После тщательного изучения специфики подвижных и спортивных игр, нами был организован и проведён педагогический эксперимент, который проводился на базе МБОУ Павловской СОШ № 3 в 2014-2015 учебном году
Непосредственную помощь в организации исследования нам оказывал учитель физической культуры Моисеенко Николай Алексеевич.
В эксперименте приняли участие учащиеся, посещающие школьную спортивную секцию по волейболу. Возраст исследуемых - 12-14 лет. В начале эксперимента все учащееся были поделены на 2 группы – контрольную и экспериментальную, в каждой группе по 6 человек.
В связи с этим предполагалось, что применяя подвижные игры на учебно-тренировочных занятиях по волейболу в школьной спортивной секции, можно существенно влиять на эффективность процесса обучения и совершенствования техники игры в волейбол.
В начале эксперимента в обеих группах подростков, занимающихся волейболом в школьной секции, для выявления уровня развития физических качеств и уровня владения техническими элементами игры нами было проведено тестирование. Для определения физической подготовленности нами были подобраны тесты, которые входят в раздел общей физической подготовки программы спортивной секции по волейболу в школе, характеризующие силу, ловкость, быстроту и скоростную выносливость (Приложение 1). Эти качества особенно необходимы в игре волейбол.
Мы отобрали следующие тесты. 1. Прыжок в длину с места. Данный тест используется для оценки уровня развития скоростно-силовых и координационных способностей.
2. Челночный бег 5х 6 м. Данный тест используется для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей.
3. Бег 100 м в пределах границ волейбольной площадки. Данный тест используется для оценки уровня развития скоростной выносливости.
4. Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками сидя. Тест позволяет оценить скоростно-силовые качества ученика.
5. Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками стоя. Тест позволяет оценить взрывную силу ученика.
6. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Тест служит для определения силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса.
7. Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 секунд. Тест используют для оценки уровня развития силовой выносливости мышц брюшного пресса и тазового пояса.
Проведённое тестирование показало, что в начале нашего исследования в контрольной и экспериментальной группах средний уровень физической подготовленности находился примерно на одинаковом, не высоком уровне (таблица 1).
Таблица 1. Уровень физической подготовленности в начале и в конце эксперимента
№ | Тесты | Экспери-мент | Группы, статические параметры |
КГ | ЭГ | Разница в группах | |
1 | Прыжок в длину с места, см | начало | 194 | +8 | 198 | +22 | 4 |
конец | 202 | 220 | 18 | | | | |
2 | Челночный бег 5х 6 м, с | начало | 12,0 | 0 | 12,0 | -1,0 | 0 |
конец | 12,0 | 11,0 | 1,0 | | | | |
3 | Бег 100 м в пределах границ волейбольной площадки, с | начало | 29,0 | -1,0 | 28,0 | -2,0 | 1,0 |
конец | 28,0 | 26,0 | 2,0 | | | | |
4 | Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками сидя, м | начало | 5 | +1,0 | 5 | +3,0 | 0 |
конец | 6 | 8 | 2,0 | | | | |
5 | Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками стоя, м | начало | 9 | +2,0 | 10 | +4,0 | 1,0 |
конец | 11 | 14 | 3,0 | | | | |
6 | Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа, кол-во раз | начало | 17 | +6 | 16 | +11 | 1 |
конец | 23 | 27 | 4 | | | | |
7 | Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 с, кол-во раз | начало | 25 | +1 | 25 | +4 | 0 |
конец | 26 | 29 | 3 | | | | |
Тестирование степени владения умениями и навыками игры в волейбол мы проводили по тестам, рекомендованными А.Г. Фурмановым [24]: подача мяча; верхняя передача мяча; нижняя передача мяча; силовой удар; подбрасывание мяча с последующим ударом. (Приложение 2). 1. Подача мяча. Контрольное упражнение - нижняя прямая подача в левую и правую половины площадки. Испытуемый выполняет по пять попыток в каждую половину площадки. Оценивается качественное исполнение подачи и точность попадания мяча в баллах.
Критерии оценки.
«5» – технический приём выполнен без ошибок.
«4» – технический приём выполнен с незначительными ошибками.
«3» – допущена одна ошибка, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.
«2» – допущено две и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.
Ошибки.
Неправильное подбрасывание мяча.
Недостаточный или чрезмерный замах для удара.
Удар по мячу выполняется рукой согнутой в локтевом суставе.
После удара тяжесть тела не переносится на ногу стоящую впереди.
