МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 ИМ.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МИЛЬДЗИХОВА Х.З
«Эволюция взаимодействия природы и человека в произведениях русской литературы»
Выполнила:
Ученица 11 «А» класса
Карпцова М.О
Руководитель:
Бестаева Н.Я
Почетный работник
Общего образования
Владикавказ,2016г.
Эволюция взаимодействия природы и человека в произведениях русской литературы
1. Введение…………………………………………2
2. Образ природы в литературе……………………2
2.1. Слово о полку Игореве………………………..2
2.2. Война и мир……………………………………4
2.3. Записки охотника……………………………...6
2.4. Отцы и дети……………………………………7
2.5. Прощание с Матёрой..…………………….......8
2.6. Плаха…………………………………………....9
3. Заключение………………………………………11
4. Использованная литература………………….....12
Введение
Образ природы является традиционным в русской литературе. Многие авторы связывали с природой свои представления о гармонии, о правильном устройстве жизни. Эта тема звучит в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова и других поэтов и писателей.
Природа в творчестве русских поэтов и писателей разных времён предстает необычайно многообразной и разносторонней, однако все авторы сходятся в одном: природа оказывает огромное влияние на человека и его жизнь.
Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения (будь то отдельные возгласы или целые монологи). И описания животных, растений, их, так сказать, портреты. И, наконец, собственно пейзажи - описания широких пространств.
Сегодня образ природы тесно связывают с решением экологических проблем. Мне стало интересно, когда же в литературе природа из эстетически прекрасного понятия стала превращаться в орудие наказания человека за неумение ею пользоваться. В связи с этим я изучила многие произведения русской литературы разных времен и пронаблюдала за эволюцией взаимоотношений природы и человека.
Итак, цель моей работы – проследить, как менялся образ природы в русской литературе на протяжении веков, какую эволюцию прошли взаимоотношения человека и природы.
В ходе работы мы подробно ознакомимся с образами природы в произведениях русской литературы, проследим, как изображали великие писатели её красоту и разнообразие, какое отражение нашли в творчестве русских писателей экологические проблемы.
Слово о полку Игореве
Обратимся к древнерусской литературе, повести "Слово о полку Игореве". Оно было открыто в начале 90-х годов XVIII в. в одной древней рукописи знатоком старинной книги, историком и археологом, графом А. И. Мусиным-Пушкиным.
В этом произведении изображаются не только события неудачного похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря в 1185 году, как об этом повествуется в летописях (в двух редакциях — южной и северной, по Ипатьевской летописи и по Лаврентьевской), но и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен до современного автору времени. Перед нами как бы народная история, народная эпопея в книжном изложении писателя конца XII в.
Природа занимает важное место в сюжете этого произведения. Она предостерегает князя Игоря о возможном поражении (изображение солнечного затмения перед началом похода), помогает русским войнам в их военных делах.
Наблюдательность автора особенно ярко проявляется в описании бегства Игоря из плена. Игорь хвалит Донец за то, что тот сторожил его. Действительно, Игорю приходилось бежать главным образом ночью, а днем скрываться в густых прибрежных зарослях степных рек. О погоне предупреждали чуткие к приближению человека гоголи, чайки. По их поведению Игорь мог судить о том, все ли кругом спокойно.
Знание степной природы сказывается и там, где автор "Слова" говорит, что дятлы своим стуком указывали Игорю путь к реке. Степную реку, запрятавшуюся в глубокой долине, издали не видно, не видно и деревьев, растущих в степи только по берегам рек, но на присутствие деревьев, а следовательно, и реки, Игорю указывал далеко слышный в степи стук дятлов.Природа сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна. Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк; ночь, "стонущая грозою", стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава никнет, деревья от горя клонятся до земли или роняют листву.
В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря к победе, то сочувствующие и помогающие ему.
Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм.
Вывод:ясчитаю, что природа в произведении обладает невероятной добротой.Она любит человека, помогает русскому войску и постоянно предупреждает русских воинов об опасности…
Война и мир
Следующие произведение, на котором я хотела бы остановиться, это«Война́ и мир» — роман-эпопея Льва Николаевича Толстого, описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805—1812 годах.
