СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Исследования древних городов. Помпеи"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены презентация и материал к ней на тему исследования помпей.В работе имеется материал о свидетельствах трагедии, методы и способы исследования и раскопок.

Просмотр содержимого документа
«"Исследования древних городов. Помпеи"»

Управление образования Администрации

городского округа Электросталь Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 14»













Аннотация к презентации

«Исследования древних городов.

Помпеи».













Выполнила: Давыдова Ю.М.













Электросталь, 2018





Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………….3

  2. Основная часть…………………………………………………………4

2.1. Откуда мы знаем о трагедии Помпеи

2.2 Раскопки: от грабежа до науки.

2.3Как восстанавливали картину прошлого

  1. Заключение…………………………………………………………….13

  2. Приложения……………………………………………………………14

  3. Используемые источники……………………………………………..21





























































1 Введение.



«В полдень 5 февраля 62 года н. э. жители города неожиданно услышали зловещий гул. Затем один за другим последовали подземные толчки необычайной силы. В некоторых местах образовались глубокие пропасти, в одну из которых провалилось овечье стадо в шестьсот голов. В Помпеях и других городах Кампании обрушились храмы, портики и жилые дома, в груды развалин превратились богатые виллы в окрестностях города.Везувий проснулся!».

Очень интересными сегодня остаются история города Помпеи. Фото, видео и различные научные материалы можно найти в библиотеке или интернете. Множество ученых на протяжении веков все так же пытаются разгадать загадку древнего города, максимально изучить его культуру.

.









































2. Основная часть.

2.1. Свидетели трагедии Помпей.

Предвестником извержения стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году.

Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего: «Дядя был в Мизене и лично командовал флотом, – писал Плиний Младший. – Он умер во время катастрофы, уничтожившей прекрасный край вместе с городами и населением. В девятый день до сентябрьских календ, часов около семи, он увидел облако, необычное по величине и виду. Глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникло, а то, что это был Везувий, признали гораздо позже. Дядя уже погрелся на солнце, облился холодной водой, закусил и потребовал сандалии, чтобы подняться на такое место, откуда лучше виделось это удивительное явление. Облако по форме походило на пинию: вверх поднимался высокий ствол, от которого в разные стороны расходились ветви. Его могло выбросить потоком воздуха, но затем сила ослабла, и облако от собственной тяжести разошлось в ширину. Цвет тучи, наполненной землей и пеплом, изменялся от яркого белого до грязно-коричневого».

Сохранилось свидетельство античного писателя Диона Кассия, более позднего автора, который пользовался неизвестным источником, но хорошо знал о последствиях извержения за пределами Кампании: «Началось сильное землетрясение. Вся местность вокруг Везувия дрожала, а вершина горы колебалась. Подземные удары были подобны грому… шумело море… Внезапно раздался страшный треск. Из жерла вулкана полетели огромные камни… высоко поднялось пламя и повалил густой дым, солнце померкло. День обратился в ночь, в воздух поднялись тучи пепла. Он покрыл землю и море, засыпал целиком два города. Поднялась такая масса пыли, что она достигла Африки и Египта. В Риме носившиеся в воздухе тучи пыли застилали солнце».

Извержение Везувия (см. приложение) привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Говоря о начале извержения, Плиний заметил, что "облако по форме своей походило на пинию: вверх поднимался как бы ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Местами оно было яркого белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху. Явление это показалось дяде, человеку ученому, значительным и заслуживающим ближайшего ознакомления. Он велит приготовить либурнику" Чуть погодя, Плиний Старший получил известие, что страшная опасность нависла над теми, кто находится близко к вулкану. И, оставив свои первоначальные намерения наблюдать за явлением как ученый, он снарядил спасательный отряд и велел вывести в залив несколько квадрирем. Племянник его остался дома - он предпочел заниматься, - но впоследствии смог восстановить события с чужих слов и записей. "На суда уже падал пепел, и чем ближе они подъезжали, тем горячее и гуще; уже куски пемзы и черные обожженные обломки камней, уже внезапно отмель и берег, доступ к которому прегражден обвалом". Кормщик того судна, на котором находился сам Плиний, уговаривал повернуть назад, но тот приказал править к Стабиям. Это решение окажется для него роковым.

