СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследование миграционной ситуации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Мценска "Средняя школа №9" Орловской области в соотношении к Центральному району РФ.»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая аннотация.

             Вопросы миграционной подвижности имеют большое практическое значение для экономики РФ. В работе проведём сравнительный анализ миграционной подвижности в сопоставлении Центральной России с МБОУ – Средней общеобразовательной         школой № 9, что позволяет спрогнозировать тенденции движения населения и выявить причины этих миграций.

Просмотр содержимого документа
««Исследование миграционной ситуации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Мценска "Средняя школа №9" Орловской области в соотношении к Центральному району РФ.»»

МБОУ- Средняя общеобразовательная школа №9













Конкурсная работа: «Первый шаг в науку».

На тему:


«Исследование миграционной ситуации

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении – Средней общеобразовательной школе № 9 г.Мценска Орловской области

в соотношении к Центральному району РФ.»















Выполнила:

учащаяся 11 «А» класса МБОУ-СОШ№9

Фатнева Мария.

Научный руководитель:

Штин Алла Марленовна

Преподаватель географии МБОУ-СОШ№9



Г. Мценск

2015г


Краткая аннотация.

Вопросы миграционной подвижности имеют большое практическое значение для экономики РФ. В работе проведём сравнительный анализ миграционной подвижности в сопоставлении Центральной России с МБОУ – Средней общеобразовательной школой № 9, что позволяет спрогнозировать тенденции движения населения и выявить причины этих миграций.






















































Оглавление:

  1. Краткая аннотация……………………………………………….

  2. Цель, задачи, гипотеза ,актуальность работы………………….

  3. Теоретическая часть ……………………………………………..

  4. Практическая часть ………………………………………………

  5. Заключение ………………………………………………………...

















































Цель работы:

  1. Определение основных причин и направлений, вызывающих миграцию населения.



  1. Изучить миграционную ситуацию в Центральном районе РФ.

  2. Изучить миграционную ситуацию в МБОУ-СОШ№9

  3. Проанализировать полученные данные и соотнести их.

Задачи:

  1. Научиться работать со статистическими данными, развить навыки самостоятельных исследований.

Гипотеза:

Актуальность:

Актуальность моей работы состоит в том, что последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других. Более того, эти последствия имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем политико-правового регулирования миграции.

Методы и приёмы, используемые для работы:

  1. Сбор информации по теме.

  2. Анализ статистических данных.

  3. Выработка гипотезы.

  4. Разработка теории.

  5. Вывод на основе анализируемых данных.



























  1. Введение











  1. Содержательная часть.


Российский учёный О. Д. Воробьева в своих работах пишет, что миграция населения — это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих».


Различные типы миграции включают:

  • внешнюю и внутреннюю

  • сезонную миграцию туристов и сельскохозяйственных рабочих;

  • миграцию из сельской местности в города, происходящую в развивающихся странах в процессе индустриализации (урбанизация);

  • миграцию из городов в сельскую местность, более распространенную в развитых странах (рурализация);

  • кочевничество и паломничество

  • временную и долгосрочную

  • маятниковую

  • приграничную или транзитную


Классификация по формам:

  • общественно организованное

  • неорганизованное

Классификация по причинам:

  • экономическая

  • социальная

  • культурная

  • политическая

  • военная

Классификация по стадиям:

  • принятие решений

  • территориальное перемещение

  • адаптация


Внешняя миграция.

Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией – въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

  • иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80 – 90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;

  • работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

  • нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

  • лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась – до более 1 млн человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

  • беженцы. По данным ООН, в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн беженцев (из них около 4 млн возвратившихся в места прежнего проживания, но находящиеся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев живут в специальных лагерях. Находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.


Внутренняя миграция

Передвижение людей из одного региона страны в другой с целью или намерением поиска нового местапроживания. Такая миграция может быть временной или постоянной. Внутренние мигранты перемещаются,но остаются в пределах территории страны своего происхождения.



Причины миграции:

Причин миграции населения может быть несколько:

  • неблагоприятная экономическая обстановка в стране: инфляция, массовая безработица;

  • экономический кризис и др.;

  • гражданские войны,

  • экологическая катастрофа в данном регионе или государстве.