Основой сюжета произведения являются войны с Наполеоном - 1805 и 1812 годов. Именно вокруг этих событий выстраиваются все эпизоды, герои, проблемы. Трактовка войны выводится Толстым из его понимания исторического процесса, из его философии истории, которая раскрывается в авторских комментариях и отступлениях. Именно в них Толстой размышляет о том, что такое история, какие силы оказывают решающее влияние на исторический процесс, каковы причины исторических событий. Писатель утверждает, что жизнь человечества не зависит от воли и намерений отдельных людей. Эта жизнь, в его понимании, - стихийная, «роевая». Она складывается из взаимодействия частных и общих интересов, желаний и намерений миллионов людей. Исторический процесс - это их всеобщая стихийная деятельность: историю делают не исторические личности, а массы, руководимые общими, часто неосознанными, интересами.
Большое внимание в романе уделяется образу природы. С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.
Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», - и в голове героя проносятся печальные мысли: он намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем её разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки... и полетела»). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».
Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, пи старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья...», и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не кончена в тридцать один год».
Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли... Земля... сливалась с тусклым и влажным покровом тумана». Николай Ростов наслаждается красотой природы.
Незабываемо описывается автором Бородинское поле перед грандиозным сражением. Красота его показана глазами другого героя эпопеи, графа Безухова. Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте...» В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и поля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», были пропитаны кровью и смертью.
Вывод:человек в произведении Л.Н Толстого «Война и мир» восхищается природой, потому что природа постоянно меняет свой облик….
Она передает чувства человека, связанные с его судьбой, и помогает решать жизненно важные вопросы.
Записки охотника
«Запи́скиохо́тника» — сборник рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847—1851 годах в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.
В произведении «Бежин луг» автор ведет речь от первого лица. Он активно использует художественные зарисовки, подчеркивающие состояние, характер героев, их внутреннее напряжение, переживания, чувства. Природа и человек как бы находятся в гармонии, и эта гармония присутствует на протяжении всего рассказа.
Вначале автором описывается чудесный жаркий июльский день, когда герой пошел на охоту за тетеревами. Все прекрасно: и погода, и день чудный, и охота удалась на славу. Начало смеркаться, герой решил отправиться домой, однако понял, что заблудился. И природа будто начала вести себя по- другому: стал чувствоваться запах сырости, появилась роса, повсюду разлилась темнота, ночь приближалась, словно грозовая туча, по лесу летали летучие мыши. Природа словно понимает человека, его переживания, быть может, сочувствует, но ничем не может помочь. После долгих блужданий охотник выходит на широкую равнину – Бежин луг, где в тишине у костра сидели деревенские ребята и пасли табун лошадей. Они рассказывали друг другу страшные истории. Охотник присоединился к ребятам. Под видом спящего он, не стесняя детей своим присутствием, слушает их страшные истории.
Рассказ о русалке сопровождается «протяжным, звенящим, почти стенящим звуком», это был непонятный ночной звук, возникающий в глубокой тишине, поднимающийся и стоящий в воздухе и медленно разносящийся и замирающий постепенно. Рассказ про утопленника прервали собаки, сорвавшиеся с места, с лаем бросившиеся от огня и исчезнувшие во мраке. Историю о родительской субботе дополнил неожиданно прилетевший белый голубок, покружившийся на одном месте и также неожиданно исчезнувший в ночной мгле. Этот голубь был принят мальчиками за «праведную душу», летевшую на небо. Ребята фантазируют, нагоняют страха, а природа им в этом содействует, дополняя и без того ужасные картины.
Постепенно на героев напало сладкое забытье, перешедшее в дремоту, дремали даже собаки, и лошади лежали, «понурив головы». Прекрасно сочетается с этим моментом описание ночи: узкий и малый месяц, великолепная безлунная ночь; звезды, склонившиеся к темному краю, все совершенно затихло кругом; «все спало крепким, неподвижным, предрассветным сном».
Вывод:я считаю, что в этом произведении природа старается защитить человека, она чувствует его душу, страхи.Человек и природа показаны в гармонии.
Отцы и дети
Но вот роман «Отцы́ и де́ти», который написал Иван Сергеевич Тургенев, в 60-е годы XIX века.