Тем временем на побережье и холмах к юго-востоку от горы царили смятение и страх. Ветры верхних слоев атмосферы гнали огромное облако прямо на Помпеи и соседние загородные виллы, окутав их тьмой. С неба посыпалась нескончаемая лавина камней; некоторые частички были не больше рисового зерна, иные - величиной с кулак. Хотя вулканический град состоял преимущественно из пемзы - легкой каменной породы, ставшей пористой из-за расширения вулканических газов, - около десяти процентов падавших обломков составляли твердые породы. С огромной скоростью обрушиваясь вниз, они превращались в тяжелые снаряды, унесшие немало жизней.

Часа через два-три Помпеи уже покрывал слой пемзы и камней глубиной примерно в фут. Начали рушиться здания, губя множество людей: кто-то был раздавлен провалившейся крышей, кого-то смерть настигала на улице, под обломками стен и колонн. Из опрокинутых светильников выливалось масло, и вспыхивали пожары.

В первые часы извержения большинство жителей еще успело бежать - на кораблях, лошадях или мулах, на повозках, даже пешком. Но по крайней мере две тысячи человек предпочли остаться в городе - либо из-за боязни происходящего вокруг, либо не желая покидать своих домов, своих дел. Они вскарабкивались на груды пемзы, поднимавшиеся на глазах, или укрывались под крышами, которые еще держались пор растущим грузом камней. Весь день и весь вечер вулкан продолжал выбрасывать высоко в стратосферу свою страшную каменную картечь. По мере того, как относимые ветром частицы оседали на землю, слой пемзы, окутавший Помпеи, рос с невероятной быстротой - почти на шесть дюймов в час.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.













2.2 Раскопки: от грабежа до науки.

До начала изыскательских работ человечеству был известен лишь сам факт гибели городов во время извержения Везувия. В XVIII столетии их местоположение оставалось тайной для науки, хотя было известно в среде менее просвещенной. Если учесть, что уже в Средние века отдельные здания Помпей выступали над поверхностью земли, то недогадливость ученых позднейшего времени совершенно непонятна. Туманным намеком на существование погибших городов послужили слова путешественника Якоба Саннацара: «Мы подходили к городу, и уже виднелись его башни, дома, театры и храмы, не тронутые веками».

Люди проникали сквозь каменную толщу издревле и многократно. Раскопки засыпанного города первыми пытались осуществить сами помпеяне. Следующими были воры, пробиравшиеся в дома через разбитые крыши. Уцелевшие перекрытия проламывали, спускались в комнаты и забирали не только утварь, драгоценности и деньги, но и строительные материалы: мрамор, каменные глыбы, колонны. Грабителей явно сопровождала удача, отчего археологи и нашли в Помпеях так мало домашних вещей. Не слишком громоздкие статуи и памятники архитектуры перекочевали в Рим. На форуме от роскошных мраморных построек остались жалкие остатки. Спустя несколько десятилетий после извержения копать в застывшей лаве стало намного труднее, и раскопки прекратились.

Позже в подземные пустоты наведывались доморощенные исследователи и просто любопытные. Здесь отсиживались разбойники, оставившие в одном из домов кинжал, который позже привел в замешательство археологов, потому как относился к эпохе Средневековья. Любители благородных металлов работали ломами и заступами, прокладывая путь к верхним этажам и забирая все, что попадалось в руки.

Укрытые пеплом города медленно уходили из людской памяти и могли бы исчезнуть окончательно, если бы жителям поселка Торре-Аннунциата не вздумалось построить водопровод. Землекопы, возглавляемые архитектором Доменико Фонтана, пришли на берег Сарно весной 1592 года. Вырытая тогда траншея прорезала город по диагонали. Строители наткнулись на крепостную стену, остатки зданий, нашли несколько надписей со словом pompe и утвердились во мнении, что обнаруженное является усадьбой римского полководца Секста Помпея.

