Отечество - 2016
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «Культурное наследие»
Тема работы «Скифы»
Подготовил:
Тарасенко Евгений Александрович
учащийся 4 класса
МБОУ Большинкая СОШ
346064, Тарасовский район,сл. Большинка, ул. Башмакова И.В., 1 а
346064, Тарасовский район,сл. Большинка, ул. Башмакова И.В., 14/2
(8-938-152-52-73)
Руководитель
Казаркина Татьяна Степановна
учитель начальных классов
МБОУ Большинская СОШ
346064, Тарасовский район,сл. Большинка, ул. Башмакова И.В., 1 а
(37-5-20)
Оглавление
Стр.
1.Введение…………………………………………………………. 2
2. Основная часть…………………………………………………. 3
3.Выводы…………………………………………………………… 7
4. Заключение………………………………………………………. 8
5. Список источников и использованной литературы……………..9
-1-
Введени е Введение
Почему мною избрана эта тема?
Однажды в одной из передач по телевидению я услышал о том, что когда-то, очень давно, на территории Ростовской области жили скифы. Да и Ростовской области тогда не существовало. И мне стало интересно – что же было тогда и кто жил на этой земле до нас. Какими были эти люди, чем они занимались и что оставили после себя, кроме легенд.
Меня увлекла эта тема, так как я с детства интересуюсь историей. Мне всегда интересно то, что было до нас. К тому же эта тема касается прошлого нашего края. Именно поэтому мною была выбрана тема «Скифы»
Какую цель преследовало исследование?
Я решил больше узнать об истории нашего края, изучить с помощью различных источников всё о скифах. Это и стало целью моего исследования.
Какие ставились задачи?
Для себя я поставил следующие задачи.
Узнать:
- кто такие скифы и где проживали ;
-как они выглядели и чем занимались;
-что оставили после себя.
Позже я планировал рассказать о своих наблюдениях и результатах одноклассникам.
-2-
Основная часть
Организация исследования. План. Гипотеза.
Для того, чтобы провести исследование на эту тему, я поставил перед собой следующие вопросы:
-Как я могу узнать что- то новое о скифах?
-Какими методами могу воспользоваться?
Таким образом, я составил следующий план работы:
Самостоятельное размышление. Выдвижение гипотезы.
2.Просмотр книг о предмете исследования.
3.Расспрос у других людей
4.Обращение к компьютеру, к глобальной сети ИНТЕРНЕТ.
5.Наблюдение, сравнение.
Самостоятельное размышление. Выдвижение гипотезы.
Я предположил, что скифы, если они проживали на территории Ростовской области, должны были оставить после себя какие-то «следы», которые давно были изучены археологами и историками, которые в свою очередь полученную информацию изложили в книгах. А также данная информация будет и в интернете.
Просмотр книг о предмете исследования.
Чтобы проверить свои предположения я обратился к таким книгам как «Скифы. Строители степных пирамид», а также
«Скифы. Исчезнувшие владыки степей» и «На просторах Дикого поля».
-3-
Из них я узнал, что территория Скифии простиралась от Дона до Дуная и от берегов Черного моря далеко на север. Степи были покрыты высокими травами. По берегам многочисленных рек высились густые леса, росли кустарники дикого терновника, калины, бузины. В непроходимых зарослях скрывались дикие козы, хищные барсы, медведи, волки. Здесь, на необозримых степных просторах, скифы пасли табуны лошадей, стада крупного и мелкого рогатого окота. Летом они кочевали по северным окраинам степи, а на зиму возвращались в поймы южных рек.

Много интересных сведений о скифах и других народах Причерноморья собрал греческий историк Геродот, живший в V веке до новой эры. Из его описаний следует, что скифские племена делились на несколько групп. Самой многочисленной из них были восточные скифы, о которых Геродот пишет следующее: «По ту сторону Герра находятся так называемые царские владения и живут там самые лучшие и многочисленные скифы, считающие прочих
-4-
скифов своими рабами. Занимаемая ими местность простирается к югу до Таврики (Горная часть Крымского полуострова), а к востоку до... Меотиды (Азовское море)... частью же их владения простираются до реки Танаиса (Дон)»

Описывая жизнь скифских племен, Геродот много внимания уделяет их обычаям. Вот что рассказывает он о широко распространенном в те далекие времена обычае заключения клятвенных договоров: «Если скифы заключают с кем-либо клятвенный договор, то поступают при этом, так: в большую» глиняную чашу наливают вино, к нему примешивают кровь, договаривающихся, причем у них делаются: небольшие надрезы ножом на теле или уколы шилом. Потом погружают меч, стрелу, секиру и метательное копье. По совершении всего этого они долго молятся, затем пьют смесь как сами договаривающиеся, так и знатнейшие из присутствующих»
-5-

