СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления на уроках русского языка или как работать над словарными словами.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления на уроках русского языка или как работать над словарными словами.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления на уроках русского языка или как работать над словарными словами.»

Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления на уроках русского языка или как работать над словарными словами.

Современное общество с его высокой динамичностью предъявляет к человеку очень высокие требования. Обществу нужны люди, способные принимать ответственные решения в любых ситуациях, люди творческие, с нестандартным, гибким мышлением. Задача школы – развивать творческое мышление учащихся, начиная с начальных классов.

Активизировать процесс развития творческого мышления может исследовательская деятельность по предметам. Развитие исследования в сфере образования, его применение в качестве основы при построении образовательных технологий дает возможность учащимся осваивать новые знания и применять их в самых разных сферах жизни.

На современном этапе развития педагогики и психологии проблемы исследовательской деятельности и творческого мышления изучены достаточно, соединение этих проблем в одну – исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления, легло в основу данной работы. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Учителя начальных классов хорошо знают, как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. Одной из таких задач является процесс запоминания слов с непроверяемым написанием.

Работа над словарными словами проходит в три этапа, каждый из которых призван решать конкретную задачу:

  • Введение слова с непроверяемым написанием.

  • Работа над запоминанием слова, включение в активный словарь ребенка.

  • Тренировочный

  • Проверка уровня усвоения словарных слов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП:

Предъявление нового слова.

  • Предъявление слова не дается в готовом виде, оно представляется как:

- отгадывание загадки;

- рассматривание предметной картинки;

- предъявление слова – синонима или антонима;

- ребусы;

- нахождение лишнего слова в строке;

- в минутке чистописания

Это развивает логическое мышление, пространственное воображение, слуховую память, речь, наблюдательность.


ВТОРОЙ ЭТАП:

Работа над запоминанием слова, включение в активный словарь ребенка.

Этот этап – самое большое поле для творчества учителя и учеников.

1. Запись слов с пропусками в словарик (постановка орфографической задачи).

2. Исследование учащимися слова в группах по плану (пути решения орфографической задачи):

- слово (мои ассоциации);

- лексическое значение слова по словарям;

Знакомясь с лексическим значением слова, учитель может рассказать о том, что в словарный состав современного русского языка входят разные по происхождению группы слов: исконно русские слова и заимствованные.

- к истокам слова (этимологическая справка);

Этимологическая справка, помимо того, что объясняет орфограмму, развивает интерес к языку, повышает мотивацию к запоминанию.

Например: слово БЕРЕЗА получило свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «БЕР», что значит «СВЕТЛЫЙ, ЯСНЫЙ, БЕЛЫЙ», от которого образовано слово «БЕРЕЗА», а затем БЕРЁЗА.

- однокоренные слова (наблюдения над единым написанием корня);

- поиск предложений в тексте;

- поиск стихотворений;

Написание правильной буквы (решение орфографической задачи).


ТРЕТИЙ ЭТАП:

Тренировочный.


Основная цель - добиться правильности и осознанности написания слова: рифмовка, послоговое проговаривание, группировка слов по признаку, подбор родственных слов, письменный пересказ текста с использованием данных слов, выборочное списывание, составление кроссвордов.


ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП:

Проверка уровня усвоения словарных слов.

  • Картинный диктант. Это самый, часто используемый вид проверки.

Учитель показывает карточку – картинку, а дети называют изображаемый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;

- называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя ударение.

  • Диктант в загадках. Учитель читает загадку, а дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Далее ученики записывают слово – отгадку и выделяют орфограмму. Дремучий лес к стеклу прирос –

Нарисовал его …(МОРОЗ)

  • Диктант по памяти:

- записать по памяти слова, обозначающие овощи и ягоды (малина, огурец, горох).

- записать по памяти слова, в названии которых нужно запомнить гласную о. (ворона, хорошо) и др.

  • Диктант с комментарием. Учитель называет слово из словаря, ученик комментирует написание, остальные записывают в тетрадь.

  • Творческий диктант. Дети должны заменить развернутое определение одним словом. (Главный город России (Москва) и др.)

  • Индивидуальные творческие проекты. (Презентация )

На одном из уроков русского языка (Тема «Второстепенные члены предложения – обстоятельство») можно взять словарное слово в начале урока и провести его через все этапы.

  • Детям была предложена загадка к слову БЕРЁЗА.

  • На минутке чистописания писали узор с буквой Б.

  • Подобрали однокоренные слова, получили этимологическую и лексическую справку, прочитали отрывки из стихотворений со словом БЕРЁЗА.

  • Составили стихотворение по картинке.

  • Учитель предложил свое предложение, в котором было обстоятельство времени.

  • На этапе закрепления был предложен небольшой диктант с заданиями о березе.

На уроке дети не только запомнили слово, но и узнали много нового о дереве.

Каждый проект – это просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что - то новое: продукт, книга, сценарий, презентация и т.д.

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составит план несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, дает силы и желание работать над другими проектами.

Этот метод работы позволяет учащимся приобретать знания, помогает связать то новое, что узнают дети, с чем – то знакомым и понятным из реальной жизни.

Учащиеся работают над проектом, приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Исследования подтверждают, что целенаправленная, систематическая работа, хорошо организованная поисковая деятельность повышает грамотность учащихся, способствует развитию интереса к русскому языку, углублению знаний о языке, обеспечивает развитие творческих способностей детей, учит создавать собственные высказывания.

Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период ученики получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков учащихся, а помогает этому систематическая работа над словарными словами в начальной школе.

Использованная литература

  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд.,испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»,2007.

  • Иванов Г. Готовим юных исследователей // Народное образование 2009. №6.

  • Зак А.З. Диагностика видов мышления у мл. школьников: Метод. рекомендации для учителей и практических психологов. М.: Изд-во МОиПК, 1995.

  • Лемяскина Н.А. Исследовательская деятельность в начальной школе (образовательная область «Филология») – Воронеж, 2010.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!