Целенаправленные раскопки начались по воле случая и вначале также не имели ничего общего с наукой. Античными вещами с давних пор пользовалось население Резины – поселка, построенного над развалинами Геркуланума. В 1709 году местный житель копал во дворе колодец и отрыл древние строения, о которых вскоре узнала вся округа. После того как находки стали появляться на рынках Неаполя, слухи о них дошли до австрийского князя Эммануила Д’Эльбефа, владельца дворца в Портичи и большого любителя древностей.

Аристократ решил добывать антики самостоятельно, для чего купил участок в Резине, еще не зная, что эта земля покрывает развалины Геркуланума. Формальным поводом к покупке послужило заявление об устройстве источника, но рыть глубокие шахты не пришлось, поскольку древние вещи появились уже в верхних слоях. Люди князя обнаружили заваленную статуями сцену театра. Большое количество скульптуры оказалось в одном месте из-за схода лавы: бурлящий поток обрушил на просцениум заднюю стену театра, которая по традиции украшалась множеством статуй.

Все найденные предметы перевезли во дворец князя Д’Эльбефа. С точки зрения морали это было святотатством, но князь добывал вещи из собственной земли, считая свои действия естественными и законными. Насытив виллу предметами искусства, он утратил интерес к археологии и продал участок неаполитанскому королю.

Тем временем окрестности Везувия наводнили кладоискатели. Бесценные находки перестали удивлять; их добыча представляла определенные трудности, зато легкий сбыт приносил хороший доход. К середине XVIII века мода на антики перешла границы Италии, захватила Европу и достигла России. Белоснежными статуями украшались итальянские виллы, дворцы европейских монархов, усадьбы русской знати.

В 1738 году кладоискатели уступили место Рокко Хоаккино де Алькубиерре, сумевшему получить на раскопки официальный документ.



2.3 История раскопок Помпей.

1. Раскопки Алькубьерре.

Прибытие команды королевских археологов связано с художественными интересами Марии Амалии Христины, дочери саксонского курфюрста и супруги неаполитанского правителя Карла III Бурбона. Королева увлекалась искусством и не могла не заинтересоваться скульптурой, найденной на вновь приобретенном участке близ Везувия. Античные статуи привели ее в восторг, вызвав желание добыть как можно больше похожих произведений. Руководить экспедицией вызвался Алькубьерре.

Первые раскопки велись закрытым способом: в толще лавы выкапывали глубокие шахты, соединяя их подземными галереями. Люди из команды Алькубьерре, преодолев 15-метровый слой твердого вулканического грунта, прорубали ходы в колодцах шахт, далее подготавливая отверстия для взрывчатки. Такой подход обеспечивал скорость, но не давал научных результатов. Варвары просвещенной эпохи проламывали стены и своды зданий; после взрывов рушились перекрытия. Большая часть добытого оставалась в Италии, но многие вещи были проданы за границу. Например, в Германии оказались мраморные статуи Большой и Малой геркуланок, которые сегодня выставлены в дрезденском музее Альбертинум.

После полного опустошения шахты и галереи засыпали, пренебрегая остававшимися памятниками. Среди заваленных землей древностей оказались театры, форум, базилика, храмы и уникальный памятник древнего зодчества – вилла Папирусов в Геркулануме. О расположении и внешнем виде этих сооружений теперь можно судить по кратким, неточным или вовсе ошибочным записям в отчетах, по схематическим планам и рисункам археологов того времени.

Один из современных ученых справедливо заметил, что кладоискатели Средневековья с их варварским отношением к древностям уничтожили меньше важных предметов и принесли меньше вреда, чем археологи XVIII века. Алькубьерре взялся за раскопки с завидным энтузиазмом, обнаружив полную неспособность заниматься кропотливым делом. Будучи неплохим сапером, инженером, старательным, аккуратным чиновником, испанец отличался невежеством во всем, что относилось к искусству. Терпеливо вымеряя и записывая диаметр какой-либо посудины, он мог ни словом не обмолвиться о ее форме и названии. В его планах вместо указаний на место расположения античного дома стояла фамилия современного владельца участка.

