ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ.
Русанова О.В., преподаватель
ОАНО ВПО "Волжский университет имени В.Н. Татищева"
Профессиональное становление квалифицированных специалистов пред-ставляет собой процесс, который включает поиск и выбор профессии, ее ос-воение в ходе профессионального обучения, адаптацию и реализациюв процессе самостоятельной профессиональной деятельности и ряд других.
Важнейшим этапом профессионального становления является обучение
в колледже, здесь наряду с освоением программ обучения происходят процессы
дальнейшего профессионального самоопределения.
Значимость обучения характеризуется: субъективным смыслом будущей трудовой деятельности, мотивацией, местом труда в жизни индивида, нормированием труда и основными ролями в процессе освоения и выполнения деятельности, что представляет собой ожидание достойного образа жизни профессионала. Эти характеристики должны быть согласованы между выполняемыми заданиями в процессе обучения и методиками оценки адекватности поведения и требуют разработки психологической концепции, обосновывающей оказание помощи студентам.
В рыночных социально-экономических условиях, сложившихся в современной России, для развития человека есть социальные препятствия, которые вызывают у него неудовлетворенность своим социальным и профессиональным статусом. Критерием оценки эффективности социальной политики государства в развитых странах является качество жизни отдельного человека и социальных групп. По данному критерию Россия не попадает даже в группу развивающихся стран. Важным препятствием развития является величина прожиточного минимума, которая в разы превосходит законодательно установленный минимальный размер заработной платы. В современной России существуют препятствия в проявлении способностей и ранее приобретенных знаний и умений в совокупности с отсутствием или снижением творческого характера деятельности из-за ограничения и недоверия к самостоятельности работающих в коммерческих организациях.
В наибольшей степени фактором, обусловливающим неудовлетворенность, является несоответствие заработной платы тратам физической и психической энергии, степени ответственности, нервнопсихической напряженности и опасности труда для жизни и собственного здоровья.
Современная социальнооэкономическая ситуация предъявляет повышенные требования к процессу личностного и профессионального становления специалистов. Выбор профессионального пути в настоящее время связывается не только с ответственностью за результаты сделанного выбора для самого индивида, но и за экономические затраты на переобучение, пособие по безработице и социальные пособия в случае неадекватного решения о будущей профессии.
Профессиональное самоопределение как деятельность личности сопровождается ошибками и трудностями, многие из которых являются типичными для различных стадий профессионального становления , которое происходит на этапе обучения в колледже. Именно этому вопросу посвящены данные исследования.
В качестве испытуемых выступили студенты с 2-го по 3-ий курс, девушки в возрасте от 17 до 20 лет. Использовались следующие методики:
1. Беседы и интервью со студентами разных курсов.
В ходе бесед и интервью мы использовали методику незаконченных предложений: завершите, пожалуйста, незаконченные предложения: «Студент – это…», «Наибольшие трудности в процессе обучения возникают из-за …», «Наиболее трудным в процессе профессиональной подготовки для меня является…», «Моя будущая профессия для меня…», «Моя будущая работа…», «В моей будущей профессии мне нравится…», «В моей будущей профессии мне не нравится…».
2. Экспертные собеседования с преподавателями педагогических учебных заведений.
В ходе таких собеседований мы выявили, какие, по мнению преподавателей, трудности и вопросы возникают у студентов, а также какие способы для их разрешения они используют.
Анализируя наиболее типичные психологические трудности студентов на разных этапах профессионального развития (см. таблицу), можно отметить:
1. Возникающие трудности отражают естественные противоречия, связанные с процессом личностного и профессионального развития.
2. Трудности создают определенное напряжение, которое в свою очередь побуждает ставить вопросы и искать на них ответы.
3. Для каждого периода профессионального развития характерны определенные вопросы, которые ставят студенты .
В учебно-профессиональном периоде обучения (2-3 курс) наиболее распространены следующие вопросы: Как укрепить свою убежденность в необходимости учиться? Как извлечь максимум пользы из педагогической практики? Как преодолеть сомнения в правильности сделанного выбора? Как справиться с тревогой и неуверенностью перед проведением занятий во время практики? Как лучше подготовить дипломную работу? Как подготовиться к приему на работу? Как устроиться на успех в профессиональной деятельности? и т. д.
Анализируя варианты окончаний фразы «Моя будущая профессия для меня…», можно сказать, что профессия студентами второго и третьего курса воспринимается туманно, как некое будущее, которое наступит не скоро. В оценках профессии преобладает неопределенность, конкретный вид деятельности никак не упоминается. Студенты не выделяют предметное содержание будущей профессиональной деятельности. Это могли бы быть ответы любого студента любого учебного заведения. Важно отметить также, что профессия рассматривается прежде всего как аспект личностной самореализации. Преобладает взгляд на профессию как на способ самовыражения. В 60% случаев встречаются ответы типа «Моя будущая профессия — это…»: «…способ самовыражения», «…путь к реализации себя и своих целей», «…возможность принести пользу и самореализоваться». Следующая группа ответов отражает эмоционально-оценочное отношение к профессии. Здесь наблюдается большой разброс оценок — от негативных до восторженно-позитивных, например: профессия — это «…радость, получение материальной независимости, счастье делать то, что я хочу» или: «…является очень темной лошадкой», «…не самое главное в жизни». В третью группу вошли ответы, отражающие восприятие студентами профессии как неизбежного факта их будущей жизни, например: «…это мое будущее», «…важный фактор моей жизни», «…стиль жизни и способ зарабатывать деньги». Профессия как способ заработка упоминается всего в пяти случаях, причем в трех из них это заработок плюс еще что-то, например: «…стиль жизни и способ зарабатывать деньги».