В этом произведении изображен конфликт главного героя - Базарова с обществом, в котором он оказался. Базаров представлен в романе как один из тех молодых деятелей, которые «драться хотят». Все другие - люди старшего поколения: это и «старички» братья Кирсановы, и все, кто не разделяет революционно-демократических убеждений Базарова.
Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.
Базаров со свойственной ему категоричностью отвергает эстетическое любование природой, как и все то, что он называет “романтизмом”. Для него природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник. Для Базарова характерно не эстетическое, а утилитарное восприятие природы. В этом, по мнению Тургенева, сказывается ущербность нигилизма вообще и характера Базарова в частности.
Заметим, что природа у Тургенева часто лечит душевные раны героев, помогает им справляться с трудностями, тяжелым душевным состоянием. Базарову же такого утешения и примирения через природу с жизнью не дано — природа как бы мстит ему за равнодушие. (Когда ему было плохо, “он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя...”.) Но Тургенев показывает, что Базаров еще не совсем “пропащий” человек, в его душе еще есть место прекрасному. Так, в разговоре с Аркадием на сеновале он вспоминает осину из своего детства, в разговоре с отцом он говорит: “Я, как подъезжал сюда, порадовался на твою березовую рощицу, славно вытянулась”. Уже то, что он заговаривает об этом, позволяет считать, что его душа не так черства, как он старается показать.
Вывод:я считаю, что писатель сумел показать в своём произведении человека, который нисколько не дорожит родными красотами. От неё надо только брать.Отношение Базарова к природе однозначно – для него она мастерская.
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник» - в этой фразе воплощается вся суть отношения главного героя к миру.
Перейду к анализу произведений, созданных в XX веке.
Прощание с Матерой
Повесть Валентина Распутина «Прощание сМатёрой» была написанна в 1976 году.
Человек уже думает, что победил природу, стал хозяином жизни. Но он уже давно не ее хозяин. Жизнь взяла верх, именно жизнь «погоняет человеком».
В этом произведении природа страдает от рук человека, и в итоге горе людям, которые гибнут вместе с природой.
…Могучая вековечная лиственница, как дерево жизни, охраняет маленький мир деревни Матёра. Часто Дарья, одна из героинь произведения, сравнивает жизнь человека с жизнью природы: «нет ничего на свете, когда что-то, будь то дерево или человек, доживает до бесполезности». Только Дарья видит Хранителя острова, «маленького, чуть больше кошки зверька». Во многом этот образ создан с помощью фольклорных мотивов.
Природа при этом показана как главенствующее начало, целостная стихия. Природа чувствует приближающееся несчастье. Хозяин острова видит суматоху, гибель бабы Катерины, но он понимает закономерности развития человека.
В повести В. Распутина “Прощание с Матерой” говорится о последних месяцах небольшой сибирской деревни. Старуха Дарья тяжелее всех воспринимает новость о том, что деревня, где прошла вся ее жизнь, должна быть затоплена. Дарья пытается сопротивляться, но плотина уже построена, и она не может ничего изменить.
Павел, сын Дарьи, задумывается о целесообразности решения, принятого “на верху”. Вспоминая, что затоплена будет “самая лучшая, веками ухоженная и удобренная” земля, Павел думает: “А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы!”
Образ Дарьи напоминает об ином, более бережном отношении к жизни, природе, человеку, основанном на таких понятиях, как долг, помять, совесть. Ей понятно то, к чему многие остаются глухи. Она чувствует себя ответственной за все, что происходит вокруг, за Матеру, за землю, которая “всем принадлежит — кто до нас был и кто после нас придет”. Но главное беспокойство Дарьи — об утрате того, что человека делает человеком.
Вывод:человек в XXвеке убивает природу. Люди не понимают, что они делают, уничтожая всё живое. Ведь жизнь без природы-не жизнь.
В произведении показано,как мало таких людей, которые переживают за свою деревню, за свою природу, потому что природа для них не только мир, но и храм!
Плаха
И в заключении хочу обратиться к роману Чингиза Айтматова «Плаха», изданного впервые в 1986 году в журнале «Новый мир». Это произведение рассказывает о судьбах двух людей – Авдия Каллистратова и Бостона Уркунчиева, судьбы которых связаны с образом волчицы Акбары.
