СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работы ученицы 3 класса "Математика в жизни"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Министерство образования Республики Башкортостан

МБОУ Школа № 126 городского округа г. Уфы














РЕФЕРАТ

на тему:

«Математика в жизни человека»








Автор:

ученица 3А класса

Туфанова Александра

Руководитель:

учитель начальных классов

Хисматова Лариса Рабисовна







Уфа-2016

Оглавление


  1. Введение.

2. Основная часть:

2.1 История происхождения математики.

2.2 Математики в жизни человека.

3. Выводы и рекомендации.

4. Заключение.

5. Библиография.























1. Введение


Однажды сестра меня спросила: «А для чего нужна математика? Для чего мы учим различные уравнения и теоремы? Мы же пользуемся математикой только в магазине при покупке продуктов. Почему мы ее изучаем с детского сада?»

Я попыталась ей объяснить всю важность этого предмета.
Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Любой ребенок, который даже не изучал арифметику, сталкивался с цифрами. Вместе с мамой он узнает в поликлинике свой вес, рост, так же ему известен его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей.

С возрастом мы решаем все больше и больше задач: какое количество продуктов нужно купить, чтобы хватило на неделю? Сколько нужно зарабатывать, чтобы накопить на дачу и поездки за границу? Сколько краски нужно купить, чтобы покрасить стены в доме?

В школе мы изучаем математику с первого класса и до окончания школы, потом математике нас учат в университете. В средней школе у нас появляется алгебра и геометрия взамен арифметики. Наш кругозор расширяется и мы понимаем то, что раньше нам казалось непонятным. Математика развивает наше мышление, учит нас соображать.

Без знания математики наша современная жизнь была бы невозможна. У нас не было бы хороших домов, потому что строители должны уметь измерять, считать и строить. Наша одежда была бы некрасивой, если была бы плохо скроена, а для этого нужно все точно измерить. Не было бы ни железных дорог, ни кораблей, ни самолетов, радио, телевидения, кино, телефона и тысячи других вещей, составляющих часть нашей цивилизации. Использование математики, ответы на вопросы «сколько?», «как долго?» и другие, являются жизненно необходимыми.

Благодаря математике появились вычислительные счетные машины. Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками. Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой, могут сочинять музыку, играть в шахматы.

Мой любимый предмет — математика. Без математики не может обойтись ни одна современная наука. Конечно, в первую очередь, это точные науки, где математические формулы помогают описывать многие явления. Но, кроме того, математика нужна во многих гуманитарных науках, например, в истории, литературе. Знание математики помогает и при выполнении сложнейших расчетов, и, конечно же, в бытовой жизни.

Попробуем рассмотреть вопросы, как относились к математике в прошлые века и как относятся к ней в современном мире, изучить, где математика встречается в жизни и доказать ее необходимость, доказать, что математика была, есть и будет «царицей наук».

Также ответим на вопросы, как влияет изучение математики на интеллектуальные способности человека, на его мышление, память и другие качества личности; уточним вопрос о том, как связаны современные науки с математикой: медицина, география, химия, узнаем, где человеку не обойтись без математики и ответим на вопросы: зачем нужна математика и что может дать она каждой отдельной личности?

В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос «А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?». Так для чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объем? Для чего нужны геометрические сведения? Где каждому человеку математика необходима в повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать?


2. Основная часть

    1. История происхождения математики.


Математика возникла в Древней Греции еще в V-VI веках до нашей эры. «Математика" mathema - знание, учение, наука, размышление. Она изучает числа и величины, отношения и характеристики элементов множества, их сходства и отличия, форму и объем предметов и способ решения задач с помощью действий. Поэтому математика и объединяет в себе много различных разделов: арифметика, геометрия, алгебра, логика и другие, не менее интересные.

Самой древней математической деятельностью был счет. Люди научились считать 25 – 30 тысяч лет тому назад. Несколько десятков лет назад ученые – археологи обнаружили стойбища русских людей. В нем они нашли волчью кость, на которую древний охотник нанес 55 зарубок. Узор на кости состоял из одиннадцати групп, по пять зарубок в каждой. При этом первые пять групп, он отделил от остальных круглой чертой. Позднее в Сибири и других местах были найдены, сделанные в ту же далекую эпоху, каменные орудия и украшения, на которых, то же были черточки и точки сгруппированные по 3, по 5, или по 7. Первыми понятиями математики, с которыми они столкнулись, были «меньше», «больше» и «столько же». Если одно племя меняло пойманных им рыб на сделанные людьми другого племени каменные ножи, не нужно было считать, сколько принесли рыб и сколько ножей. Достаточно было положить рядом с каждой рыбой один нож, чтобы обмен состоялся. Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились арифметические знания. Без подсчёта дней трудно было определить, когда надо засевать поля, когда начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбаре.

