13
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«МЫСЛЬ. СЛОВО. ОБРАЗ.»
Истоки нравственности и пороков
в баснях Ивана Андреевича Крылова
Автор: Поликарпова Валерия Николаевна,
обучающаяся 5 класса
МОУ «Эдучанская СОШ»
Руководитель: Иванова Анастасия Михайловна,, учитель русского языка и литературы
МОУ «Эдучанская СОШ»
Усть-Илимский район
2015 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Из биографии Крылова…………………………………………………………………………..4
2. В мире басен………………………………………………………………………………………5
3. Интересные факты из жизни Крылова………………………………………………………….5
4 Басня «Осел и соловей»…………………………………………………………………………..6
5. Басня «Свинья под дубом»………………………………………………………………………7
6. Какими качествами животных можно охарактеризовать мои поступки…………………...8
Заключение…………………………………………………………………………………………..9
Литература…………………………………………………………………………………………10
Приложение………………………………………………………………………………………...11
Введение
В баснях Крылова воплощаются не только душа и мудрость, но и эстетические возможности народа. Еще при жизни писателя русская прогрессивная критика признавала его первым баснописцем в Европе. Мастер «истинной живописи» (Жуковский), «истинно народный поэт» (Пушкин), «поэт и мудрец», слившиеся воедино (Гоголь), — так отзывались о Крылове современные ему классики русской литературы.[1]
Актуальность: У Ивана Андреевича Крылова много басен. Каждая из них несет в себе нравоучение, высмеивает те или иные пороки людей. Читая басню, невольно задумываешься над ее происхождением, над мотивами, которые подтолкнули писателя к созданию басни. Тема «Истоки нравственности и пороков в баснях Ивана Андреевича Крылова» является актуальной и сегодня, так как пороки живут в людях всегда, и не каждый может их увидеть, а тем более их исправить. Встретившись с героями басен дедушки Крылова, люди узнают в них своих знакомых или самого себя.
Цель исследования: узнать истоки темы нравственности и пороков в баснях Крылова «Осел и соловей», «Свинья под дубом».
Объект исследования: басни Ивана Андреевича Крылова
Предмет исследования: истоки нравственности и пороков
Методы исследования: изучение литературы о Крылове, анализ басен «Осел и соловей», «Свинья под дубом», выступление на уроке литературы с интересными фактами создания этих басен.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу, связанную с описанием жизни и творчества И.А. Крылова.
2. Проанализировать басни « Осел и соловей», «Свинья под дубом».
3. Обнаружить связи между сюжетом басни и эпизодами из жизни И.А. Крылова.
4. Подтвердить связь наличием реальных фактов.
Гипотеза исследования: Если при изучении басен И.А. Крылова использовать дополнительный материал, связанный с реальными событиями, которые легли в основу произведения, то это позволит глубоко понять идею произведения, мораль.
Практическая значимость: Материалы данного исследования можно использовать на уроках литературы при изучении творчества великого писателя. Это позволит более глубоко понять мораль басен, увидеть писателя с незнакомой стороны.
1. Из биографии Крылова
Родился 2 февраля в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.[3]
После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.
В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.
В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.[3]
После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" — остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.
В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.[3]
В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.[3]
2. В мире басен
Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, («Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок»), затем постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни «Квартет», «Лебедь», «Щука и Рак», «Волк на псарне». Более отвлеченные сюжеты легли в основу «Любопытного», «Пустынника и медведя» и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.[4]
Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. [4]
Сам Крылов чем дальше, тем больше воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Писатель подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (одна из характерных черт популярности Крылова - многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии). Уже в 1820-е годы он стал персонажем многочисленных анекдотов, впрочем, всегда благожелательных. До самой старости, однако, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий язык, брал уроки английского. Его ценили и принимали в самых далеких по своим взглядам литературных кружках.[4]
3. Интересные факты из жизни Крылова
Каждый помнит из школьной программы замечательные басни Ивана Андреевича Крылова, да и в повседневной жизни строчки его произведений часто цитируются нами совершенно неосознанно, в чём же секрет самобытного таланта и богатого языка русского баснописца? Возможно, дело в самом авторе, его биографии и воспитании, и ниже вы узнаете несколько интересных фактов о Крылове.[5]
Родился и рос будущей русский баснописец в очень бедной семье, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемодан книг.
Крылов был страстным путешественником, почти десять лет своей жизни он отдал изучению быта и культуры Родины, побывав в разных её частях. Это давало ему и творческое вдохновение, хотя множество его произведений жестко критиковали и запрещали печатать, он ни на минуту не оставлял процесса написания произведений.[5]
У Крылова было весьма странное пристрастие, его внимание притягивал огонь, пожары, поэтому если где-то в Петербурге того времени случался пожар, Крылов ехал на место, чтобы наблюдать развитие событий воочию.
