СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность по внедрению рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов на уроках и её психологические плюсы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность по внедрению рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов на уроках и её психологические плюсы.»

Оськина Надежда Николаевка,

преподаватель спецдисциплин,

вторая категория, высшее образование

Байкадамова Ризида Раисовна,

Педагог-психолог, первая категория, высшее

КГУ Карагандинский железнодорожный колледж.


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВНЕДРЕНИЮ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ И ЕЁ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛЮСЫ.


Среди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний студентов — необходимая часть учебно-воспитательного процесса; от их правильной постановки во многом зависит его успех.

Поэтому проблема оценочной деятельности преподавателя является одной из ряда чрезвычайно важных проблем в работе колледжа. От её решения во многом зависит успех обучения.

В связи с этим был проведен эксперимент по внедрению рейтинговой оценки знаний студентов на уроках спецдисциплин.

В эксперименте участвовали две группы традиционная, экспериментальная.В критерии оценивания будут включены:

Лекции. Практические занятия. Контрольные работы. Домашние работы. Посещение уроков. Опоздания на урок. Поведение на уроке. Готовность к уроку. Наличие записей в рабочей тетради. Активность студентов на уроке. Полнота ответа. Своевременная сдача работы. Отказ от ответа. Творческая работа студентов.

Ещё к дополнению была введена цветовая гама записи в рейтинге, что стимулирует студентов не опаздывать, не разговаривать, не отвлекаться: за опоздание - синий, за разговоры - красный.

Определение максимальной рейтинговой отметки производилась по формуле:

R = N* 5,

Где N-количество часов, выделяемых на изучение данного предмета.

5 - максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так, например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 180.

Перевод из балльной в оценку состоит по разделам: «5»- R mах,

«4»- от R mах/2+3 до R max/2+13

«3»- от R mах/2-3 до R max/2+2

«2» - ниже R mах/2-4

Для более точного оценивания были введены «Контрольные точки», выполняя какое-либо задание, студентов зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения(0-5). Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг студентов.

Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:

Реферат (10); составление библиографии и аннотаций (5) источников информации по теме (3); конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3); подготовка дополнительного материала по теме (5); выполнение практической работы по теме (3); решение проблемных задач по теме (5); устный ответ - монолог (0-5); контрольная работа по содержанию темы (0-25). Участие в конференции: подготовка доклада, рецензирование или отзыв творческой работы участника конференции, участие в дискуссии (10).

Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий преподавателя, оформление средств наглядности и др. (5).

Штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы - минус 20 баллов, отказ от устного ответа - 10 баллов,опоздание-2балла,разговоры-3 балла.

Также студент может отработать, пересдать задание (улучшить свой результат) в котором был получен малый балл.

В результате применения рейтинговой системы оценивания получили совокупный образовательный эффект в виде:

Повышение учебной мотивации и ответственности, вследствие чего повысилось качество обученности.

  • Рост социальной активности.

  • Ориентация на успех.

  • Более адекватная самооценка.

Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.

Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией студентов, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и студентами.

Рейтинговая система оценки знаний позволило студентам:

  • преодолеть синдром боязни отрицательных оценок;

  • четко понимать систему формирования итоговой оценки;

• своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки;

• углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение года;

• вносить в течение полугодия коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Начав работу по РСО, мы сами попыталась ответить на вопрос: «Что даёт данная система как преподавателю?» В результате проделанной работы, мы можем дать следующий ответ: бесконфликтность общения, комфортность, доброжелательная атмосфера на уроке; появление сознательности, повышение активности студентов на уроке; фиксацию каждого маленького шага в продвижении студента.

Но, в то же время, предъявляет и определенные требования к нам как преподавателям. Необходимо постараться сделать так, чтобы все без исключения студенты были задействованы в учебном процессе. А для этого нужно: поднять урок на более высокий профессиональный уровень; находить в себе внутренние ресурсы и резервы для постоянного совершенствования процесса обучения; постоянно помнить, что интерес у студентов к уроку снижает утомление, несмотря на трудность выполняемой работы; всегда помнить, что губительным для учебного процесса является однообразие, чрезмерная повторяемость.

Результаты

Показатели качества знаний студентов по спецпредмету в экспериментальной группе за два

года:Начало 2013-14 г-45% I полугодие 2013-14 г -58% II полуг. 2013-14 г -67% Начало 2014-15 г-62% I полугодие 2014-15т -67% II полут.2014-2015г -69% . Приведенные данные свидетельствуют о значительном росте показателей качества знаний студентов по предмету (на 24%) с момента начала эксперимента.

По результатам двухлетнего эксперимента по введению рейтинговой системы оценивания успеваемости студентов по спецпредмету можно сделать вывод, что данная технология эффективна, так как обеспечивает стабильный положительный результат.

Вывод: считаем, что рейтинговая система должна снять не только многие противоречия в контроле знаний студентов, но и оптимально способствовать решению проблем усиления качества знаний у студентов; показывать динамику успехов и неудач в процессе обучения; находить оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, безболезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и студентами.












































Вывод:

Рейтинговая система оценки знаний сопровождается психологической поддержкой. Студенты на уроках работают как индивидуально, так и группой. Благодаря психологическому сопровождению на уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работе и сохраняет психическое здоровье как преподавателя, так и студентов. За счет психологической поддержки наблюдается личностное развитие студентов. В начале урока преподаватель различными способами настраивает подростков на дальнейшую продуктивную работу. На уроках используют физминутку для снятие психическое напряжение у студентов путем переключения на другой вид деятельности. В конце урока проводится рефлексия. После окончания урока студенты с хорошим настроением уходят с урока. У преподавателя есть Стенд критерия оценок(баллов),где студенты могут увидеть свои баллы. Данный метод способствует повышению качества знаний, а также у студентов проявляется интерес к уроку. Студенты участвуют в оценивание своих знаний, повышается самооценка.

Сравнительный анализ за последний 2013-2016 учебный год. Рассмотрим две группы. группа ПМЭ-13 и группа ППВ-13.

Одна из групп участвовала в эксперименте.

ПМЭ-13 с первого раза -100 % сдали НОК.

ППВ-13 - 70%.

Группа ПМЭ-13 видели свои результаты на «экране успеваемости» у них можно было увидеть свой рейтинг. Они сами себя оценивали и стремились быть лучшими. У экспериментальной группе было стремление учится и получать стипендию -это их мотивировало. На уроках они активно работали не было никаких затруднений в психологическом плане ,был личностный рост. Тревожности не наблюдалось, в группе ПМЭ-13 студенты активно принимали участие во всех мероприятиях колледжа, где занимали призовые места. Участвовали в предметных олимпиадах. Всегда в этой группе чувствовался сплоченный коллектив, они сумели поддержать друг друга.

Можно сделать вывод: что данная технология эффективна, так как обеспечивает положительный результат.

Многие студенты с группы ,где проходил эксперимент поступили высшие учебные заведения.








В начале первого курса
































В конце третьего курса



































Тревожность: (студентов было 25)


2013 года (начале )

В конце третьего курса


ПМЭ-13

ППВ-13

ПМЭ_13

ППВ_13

Низкая тревожность

13 чел

12чел

15 чел

12

Умеренная тревожность

10 чел

11 чел

10 чел

13

Высокая тревожность

2 чел

2чел.

0 чел

1




Показатель самооценки:



2013 год начало

2013 конец обучения

Завышенная самооценка

10 чел

11чел.

Адекватная самооценка

13 чел

14чел

заниженная

2чел

0 чел



Самооценка на 1 Самооценка: на третьем курсе





8