СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование памяти у детей старшего дошкольного возраста при помощи методики N-back

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для записи информации в память необходимо уметь переводить ее в образную форму, т.к. для ребенка с раннего возраста, намного легче запоминать конкретные образы предметов, которые он видел, чем абстрактные понятия. В качестве примера могут выступать любые упражнения, в которых ребенку предлагается посмотреть на картинки, или на настоящие предметы в течение какого-либо времени, а потом воспроизвести их по порядку. Изначальной задачей становится научить детей преобразовывать информацию в конкретную зрительную форму, это позволяет ребенку мысленно создавать картину-иллюстрацию, и впоследствии извлекать информацию. 

Методика N-back по описанию ученых позволяет работать с так называемой рабочей памятью. Активировать сиюминутное внимание человека, а также возможность не только развивать кратковременную память, но и управлять ею. Исследование Джегги и Бушкиль продемонстрировало, что уже через четыре недели работы с N-back, показатели интеллекта испытуемых возросли примерно на 40%.  

Просмотр содержимого документа
«Исследование памяти у детей старшего дошкольного возраста при помощи методики N-back»

Исследование памяти у детей старшего дошкольного возраста при помощи методики N-back


В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования рассматриваются следующие направления образовательной деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивающие целенаправленное и гармоничное воспитание, обучение и развития детей дошкольного возраста, охрану и укрепление здоровья детей, создание благоприятных условий для реализации творческого и умственного потенциала детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями [2].

Формирование памяти относится к области познавательного развития, к разделу развития познавательно-исследовательской деятельности, и обеспечивает работу с детьми по формированию и развитию навыков запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Для записи информации в память необходимо уметь переводить ее в образную форму, т.к. для ребенка с раннего возраста, намного легче запоминать конкретные образы предметов, которые он видел, чем абстрактные понятия. В качестве примера могут выступать любые упражнения, в которых ребенку предлагается посмотреть на картинки, или на настоящие предметы в течение какого-либо времени, а потом воспроизвести их по порядку. Изначальной задачей становится научить детей преобразовывать информацию в конкретную зрительную форму, это позволяет ребенку мысленно создавать картину-иллюстрацию, и впоследствии извлекать информацию.

Также развитие памяти может происходить при помощи многократного повторения и акцентирования внимания на определенном предмете, при этом у детей формируется осознанное восприятие. Ребенок становится способным концентрировать внимание на запоминаемом объекте. Данные упражнения помогают развивать у детей кратковременную память, в дальнейшем данные памяти дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. Комплекс таких упражнений позволяет развивать как кратковременную, так и долговременную память.

База исследования: частный детский сад г. Владимира «Город детства». Исследование проводилось в старшей группе детского сада. В группе девять детей пяти-шести лет.

На первом этапе (констатирующем) была проведена диагностика памяти, по методике «Запомни рисунки» Р.С. Немова [16].

Цель: методика позволяет определить объем кратковременной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: две таблицы, в одной девять рисунков, в другой пятнадцать. Секундомер.

Инструкция:

«На картинке ты видишь девять разных фигур, посмотри на них внимательно и постарайся запомнить, а потом показать их на другой картинке».

Ход работы: воспитатель раздает детям картинки с девятью фигурами и дает тридцать секунд на запоминание этих фигур. После этого воспитатель собирает картинки и раздает другие, где нарисованы пятнадцать фигур. Ребенку дается время рассмотреть фигуры и найти те, которые он видел на первой картинке.

Опытная работа может продолжаться полторы минуты, если ребенок не смог запомнить все картинки сразу.

Ключ:

10 баллов – менее чем за 45 секунд ребенок смог узнать все фигуры.

8-9 баллов - в течение 45-55 секунд ребенок смог узнать 7-8 фигур.

6-7 баллов - в течении 55-65 секунд ребенок смог узнать 5-6 фигур.

4-5 баллов – в течении 65-75 секунд ребенок смог узнать 3-4 фигуры.

2-3 балла – в течении 65-75 секунд ребенок смог узнать 1-2 фигуры.

1 балл – в течении 90 секунд и более ребенок не смог узнать ни одну из фигур.

Выводы об уровне развития:

10-8 баллов – высокий уровень развития кратковременной зрительной памяти;

7-4 балла – средний уровень развития кратковременной зрительной памяти;

3-0 балла – низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти [16].

Исследование проводилось в привычной для детей обстановке, индивидуально. Перед исследованием проводились подвижные игры («Ручеек», «Паровоз», «Разорви цепочку» и т. д.), которые длились десять-пятнадцать минут. И сама диагностика проходила в игровой форме.

Диагностика проводилась в дообеденное время, в течение двух дней т.к. за один день всех детей продиагностировать не удалось. Выбиралось время спокойной обстановки в группе, это могло быть время, когда дети уходили на прогулку и приходили с нее. Главным условием являлись тишина и спокойствие в группе, чтобы ребенка ничего не отвлекало, и он мог максимально сконцентрироваться на задании.

