СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Аулак ой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Аулак ой» - это молодежные посиделки без родителей. Собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. К ним приходят юноши, просят впустить в дом, а в качестве выкупа исполняют песню, танцуют, отгадывают загадки. Существовало негласное правило : ни один из юношей не должен был обмануть, обидеть девушку. Это считалось большим грехом. На посиделки каждый приносил гостинцы (кустанась).А потом началось веселье: шуточные игры, забавы, песни и пляски. Гости тоже не остались в стороне. Завершилось мероприятие дегустацией блюд национальной кухни и песнями под гармонь.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Аулак ой"»


Муниципальное образовательное казенное учреждение с. Спартак

муниципального района Ермекеевский район

Республики Башкортостан


Театрально-фольклорный конкурс «Жемчужины Башкортостана»





Исследовательская работа

Аулак ой (Посиделки)

Подготовила :

Гатиятуллина Ф.И.







2014г



Введение.

«Аулак ой» - это молодежные посиделки без родителей. Собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. К ним приходят юноши, просят впустить в дом, а в качестве выкупа исполняют песню, танцуют, отгадывают загадки. Существовало негласное правило : ни один из юношей не должен был обмануть, обидеть девушку. Это считалось большим грехом. На посиделки каждый приносил гостинцы (кустанась).А потом началось веселье: шуточные игры, забавы, песни и пляски. Гости тоже не остались в стороне. Завершилось мероприятие дегустацией блюд национальной кухни и песнями под гармонь.

В системе образования в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.

Цель: познакомить детей с музыкальным фольклором башкирского народа. Вызвать интерес к народной музыке, чувство радости; способствовать созданию хорошего настроения, эмоционально-психологического благополучия; развитию творческих способностей ,способствовать эстетическому воспитанию детей.

“Аулак өй” является фольклорным произведением. Здесь нет разделения на исполнителей и зрителей того или иного акта творчества, а все присутствующие являются его участниками и создателями. Этот процесс является весьма существенным, поскольку снимается механизм оценивания, ребенок раскрепощается, и сам процесс его участия в песне, танце, игре наделяется смыслом , богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Детям интересны танцы. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже самым маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Ценность танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку такие танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они пробуждают в ребенке положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, хороводе, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального микроклимата в детской группе.







Список участников

1.Дед - Габдрахманов Дамир

2. Эбей - Мухаметзянова Эльвира

3. Динара - дочь - Динара Залякаева

Подруги :

4.Настя - Анастасия Гулящева

5. Гульназ - Гульназ Гильмутдинова

6. Вика - Виктория Алексеева

Парни:

7. Рустам - Рустам Ахмадуллин

8. Руслан - Руслан Усманов

9.Сережа - Сергей Иванов

10. Ильдар - Ильдар Фарукшин






































Сценарий : «Аулак ой (Посиделки)».

Цель: Познакомить детей народной традицией посиделки – аулак ой.

Задачи: 1. Формировать навыки выразительного пения, умения петь башкирские песни, играть народные игры. Совершенствовать танцевальные движения: двигаться в парах , по кругу в танцах, выполнять простейшие перестроения.

2. Развивать умение инсценировать песни.

3. Воспитывать интерес и уважение к народам Башкортостана

4. Воспитать толерантность.

Действующие лица: папа(бабай), мама(эби), Динара, гости – дети(Гульназ, Настя, Виктория, Рустам, Ильдар, Руслан, Сережа) .

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: мужская и женская башкирские народные одежды, декорация башкирской избы, сундук, самовар.

Раздаточный материал: связанный платок, 2 красивых платка

Предварительная работа: заучивание песен, пословиц; ознакомление детей с башкирскими народными обычаями; разучивание танцев.

Ход праздника:

Бәйрәмзең барышы:

Сәхнәлә өй күренеше. Әбей менән бабай хөйләшеп керәләр.(Дед с бабкой заходят)

Бабай. Әй, хиңэ әйтәм эсэхе, әйдә инде тизрәк!

