СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование эффективности применения подвижных игр в процессе обучения и совершенствования техники игры в волейбол

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование эффективности  применения подвижных игр  в процессе обучения и совершенствования техники игры в волейбол.

Просмотр содержимого документа
«Исследование эффективности применения подвижных игр в процессе обучения и совершенствования техники игры в волейбол»

После тщательного изучения специфики подвижных и спортивных игр, нами был организован и проведён педагогический эксперимент, который проводился на базе МБОУ Павловской СОШ № 3 в 2014-2015 учебном году

Непосредственную помощь в организации исследования нам оказывал учитель физической культуры Моисеенко Николай Алексеевич.

В эксперименте приняли участие учащиеся, посещающие школьную спортивную секцию по волейболу. Возраст исследуемых - 12-14 лет. В начале эксперимента все учащееся были поделены на 2 группы – контрольную и экспериментальную, в каждой группе по 6 человек.

В связи с этим предполагалось, что применяя подвижные игры на учебно-тренировочных занятиях по волейболу в школьной спортивной секции, можно существенно влиять на эффективность процесса обучения и совершенствования техники игры в волейбол.

В начале эксперимента в обеих группах подростков, занимающихся волейболом в школьной секции, для выявления уровня развития физических качеств и уровня владения техническими элементами игры нами было проведено тестирование. Для определения физической подготовленности нами были подобраны тесты, которые входят в раздел общей физической подготовки программы спортивной секции по волейболу в школе, характеризующие силу, ловкость, быстроту и скоростную выносливость (Приложение 1). Эти качества особенно необходимы в игре волейбол.

Мы отобрали следующие тесты. 1. Прыжок в длину с места. Данный тест используется для оценки уровня развития скоростно-силовых и координационных способностей.

2. Челночный бег 5х 6 м. Данный тест используется для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей.

3. Бег 100 м в пределах границ волейбольной площадки. Данный тест используется для оценки уровня развития скоростной выносливости.

4. Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками сидя. Тест позволяет оценить скоростно-силовые качества ученика.

5. Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками стоя. Тест позволяет оценить взрывную силу ученика.

6. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Тест служит для определения силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса.

7. Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 секунд. Тест используют для оценки уровня развития силовой выносливости мышц брюшного пресса и тазового пояса.

Проведённое тестирование показало, что в начале нашего исследования в контрольной и экспериментальной группах средний уровень физической подготовленности находился примерно на одинаковом, не высоком уровне (таблица 1).

Таблица 1. Уровень физической подготовленности в начале и в конце эксперимента

Тесты

Экспери-мент

Группы, статические параметры

КГ

ЭГ

Разница

в группах


1

Прыжок в длину с места, см

начало

194

+8

198

+22

4

конец

202

220

18





2

Челночный бег 5х 6 м, с

начало

12,0

0

12,0

-1,0

0

конец

12,0

11,0

1,0





3

Бег 100 м в пределах границ волейбольной площадки, с

начало

29,0

-1,0

28,0

-2,0

1,0

конец

28,0

26,0

2,0





4

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками сидя, м

начало

5

+1,0

5

+3,0

0

конец

6

8

2,0





5

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками стоя, м

начало

9

+2,0

10

+4,0

1,0

конец

11

14

3,0





6

Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа,

кол-во раз

начало

17

+6

16

+11

1

конец

23

27

4





7

Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 с, кол-во раз

начало

25

+1

25

+4

0

конец

26

29

3





Тестирование степени владения умениями и навыками игры в волейбол мы проводили по тестам, рекомендованными А.Г. Фурмановым [24]: подача мяча; верхняя передача мяча; нижняя передача мяча; силовой удар; подбрасывание мяча с последующим ударом. (Приложение 2). 1. Подача мяча. Контрольное упражнение - нижняя прямая подача в левую и правую половины площадки. Испытуемый выполняет по пять попыток в каждую половину площадки. Оценивается качественное исполнение подачи и точность попадания мяча в баллах.

Критерии оценки.

«5» – технический приём выполнен без ошибок.

«4» – технический приём выполнен с незначительными ошибками.

«3» – допущена одна ошибка, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.

«2» – допущено две и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.

Ошибки.

Неправильное подбрасывание мяча.

Недостаточный или чрезмерный замах для удара.

Удар по мячу выполняется рукой согнутой в локтевом суставе.