Бессистемные, варварски невежественные раскопки почти не отличались от кладоискательства. По приказу Алькубьерре рабочие раскалывали на куски мозаики, уничтожая полы, показавшиеся недостаточно роскошными. В огромных количествах похищали бронзу, мрамор, непонравившиеся или осыпавшиеся росписи сбивали со стен ударами кирки. Вместе с живописью безжалостно сдирали штукатурку, из полов выламывали мозаики, частично и целиком уносили рельефы. Не подходящие для королевских покоев части фресок отправляли в Неаполитанский музей. Печальная участь постигла великолепную надпись из Геркуланума. Рабочие сорвали со стены медные буквы и, не записав текста полностью, бросили в корзину. В музее их повесили на стену в произвольном порядке, позволив посетителям «составлять разные слова в свое удовольствие».

Одной из первых находок стали почти все фрагменты бронзовой с позолотой статуи, изображавшей гигантскую колесницу, запряженную четверкой коней. Вскоре после ее открытия король пригласил специалиста, сделав то, с чего нужно было начать столь ответственное предприятие. Надзор за работами взял на себя хранитель королевской библиотеки маркиз дон Марчелло Венутти. Под его руководством из-под земли извлекли расписные колонны, затерявшееся было туловище бронзового коня, а также мраморные статуи римлян в тогах.

В районе Геркуланских ворот рабочие наткнулись на виллу, которую всего лишь по богатству убранства отнесли к владениям Цицерона. Подобные беспочвенные утверждения сыграли негативную роль в истории археологии, хотя в редких случаях заблуждения все же приводят к истине. Единственным ценным украшением этого дома были фрески. Великолепные росписи, по обыкновению, вырезали, предварительно сняв копии, а виллу по привычке засыпали землей.

После беглого осмотра район вблизи бывших Помпей оставался забытым: в течение 4 лет внимание королевских археологов привлекали более результативные раскопки в Геркулануме. Немало времени заняла добыча ценностей из залов виллы Папирусов.

В 1754 году испанец вновь обратился к южной части Помпей, где нашел древнее кладбище и развалины крепостной стены. С той поры раскопки в обоих городах велись параллельно. В 1763 году свершилось еще одно знаменательное событие: команда Алькубиерре нашла надпись со словами «город помпеян», подтвердившую догадки относительно подлинного названия.

2. Раскопки Франческо ля-Вега.

Более профессиональный подход к делу обнаружил Франческо ля-Вега, возглавлявший раскопки с 1764 года. Прекрасный рисовальщик, всесторонне образованный человек, он аккуратно вел дневник, прилагая к описаниям планы, точные зарисовки со зданий и отдельных предметов. Историки сельского хозяйства благодарны ему за внимание к винным и масляным прессам, изображенным в отчетах вместе с подробными объяснениями. В остальном ля-Вега ушел недалеко от своего предшественника.

Новый директор раскопок по-прежнему видел главную цель в ежедневной поставке древностей. При недостатке ценных вещей здания так же засыпали, оставляли полуразрытыми либо обходили, рассчитывая на богатые находки в другом месте. К домам и многим найденным в них предметам относились равнодушно, не считая архитектуру и бытовые предметы элементами единого целого. Невзирая на советы ученых, чиновники уносили бронзу, выпиливали фигуры с картин, оставляя расписанные стены солнцу, дождю и ветру.

С самого начала раскопок официальный грабеж дополнялся воровством тайным. Помпейские антики выкрадывали и продавали состоятельным лицам, каковых находилось предостаточно. В 1780-х годах Неаполь и его окрестности посетил немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте, однажды побывавший в кладовой английского посланника Гамильтона. В небольшой темной комнате среди произведений древнего искусства валялись прекрасные бронзовые канделябры «из помпейских могил». Известный французский коллекционер граф Келюс разработал план ограбления Геркуланума: «Я понимаю трудность этого предприятия, но не надо забывать о нем; что не удалось сегодня, удастся завтра».

При Бурбонах изыскания финансировались скудно: директор получал жалкие гроши, управляя командой из 4–8 человек. Земляные работы обычно выполняли каторжники или рабы из Туниса. Совершенно не заинтересованные в работе, скованные попарно цепями, они копали вяло, медленно и неэффективно.

