СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «История поколения советских людей через судьбу Зинаиды Григорьевны Розенгард»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа. «История поколения советских людей через судьбу Зинаиды Григорьевны Розенгард».

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «История поколения советских людей через судьбу Зинаиды Григорьевны Розенгард»»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 города Смоленска



Реферат по истории Смоленщины на тему:

«История поколения

советских людей через судьбу

Зинаиды Григорьевны Розенгард»







Работу выполнил ученик

10-а класса МОУ СОШ №22

Молович Денис Вячеславович
г.Смоленск,ул.Фрунзе,д.20А,кв.43-1
214012
Тел.:89529928621

[email protected]

Руководитель: учитель истории

Лескова Алла Владимировна
Тел.:89529987750
alla.leskova66@mail.ru
г.Смоленск,ул.Толмачева,д.5,кв.71

214012









2014

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………..…………3

Глава 1.Средняя школа №22 г.Смоленска. Начало пути................................................................................................4

Глава 2.Горящий Смоленск……………………………...........................................6

Глава 3.Зинаида Григорьевна Розенгард –выпускница 22-ой средней школы 1941 года……………………………..………..9

Глава 4.История города - это судьбы смолян……….……….18

Заключение…………………………………………….………20

Литература и источники……………………………….……...21


























ВВЕДЕНИЕ


В музее 22- ой средней школы г. Смоленска нельзя не задержаться у стенда с потускневшими фотографиями. На них лица выпускников 41- го года. Непредсказуемы были их судьбы, короткой была безмятежная пора юности, прерванная трагическим сообщением Совинформбюро: «Вероломно…враг…напал…». Выпуск этого года – особый. Первым его институтом стала война, и труднейший экзамен на мужество все сдали на «отлично». В их числе и ветеран войны и труда – Зинаида Григорьевна Розенгард.

Я выбрал тему реферата «История поколения советских людей через судьбу З.Г.Розенгард», потому что считаю, что каждый человек оставляет в истории свой след. И от того, каким он будет, судят о человеке. Жизнь человека – это своеобразная летопись не только его судьбы, но и времени, в котором он жил. Здесь на высоких смоленских холмах испокон веков люди отличаются своей способностью жить, трудиться и воевать в самых сложных условиях.

Цель моего реферата: основываясь на воспоминаниях выпускницы сорок первого года 22-ой средней школы З.Г.Розенгард, рассказать о нелёгкой судьбе этой замечательной женщины, прошедшей дорогами войны.

Для достижения данной цели я решал следующие задачи: 1.Встретиться и записать воспоминания З.Г.Розенгард о её военной юности, последующих годах жизни и деятельности.

2. Посетить музей школы № 22 и музей Великой Отечественной войны, где находятся личные вещи и документы З.Г.Розенгард. 3.Познакомиться с документальной литературой, рассказывающей о начале войны в г. Смоленске.

4. Составить план изложения собранной информации.

5.Включить иллюстративный и фактический материал, скомпоновать текст и оформить работу.



ГЛАВА 1. СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22 СМОЛЕНСКА.

НАЧАЛО ПУТИ.


Как это было! Как совпало-

Война, беда, мечта и юность!

И это всё во мне запало

И лишь потом во мне очнулось!

Давид Самойлов.


Великий поэт А.С.Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я…». История школы, как и история города, страны материализуется в судьбах людей. В 1935 году, когда наша страна была на подъёме: росли города, строились заводы, электростанции, дороги, возводились новые здания, был разработан новый генеральный план застройки Смоленска, согласно которому центром города становилась площадь Смирнова. Город рос быстрыми темпами, появлялись жилые дома, больницы, фабрики, драматический театр и Дом Советов, учебные заведения. На Покровской горе появилась большая и красивая средняя школа №22. Многие ученики перешли в неё из переполненных соседних школ. Первым директором школы был Билютин Александр Васильевич. Замечательные педагоги работали в ней: Власов Иван Григорьевич- учитель черчения, Малахова Августа Дмитриевна- учитель литературы, Халецкий Парфирий Николаевич- учитель математики и др. Школа сразу стала одной из лучших в городе. Такую характеристику дают школе ученики, закончившие её в 1938-1941 гг., поддерживающие связь с ней и по настоящее время.