Перед диагностикой с ребенком проводилась беседа, индивидуально, на отвлеченные темы. После этого ребенку предлагалось поиграть, на что каждый из детей с радостью соглашались. Ребенок садился в группе на привычное свое место, и ему читалась подробная инструкция задания, раздавались листочки и давалось время на выполнение.

Проблем с проведением диагностики не возникало. Дети с радостью принимались за задание, с первого раза понимая инструкцию.

Большинство детей запоминали фигуры прежде, чем заканчивалось время, в таком случае они поднимали руку, показывая, что готовы выполнить задание. Но чаще всего эти дети запоминали очень мало фигур, поэтому им давалось дополнительное время.

Было замечено, что чем больше времени ребенок сидит над заданием, тем хуже он концентрируется, начинает отвлекаться от задания, или задавать вопросы, которые могут быть не связаны с заданием. Это говорит о том, что ребенку становится сложно долгое время заниматься однотипной и неинтересной ему деятельностью, хотя приступали дети к заданию с максимально выраженным интересом. Так же такое поведение может быть вызвано неудачами ребенка в запоминании фигур, если у ребенка с первого раза или со второго не получается запомнить достаточное количество фигур, то к третьей попытке он начинает терять интерес.

С результатами исследования можно ознакомиться в Таблице 1. и Рис.1 (Приложение 1).

Из девяти детей в группе у двух, показатель развития кратковременной зрительной памяти высокий, что составляет 22,2% от общего количества детей. Также у шестерых детей показатель кратковременной зрительной памяти средний, что составляет 66,6% от общего количества детей. И у одного ребенка, показатель кратковременной зрительной памяти низкий, это 11,1% от общего количества детей.

Данные проведенной диагностики говорят о том, что общий уровень развития кратковременной зрительной памяти у детей в данной группе находится на среднем уровне.


Организация занятий по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста.



Формирующий этап заключался в проведении занятий с целью улучшения у детей старшего дошкольного возраста кратковременной памяти.

Для реализации этой цели была выбрана методика N-back. Данная методика была впервые использована в Швейцарии в 2008 году, молодыми учеными-исследователями Сюзан Джегги и Мартин Бушкиль. Результаты их исследований, работы при помощи программы N-back сначала с подростками, а потом и с младшими детьми, были опубликованы в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences» [23].

Методика N-back по описанию ученых позволяет работать с так называемой рабочей памятью. Активировать сиюминутное внимание человека, а также возможность не только развивать кратковременную память, но и управлять ею. Исследование Джегги и Бушкиль продемонстрировало, что уже через четыре недели работы с N-back, показатели интеллекта испытуемых возросли примерно на 40%.

После этого молодые ученые продолжили свои исследования, но уже на детях с разными болезнями и умственными отклонениями, включая синдром Дауна, черепно-мозговые травмы, с синдромами дефицита внимания или гиперактивности, и с умеренными когнитивными отклонениями. После прохождения испытуемыми когнитивного тренинга на базе N-back, положительные результаты сохранялись на протяжении последующих 8 месяцев, без повторного повторения методики. У детей заметно улучшились показатели кратковременной памяти, а также когнитивные функции. Дети стали более внимательными, усидчивыми, проявляли интерес к изучению окружающего мира, стали более общительными, а также их показатели памяти увеличились на 30-35%.

Программа N-back является компьютерным приложением и представляет собой поле, разделенное на девять квадратов. Дословно переводится как N-назад, что значит, определенное положение объекта на конкретное число-назад. Минимальный уровень назад – 1, но чаще всего начинается с уровня 2. Программа сама определяет количество совершенных ошибок и возможность перейти на следующий уровень выполнения. Рекомендуемое время занятий на программе составляет 20-25 минут, 4-6 раз в неделю на протяжении месяца.

Программа сопровождается зрительными и звуковым рядом. Испытуемый видит сетку, состоящую из девяти равных частей на которой в случайном порядке, загораются синие квадраты и одновременно слышит голос произносящий последовательность букв. Задача испытуемого нажать кнопку с картинкой, когда он увидит, что синий квадрат появился в том же окошке, что и два положения назад, либо нажать кнопку со звуком, когда испытуемый услышит букву, произносимую две буквы назад.

Программа сама отсчитывает затраченное время, желательно пройти все 25 минут за один раз, но не исключена возможность разбить данное время на весь день. Для перехода на следующий уровень N необходимо пересечь определенный процент правильных ответов.

Программа устроена так, что новый день всегда начинается с уровня 2, но при длительных тренировках испытуемому становится легче пройти уровень 2 и перейти на уровень 3, 4 и т.д. Таким образом, при переходе на уровне испытуемый учится держать в голове сначала 2-3 позиции и звука назад, а потом его память способна удержать 5 и более позиций и звуков. К концу опытной работы, большинство детей в детском саду, могли удерживать в памяти 4-5 позиций и звуков.

Подготовка к опытной работе с программой N-back проходила в первую очередь через создание эмоционально-доверительных отношений между детьми, и педагогом. Для этого чаще всего были использованы игры, а также беседа.