3. Раскопки Михаила Ардити.

С начала XIX века неаполитанский престол занимали представители семейства Бонапарт. По просьбе короля Иосифа, старшего брата Наполеона, раскопки возглавил Михаил Ардити – умный, инициативный человек, при котором ситуация в Помпеях значительно улучшилась. Новый директор добился увеличения ассигнований до 6 тысяч дукатов в год, что позволяло держать до 150 землекопов. Однако план Ардити в полной мере осуществился после прихода к власти Мюрата, зятя французского императора. Интересы его супруги Каролины уходили дальше предметов коллекционирования. Возможно, именно она первой высказала мысль о создании музея на месте раскопок, где теперь работало более 700 человек.

4. Методы Джузеппе Фиорелли.

Годы руководства итальянского археолога Джузеппе Фиорелли можно считать новой эрой в истории раскопок. Суть его деятельности выражалась фразой «Самое интересное в Помпеях – это сами Помпеи». Ученый руководствовался этим девизом сам и требовал того же от подчиненных. С той поры одинаковую ценность приобретали все обнаруженные вещи, от роскошной виллы до ручки кувшина из убогой таверны. Выдвинутый новым директором принцип, став аксиомой для последующего поколения, тогда вызвал недоумение.

На практике последовательное претворение планов Фиорелли означало превращение Помпей из рудника в музей мирового значения. Загубленный катастрофой и варварским отношением изыскателей город начали сохранять для потомков, причем не отдельными частями, а целиком, как единую историко-художественную композицию. С подачи увлеченного человека, каковым несомненно являлся Фиорелли, в помпейских домах, улицах, площадях, портиках, колоннах и статуях виделась живая повесть о погибшем мире.

Раскопки Помпей в 1873 году

Вскоре из-под пепла извлекли группы построек; разрастаясь и сближаясь друг с другом, они выстраивались в единую линию, в итоге собираясь в кварталы. После 12 лет кропотливой, систематической работы вместо окаменевшего моря со стенами и верхушками колонн взору зрителей предстал настоящий город. Фиорелли открыл Помпеи широкой публике, в том числе иностранной, тогда как ранее доступ к руинам был затруднен даже для итальянских ученых. По воскресным дням туристов пропускали бесплатно, в будни город посещали исследователи, платившие всего 2 франка за осмотр в сопровождении проводника.

Тотчас по вступлении в новую должность Фиорелли добился стабильного финансирования объекта. Получая хорошие оклады, служащие могли не унижать себя воровством: ранее ценности продавали всем, кто предлагал достаточную сумму. Итальянский археолог сумел сформировать школу, воспитавшую плеяду честных и увлеченных людей, будущих руководителей раскопок, предпочитавших работать в духе и по планам наставника.

Главной заслугой Фиорелли считается переворот в самой археологии, в частности внедрение метода раскопок слоями. Ранние исследователи могли только догадываться, что в зданиях Помпей имелись вторые этажи: на их существование указывали лестницы. Раскопанные снаружи стены не выдерживали давления земляной массы изнутри и обваливались. Методика Фиорелли позволила открыть новую страницу италийской архитектуры. Итальянец распорядился производить расчистку по целым кварталам, раскапывая сверху, постепенно снимая землю тонкими слоями. Найденные балки, детали крыш, характерные части дома бережно сохраняли. В случае утраты какой-либо части ее заменяли, изготавливая новую деталь с точным соблюдением стиля.

Изобретенный Фиорелли способ заливки пустот гипсом позволял получить прекрасные слепки с истлевших трупов. Известно, что Помпеи накрыло двойным слоем вулканических пород. В Геркулануме каменный дождь пошел во второй половине дня и одновременно с ним хлынул горячий ливень. Кипящая влага смешалась с пеплом, образовав тяжелую массу, которая плотно облепила останки, сохранив точные контуры тел и предметов. Живые ткани истлели, но остались пустоты, которые по методу Фиорелли заливали гипсом, получая точные слепки того, что пролежало в лаве много столетий. Отвердевший гипс представлял собой каменную копию погибшего, где с абсолютной точностью передавались черты лица и поза человека в момент смерти. Таким же способом был восстановлен первоначальный облик дверей, кровельных балок, лож, различной деревянной утвари.