Историк эпохи Октавиана Августа Помпеи Трог, писавший об их нравах, отмечал их исключительную честность «Понятие о справедливости внушено им умом собственным, а не законами. Самым тяжким преступлением у них считается воровство. К золоту и серебру они не питают страсти, подобно остальным смертным... Эта воздержанность произвела у них справедливость нравов, именно отсутствие страсти к чужому»
При жизни Геродота у скифов еще не было государства. Их общественный
-6-
строй имел форму военной демократии с наличием частной собственности и классовых противоречий. При этом сохранялись общинные отношения и
элементы родового строя. Во главе племени стоял военный вождь - царь, опиравшийся на дружину. Наряду с властью царя существовали советы старейшин и народные собрания.
Постепенно родственные скифские племена стали объединяться в союзы. Это привело к слиянию территорий и к образованию государства - огромной скифской державы во главе с царем-военачальником, власть которого передавалась по наследству.
Расспрос у других людей
Людей, с которыми можно побеседовать о предмете исследования ,можно условно разделить на две группы:
-специалисты
-неспециалисты
Сначала я обратился к неспециалисту - своему папе. Он мне рассказал, что слышал о скифах и о том, что они были кочевым племенем. Но более подробную информацию предоставить мне не мог.
Затем я обратился к специалисту Власовой Лилии Ивановне, преподавателю истории, которая рассказала мне о скифах. А также рассказала о том, что несколько лет назад в окрестностях Большинки проводились раскопки. Но что именно удалось обнаружить, к сожалению, она не знает.
Обращение к компьютеру, к глобальной сети ИНТЕРНЕТ.
Из Интернета я узнал, что сохранилось огромное количество изображений, позволяющих с уверенностью утверждать, что скифский расовый тип полностью совпадает с русским. Это говорит о том, что скифы-русы были непосредственными предками средневековых русичей, а следовательно, и
-7-
нашими предками.
Скифы были индоиранцами- это представители индо-европейской расы, т.е. выглядели они как мы с вами. Хорошее доказательство этому предположению является находка на плато Укок мумии молодой женщины, которую прозвали "алтайская принцесса" или "скифская принцесса".

Вкратце история такова:в 1993 году новосибирские археологи проводили раскопку кургана на плато Укок и обнаружили хорошо сохранившуюся мумию девушки. Колода, в которую было помещено тело похороненной, была заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а так же деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры.Она была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шуба и парик, на ее руках имелись
-8-
узорчатые татуировки. Рост девушки около 172 см. Находку перевезли в Новосибирск, хотя местные жители были категорически против-нельзя тревожить прах предков. В Новосибирске мумия стала катастрофически чернеть (т.е. пошел процесс разложения тканей), ученые испугались и обратились за помощью в Москву в НИИ, который занимался мумифицированием тела Ленина. Ученые взялись восстановить кожный покров принцессы. В процессе этой работы конечно же взяли образцы тканей на исследования ДНК и обнаружилось, что принцесса не имеет отношения к тюркским народам и принадлежит к индо-европейской расе.
Что же оставили после себя скифы?







-10-
Наблюдение, сравнение.
Проведя опрос среди взрослых по теме «Скифы», я выяснил что 5 из 7 опрошенных мною взрослых, знают кто такие скифы. Среди учащихся 1-4 классов всего лишь 5 человек из 25 слышали о них. На основании этого, можно сделать вывод, что моим сверстникам стоит рассказать о скифах.
-11-
Выводы
В результате своей работы, я увидел, что мои предположения подтвердились. Действительно, всю информацию о существовании такого народа как скифы я могу получить из литературы на эту тему и из интернет-ресурсов, которые очень подробно описывают историю скифов. И в своей работе я смог изучить лишь небольшую информацию о них, потому что для более подробного изучения потребовалось бы намного больше времени и сама моя работа была бы намного больше. И я понял какой интересный и свободолюбивый народ со своим обычаями обитал на территории Ростовской области, которую историки и археологи, говоря о том времени, называют Скифией. И что, оказывается, возможно, этот народ является предками нас.
-12-
Заключение
Что можно исследовать дальше?
Изучая данную тему, я с удивлением узнал, что не только скифы проживали на нашей территории. А также сарматы, печенеги и многие-многие другие. Поэтому ставить точку в моём исследовании истории родного края ещё рано. Впереди меня ждут новые чудесные «открытия», которые уже открыты, а мне остаётся только воспользоваться плодами учёных, археологов и историков, чтобы узнать какой богатой и замечательной историей обладает мой родной край.

-13-
Список источников и использованной литературы
1.Скифы. Строители степных пирамид Тамара Т. Райс - Центрполиграф, Внешторгпресс, 2003
2.Скифы. Исчезнувшие владыки степей С. В. Алексеев, А. А. Инков –Издательство:Вече, 2010
3.На просторах Дикого поля Скрипов А.Н. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1973
Интернет-ресурсы:
1. slavyanskaya-kultura.ru 2.zzzabawa.livejournal.com
-14-