Спокойную мирную жизнь людей прервало вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года. Прошел выпускной вечер, на следующий день бывшие выпускники встретились в школе и узнали о начале войны. Мальчики вступили в народное ополчение. Среди них Левитин Самуил, окончивший школу с отличием, Агранат Аркадий, Савик Валентин, Иванов Всеволод и др. Они надели солдатские шинели и пошли защищать Родину. На защиту своей родины встали не только ребята, но и девчонки. Шершакова Антонина работала в мастерской по ремонту военной продукции, Филиппова Елена была медсестрой, а Зинаида Розенгард (девичья фамилия Агранат)- бойцом- прибористом на зенитной батарее.

Защищать страну встали и учителя. Среди тех, чья жизнь в годы войны стала образцом мужества и самоотверженности, были учителя школы Илларионов Андрей Захарович и Макаров Василий Тимофеевич.

В 1941 году до полной оккупации в полуразрушенном здании школы размещался медсанбат 129-ой стрелковой дивизии, защищавшей город. Во время оккупации в школе находился немецкий госпиталь. После освобождения Смоленска 25 сентября 1943 года здание школы напоминало решето от бомб и снарядов. Главной задачей педагогического коллектива стало восстановление здания и возобновление занятий.

Жизнь страны вошла в мирное русло. Но война в сердцах выпускников 1938-1941г.г. осталась навечно.


«Вспомню свою юность,

молодость свою,

Крепко закалённую

в огненном бою.

Яблони вы, яблони,

как вы мне близки:

У вас юность белая,

у меня – виски»,-


писал фронтовик Александр Зайцев.

Детство, опалённое войной, закалило молодых людей, воспитало в них целеустремлённость, волю, силу духа, обострённое чувство справедливости. В жизни они стали учителями, врачами, инженерами, а самое главное - хорошими людьми.

Путёвку в жизнь дала 22-ая школа и Зинаиде Григорьевне Розенгард, участнице Великой Отечественной войны, ветерану педагогического труда, общественному деятелю. Своей выпускницей, как и многими другими выпускниками, гордится школа на Покровской горе. Записи её воспоминаний, личные вещи находятся в школьном музее, который отражает историю школы и Великую Отечественную войну в судьбах смолян.

ГЛАВА 2. ГОРЯЩИЙ СМОЛЕНСК.

«Пускай за годом год идет -

Свои у памяти законы…

Мы помним сорок первый год –

И плач, и гнев земли исконной.»


А.Бодренков


В памятное утро 22 июня 1941 года Смоленск, как и вся наша страна, жил счастливой мирной жизнью. Молодёжь заполнила городской стадион - начались спортивные областные состязания. Людно и шумно было во Дворце профсоюзов и клубе железнодорожников, где шёл смотр коллективов художественной самодеятельности. День обещал быть жарким, тысячи горожан с детьми устремились на природу в излюбленные места отдыха: Красный бор, Александровку, на Соколью гору. Песчаные пляжи Днепра с утра были усыпаны купальщиками. Повсюду слышались смех, голоса резвящейся детворы.… А в это время у западных границ страны вовсю кипела битва. Гитлеровские полчища вероломно нарушили наши государственные рубежи и рвались в глубь советской территории.

В полдень радио передало страшную весть о том, что фашистская Германия начала захватническую войну против СССР. Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство призвали народ и Вооруженные Силы на защиту Родины.

Смоленск, мирный город на Днепре, уже в первые дни стал фронтовым, стал городом - воином. Война обрушилась на Смоленск, на третий день войны: в ночь на 24 июня над городом появились фашистские стервятники. На город сбросили тысячи зажигательных бомб, рассчитывая сжечь его за одну ночь. Но смоляне мужественно тушили «зажигалки» и пожары, вылавливали диверсантов, ракетами наводивших на цели вражеские самолёты. 26 июня налет повторился, но длился недолго. Бомбили эшелоны с войсками, скопившиеся на железнодорожной станции. А в ночь на 29 июня вражеская авиация подвергла Смоленск варварской бомбардировке, фашисты налетали на город волна за волной ровно шесть часов. Были сброшены тяжёлые фугасные и около 2 тысяч зажигательных бомб. Центральные кварталы лежали в руинах, дым и огонь поднимались высоко в небо, текло расплавленное стекло витрин. Прежде красивые улицы – Большая Советская, Ленина, Пржевальского, Крондштатская (ныне улица Чаплина), Социалистическая, Почтамтская (ныне улица Конёнкова) и другие представляли собой скорбное зрелище. В одну ночь сгорело более 600 жилых домов и около 400 общественных зданий, что составляло свыше 12 процентов всех зданий города. Кровавое зарево над Смоленском было видно за 40 километров от города.