После удара тяжесть тела не переносится на ногу стоящую впереди.

Количество невыполненных подач.

2. Верхняя передача мяча. Контрольное упражнение-передача мяча двумя руками сверху на месте. Испытуемые выполняют верхнюю передачу мяча стоя на волейбольной площадке друг против друга на расстоянии 6 метров. Технический приём выполняется на протяжении 30 секунд. Учитывается число и правильность выполненных передач в баллах.

Критерии оценки.

«5» – технический приём выполнен без ошибок.

«4» – технический приём выполнен с незначительными ошибками.

«3» – допущена одна ошибка, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.

«2» – допущено две и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.

Ошибки.

Прием мяча на прямых ногах.

Руки в положении у груди.

Мяч принимается с хлопком, т.е. недостаточно согнуты пальцы.

Низкая траектория полета мяча.

3. Нижняя передача мяча. Контрольное упражнение-передача мяча двумя руками снизу на месте. Испытуемый выполняют нижнюю передачу мяча стоя на волейбольной площадке на расстоянии трёх метров от стены. Выполняется нижняя передача мяча в стену с обратным отскоком и приёмом мяча снизу. Технический приём выполняется на протяжении 15 секунд. Учитывается число и правильность выполненных передач в баллах.

Критерии оценки.

«5» – упражнение выполнено без ошибок.

«4» – упражнение выполнено правильно, но допущена незначительная ошибка.

«3» – допущено 2-3 ошибки, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.

«2»– допущено 3 и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.

Ошибки.

Прием мяча в неправильной стойке.

Несвоевременный выход к летящему мячу.

Сгибание рук в локтевом суставе в момент приема мяча.

Прием мяча стоя на прямых ногах.

4. Силовой (нападающий удар). Контрольное упражнение - прямой нападающий удар сильнейшей рукой из зоны 4 (левши - из зоны 2 в пределы площадки со средних по высоте и расстоянию передач из зоны 3. Каждый испытуемый выполняет пять попыток. Оценивается правильность выполнения и точность попадания мяча в площадку.

Критерии оценки.

«5» – упражнение выполнено без ошибок.

«4» – упражнение выполнено правильно, или допущена незначительная ошибка.

«3» – допущено 2-3 ошибки, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.

«2» – допущено 3 и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.

Ошибки.

Не своевременный выход к мячу.

Во время прыжка согнуты ноги.

Удар произведен с недостаточной силой.

5. Подбрасывание мяча с последующим ударом.

Занимающийся стоит лицом к сетке. Левой рукой мяч плавно подбрасывает почти над головой, чуть впереди на высоту до 0,5. Одновременно выполняет замах правой рукой вверх назад, поднимает руку и отводит согнутую в локте за голову. При этом игрок несколько прогибается в грудной и поясничной частях туловища, отводит назад правое плечо и наклоняет голову назад. При выполнении ударного движения правую руку из крайнего положения замаха разгибает в локте и маховым движением выносит вверх, правое плечо поднимает вверх. Далее игрок ведет руку к мячу немного выше головы и впереди себя. Удар по мячу выполняет «жесткой» кистью и несколько снизу. Ноги при этом выпрямляются, тяжесть тела переносится вперед на левую ногу. В дальнейшем рука вытягивается в направлении сетки, а затем опускается. Оценивается правильность выполнения удара в баллах.

Критерии оценки.

«5» – технический приём выполнен без ошибок.

«4» – технический приём выполнен с незначительными ошибками.

«3» – допущена одна ошибка, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.

«2» – допущено две и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.

Ошибки.

Неправильное подбрасывание мяча.

Во время замаха руки, кисть идет не из-за головы.

Не точный удар по мячу кистью руки.

Уровень технической подготовки, учитывая, что подростки находятся на начальном этапе подготовки, мы оценивали в баллах по пятибалльной шкале (таблица 2).

Таблица 2. Уровень технической подготовленности в начале и в конце эксперимента

Показатели

технических

приёмов

Эксперименталь-

ная группа

Контрольная

группа

Сравнение

результатов прироста

(+,-)

начало

конец

При-рост

Рез-та

Начало

конец

При-рост

Рез-та

1.

Подача мяча, (баллы) М

3,8

4,4

+0.6

3,9

4,2

+0.3

+0,3

2.

Верхняя передача мяча, (баллы) М

3,7

4,3

+0.6

3,7

4,0

+0.3

+0,3

3.