И вот более 8 тысяч лет тому назад пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Но в стаде пастуха были не только овцы – он пас и коров, и коз, и ослов. Поэтому пришлось делать из глины и другие фигурки. Если овцы приносили приплод, пастух прибавлял к кружкам новые, а если часть овец шла на мясо, несколько кружков приходилось убирать. Так, ещё не умея считать, занимались древние люди арифметикой.

Перекладывать каждый раз глиняные фигурки с места на место было довольно утомительным занятием. Удобнее было сначала пересчитать товары, а уж потом приступать к обмену. Но прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать их. Для этого им пришлось придумать названия для чисел.

Ученые считают, что сначала название придумали числам 1 и 2. Когда римляне придумывали имя числу 1, они исходили из того, что солнце на небе всегда одно - «солюс». А название для числа 2 связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами и т. д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Их называли «я» и «ты». А всё, что шло после 2, называлось «много». Но потом понадобилось называть и другие числа. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для единиц и двоек. Например, на языке папуасских племён числительное «один» звучит «урапун», а числительное «два» - «окоза ». Число 3 они назвали «окоза – урапун», а число 4 – «окоза – окоза». Так они дошли до числа 6, которое получило имя «окоза – окоза – окоза ». А дальше у них шло знакомое для нас слово - «много».

Чем больше зерна собирали с полей люди, тем многочисленнее становились их стада, тем большие числа становились им нужны. Нужны были названия, позволяющие называть не единицы, а десятки и сотни. Если попробовать сказать слово «сто», пользуясь папуасскими названиями, придется пятьдесят раз повторять слово «окоза».

Поэтому был необходим совершенно новый подход и старый метод счёта вытеснил новый – счёт по пальцам. Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. С их помощью можно было считать до 5, а если взять две руки, то и до десяти. А в странах где люди ходили босиком то и до двадцати.

А научившись считать по пальцам до десяти, люди сделали следующий шаг вперёд и стали считать десятками. И если одни папуасские племена умели считать лишь до шести, то другие доходили в счёте до нескольких десятков. Только для этого приходилось приглашать сразу много счетчиков. Например, чтобы сосчитать всего – навсего до 30, пришлось бы работать трём папуасам. И сейчас есть племена, которые говорят «две руки» вместо «десять» и «руки и ноги» вместо «двадцать».

Греки и римляне производили вычисления с помощью специальной счетной доски - абака. Доска абака была разделена на полоски. Каждая полоска назначалась для откладывания тех или иных разрядов чисел: в первую полоску ставили столько камешков или бобов, сколько в числе единиц, во вторую полоску - сколько в нем десятков, в третью - сколько сотен, и так далее. Так как у римлян камешек называли калькулюс (сравните с русским словом «галька»), то счет на абаке получил название калькуляция. И сейчас подсчет расходов называют калькуляцией, а человека, выполняющего этот подсчет - калькулятором. Но после того как два десятка лет тому назад были сделаны маленькие приборы, выполняющие за считанные секунды сложные расчеты, название "калькулятор" перешло к ним. Один и тот же камешек на абаке мог означать и единицы, и десятки, и сотни, и тысячи - все дело лишь в том, на какой полоске он лежал. Чаще всего абаком пользовались для денежных расчетов. Наши счеты представляют собой также абак, в котором место полосок занимают проволоки для единиц, десятков и т. д. А у китайцев на каждой проволоке не по десять шариков, как в наших счетах, а по семь. Последние два шарика отделены от первых, и каждый из них обозначает пять. Когда при расчетах набирается пять шариков, вместо них откладывают один шарик второго отделения счетов. Такое устройство китайских счетов уменьшает необходимое число шариков. Счет на абаке сменил более древний счет на пальцах. Приверженцы старого метода стали его совершенствовать. Они научились даже умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходит число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. Потом бралось число вытянутых пальцев и умножалось на 10, далее перемножались числа, показывавшие, сколько загнуто пальцев на руках. К числу вытянутых пальцев, умноженному на 10, добавлялось полученное произведение. В дальнейшем пальцевой счет был усовершенствован, и с помощью пальцев научились показывать числа до 10 000. А китайские купцы торговались, взяв друг друга за руки и указывая цену нажатием на определенные суставы пальцев.