Количество невыполненных подач.
2. Верхняя передача мяча. Контрольное упражнение-передача мяча двумя руками сверху на месте. Испытуемые выполняют верхнюю передачу мяча стоя на волейбольной площадке друг против друга на расстоянии 6 метров. Технический приём выполняется на протяжении 30 секунд. Учитывается число и правильность выполненных передач в баллах.
Критерии оценки.
«5» – технический приём выполнен без ошибок.
«4» – технический приём выполнен с незначительными ошибками.
«3» – допущена одна ошибка, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.
«2» – допущено две и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.
Ошибки.
Прием мяча на прямых ногах.
Руки в положении у груди.
Мяч принимается с хлопком, т.е. недостаточно согнуты пальцы.
Низкая траектория полета мяча.
3. Нижняя передача мяча. Контрольное упражнение-передача мяча двумя руками снизу на месте. Испытуемый выполняют нижнюю передачу мяча стоя на волейбольной площадке на расстоянии трёх метров от стены. Выполняется нижняя передача мяча в стену с обратным отскоком и приёмом мяча снизу. Технический приём выполняется на протяжении 15 секунд. Учитывается число и правильность выполненных передач в баллах.
Критерии оценки.
«5» – упражнение выполнено без ошибок.
«4» – упражнение выполнено правильно, но допущена незначительная ошибка.
«3» – допущено 2-3 ошибки, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.
«2»– допущено 3 и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.
Ошибки.
Прием мяча в неправильной стойке.
Несвоевременный выход к летящему мячу.
Сгибание рук в локтевом суставе в момент приема мяча.
Прием мяча стоя на прямых ногах.
4. Силовой (нападающий удар). Контрольное упражнение - прямой нападающий удар сильнейшей рукой из зоны 4 (левши - из зоны 2 в пределы площадки со средних по высоте и расстоянию передач из зоны 3. Каждый испытуемый выполняет пять попыток. Оценивается правильность выполнения и точность попадания мяча в площадку.
Критерии оценки.
«5» – упражнение выполнено без ошибок.
«4» – упражнение выполнено правильно, или допущена незначительная ошибка.
«3» – допущено 2-3 ошибки, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.
«2» – допущено 3 и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.
Ошибки.
Не своевременный выход к мячу.
Во время прыжка согнуты ноги.
Удар произведен с недостаточной силой.
5. Подбрасывание мяча с последующим ударом.
Занимающийся стоит лицом к сетке. Левой рукой мяч плавно подбрасывает почти над головой, чуть впереди на высоту до 0,5. Одновременно выполняет замах правой рукой вверх назад, поднимает руку и отводит согнутую в локте за голову. При этом игрок несколько прогибается в грудной и поясничной частях туловища, отводит назад правое плечо и наклоняет голову назад. При выполнении ударного движения правую руку из крайнего положения замаха разгибает в локте и маховым движением выносит вверх, правое плечо поднимает вверх. Далее игрок ведет руку к мячу немного выше головы и впереди себя. Удар по мячу выполняет «жесткой» кистью и несколько снизу. Ноги при этом выпрямляются, тяжесть тела переносится вперед на левую ногу. В дальнейшем рука вытягивается в направлении сетки, а затем опускается. Оценивается правильность выполнения удара в баллах.
Критерии оценки.
«5» – технический приём выполнен без ошибок.
«4» – технический приём выполнен с незначительными ошибками.
«3» – допущена одна ошибка, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.
«2» – допущено две и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.
Ошибки.
Неправильное подбрасывание мяча.
Во время замаха руки, кисть идет не из-за головы.
Не точный удар по мячу кистью руки.
Уровень технической подготовки, учитывая, что подростки находятся на начальном этапе подготовки, мы оценивали в баллах по пятибалльной шкале (таблица 2).
Таблица 2. Уровень технической подготовленности в начале и в конце эксперимента
№ | Показатели технических приёмов | Эксперименталь- ная группа | Контрольная группа | Сравнение результатов прироста (+,-) |
начало | конец | При-рост Рез-та | Начало | конец | При-рост Рез-та |
1. | Подача мяча, (баллы) М | 3,8 | 4,4 | +0.6 | 3,9 | 4,2 | +0.3 | +0,3 |
2. | Верхняя передача мяча, (баллы) М | 3,7 | 4,3 | +0.6 | 3,7 | 4,0 | +0.3 | +0,3 |
3. | Нижняя передача мяча, (баллы) М | 3,8 | 4,4 | +0,6 | 3,8 | 4,1 | +0,3 | +0,3 |
4. | Силовой удар, (баллы) М | 3,9 | 4,4 | +0,5 | 4,0 | 4,2 | +0,2 | +0,3 |
5. | Подбрасывание мяча с последую- щим ударом, (баллы) М | 3,6 | 4,3 | +0,7 | 3,7 | 4,1 | +0,4 | +0,3 |
(М) – средний результат.