Поскольку мозговая активность находится на пике в дообеденное и вечернее время, опытная работа проводилась до или после дневного сна, с каждым ребенком индивидуально. Работа ребенка с ноутбуком проходила по всем Санитарным нормам и правилам (далее СанПин) [21], а именно: ребенок находился за компьютером 15-20 минут.

Рабочее место было оборудовано максимально просто, без отвлекающих внимание вещей, мебель соответствовала СанПиНам, монитор был на расстоянии от глаз ребенка не менее чем 70 см, воображаемая линия взора была перпендикулярна экрану и направлена на его центральную часть, другими словами монитор находился напротив глаз ребенка, ребенок сидел прямо, расстояние между корпусом тела и краем стола пять см. Компьютер располагался в хорошо освещенном месте, таким образом чтобы на экране не было бликов мешающих работе. После того как ребенок заканчивал работу, с ним проводилась зрительная гимнастика [21].

Инструкция: сейчас ты увидишь мелькающие на экране квадраты, постарайся запомнить в какой ячейке появился квадрат и, если ты снова его там увидишь через два хода нажми на кнопку «картинка», также ты будешь слышать голос, который произносит буквы, постарайся запомнить их и если ты услышишь букву произносимую два хода назад нажми на кнопку «голос». Постарайся не отвлекаться и не бойся проиграть.

Ход работы: работа с детьми, проводилась без других детей в группе, т.к в это время они были либо на прогулке. Иногда опытная работа проводилась перед сном и после сна, когда все дети были в спальне, один работал в группе, дабы снизить отвлекаемость и повысить концентрацию ребенка. Перед работой ребенку говорилось о том, что он будет играть с компьютером, на что дети реагировали позитивно, рассказывая, что уже умеют обращаться с компьютерами и телефонами. Ребенок садился перед компьютером, и ему зачитывалась инструкция игры.

У многих детей возникали трудности с выполнением задания, не все сразу понимали правила игры, и многие путали кнопки, это происходило в два первых дня опытной работы, в таких ситуациях приглашался в комнату другой ребенок, а предыдущему давалось отдохнуть.

Некоторым детям на первых этапах нужна была помощь взрослого, а именно: повторение инструкции, помощь в понимании, когда и какую кнопку нажать, ответы на вопросы ребенка по поводу игры.

С другими детьми в первый день опытной работы приходилось выполнять задание вместе, для того, чтобы ребенок мог лучше понять: что от него требуется и в дальнейшем выполнять это самостоятельно.

Самыми трудными днями опытной работы были первые два-три дня, дети отвлекались, иногда не понимали задания и часто просили повторить, путались в кнопках, но после этого периода дети привыкали к заданию и начинали выполнять его более уверенно и стали меньше отвлекаться.

Работа с N-back длилась на протяжении месяца, пяти дней в неделю. Дети начинали с уровня «2-назад», средняя продолжительность данного уровня у большинства детей составляла примерно шесть-девять дней, это можно считать хорошим результатом для старшего дошкольного возраста, т.к по данным методики N-back, время максимально затрачиваемое на прохождение уровня «2-назад» для детей старшего дошкольного возраста составляет от семи до десяти дней не считая, что у многих были проблемы с использованием программы.

После того как дети выполняли уровень «2-назад» программа автоматически переключала их на уровень «3-назад». Интересно заметить, что на уровень «№3-назад» дети потратили менее пяти дней тренировок и после этого перешли на уровень «4-назад».

К уровню 4-назад дети могли держать в памяти по четыре позиции называемых им букв и показываемых квадратов. Для эффективности тренировок и дабы исключить случаи случайного перехода на следующий уровень, каждый день ребенок начинал с уровня 2-назад и за 25 минут мог спокойно переходить на уровень 4-назад.

Для детей уровень 4-назад стал большой сложностью. Они снова начинали путаться в звуках и квадратах, на первых этапах, привыкание к уровню заняло у них около трех дней, после этого пятеро из девяти детей смогли с уверенностью закрепиться на уровне 4-назад, оставшиеся четыре ребенка также работали на уровне 4-назад, но периодически возвращались на уровень ниже, т.к. делали много ошибок.

К концу опытной работы четверо из девяти детей основательно остановились на уровне 5-назад, могли уверенно работать, запоминая пять позиций называемых букв и мелькающих квадратов. Остальные пять детей остались на уровне 4-назад с последующими перескоками на уровень выше, т.е они тоже достигали уровня 5, но не могли на нем оставаться на долгое время. Это объясняется индивидуальным развитием каждого ребенка, но опытная работа показывает, что каждый из детей был способен подняться на уровень выше, об этом говорит время, затрачиваемое на прохождения уровня, а также высокие результаты, достигаемые за это время.

За время проведения опытной работы, было организовано и проведено наблюдение, за детьми, проходящими данную работу. Они стали более активными и общительными, было замечено, что в свое свободное время дети начали выбирать и играть в игры умственного, а не подвижного характера, и более того показывали глубокую заинтересованность и активное мышление в игре.