Также миграция может быть связана с экономическими факторами, например, связанная с желанием граждан улучшить свое экономическое благосостояние, т.е. поиск более высокооплачиваемой работы за рубежом, получить ПМЖ в развитой стране и т.д.


Социально-экономические причины трудовой миграции:

  • Неравномерность экономического развития различных стран; пребывание их в разных фазах экономического цикла.

  • Различные уровни доходов в разных странах.

  • Существенное отличие уровней безработицы в странах.

  • Специфика формирования трудовых ресурсов в экономически отсталых странах (перенаселенность, безработица, низкая производительность труда).

  • Относительная дешевизна трудовых услуг слаборазвитых стран.


Выделяют следующие виды трудовой миграции:

  • Безвозвратная, при которой мигранты выезжают на ПМЖ в принимающей стране;

  • Временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 года до 6 лет;

  • Сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (с/х и сфера услуг);

  • Маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно (называют этих людей фронтальеры);

  • Нелегальная – незаконный въезд в страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (туристами, по приглашению) с последующим нелегальным трудоустройством;

  • «Утечка умов» – это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового хозяйства в преимущественно промышленно развитые страны, ведущая к утрате квалифицированных специалистов стран-доноров (ученых, «звезд» спорта).


В последние годы в России происходят следующие изменения в миграционных потоках.

  • Поменялось направление трудовых миграций. Если во времена СССР люди ехали на восток (на освоение новых территорий, богатых природными ресурсами), то сейчас в обратном направлении: из районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера в европейскую часть России (больше всего в города Центральной России и на Северный Кавказ, в частности, в Краснодарский край). Причина: понижение уровня жизни в восточных районах России.

  • Большое число беженцев из целого ряда развивающихся стран едут в Россию, являющуюся для них некой перевалочной базой в страны Европейского Союза.

  • Большое количество трудовых мигрантов (гастарбайтеров) из стран Ближнего зарубежья: из Украины, Молдавии, Таджикистана и Азербайджана. Причем значительная часть этих мигрантов в России находится на незаконном основании.






Миграция населения школьного возраста на примере

МБОУ – Средней школы № 9 г.Мценска Орловской области


Рассмотрим явления миграций на примере одной из крупных школ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа № 9 г.Мценска Орловской области открылась в 1992 году.

Изучив статистику прибытия и выбытия учеников школы, можно сделать вывод, что в среднем за один учебный год выбывают из школы и прибывают в неё примерно 30 обучающихся при средней ежегодной наполняемости около 1000 учеников.

В таблице представлены средние показатели за 5 учебных лет в каждой колонке.


Прибыли

из школ:

1992-1995

(чел.)

1996-2000

(чел.)

2001-2005

(чел.)

2006-2010

(чел.)

2011-март 2015

(чел.)

города Мценска

5

4

3

5

4

Мценского района

6

5

5

5

4

г.Орла и Орловской области

2

0

3

2

2

г.Москвы и Московской области

0

3

1

1

3

Северного Кавказа (Дагестан, Ростовская область, Краснодарский край)

9

7

6

6

2

Узбекистан

2

3

5

2

2

Азербайджан

5

7

6

5

0

Украина

0

1

1

2

12

Чукотский АО

1

0

0

2

1






Анализ приведенных данных о прибытии учащихся.

  • Ученики прибывают из школ Мценского района. Причина: ученики, получив начальное образование в сельских школах, прибывают в среднее звено для получения основного образования.


  • Ученики прибывают из школ г.Орла и Орловской области. Причина: переезд семьи из одного населенного пункта в другой по обычным семейным обстоятельствам. По этой же причине прибыли дети из Чукотского АО.


  • Ученики прибывают из школ г.Москвы и Московской области. Причина: основная масса этих учащихся ранее уже обучалась в данной школе. Родители, переехав в Московскую область на заработки, забирали детей с собой. По каким-либо причинам взрослые возвращаются в родной город, соответственно, дети – в прежнюю школу.


