Исследование особенностей проявления самооценки у младших школьников и подростков с нарушениями интеллекта
Для изучения самооценки младших школьников и подростков, нами было использовано пять методик:
- методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» В.В.Ткачева;
- методика «Лесенка»;
- методика «Какой Я?»;
- методика для определения самооценки учащихся 5-7 классов;
- тест «Самооценка силы воли».
Как базовая диагностическая методика нами использовалась методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» В.В.Ткачева. Эта методика была разработана в связи с отсутствием подобного рода диагностического инструментария для изучения детей с выраженными нарушениями развития.
Необходимость изучения эмоционально-личностной сферы детей определена тем, что именно в этой области в процессе коррекционной работы с детьми, страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь может проявиться позитивная динамика.
Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми с тяжелыми отклонениями в развитии и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определения перспектив развития ребенка по ряду параметров. Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с помощью 9 шкал. Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов. При выраженном снижении интеллекта, низком уровне общения или тяжелых двигательных расстройствах квалификация результатов деятельности ребенка осуществляется исходя из доступных его психофизическим возможностям заданий. Анкета методики заполняется специалистом (педагогом, психологом) и является его эмпирической оценкой особенностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка. При подсчете баллов используется шкальная градация: высокий уровень – 24-27 баллов; средний уровень – 16-23 балла; низкий уровень – 8-15 баллов; очень низкий уровень – ниже 8 баллов.
Второй методикой, нами была использована методика «Лесенка», целью которой является, определение самооценки младших школьников.
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка). При обработке результатов рассматривается расположение «себя» на ступени:1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная); 4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный); 8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Также для определения уровня самооценки младших умственно отсталых школьников была использована методика «Какой Я?». Цель данной методики предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам. При подсчете результатов используется шкальная градация: 10 баллов – очень высокий уровень самооценки, 8-9 баллов – высокий уровень, 4-7 баллов – средний уровень, 2-3 балла – низкая самооценка, 0-1 балл – очень низкий уровень самооценки.
Для диагностирования подростков, нами была использована методика для определения самооценки учащихся 5-7 классов.
В проведенной методике предлагается ответить на 10 вопросов, отвечаем «да» (+), «нет» (-). При обработке результатов подсчитываем количество ответов «да» (+). 6-7 (+) – завышенная самооценка;3-5 (+) – адекватная (правильная); 2-1 (+) – заниженный уровень самосознания.
Второй методикой для диагностики подростков нами был использовано тестирование «Самооценка силы воли». Тест разработан и описан Н.Н.Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.
На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; а также «нет». Подсчитывается общая сумма набранных баллов. Если она находится в пределах: от 0 до 12 баллов – у Вас слабая сила воли, Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию; от 13 до 21 баллов – у Вас сила воли средняя. В различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда – настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах; от 22 до 30 баллов – у Вас большая сила воли, Вы волевой человек. Однако, помните, что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах.
Процедура проведения исследования. В исследовании приняло участие 20 человек: 10 младших школьников, из них 3 девочки и 7 мальчиков (возраст в диапазоне от 7 до 10) и 10 подростков, 5 девочек и 5 мальчиков (в возрасте от 11 до 15 лет). Исследование проводилось добровольно, в индивидуальном и групповом порядке. Для этих целей, с разрешения руководства, мною был использован кабинет педагога психолога, были опрошены все 20 человек. Каждому респонденту были разъяснены правила заполнения бланков, в процессе заполнения мною давались пояснения на возникающие вопросы.
Таким образом, исследование проведено по пяти методикам:
- методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» В.В. Ткачева;
- методика «Лесенка»;
- методика для определения самооценки учащихся 5-7 классов;
- методика «Какой Я?»;
- тест «Самооценка силы воли».
В диагностировании принимали участие 20 человек, проводилось исследование добровольно и в индивидуальном и групповом порядке.