Окончания фразы «Моя будущая работа…» подразделяются на те же группы, что и суждения о будущей профессии. Здесь также встречаются варианты, отражающие ожидания и требования к работе, например: «…должна соответствовать моему ожиданию и запросам». Кроме того, эмоциональные оценки стали еще насыщеннее, например: «Моя будущая работа — это…»: «…ужас…» или «…арена для самореализации, это главная и любимая часть моей жизни», «…возможность заниматься любимым делом». В суждениях о работе в большинстве случаев преобладает все-таки неопределенность («…не ясно еще для меня», «…представляется мне пока туманно»); ярко выраженный негативный ответ, к счастью, всего один. Когда речь идет о будущей работе, прежде всего подчеркивается аспект самореализации, возможность заниматься интересным делом и значимость работы для личности («…будет очень хорошей и полезной для меня»). Работа как заработок рассматривается в трех случаях («…должна быть высокооплачиваемой»). Окончания фразы «В моей будущей профессии мне нравится…» в определенной степени отражают особенности мотивации профессионального выбора студентов. Они распределились на несколько групп в зависимости от того, что выделялось как наиболее привлекательное в будущей профессии. Прежде всего, студентов привлекает возможность самореализации и творчества («…то, что я могу творить, следить за полетом фантазии, открывать новый мир», «…возможность реализовать себя в творческом плане»). Далее следуют широкие возможности для общения («…возможность постоянного взаимодействия с людьми…», «…общения с людьми, получения морального и материального удовлетворения…»). Часто упоминаются альтруистические мотивы, разносторонность профессии, возможность решать личные проблемы («…ее разнообразие и перспективность», «…то, что она пригодится мне в личной жизни», «…близость к людям, власть»). В ответах общение обычно сочетается с самореализацией или с альтруистическими установками. Таким образом, мотивы, которые выделяют студенты, адекватны их будущей профессиональной деятельности и свидетельствуют об их знании профессии. В то же время ответы студентов характеризуются противоречивостью высказываний и некоторой нереалистичностью (например, привлекает «…ее оплата и коллектив», «…возможность получения морального и материального удовлетворения»). Часто студенты высказывают желание и самореализовываться, и деньги получать.
Типичные трудности студентов на различных этапах обучения в колледже.
Период обучения | Типичные трудности |
2 курс | • Сомнения в правильности сделанного выбора, переосмысление оснований сделанного выбора. • Смутное представление жизненных и профессиональных целей и ценностей. • Снижение убежденности в необходимос- ти учиться (овладевать теорией). • Переживания по поводу предстоящей практики. • Трудности прохождения практики: встреча с реальностью,переживание некомпетентности, снижение уверенности в себе. • Появление и дальнейшее осознание не- обходимости усиления практической под- готовки для работы. • Трудности выбора формы и методов са- моподготовки. • Несформированность ряда профессио- нально важных и личностных качеств, не- обходимых для осуществления профессиональной деятельности. |
3 курс | • Отсутствие способов работы над дипломм ным проектом. • Неконкретность (отсутствие) плана тру- доустройства. • Отсутствие готовности к конкурентному поведению на рынке труда. • Смутное (нереалистичное) представле- ние о ситуации на рынке труда. • Отсутствие эффективных способов пове- дения на рынке труда (составление поис- кового письма, профессионального резю- ме, проведения собеседования с работодателем и др.). • Появление страхов и тревог по поводу начала профессиональной деятельности (страх неуспеха). |
Последовательное разрешение возникающих трудностей и вопросов студентов позволяет решить различные задачи профессионального становления:
• введение в специальность;
• создание настроя на профессиональное обучение;
• формирование способов учебно-академической деятельности;
• обретение устойчивости и энергии для повседневных, не всегда легких и приятных учебных действий;
• формирование (укрепление) мотивации к профессиональной деятельности;
• формирование профессиональных знаний, умений, навыков и качеств;
• формирование (конкретизация) профессиональной позиции;
• освоение способов поведения на рынке труда;
• настрой на успех в профессиональной деятельности, повышение уверенности в своих силах и возможностях.
Литература:
1. Алексеева Л.Н. Личностно-профессиональное становление и развитие человека. Архангельск, 2004.
2. Антропов В.А., Туманова Т.В., Семенко И.Е. Профессиональное становление личности специалиста в период обучения в вузе. Екатеринбург, 2007.
3. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и профессиональное становление личности. Ярославль, 2008.
4. Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. Научный журнал «Вестник Челябинского гос.пед.университета». Сер. 3. №27, 2005.
5. Абульханова-Славская К.А.Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.