Философское осмысление проблемы взаимоотношений человека и природы — в центре романа Ч. Айтматова “Плаха”. В нём олицетворением природы выступает семья волков во главе с синеглазой волчицей Акбарой. Именно они, хищники, избраны писателем для роли обреченных на смерть существ. Гармония жизни в Моюнкумской саванне была взорвана “хунтой”. На стада сайгаков была устроена облава. “Изначальное равновесие” было нарушено: волки и сайгаки мчались рядом, объединенные общим стремлением уйти от врага — человека. В этой ситуации человек и зверь поменялись местами. Акбара увидела лицо человека, которое “явилось так близко и так страшно, что она ужаснулась”. Волчица увидела в человеке страшного зверя с бессмысленной жаждой убивать. Бессмысленное массовое уничтожение животных — это угроза земному процветанию, предвестие гибели живого мира. Автор доказывает мысль, что уничтожение природы сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.
Природа мстит человеку, но ее месть не целенаправленна. Из-за жестокости одних страдают невиновные люди. Трагична судьба Бостона, человека честного, надежного, высокодуховного. Бостон знает и понимает природу. Он понимает “изнемогающее от горя сердце Акбары”, которая три раза потеряла потомство по вине человека. Бостон пытается вернуть волчат, унесенных из логова пьяницейБазарбаем, но это ему не удается. Когда волчица уносит сына Бостона, трагедия Моюнкумской саванны завершается. Бостон, стреляя в волчицу, нечаянно убивает своего сына. Убив сына, Бостон убивает свое будущее. Волчица и ребенок умирают вместе, чем доказывается единство всего живого.
Ч. Айтматов считает человека частью природы. Человек должен жить в гармонии с природой, не нарушая ее извечного круговорота. Всякое насильственное вторжение в природу ведет к самоуничтожению человека, к катастрофе. Природа мстит человеку, не разбирая, кто прав, кто виноват. Так произошло с сыном Бостона. Базарбай разорил волчье логово, унес маленького детеныша. Но не его настигает кара, а доброго и умного Бостона, который, стреляя в волчицу Акбару, убивает собственного сына — свое будущее.
Вывод:природа мстит человеку, потому что человек безразлично относится к природе, он стал её врагом.
Заключение
Образ природы в произведениях русской литературыXII - XIX веков связан с представлениями о гармонии, о правильном устройстве жизни, авторы одушевляли её, считали другом человека. Читая такие произведения, мы наслаждаемся её красотой, восхищаемся описанными красотами.
ПисателиXX века показали, что произошли большие изменения в жизни человека. Творения рук человеческих вышли у него из-под контроля. Цивилизация стала развиваться такими сумасшедшими темпами, что человек не на шутку испугался. Теперь ему грозит гибель от всего, что окружает его. Природа стала показывать, кто в «доме» хозяин. Участились всевозможные природные катаклизмы и бедствия. На грубое и бездумное вмешательство человека в жизнь природы последовали акты отмщения. Да и порой сам человек приносит своими задумками и планами одни разрушения.
Природа чувствует, как относится к ней человек. А человек безразлично относится к природе. Но если мы будем защищать нашу природу, то жизнь нам будет казаться красивее и ярче.
Уничтожая природу, мы уничтожаем наше будущее и будущее наших детей. Экологическая ситуация постоянно ухудшается из-за человеческой глупости, жадности, недальновидности. Поэтому тема защиты природы волнует многих писателей, которые в своём творчестве призывают нас добиваться гармонии как в природном, так и человеческом мире.
Использованная литература
Долинина Н.Г «По страницам «Войны и мира», 1973.
www.eco.nw.ru Человек и природа в произведениях писателей XIX-XX веков. Егорова Г. П., Попикова В. В.
Зинин С. А. Литература. 11 класс. М.: «Русское слово», 2015.
Журавлёва В. П. Литература. 11 класс. М.: «Просвещение», 2013.
Коровин В. И. Литература. 10 класс. М.: «Просвещение», 2012.
Коровина В. Я. Литература. 9 класс. М.: «Просвещение», 2013.