Иван Крылов стал прототипом главного героя романа Гончарова «Обломов», поскольку любимым местом в доме баснописца был его диван. Над диваном висела большая тяжёлая картина, и посещавшие его зал гости настоятельно советовали ему получше её закрепить, чтобы та не упала на голову посреди ночи, на что писатель только смеялся. В результате Крылов оказался прав, картина продолжала висеть и после его смерти под тем же углом.[5]
4. Басня «Осел и соловей»
Басня «Осел и соловей» (см. прил. 1) написана не позднее февраля 1811 г. Впервые опубликована в Чтении в Беседе любителей русского слова 1811 г. По преданию, один иностранный вельможа, зазвавший Крылова в гости попросил почитать ему «две-три басенки», а затем сказал: «Это хорошо; но почему вы не переводите как, как Иван Иванович Дмитриев»? – «Не умею», – ответил Крылов и, воротясь домой, написал эту басню.[1]
В басне Крылова «Осел и Соловей» каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься.
Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека - мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые, кажется, не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов – не просто баснописец, он – великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.
Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.
Вывод: Из данной басни видно, что Крылов высмеивает невежество и чрезмерное самомнение. Под Ослом подразумеваются люди, те из нас, которые делают заключения и дают советы другим, а сами не компетентны в данном вопросе.
5. Басня «Свинья под дубом»
Рассуждая о морали басни «Свинья под дубом» (см. прил. 2), следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть истории.
Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову.
Свинья в басне выступает ленивым и невежественным персонажем.
Это подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.
Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ человека услаждающего только свое я.
Автор сталкивает истинное просветление и невежество. Невеждой выступает Свинья, не желающая понимать, что является источником ее еды.
В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни "Свинья под дубом", призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.
Вывод: Из басни видно, что Крылов хотел нам еще раз показать, какими невежами бывают люди, когда не придают большого значения образованию. Сам же Крылов был очень образованным человеком и высмеивал невежество и необразованность других людей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что многие темы и образы Иван Андреевич Крылов брал из своей собственной жизни и, конечно, из истории. На уроках литературы ребятам очень интересно узнавать о происхождении этих басен. Дополнительные сведения помогают ребятам лучше понимать, что хотел сказать нам дедушка Крылов, усвоить мораль и не вести себя как герои этих басен.
6. Какими качествами животных можно
охарактеризовать мои поступки.
Проанализировав басни Крылова, мне стало интересно: а качествами каких животных можно охарактеризовать мои поступки?
Я записала пять хороших поступков и пять – плохих. И начала сравнивать. Начну с плохих.
Первый плохой поступок – я облила из лужи девочку. Думаю, что поступила, я как свинья. Ведь свиньи любят лужи и грязь.
Второй плохой поступок – украла попрыгунчик (но я его потом вернула). Конечно, здесь меня можно сравнить с крысой. Они очень любят воровать чужие вещи.
Третий – подралась с сестрой. Здесь я была задирой, а это качества петухов.
Теперь о хороших. Я на свои деньги купила мороженное и отдала его своей подруге. Отнесу себя к голубям. Они частично делятся пищей.
Второй – заступилась в школе за девочку-первоклассницу. Наверное, можно сравнить себя с львицей. Ведь они смелые и отважные.
И третий – помогала отстающим по предметам ребятам. Сравню себя с дельфинами. Как известно, они живут стаями и заботятся друг о друге.
Вывод: каждого человека по его поступкам можно сравнить с каким-то животным. Думаю, что Крылову и в наше время бы хватило случаев и поступков, которые можно высмеять или восхвалить.
Заключение
В баснях Крылова нашел свое ярчайшее воплощение русский характер. Многовековая народная мудрость, ставшая основой его басен, их идейно-нравственная актуальность поучительны для всех наций и народов. И вот почему эти басни завоевывают миллионы все новых и новых почитателей в бесконечной смене чередующихся поколений всего земного шара. Слава Крылова бессмертна.
Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии. Но Крылов поэт не для одних детей: с книгою его басен невольно забудется и взрослый и снова перечтет уж читанное им тысячу раз.
Литература
1. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. М., 2010. Серия литературных мемуаров.
2. И.А. Крылов. Басни. М, «Просвещение», 2008
Интернет-ресурсы:
3. http://otvet.mail.ru/question/64625455
4. http://deti-online.com/basni/basni-krylova/osyol-i-solovei/
5. http://www.stihi-rus.ru/1/krylov/
Приложение 1
Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей
Приложение 2.
Свинья под дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Мораль басни Свинья под дубом
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.