5.Изучение Помпей в современности.

В конце августа 1991 года древнеримский город Помпеи, уже давно являвшийся одним из славнейших археологических чудес света, позволил с новой стороны взглянуть на катастрофу, постигшую его более 1900 лет тому назад. Археологи, которым выпало это открытие, не искали намеренно дополнительных подробностей тех трагических часов 24 и 25 августа 79 г. н. э., когда на Помпеи обрушилась вулканическая лава соседней горы Везувия. Археологи собирались приступить к реставрации: итальянское правительство выделило 23 миллиона долларов, чтобы они могли очистить от вулканического балласта - лапилли - до сих пор не раскопанные городские кварталы Помпеи и реставрировать погребенные дома. Но, начав удалять каменный мусор, они наткнулись на толстый слой затвердевшего пепла, и поиски археологов тут же приняли новый оборот.

Пепел в Помпеях стал археологической благодатью, чудом сохранившей в неприкосновенности все, что погибло под его толщей. В последних фазах извержения пепел обволок множество жертв, а затем затвердел, так что впоследствии, когда плоть разлагалась, внутри оставалась полость, в точности повторявшая очертания тела. И благодаря этим полостям- формам" (впервые их обнаружили в 1860-е годы) специалисты смогли отлить в гипсе множество поразительно жизнеподобных слепков - целую портретную галерею несчастных жителей Помпеи. И вот, в 1991 г., археологи подумали, что вновь найденная толща пепла, возможно, сулит новые находки подобного рода. Такую возможность не следовало упускать.

Применив недавно изобретенную технику, не дающую слепкам сжиматься при затвердении, рабочие влили вязкую смесь цемента и боксита в отверстия и трещины среди твердого пепла, которые выглядели наиболее "подозрительно". Выждав несколько недель, пока раствор не засохнет, они начали расчищать пепел, чтобы увидеть скрытые в нем тайны. И их глазам предстало зловещее зрелище: слепки девятерых людей, застигнутых смертным ужасом.

Для проверки состояния останков жертв извержения Везувия в 79 г. н.э., жителей города Помпеи итальянские исследователи использовали новейшее оборудование - современные томографы.
Многослойное сканирование показало весьма интересные результаты. К примеру, то, что у погибших были просто отличные зубы. Кроме того, большинство людей погибли не из-за удушья, а из-за травм головы.

Проведенный анализ является частью большого проекта с участием археологов, ИТ-специалистов, ортодонтов, рентгенологов. Останки жертв извержения Везувия покрыли гипсом еще в 19 веке, для сохранности останков людей и получения возможности их транспортировки. Но гипс сделал невозможным изучение останков, его слой слишком толстый для обычного обследования. Все дело в том, что археологи 19-го века раскопали город, и обнаружили пустоты в толще вулканического пепла, которые ранее были заняты телами людей и животных. Эти пустоты (внутри которых сохранились скелеты погибших) заполнялись гипсом, а затем раскапывались. В итоге ученым удалось получить очень реалистичные слепки тел людей, с мельчайшими подробностями. Поэтому было решено использовать современные технологии, а именно — томографы, способные проводить послойное сканирование объектов (всего 16 слоев). Исследователи считают, что жители древнего города не имели проблем с зубами, поскольку продукты питания людей той эпохи не содержали большого количества сахаров. Жители ели много фруктов и овощей. Плюс ко всему, в воздухе и воде у Везувия — повышенное содержание фтора, что также способствовало сохранности зубов. Скорее всего, большинство жителей города погибли из-за травмы головы — на землю во время извержения падало множество камней, как мелких, так и огромных булыжников. Для защиты от такого рода опасности, по словам древних авторов, жители Помпеи использовали подушки, которые, конечно, помогали не слишком хорошо. Были и задохнувшиеся — особенно те люди, кто остался в своем доме. Сейчас в руках исследователей находится 89 останков, сканирование которых может прояснить не только особенности извержения, но и многие факты из жизни людей той эпохи.
Что они ели, каков средний возраст, какие болезни их поражали?
Все это очень интересно, эта информация, если так можно выразиться, ожидала расшифровки многие сотни лет (Приложение 2).





















































3. Заключение.

