Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления на уроках русского языка или как работать над словарными словами.
Современное общество с его высокой динамичностью предъявляет к человеку очень высокие требования. Обществу нужны люди, способные принимать ответственные решения в любых ситуациях, люди творческие, с нестандартным, гибким мышлением. Задача школы – развивать творческое мышление учащихся, начиная с начальных классов.
Активизировать процесс развития творческого мышления может исследовательская деятельность по предметам. Развитие исследования в сфере образования, его применение в качестве основы при построении образовательных технологий дает возможность учащимся осваивать новые знания и применять их в самых разных сферах жизни.
На современном этапе развития педагогики и психологии проблемы исследовательской деятельности и творческого мышления изучены достаточно, соединение этих проблем в одну – исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления, легло в основу данной работы. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Учителя начальных классов хорошо знают, как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. Одной из таких задач является процесс запоминания слов с непроверяемым написанием.
Работа над словарными словами проходит в три этапа, каждый из которых призван решать конкретную задачу:
Введение слова с непроверяемым написанием.
Работа над запоминанием слова, включение в активный словарь ребенка.
Тренировочный
Проверка уровня усвоения словарных слов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП:
Предъявление нового слова.
- отгадывание загадки;
- рассматривание предметной картинки;
- предъявление слова – синонима или антонима;
- ребусы;
- нахождение лишнего слова в строке;
- в минутке чистописания
Это развивает логическое мышление, пространственное воображение, слуховую память, речь, наблюдательность.
ВТОРОЙ ЭТАП:
Работа над запоминанием слова, включение в активный словарь ребенка.
Этот этап – самое большое поле для творчества учителя и учеников.
1. Запись слов с пропусками в словарик (постановка орфографической задачи).
2. Исследование учащимися слова в группах по плану (пути решения орфографической задачи):
- слово (мои ассоциации);
- лексическое значение слова по словарям;
Знакомясь с лексическим значением слова, учитель может рассказать о том, что в словарный состав современного русского языка входят разные по происхождению группы слов: исконно русские слова и заимствованные.
- к истокам слова (этимологическая справка);
Этимологическая справка, помимо того, что объясняет орфограмму, развивает интерес к языку, повышает мотивацию к запоминанию.
Например: слово БЕРЕЗА получило свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «БЕР», что значит «СВЕТЛЫЙ, ЯСНЫЙ, БЕЛЫЙ», от которого образовано слово «БЕРЕЗА», а затем БЕРЁЗА.
- однокоренные слова (наблюдения над единым написанием корня);
- поиск предложений в тексте;
- поиск стихотворений;
Написание правильной буквы (решение орфографической задачи).
ТРЕТИЙ ЭТАП:
Тренировочный.
Основная цель - добиться правильности и осознанности написания слова: рифмовка, послоговое проговаривание, группировка слов по признаку, подбор родственных слов, письменный пересказ текста с использованием данных слов, выборочное списывание, составление кроссвордов.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП:
Проверка уровня усвоения словарных слов.
Учитель показывает карточку – картинку, а дети называют изображаемый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;
- называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя ударение.
Диктант в загадках. Учитель читает загадку, а дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Далее ученики записывают слово – отгадку и выделяют орфограмму. Дремучий лес к стеклу прирос –
Нарисовал его …(МОРОЗ)
- записать по памяти слова, обозначающие овощи и ягоды (малина, огурец, горох).
- записать по памяти слова, в названии которых нужно запомнить гласную о. (ворона, хорошо) и др.
Диктант с комментарием. Учитель называет слово из словаря, ученик комментирует написание, остальные записывают в тетрадь.
Творческий диктант. Дети должны заменить развернутое определение одним словом. (Главный город России (Москва) и др.)
Индивидуальные творческие проекты. (Презентация )
На одном из уроков русского языка (Тема «Второстепенные члены предложения – обстоятельство») можно взять словарное слово в начале урока и провести его через все этапы.
Детям была предложена загадка к слову БЕРЁЗА.
На минутке чистописания писали узор с буквой Б.
Подобрали однокоренные слова, получили этимологическую и лексическую справку, прочитали отрывки из стихотворений со словом БЕРЁЗА.
Составили стихотворение по картинке.
Учитель предложил свое предложение, в котором было обстоятельство времени.
На этапе закрепления был предложен небольшой диктант с заданиями о березе.
На уроке дети не только запомнили слово, но и узнали много нового о дереве.
Каждый проект – это просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что - то новое: продукт, книга, сценарий, презентация и т.д.
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составит план несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, дает силы и желание работать над другими проектами.
Этот метод работы позволяет учащимся приобретать знания, помогает связать то новое, что узнают дети, с чем – то знакомым и понятным из реальной жизни.
Учащиеся работают над проектом, приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
Исследования подтверждают, что целенаправленная, систематическая работа, хорошо организованная поисковая деятельность повышает грамотность учащихся, способствует развитию интереса к русскому языку, углублению знаний о языке, обеспечивает развитие творческих способностей детей, учит создавать собственные высказывания.
Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период ученики получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков учащихся, а помогает этому систематическая работа над словарными словами в начальной школе.
Использованная литература
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд.,испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»,2007.
Иванов Г. Готовим юных исследователей // Народное образование 2009. №6.
Зак А.З. Диагностика видов мышления у мл. школьников: Метод. рекомендации для учителей и практических психологов. М.: Изд-во МОиПК, 1995.
Лемяскина Н.А. Исследовательская деятельность в начальной школе (образовательная область «Филология») – Воронеж, 2010.