Нижняя передача мяча,

(баллы) М

3,8

4,4

+0,6

3,8

4,1

+0,3

+0,3

4.

Силовой удар, (баллы) М

3,9

4,4

+0,5

4,0

4,2

+0,2

+0,3

5.

Подбрасывание

мяча с последую-

щим ударом,

(баллы) М

3,6

4,3

+0,7

3,7

4,1

+0,4

+0,3

(М) – средний результат.

Как видно по результатам, представленным в таблице, средний уровень владения техническими приемами игры в начале экспериментального периода также находится примерно на одном уровне у юных волейболистов обеих групп. В связи с этим было решено, в контрольной группе организовать занятия в соответствии с программой для спортивных секций школы. В экспериментальной группе использовать эту же программу, но с более широким применением комплекса подвижных игр.

Для занятий в экспериментальной группе нами были подобраны подвижные игры для развития специальных физических качеств и способствующие лучшему усвоению технических приёмов игры. Так же предлагались задания с использованием игровых упражнений, подводящих к техническим элементам игры: подача мяча, передачи мяча, силовой удар, приёмы мяча (Приложение 3). В течение экспериментального периода каждая группа занималась по своей методике.

Для выявления эффективности подготовки юных волейболистов в конце эксперимента нами было проведено повторное тестирование уровня физической подготовки и техники владения игровыми приёмами (Приложение 4 и 5).

Проведённое тестирование показало, что в конце экспериментального периода в контрольной и экспериментальной группах средний уровень физической и технической подготовленности вырос (таблицы 1 и 2). Из таблицы 1 видно, что к концу эксперимента в контрольной группе в развитии физических качеств произошла положительная динамика, однако улучшения результатов были незначительны. Так, по показателям скоростно-силовых качеств (например, прыжок в длину с места) средний результат вырос лишь на 4 см. В челночном беге результат остался на прежнем уровне. Более заметно подростки прибавили в отжимании – 5 раз. По результатам остальных тестов улучшения показателей наблюдались, но прирост их был небольшой.

В экспериментальной группе наблюдался значительный прирост результатов по всем показателям: в уровне развитии ловкости юные волейболисты прибавили в среднем 1,0 сек, в развитии силы (метание набивного мяча из разных положений – 3 и 4 метра), динамической выносливости, например, в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа в среднем улучшилось на 11 раз, а в прыжках в длину с места школьники в среднем прибавили 22 см.

Таким образом, проведение занятий по волейболу в школьной секции с использованием подвижных игр способствовало значительному приросту уровня развития всех физических качеств, что в свою очередь способствует эффективности процесса обучения и совершенствования техники игры в волейбол, а так же интересу к занятиям в спортивной секции.

После проведения нашего исследования, качество освоения технических приёмов и двигательных навыков у детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группах улучшилось, о чём свидетельствуют показатели средних балов оценки выполнения данных приёмов. Однако здесь также результаты значительно выросли в экспериментальной группе – в среднем от 0,5 до 0,7 балла, а в контрольной группе прирост был небольшой – в среднем от 0,2 до 0,4 баллов (таблица 2).

Уровень физической подготовленности и уровень освоения технических приёмов игры в волейбол у детей экспериментальной группы значительно отличался от уровня, показанного подростками контрольной группы, которые осваивали обучение игры в волейбол в соответствии с программой для спортивных секций школы. Это свидетельствует о том, что применяемая нами методика использования подвижных игр в процессе начальной подготовки юных волейболистов показала свою эффективность.

Таким образом, применение подвижных игр в подготовке юных волейболистов повышает эффективность учебно-тренировочного процесса, формирует устойчивый интерес к данному виду спорта, способствует более полной реализации двигательного потенциала занимающихся. Такой подход способствует совершенствованию комплекса двигательных координаций, что имеет большое значение для повышения качества игры в волейбол. Достаточно высокие темпы прироста результатов в экспериментальной группе свидетельствуют о рациональной методике тренировки, что позволяет направить основные усилия занимающихся и тренера на поиск условий и средств, обеспечивающих эффективность учебно-тренировочных занятий.

Результаты нашего исследования подтвердили, выдвинутую в начале работы гипотезу, где предполагалось, что применяя подвижные игры на учебно-тренировочных занятиях по волейболу в школьной секции, можно существенно влиять на эффективность процесса обучения и совершенствования техники игры в волейбол.