Әбей. Динара кызым, без күрше авылдагы агайынзарга кунакка барабыз. Берүк өйне хакла. Егеттәр, кыззар йыйыеп аулак өйләр яхап ятма!

Динара. Юк, юк тыныс кына йөреп кайтыгыз! (дед с бабой уходят)

Динара. - Ура – ура! У меня посиделки! У меня аулак ой! (Выбегает на улицу и заходит обратно)Эй, вы слышите меня, приходите подружки. Эй, Гульназ , слышите, вы тоже приходите.

Девочки приходят с гостинцами.

- Мин бавырхак бешердем

- Э мин коймак.

Эскәмияләргә ултыралар.( Садятся на скамейку и поют песню) “ Кубэлэк” (халык йыры) йырлап кул эштәрен эшлэйзәр.(сами вяжут)

Күбәләк гөлдәргә кунха

Гөлдәр тибрәлә микән?

Ул да мине хагынганда

Күбәләгем,түгәрәгем, асыл кошом, хандугасым

йырзап йебәрә микән?

                       Күбәләк гөлдәргә кунган,

                       Гөлдә булгас ояхы.

                       Минем күңелем хиңэ тарта

                       Күбәләгем,түгәрәгем, асыл кошом, хандугасым,

                       хин бит күңелем кояшы.

Динара: Девочки давайте поиграем в «12 девушек»

Настя: Давай!

(Игра 12 девушек)

Без-без, без инек.

Без унике кыз инек;

Базга төштек, бал каптык,

Келәткә кердек, май каптык;

Өйгә мендек, өйрә эстек,

Коега төштек, хыу эстек;

Бер тактага тезелдек,

Таң аткансы юк булдык,

Авызыңды яп та йом!

Кап та коп!

(Все должны молчать. Но девочки пытаются друг друга рассмешить толкаются ,смеются)

Динара - Подружки мои! Друзья мои! Посмотрите, какой платок я связала. Красиво?

Настя - Ой, какая красота! Ах, какая прелесть!

(Стук в дверь или окно)

Егеттәр тәрәз шакыйзар

Сергей. Девочки откройте дверь, пустите нас!!
Ильдар - Кыззар-йондыззар,былбыл коштар,аулак өйгә кертегез әле. 
Кыззар: Юк-юк ,кертмейбез. (Нет не пустим)
Егеттәр хәйләгә керешә.Бер егетте кыз итеп киендерәләр зә кыззарга дәшәләр ( Парни хитрят. Одного переодевают девочкой и говорят что гостья пришла).
Руслан : Кыззар,монда кунак кызы басып тора.Нишләп аны кертмейхез? Күрше авылдың бик оста бейюсе кызы диләр аны.  Гульназ: Кунак кызы керхен,бейеп күрхәтхен.(“кунак кыз”зы кертәләр
Динара:Кайзан килдең? (Откуда приехала)
Ильдар:(нескә тавыш белән) Пионерскидан. 
Динара Алай оста бейеюсе булгас биеп тә күрхәт инде.Әйдә без такмак әйтеп торабыз.(кыззар такмак әйтә,егет бейей башлай). (Девочки поют а парень танцует)

Бас,бас эзенә 
Күз тимәхен үзенә. 
Яшел сирәм үсеп тора, 
Аяк баскан эзенә. 
Бас,бас катырак бас, 
Хындыр идән тактахын. 
Хындырхаң идән тактахын, 
Кияү түләр аксахын. 
(Кыззар кулга кул тотынышып басалар һәм түнәрәк яхап әйләнеп биейзәр). 
Бас,бас,бас әле, 
Без зә басарбыз әле. 
Өстәлдәргә кызыл йәеп, 
Туйзар яхарбыз әле. 
Кыз булып киенгән егет,кыззар биегәндә тиз генә барып ишекте аса.Берәм-берәм егеттәр керәләр. 

Рустам : Асалам – малейкум! Кыззар!