Трагически погибший город Помпеи всегда вызывал интерес у людей. К сожалению, в разное время люди по-разному оценивали то, что осталось от античного города.Первыми «откапывателями» города были сами помпейцы. Они пытались вернуться, пытались найти своих близких и свое имущество. В эпоху Средневековья-Помпеи подвергались разграблению, предметы, которые находили в руинах города служили предмерами торга на рынках или просто использовались простыми людьми в быту. Лишь 19 век стал для Помпей моментом начавшегося возрождения из пепла, наружу стала выходить страшная реальность случившегося в начале нашей эры. Современные технологии позволяют очень правдиво восстанавливать историю Помпей.

Сегодня Помпеи представляют собой некрополь - город мертвых, - как и Геркуланум, меньший по размерам городок, лежащий менее чем в десяти милях к "северо-западу, также уничтоженный Везувием. Кроме того, "карающая длань" вулкана пала и на многочисленные сельские виллы в округе - от угодий в Боскореале, на горных склонах у подножья, принадлежавших богачам, до прибрежных поселков Оплонта и Стабий.

Так, словно "запечатав" герметично всю эту местность, Везувий, по сути, остановил время. Ведь еще в тот самый день, в городах бурлила жизнь, в домах кипели хозяйственные дела, на улицах сновали люди, звучала речь, в харчевнях и банях служители весело угождали посетителям, знавшим толк в развлечениях. Но один удар - и все это сгинуло: жизнь угасла, а дома, улицы и различные сложные постройки - приметы процветающего общества - исчезли с лица земли.

Открытие Помпеи и развалин других поселений поблизости стало одним из величайших событий в археологии. Подземные могилы заживо погребенных людей и жилищ не только поведали о необычайном бедствии, но и воссоздали подробнейшую и всеохватную картину жизни классической эпохи. Сохранившаяся живопись и мозаика по-новому осветили некоторые ценности, верования и повседневные обычаи, царившие в древнеримской культуре. Граффити и воззвания на помпейских стенах позволяют проследить за политическими перестановками тех лет. Видны и приметы прерванной работы в пекарнях, кожевенных мастерских и шерстобойнях. В садах до сих пор опознаваемы растения. Найдена и пища, которую ели люди. Многие художники, писатели, историки, режиссеры посвятили свои работы этому трагическому событию (см приложение).

Сегодня город был максимально восстановлен, он является одной из самых известных памяток культуры (наравне с Колизеем или Венецией). Город раскопан еще не полностью, но множество строений доступны к осмотру. По улицам города можно гулять и любоваться красотой, которой более 2000 лет! (Приложение 3).











Приложение 1. Везувий.

Везувий – грозный, мощный, навевающий страх, трепет и одновременно благоговейное уважение – относится к числу самых известных на Земле вулканов. Его высота составляет 1281 м. Расположенный на юге Апеннинского полуострова, на берегу Неаполитанского залива, Везувий, вместе с Этной на острове Сицилия и Стромболи на Липарских островах, является одним из трех действующих вулканов Италии. При этом он единственный на континенте, расположенный в материковой части Старого света. Остальные огнедышащие горы Европы находятся на островных территориях.

На сегодняшний день Везувий признан одним из самых опасных вулканов на планете. Такую недобрую славу он завоевал из-за высокой активности, которая еще в античные времена принесла много разрушений и смертей. До нас дошли сведения о более чем 80 извержениях этого грозного конусного исполина.

