СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность студентов на уроках гуманитарного цикла

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена  исследовательской деятельности студентов на уроках гуманитарного цикла, которая   занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Организация исследовательской деятельности по предметам гуманитарного цикла проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях, рассматриваемых статье.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность студентов на уроках гуманитарного цикла»

Министерство науки и образования Хабаровского края

КГБОУ СПО Хабаровский промышленно-экономический техникум

ПЦК гуманитарных дисциплин




Обобщение опыта


Исследовательская деятельность студентов на уроках гуманитарного цикла и во внеурочное время.






















2014



Аннотация


   

Данная статья посвящена исследовательской деятельности студентов на уроках гуманитарного цикла, которая занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Организация исследовательской деятельности по предметам гуманитарного цикла проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях, рассматриваемых в представленном сборнике.


Научно-исследовательская деятельность студентов - неотъемлемая часть содержания профессионального образования.

(Из опыта работы преподавателя гуманитарных дисциплин по организации научно-исследовательской студентов)


  О.С.Коротич


Где господствует дух науки,

там творится великое

малыми средствами.

(Н.И. Пирогов)

В Концепции модернизации образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Поэтому одной из целей современного образовательного процесса является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность студентов занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

·         развитие творческих способностей студентов и выработка у них исследовательских навыков;

·         формирование аналитического и критического мышления студентов в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

·         выявление одарённых студентов и обеспечение реализации их творческого потенциала;

·         воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации;

·         самоутверждение студентов благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Необходимо, чтобы научно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом, важным для него.

Организация исследовательской деятельности по предметам гуманитарного цикла проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.

Прежде всего, это учебная деятельность обучающихся. В качестве творческих домашних заданий студентам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одногруппников. Примеры аудиторной учебно-исследовательской деятельности студентов:

·         проблемные уроки (1-е курсы.);

·         учебные проекты (внутритехникумовские) (2-е курсы)

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность студентов, которая является логическим продолжением учебной деятельности:

·         реферативная работа

·         проектная работа по интересам

·         учебно-исследовательские работы

·         интеллектуальные марафоны

·         олимпиады

К учебному исследованию надо готовить заранее и преподавателей, и студентов. И самое главное - создавать условия для включения студента в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками, что эффективно реализуется при наличии творческой научно-исследовательской атмосферы в школе.

Творческая деятельность начинается с первых дней пребывания в техникуме. Обучение студентов началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности на первых курсах является то, что в ней могут принимать участие не только сильные студенты, но и отстающие. Просто уровень исследования будет иным.

Разносторонняя работа на первых курсах не может прерваться на старших курсах. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого обучающегося. В ходе каждого занятия преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность студентов. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на занятии и выход лучших работ на техникумовский уровень.

На первых курсах у обучающихся оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции.

На старших курсах основное внимание уделяется профессиональному самоопределению, глубине, широте, фундаментальности их исследований. У нас работает научное общество студентов, в которое входят представители всех курсов и всех специальностей..

Итоги этой работы подводятся на научно-практической конференции, где защищаются собственные проекты. В жюри входят п.

Виды исследовательской деятельности:

1. Метод проектов. Представители групп готовят сообщения по темам. Студенты имеют возможность воспользоваться презентациями при составлении своего небольшого высказывания.

2. Лабораторные работы. В частности на уроках русского языка можно провести ряд лабораторных работ. (н-р., − Проблема разграничения языка и речи, Соотношение системы и нормы в языке, Связь культуры речи и риторики, Речевая культура в научном общении)

3. Кейс-технологии. Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что студентам предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.

4. Метод проектов. Является основной формой научно-исследовательской деятельности студентов разных специальностей, он связывает теорию и практику, что имеет большое значение для будущих специалистов.. Метод проектов является одним из эффективных средств подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла и помимо потенциальных творческих способностей, возможностей и эрудиции, требует от обучающихся самостоятельности, умения проблемно мыслить и определенных, еще слабо сформированных исследовательских навыков. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт обучающегося, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

На протяжении многих лет мы используем эту методику на уроках русского языка, литературы, МХК и культуры речи. Выбор этого метода, во-первых, обусловлен тем, что он позволяет студентам наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Вторая причина связана с особенностями предметов гуманитарного цикла, как учебных предметов, особенно русского языка. В сравнении с другими предметами его усвоение не дает непосредственных знаний о реальной действительности. В связи с этим встает задача определения предмета учебной деятельности, удовлетворяющего познавательным потребностям студентов. Эта особенность русского языка определяет его ярко выраженный межпредметный характер. Так уже первокурсникам предлагались задания, которые предусматривали выполнение проектов. На втором курсе обучающиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой и решать конкретные проблемы, а также проводят небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются, в основном, в виде рефератов.