Возникновение чисел позволило решать сложные задачи, встречавшиеся в практической деятельности, пришлось, кроме натуральных чисел, придумать другие числа – обыкновенные, десятичные дроби, отрицательные числа, научиться использовать пропорции, а потом создать новую науку – алгебру, позволявшую решать любые задачи с помощью уравнений.

Много веков мечтали люди создать машины, которые бы сами выполняли порученные им работы – ткали и пряли, ковали и вытачивали. Чтобы создать такие автоматы, понадобились машины, умеющие выполнять арифметические операции, понимать и перерабатывать различные сведения. Сейчас машины – математики применяются во всех областях человеческой деятельности.


2.2 Математика в жизни человека.


Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход» - говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

На следующих примерах я хочу показать где встречается математика в жизни и как связана математика с современными науками, такими как медицина, география и химия.




Математика и медицина


В медицине без математики шагу не ступить. Численный учёт сопутствующих факторов, таких как: возраст, физические параметры тела, иммунитет и пр. Математика используется при определении продолжительности курса лечения, концентрации растворов лекарственных средств. В медицинской практике используются математические модели для компьютерного анализа кардиограмм и распознавания болезней сердца.

В фармацевтике особенно важна математика - ведь нужно точно рассчитать, сколько нужно ввести лекарства определенному человеку и при этом не ошибиться.


Математика и география.


Математика и география очень тесно связаны между собой; без царицы всех наук – математики – географии было бы очень трудно существовать. Математика используется в географии при: вычислении количества жителей населённых пунктов, определении масштаба, вычислении плотности населения, измерении высоты гор при использовании широты и долготы, при вычислении площади государств, городов.

Наша земля круглая, уменьшенная ее модель – это глобус. А проекция земной поверхности на плоскость представляет собой карту. На карте есть градусная сетка - это меридианы и параллели, с помощью которых можно определить положение стран, городов, островов и т.д…


Математика и химия.


Химия также широко использует в своих целях достижения математики. Трудно найти какой-либо раздел химии, который совсем не использует математику. Есть в источниках информации такое высказывание математиков о химии: «Математика для химиков – это, в первую очередь, полезный инструмент решения многих химических задач. Химики обычно определяют математику упрощенно – как науку о числах. А числами выражаются многие свойства веществ и характеристики химических реакций. Возьмите любое задание в учебнике химии – это сплошная математика!


Математика и режим дня.


Например, наш распорядок дня - режим, это не что иное, как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений.

Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах.

После школы нам нужно успеть пообедать, сходить на дополнительные занятия (например, я хожу в художественную школу), сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами, в хорошем настроении начать новый день.

И вот так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно.


Семейный бюджет.


Моя мама до сих пор ведет тетрадку, в которой планирует семейный бюджет. Она говорит, что если просто тратить деньги, то их может не хватить на какие-нибудь большие покупки или, например, на отпуск.

В этой тетрадке мама сделала таблицу. В одной графе – прибыль, т.е. сколько денег приходит в семейный бюджет. В другой графе – расходы, т.е. сколько денег можно потратить.

В начале каждого месяца, мама садится, открывает тетрадь и рассчитывает, как будут потрачены деньги. Она планирует расходы:

- оплата коммунальных платежей (за квартиру, электричество, телефон)

- на питание (мама уже знает, сколько обычно тратится)

- на семейный праздник (если в этом месяце планируется большое семейное торжество и планируется много гостей, то на это нужно отложить деньги заранее)

- на летний отдых (для отдыха нужно копить деньги несколько месяцев, т.к. он дорого стоит)

- остаток (любые покупки, которые мы заранее не планировали).


Покупка продуктов.


В магазине нам постоянно приходится производить математические расчеты. Например, нам нужно пойти в магазин и купить продукты по списку, например:

- колбаса 0,5 кг

- хлеб (белый и половинку буханки черного)

- молоко 2 литра

- кефир 1 литр

- яйца 2 десятка

- яблоки 1,5 кг и т.д.