Вулканическая активность Везувия

После извержения 79 года и уничтожения нескольких городов образовалась огромная 15-километровую кальдера. Последующая вулканическая активность Везувия проявлялась несколько слабее. Например, хорошо известно извержение 1631 года, когда пепел и лава погубили около 4 тысяч человек, но не потому, что выброс лавы и пепла был очень мощным, а из-за высокой плотности населения. Похоже, гибель Помпеи ничему не научила людей, они по-прежнему густо селились в окрестностях грозного исполина. Изрыгая из глубин массы земных пород, вулкан даже себя не «пожалел»: его высота уменьшилась на целых 168 метров. Однажды Везувий выстрелил двойными кристаллами пироксенов – породообразующих силикатных минералов. Визуально это выглядело как «дождь»… из маленьких черных крестиков, немало удививший неаполитанцев.

Извержение 1805 года выдалось еще слабее предыдущих, но без жертв и разрушений опять не обошлось. Неаполь почти полностью сровнялся с землей, а общее количество погибших исчислялось внушительной цифрой: 26 тысяч человек. Везувий также просыпался в 1794, 1822, 1872 годах, вновь и вновь напоминая людям, что соседство с ним может быть очень опасным. Ранним утром 4 апреля 1906 года в юго-западной стороне конуса образовалась трещина, из которой полилась магма, кратер стал изрыгать пепел и разбрасывать двухтонные камни, разрушавшие всё вокруг. А выброс газа был таким мощным, что вершина огнедышащей горы слетела, словно шляпка под дуновением ветра. На 1944 год, самый разгар Второй мировой войны, пришлось последнее извержение вулкана Везувий в новой и новейшей истории. Оно продолжалось с 12 по 21 марта. Многочисленных людских жертв в этот раз удалось избежать: погибло 27 человек. Расплавленное лавовое поле, ширина и глубина которого составили соответственно 90 и 9 метров, растеклось по таким городам, как Масса, Сан-Себастьяно, Арио-де-Кавалло. Можно заметить, что вулканическая активность Везувия отличается разнообразием и не одинакова по разрушительной силе, однако во всех случаях характеризуется взрывчатыми вспышками. Они настолько мощны, что выбрасываемый пепел, бывает, покрывает весь юг Европы. В V и XVII веках он долетал даже до Константинополя – города, расположенного в тысяче километров от вулкана. После 79 года произошло еще несколько извержений. И каждый раз это была страшная трагедия. Так, в 1631 году жертвами вулкана стали примерно 4 тысячи человек. В 1805 году извержение погубило около 26 тысяч человек и разрушило большую часть Неаполя. В 1944 году погибло 27 человек, а потоки лавы уничтожили города Масса и Сан-Себастьяно.После этого Везувий, вроде, успокоился. Но ученые считают, что в ближайшие 10 лет может произойти новая катастрофа. А еще они утверждают, что, чем дольше вулкан остается неактивным, тем сильнее будет следующее извержение. Только представьте, сколько людей погибнет, если население одного только Неаполя – порядка миллиона человек.





Приложение 2. Современные способы исследований.

Директор лаборатории Археологические раскопки Помпеи Stefano Vanacore готовит к изучению останки маленького мальчика.















Использование лазера в процессе сканирования останков мальчика.

""

Сканирование лазером для создания 3D модели.

После сканирования, специалисты могут подробно изучать изображения. Включая внутренности жертвы и даже полость рта.

Нанесение специального красного контрастного вещества для имитации мышц (слева).





Приложение 3. Застывшие люди Помпеи.

Мать прижимает сына к себе, муж заслоняет рот ладонью – это только некоторые из жертв извержения Везувия. Теперь эти, заполненные гипсом фигуры, возрастом почти 2 тысяч. лет можно увидеть в Помпеях.



Одна из фигур изображает человека, охватывающего каменную ступень. Другая - это муж чина, с рукой, приложенной к лицу, который, не хотел задохнуться пылью.





































Один из самых печальных персонажей - это фигура маленького мальчика.











5.Использованные источники.

1.https://ribalych.ru/2015/10/05/poslednij-den-pompei/

2.https://pikabu.ru/story/gipsovyie_otlivki_fiorelli_2256840

3. Елена Николаевна Грицак. «Помпеи и Геркуланум»

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Помпеи

http://photodomik.ru/photo/a4/a4d7dce44fac56714cc0a7e64de80ac1.jpg



5.

6.Энциклопедия истории Древнего мира.

7. www.pompeii.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!