижении температура рост и развитие растения замедляются. Считается, что это растение улучшает эмоциональный фон, поглощая отрицательную энергию и агрессию. Кроме этого, он способен развивать тягу к знаниям и поднимать настроение. Он уничтожает вредных микробов, очищает воздух, успокаивает нервную систему. Циперус – красивое и неприхотливое комнатное растение с обильной пышной тропической зеленью.
Гера́нь, или жураве́льник ( Geranium) Свое научное название герань – пеларгония – в переводе с греческого означает «аист» или «журавль». Это необычное название растение получило из-за плодов – длинный как птичий клюв. В мире существует более 400 видов герани, которые можно встретить практически по всему миру, около 40 видов встречаются на территории России. Это луговое однолетнее или многолетнее растение, вырастающее до 60 см. листья мягкие, покрыты волосками, имеют пальчато-лопастные или пальчато-рассеченные формы. Крупные цветы имеют по 5 правильно расположенных цветков, обычно собраны в соцветия. Могут быть махровыми и гладкими, среди оттенков встречаются белая, красная, фиолетовая и синяя.
Цветок любит влагу и требует регулярного и частого полива. При этом вода не должна застаиваться в горшке или попадать на листья.
У герани много полезных свойств. Она отлично очищает воздух в помещении от вредных микробов. запах герани снимает стресс. Герань широко применяется в народной медицине для лечения разных заболеваний. Её сравнивают с подорожником! Свежие листья прекрасно затягивают раны и лечат гнойники. Из герани получают эфирное масло с тонким ароматом, которое применяется в лекарственных целях. Оно лечит насморк, боли в ухе, снимает усталость в мышцах, боли в спине.
Сенполия (узамбарская фиалка)
Род сенполий, семейство геснериевых, порядок — ясноткоцветных. Узамбарская фиалка, или сенполия — травянистый многолетник. Стебли укороченные с розеткой прикорневых листьев или удлиненные, покрытые свисающими розетками. Листья продолговатые, округлые, яйцевидные в зависимости от сорта. Края с крупными, мелкими зубчиками или гладкие. Листья гофрированные, волнистые или плоские. Встречаются виды с выгнутыми листиками. Выращивание Узамбарских фиалок (сенполий) требует правил. Оптимальная температура +18..+24°C. Узамбарские фиалки не любят резких колебаний температур и сквозняков. Предпочитает яркий свет, но не любит прямых солнечных лучей, следовательно, если растение стоит на солнечном подоконнике, его надо затенять. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона. С помощью цветов можно добиться и повышения влажности воздуха. Цветы, которым нужно много влаги, обычно возвращают ее через листья. К таковым относится фиалка.
Спатифиллум (Spathiphyllum) относится к семейству Ароидных. Естественная среда произрастания — тропический климат. Распространен в Восточной Азии и Америке. Известно около 40 видов. Вечнозеленый травянистый многолетник, средняя высота до 30 см.
Стебля у растения нет, пучок листьев вырастает прямо из земли. Листья темно-зеленые, удлиненно-ланцетные. По форме покрывало цветка сравнивают с развивающимся на ветру флажком. За это в народе его часто называют флаголистом. Лучше всего растет на северном окне. Боится сквозняков. Предпочитает среднюю комнатную температуру около 22-23 °C. Во время роста и цветения поливают обильно. Осенью и зимой — редко и умеренно. Используют теплую воду температурой 18-23 °C. Избегают застоя влаги на дне горшка — от лишней влаги страдает корневая система.
Заключение
Наш «Зеленый мир» радует, поднимает настроение, повышает работоспособность. Задачи, поставленные в начале работы, практически выполнены полностью. Гипотеза подтвердилась. С помощью растений мы создали уютную атмосферу, сделали первые шаги по созданию зимнего сада в рекреации начальных классов МБОУ Алексеевская школа
При размещении коллекции в уголке «Зеленый мир» мы решили две задачи – создание наиболее благоприятных условий для растений и оформление интерьера, благотворно действующего на здоровье школьников.
Зеленый уголок – это искусственный ландшафт, поэтому его создание требует не только знания биологии растений, но и основ ландшафтного дизайна. В нашем зеленом уголке главный декоративный элемент – растения. Но для подчеркивания их красоты, создания рельефа, в дальнейшем мы планируем использовать также и другие материалы – природный камень, декоративную гальку, сухие стволы деревьев, коряги. Это будут не просто декоративные элементы, а поддержка и опора для растений.
Проект уголка «Зеленый мир» будет реализован с учётом технических возможностей школьного помещения, теплового и светового режимов, а также имеющихся растений, их лечебных свойств и совместности, поэтому является практически выполнимым.
Реализация проекта послужит созданию опытной площадки для внеурочной работы экологической направленности.
Дальнейшее развитие проекта
Реализация проекта к ноябрю 2018 г.
Систематический уход за растениями.
Обновление растений и пополнение композиции по необходимости.
Привлечение детей начальной школы к работе над каталогом комнатных растений.
Природа богата удивительными красками. Мы обязательно встретим их в нашей школе. Ведь каждое растение, выращенное детьми, будет неповторимым и уникальным. Мы должны сохранить ту красоту, которую мы получили в результате проекта. И в дальнейшем сделать нашу школу ещё прекраснее.
Литература
В.Ф.Бибикова. “Зеленые оазисы дома и на работе”. Мн., “Полымя”, 2009.
Н.Верзилин. “Путешествие с домашними растениями”. Детская лит-ра, 2005.
Новичкова М.А. «Экология жизненного пространства», 2005.
Л.Н. Стороженко. “Как вырастить цветы”. М., “Просвещение”, 2001.
Журналы: “Вокруг цветов”, “Планета цветов”, “Цветы”.
Интернет-источники
https://flower-fan.ru/senpoliya-ili-uzambarskaya-fialka/
https://klumba.guru/komnatnye-rasteniya/geran/uhod-za-geranyu-v-domashnih-usloviyah-dlya-nachinayuschih.html#hcq=5RpmP5r
http://fit4brain.com/4077
http://kaz-ekzams.ru/841-usloviya-zhizni-rastenij.html
http://www.vashsad.ua/landscape-design/interesting_plants/articles/show/7744/
http://ref.by/refs/97/39590/1.html
Приложение
Пересадка и перевалка растений



Уход за комнатными растениями полив, рыхление, подкормка, опрыскивание. |


Проведение экологических мероприятий в начальных класса

Работа группы по фитодизайну

Экологический праздник « Путешествие в мир цветов»

Конкурс осенних букетов

Занятие кружка «Зеленая лаборатория»

Практическая работа над созданием «Зеленого мира»



![]()
\
![]()
0