Настя: Кто вас пустил?

Сергей: А мы не с пустыми руками у нас самый вкусный гостинец есть - мед!

Динара: ОО, тогда проходите!

РУСТАМ: В этом доме нас угостят чаем?

Динара : Да! У нас всё есть , И чак-чак и бялеш! Но сначала поиграем!.

Сергей: Разрешите поплясать, разрешите топнуть!

Неужели в этом доме половицы лопнут?

Динара : В круг вставайте поскорей, да пляшите веселей!

(Танец «Шаль вязала») танцуют все - парни против девушек.

Динара : Как хорошо, мои друзья! Мы так весело проводим время

Я хочу проверить, кто из нас умеет отгадывать загадки.

- Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

- Летит птица по синему небу. Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

- Не крапива, а жжется, не солнце, а печет. (Печка)

- Меня не едят, и без меня мало едят. (Соль)

- Не человек, а рассказывает. Не рубаха, а сшита. (Книга)

- Живут два братца через дорожку, а друг друга не видят. (Глаза)

Рустам:

- Девчонки и мальчишки , давайте устроим соревнование «Кто больше знает пословиц и поговорок».

1.Кем эшләмэй - шул ашамай.

2.Алма агасыннан ерак төшмэй.

3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей..

4.Йете кат үлсә, бер кат кис.

5.Уңган кеше - алтын кеше.

6.Хезмәт ияхе – хөрмәт ияхе

7.Хүзең белән мактанма, эшең мелән мактан.

8.Йылы хөяк хындырмай, хыуык йэнде тындырмай.

9.Әткәй шэкәр - әсэй бал.

10. Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Виктория:

- Ребята, мы же забыли игру «Юрта».


Башкирская народная игра «Юрта».

В игре участвуют две подгруппы детей, каждая из которых образует круг . В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут двумя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Слышится топот лошадей.

Гульназ - Ой, Динара! Кажется, твои родители возвращаются! Эсэйзэрен кайтты!

Әбей менән бабай кайтып керәләр.

Әбей. И, карале, карт боларзы! Аулак өй яхап яталар! Динара кызым, без бит хине өй хакларга калдырдык, ә хин уйнап, йырлап-биеп ятахың!

Бабай. Асыуланмахана, эсэхы, әллә үзебеззең яшь сактарзы оныттыңмыни?

Әбей. И-и, онытыламы хуң ул яшь сактар?!

Динара. Ягез инде,эсэйем! яшьлегегеззе искә төшергәс, бер бейеп тә алыгыз инде.

Әбей менән бабай бейейзәр.

Әбей. И, онытып та торам бит. Кунактан күп итеп күстәнәстәр алып кайткан инем. Әйдәгез, ак өйгә сыгып, күстәнәчтәр менән сәй эсеп алайык.

(Әбей менән бабай алдан сыга, яшьтәр алар артыннан “Кубэлэк ” йырын йырлай-йырлай сыгалар)



















Использованная литература:

1.Башкирские народные детские игры. И.Г. Галяутдинов, Уфа, 2002.

2.Беззең байрамдар, йолалар. Р. Аюпова, Уфа, 1985.

3..Информационно-развлекательное мероприятие «Аулак» Фотогалерея

Автор Таранова  Эльвира Хамитовна, Республика Башкортостан, г. Салават

4.Методическая разработка (3 класс) по теме: Аулак ой - Аглиуллина Алина Закиевна

5.Старинная традиция башкирского народа «Аулак ой» («Деревенские посиделки»)    Социальный педагог Бакаевского КОЦ  Хасанова Р.Х

6.Родной Башкортостан. Ф.Г. Хисаметдинова, З.Я. Шарипова, Л.Г. Нагаева, Уфа, 1983.

7.Учитель Башкортостана, № 2-2003.

8.Учитель Башкортостана, № 7-2004.

9.Хасанова Р.Х.Социальный педагог Бакаевского КОЦ Интернет программа "Общенародные идеи