  • Ученики прибывают из школ республик Северного Кавказа. Причина общеизвестная (цитата из статьи сайта Северный Кавказ - миграция русских: 1989-2009 гг.):

«…Начиная с 1989 г. происходит безвозвратный выезд русского населения практически из всех республик, входящих в состав Северо-Кавказского экономического района, за исключением Республики Адыгея. Наибольший выход русских (кроме Чечни) за период 1989-1999 гг. наблюдался из Республики Дагестан, откуда выехал каждый пятый русский житель. В остальных – от 3,9 до 5,7%. В то же время по всем республикам Северного Кавказа было положительное сальдо миграции титульных этносов данных республик.

Следующая точка – 1999-й – является годом введения режима контртеррористической операции в Чечне – начала «второй чеченской кампании». К этому моменту практически полностью завершилась грандиозная по масштабам и последствиям моноэтнизация Чечни и Ингушетии, сопровождавшаяся геноцидом русского населения (на чём подробнее мы остановимся ниже), а также дерусификация Дагестана. В 2002 году была проведена очередная перепись населения, по результатам которой можно достоверно судить о положении дел в области российской демографии...»


  • Ученики прибывают из школ Узбекистана. Причину также процитируем: (Николай Митрохин. Трудовая миграция из государств центральной Азии. Опубликовано в журнале: «Отечественные записки» 2003, №3)

«…Еще одним и, вероятно, последним крупным резервуаром рабочей силы на постсоветском пространстве стала для России Центральная Азия - Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан. Все это страны с высокой рождаемостью, чудовищной безработицей и крайне низким уровнем жизни…»


  • Ученики прибывают из школ Азербайджана. Причина: перенаселение, в связи с этим проблемы с трудоустройством, низкий уровень жизни.


  • Ученики прибывают из школ Украины. Причина прибытия украинских учащихся наблюдается только с 2014 года в связи с гражданской войной.







Выбыли

в школы:

1992-1995

(чел.)

1996-2000

(чел.)

2001-2005

(чел.)

2006-2010

(чел.)

2011-март 2015

(чел.)

города Мценска

7

4

5

5

5

Мценского района

1

2

2

2

2

г.Орла и Орловской области

6

2

3

4

3

г.Москвы и Московской области

10

14

13

14

15

Тульской области

4

6

4

3

3

г.Ливны

0

0

1

2

0

Свердловской области

2

0

0

0

2

г.Курска

0

0

2

0

0

Чукотский АО

0

1

0

0

0

США

0

1

0

0

0





Анализ приведенных данных о выбытии учащихся.

В таблице видно, что движение по городу Мценску аналогичное с предыдущей таблицей. Т.е., прибыли – выбыли практически одинаковое количество обучающихся. Причина: смена места жительства.

Показатель выбывших детей в школы Мценского района маленький по сравнению с прибывшими из сельских школ. Причина: смена места жительства.




Заключение





  • Гипотеза, которую мы выдвинули ранее, частично подтверждена. Часть миграций соответствует общероссийским тенденциям, часть характерна только для нашего региона. Проделав нашу работу можно сделать вывод, что наш город является благоприятным для мигрантов. Это обусловлено большей частью постоянной, хорошо оплачиваемой работой, предоставлением жилищ работникам. То, что в нашем городе в школе происходит небольшой прирост учеников, говорит о развитии нашего села, но в связи с сокращением рабочих мест в ООО «Лес Сервис» наблюдается снижение численности населения и соответственно уменьшается число учащихся в школе. Алтайский край - динамично развивающийся регион России. Миграционные процессы в нашей школе - маленькая частичка глобального миграционного процесса.










Список литературы



1. Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие. МЭ и МО, 1998 №7 – с.140-145

2. Вишневский А. Постсоветское демографическое пространство: Восточная Европа или интегративная часть Европы. МЭ и МО, 1998 №5 – с.122-127

3. Осколкова О. Старение населения в странах ЕС. МЭ и МО, 1999 №10 – с.74-83

4. Слука Н.А. Урбанистическая панорама мира на пороге XXI века. Вестник Московского Университета, 2000 №2 – с. 7-12

5. Современная демография. Под ред. Кваша А.Я. и Ионцевой В.А. М.: Издательство Московского Университета, 1995 – 270 с.

6. Цапенко И. Социально-политические последствия международной миграции населения. МЭ и МО, 1999 №3 – с.52-63