Дома нам придется сосчитать, сколько денег нужно взять с собой, чтобы чувствовать себя спокойно.

Приобретение одежды.


Нет ничего приятнее, чем покупка красивых новых вещей! Вот приходим мы в магазин, видим красивую кофточку…

Но тут подходит продавщица и интересуется какой размер нам нужен. Чтобы ответить ей на этот вопрос мы должны знать свой рост и снять другие мерки.

Тут нам снова приходиться обратиться к математике, взять «сантиметр» и произвести обмеры.



Приготовление пищи.


Каждый день мы готовим пищу.

Мама большинство рецептов помнит наизусть и готовит, как ей кажется, «на глазок». Но когда я прошу ее меня научить, то тут к всеобщему удивлению снова начинается урок математики.

Оказывается, чтобы приготовить простые котлеты нужно взять

- 300 гр. говядины

- 200 гр. баранины

- 150 гр. лука

- 5 гр. соли

- 3 гр. перца

- 100 гр. хлеба

- 1 яйцо

- растительное масло 20 гр. для жарки.

И тогда мы получим 8 поджаристых и вкусных котлет. Но прежде чем мы сможем насладиться котлетами, нам потребуется отметить необходимое количество продуктов, а если мы ждем гостей и одной порцией котлет не обойтись, то придется все еще и умножить, например, на 2. И это только котлеты! А сколько других сложных рецептов и вкусных блюд существует на свете!


Ремонт дома.


Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов, от точности которых будет зависеть, ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату, плитки, чтобы положить ее на пол в ванной комнате.




Математика и мое увлечение.


Я занимаюсь в художественной школе. Казалось бы, эта область искусств совсем далека от математики. Однако это не так. Перед началом работы мне требуется рассчитать размер бумаги в зависимости от того, какого формата будет предполагаемая картина. Я измеряю длину и ширину планшета, прибавляю к длинам сторон по 5 см и вырезаю лист бумаги нужного формата.

Часто мне требуется проводить параллельные прямые, изучать как будут выглядеть объекты в перспективе и учиться строить фигуры так, чтобы они были объемными, а не плоскими.





















3.Выводы и рекомендации.


В результате проделанной работы мною были выполнены задачи:

Изучены виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.

Получены ответы на вопросы: Зачем нужна математика? Что может дать математика каждой отдельной личности?

Выполнив данную работу, я сделала вывод:

- трудно назвать такую отрасль человеческой деятельности, где ни приходилось бы группировать предметы в нужном порядке, пересчитывать, находить их размеры, форму, определять взаимное положение;

- строения и предметы, которые нас окружают, состоят из геометрических фигур;

- математика встречается в решении бытовых задач, задач экономики, сельского хозяйства, научных исследованиях, технических вопросах;

- кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость в достижении цели;

- математика нужна и учителю, и врачу, и артисту, и художнику, и ребенку, и домохозяйке.

Математика - это важный, интересный, увлекательный и главное необходимый во всех отраслях жизнедеятельности предмет. Вам мой совет: Учите математику на 5!










4. Заключение.

Таким образом, я могу сказать, что математика требуется нам повсюду, и нет такой области жизни, где бы мы могли без нее обойтись.

И правильно говорят, что математика –это «ЦАРИЦА» всех наук.

С помощью этой могучей и мощной красавицы можно решить любую задачу.

Математика встречается и используется в повседневной жизни, и поэтому она нужна каждому человеку. Школьники должны почувствовать важность математики и относиться к ней с большим интересом и пониманием необходимости математических знаний, как для будущей своей деятельности, так и для жизни человеческого общества в целом.

Математика - это важный, интересный, увлекательный и главное необходимый во всех отраслях жизнедеятельности предмет. Вам мой совет: Учите математику на 5!

Математика! Мир без математики был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Мудрые утверждают: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может .






Список литературы:


Аксенова. М. Д. - Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. - М. Аванта+, 1998.

Глейзер.Г.И. «История математики в школе»

Сергеев И.С. «Примени математику»

Спивак А.В. Математический праздник. 4.1 - М.: Бюро Квантум, 2000 (Приложение к журналу «Квант», №2/2000).

Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва «Слово» 1997,1999.

Материалы интернет ресурсов ( www.webmath.ru, ru.wikipedia.org )




18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!