Как видно по результатам, представленным в таблице, средний уровень владения техническими приемами игры в начале экспериментального периода также находится примерно на одном уровне у юных волейболистов обеих групп. В связи с этим было решено, в контрольной группе организовать занятия в соответствии с программой для спортивных секций школы. В экспериментальной группе использовать эту же программу, но с более широким применением комплекса подвижных игр.
Для занятий в экспериментальной группе нами были подобраны подвижные игры для развития специальных физических качеств и способствующие лучшему усвоению технических приёмов игры. Так же предлагались задания с использованием игровых упражнений, подводящих к техническим элементам игры: подача мяча, передачи мяча, силовой удар, приёмы мяча (Приложение 3). В течение экспериментального периода каждая группа занималась по своей методике.
Для выявления эффективности подготовки юных волейболистов в конце эксперимента нами было проведено повторное тестирование уровня физической подготовки и техники владения игровыми приёмами (Приложение 4 и 5).
Проведённое тестирование показало, что в конце экспериментального периода в контрольной и экспериментальной группах средний уровень физической и технической подготовленности вырос (таблицы 1 и 2). Из таблицы 1 видно, что к концу эксперимента в контрольной группе в развитии физических качеств произошла положительная динамика, однако улучшения результатов были незначительны. Так, по показателям скоростно-силовых качеств (например, прыжок в длину с места) средний результат вырос лишь на 4 см. В челночном беге результат остался на прежнем уровне. Более заметно подростки прибавили в отжимании – 5 раз. По результатам остальных тестов улучшения показателей наблюдались, но прирост их был небольшой.
В экспериментальной группе наблюдался значительный прирост результатов по всем показателям: в уровне развитии ловкости юные волейболисты прибавили в среднем 1,0 сек, в развитии силы (метание набивного мяча из разных положений – 3 и 4 метра), динамической выносливости, например, в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа в среднем улучшилось на 11 раз, а в прыжках в длину с места школьники в среднем прибавили 22 см.
Таким образом, проведение занятий по волейболу в школьной секции с использованием подвижных игр способствовало значительному приросту уровня развития всех физических качеств, что в свою очередь способствует эффективности процесса обучения и совершенствования техники игры в волейбол, а так же интересу к занятиям в спортивной секции.
После проведения нашего исследования, качество освоения технических приёмов и двигательных навыков у детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группах улучшилось, о чём свидетельствуют показатели средних балов оценки выполнения данных приёмов. Однако здесь также результаты значительно выросли в экспериментальной группе – в среднем от 0,5 до 0,7 балла, а в контрольной группе прирост был небольшой – в среднем от 0,2 до 0,4 баллов (таблица 2).
Уровень физической подготовленности и уровень освоения технических приёмов игры в волейбол у детей экспериментальной группы значительно отличался от уровня, показанного подростками контрольной группы, которые осваивали обучение игры в волейбол в соответствии с программой для спортивных секций школы. Это свидетельствует о том, что применяемая нами методика использования подвижных игр в процессе начальной подготовки юных волейболистов показала свою эффективность.
Таким образом, применение подвижных игр в подготовке юных волейболистов повышает эффективность учебно-тренировочного процесса, формирует устойчивый интерес к данному виду спорта, способствует более полной реализации двигательного потенциала занимающихся. Такой подход способствует совершенствованию комплекса двигательных координаций, что имеет большое значение для повышения качества игры в волейбол. Достаточно высокие темпы прироста результатов в экспериментальной группе свидетельствуют о рациональной методике тренировки, что позволяет направить основные усилия занимающихся и тренера на поиск условий и средств, обеспечивающих эффективность учебно-тренировочных занятий.
Результаты нашего исследования подтвердили, выдвинутую в начале работы гипотезу, где предполагалось, что применяя подвижные игры на учебно-тренировочных занятиях по волейболу в школьной секции, можно существенно влиять на эффективность процесса обучения и совершенствования техники игры в волейбол.