В своей практике мы планируем также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: мини-исследовательские проекты.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых занятий, когда по результатам его выполнения, мы оценивали усвоение студентами определенного учебного материала. При оценке готового проекта важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Сначала необходимо проверять черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта мы исправляем их карандашом или записываем их на отдельном листе бумаги, тогда обучающиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, студентам потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предметов гуманитарного цикла.

Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов учебного занятия (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, учебной литературы).

Творческие работы – свободное литературное сочинение, изложение с элементами сочинения (программы практики устной речи, учебной литературы).

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Информативно-исследовательские проекты, например, «Мой личный словарь», буклет «Говорите правильно».

Особенно хочется обратиться к основной форме исследовательской деятельности старшекурсников - проекту, рассматривая проектно-исследовательскую деятельность как учебно-трудовую по характеру, органически связывающую теорию и практику, что имеет большое значение для профессионального самоопределения студентов. В качестве наглядного примера развития навыков исследовательской деятельности может служить научные проекты «История и жизнь профессиональных терминов», «Рабочая профессия-старт к вершинам мастерства», «Русское слово в пространстве русской культуры: история и современность», в которых приняли участие студенты всех специальностей. В ходе организационных бесед были определены проблемы исследований, что помогло обучающимся сориентироваться в темах. Проблемы формулируются так, чтобы привлечь их к поиску фактов из смежных областей знаний и разных источников информации.

Предложенные темы их заинтересовали, т.к. все эти проблемы актуальны в современном мире, особенно сейчас в период возникновение глобальной культуры человечества, утраты культурных национальных традиций и исторических корней, унификации культурных норм и способов видения мира, когда наблюдается мощная тенденция к сохранению собственной идентичности, подчеркивается уникальность национальных культур.

В ходе работы при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции студенты осуществляли сбор и анализ информации, обсуждали новые идеи, решали те или иные проблемные ситуации, намечали пути их разрешения, оформляли документы и т.д. Практическая значимость настоящих исследований заключается в возможности использовать их результаты на занятиях по предмету «Русский язык и культура речи”, на заседаниях клуба любителей русской словесности «Гармония», на классных часах и на спецпредметах.

На заключительном этапе при подведении итогов важно сделать так, чтобы обучающийся смог увидеть новые проблемы, вытекающие из проведенного им микроисследования, которые могут служить темой нового поиска, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. Кто-то из ученых удачно высказался по этому поводу: "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит, исследование не доведено до конца".

Весь отработанный, оформленный материал сначала был представлен сокурсникам, затем на общетехникумовской научно-практической конференции, а также преподавателям гуманитарного цикла и спецдисциплин .. А итогом - защита данного исследования за пределами техникума, на краевых конкурсах среди студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края, где с проектом «Проблемы современной речевой культуры» 1 место занял студент гр.СГПС-11 Харитонов Олег (научный руководитель Коротич О.С., дипломантами стали студентка гр.СЗ-21 Брезгина Елена с проектом «Хозяйка леса» и студент гр.СЗ-11 Носенко Александр с проектом «Посеешь характер-пожнёшь судьбу»

Таким образом, исследовательский проект - первый научный труд будущих специалистов. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

В заключение хочется сказать, что научно-исследовательская работа в ССУЗе - это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Научно-исследовательская деятельность, став неотъемлемой частью содержания профессионального образования, является устойчивой формой образовательного процесса.


Литература

1.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

2.Сергеев И.С.Как организовать проектную деятельность студентов: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ.2006.

3. Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий Ж «Справочник заместителя директора школы» №4, 2009

4.Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и обучающегося в современной школе. — М.: Сентябрь,2008.