Жертвами этой бомбёжки стали около 200 мирных жителей, в основном женщины и дети.

«Я видел груды битого стекла,

Я видел горы каменных развалин…

Здесь городская улица была,

И нет её: здесь немцы побывали.

Я видел место, где в былые дни

Густые липы небо закрывали.

Их больше нет. Остались только пни:

Здесь враг прошёл. Здесь немцы побывали…»

М.В.Исаковский.

Гитлеровцы рассчитывали запугать людей, посеять среди них панику, сломить их волю к сопротивлению. Но бомбёжки не испугали смолян. Уже к полудню наступившего дня были потушены пожары, восстановлен порядок. Работали все предприятия и учреждения, действовала связь, ходил трамвай, выходили свежие газеты. Город жил и боролся с первого налёта вражеской авиации и до конца боёв за него. Смоляне защищали родные заводы, фабрики, учреждения. В каждом коллективе создавались группы обороны по защите от налётов авиации, санитарные дружины.

У военкоматов выстраивались длинные очереди добровольцев, на предприятиях, площадях, в институтах собирались многолюдные митинги. В первые десять дней начавшейся войны на фронт ушли около 15 тысяч жителей города. Многие уходили добровольцами, среди них и вчерашние выпускники школ. В газете «Рабочий путь» от 23 июня 1941г. была опубликована резолюция собрания преподавателей и студентов Смоленского педагогического института, в которой звучало заявление: «Все мы объявляем себя мобилизованными на защиту Отечества и готовы грудью своей отстаивать независимость, честь и славу социалистического государства! Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

В кратчайший срок вся жизнь Смоленска была перестроена на военный лад. Заводы, фабрики, артели начали производить военную продукцию. Швейная фабрика изготавливала обмундирование, завод имени Калинина ремонтировал военную технику, ликероводочный начал выпускать бутылки с горючей жидкостью для борьбы с вражескими танками.

В летопись Великой Отечественной войны Смоленск, не раз принимавший на себя удары врагов и преграждавший им путь к столице, вписал достойную страницу боевой славы русского народа. В жестокой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками советские воины, жители города проявили необычайное мужество и стойкость, волю к победе. Как и в прошлом, смоляне не склонили головы перед наглым врагом, ворвавшимся в их дом. Они отважно вели с ним беспощадную борьбу до последнего часа избавления, не щадя своей жизни.


ГЛАВА 3. ЗИНАИДА ГРИГОРЬЕВНА РОЗЕНГАРД – ВЫПУСКНИЦА 22-ОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 1941 ГОДА.


«Я себе вопрос серьёзный

Задаю не в первый раз:

Если час настанет грозный,

Как ты встретишь этот час?

Не колеблясь, не тоскуя,

Можешь ты отдать в бою

За страну свою родную

Жизнь и молодость свою?»


Самуил Росин.

Зинаида Григорьевна Розенгард родилась 28 августа 1922 года в г. Вязьме. Когда девочке исполнилось пять лет, семья переехала в Смоленск. Отец работал часовым мастером в дистанции связи на железной дороге, мать была домохозяйкой. Война застала Зинаиду Григорьевну выпускницей двадцать второй средней школы города Смоленска. 21 июня 1941 года молодые юноши и девушки беззаботно веселились, танцевали, строили планы будущего на своём выпускном вечере. Уже с выпускного вечера два преподавателя Парман А.П. и Макаров В.Т. были вызваны в военкомат, но никто не придал этому значения, так как офицеров запаса иногда вызывали на сборы.

Ребята договорились 22 июня встретиться в школе, чтобы идти в Пасово - излюбленное место отдыха учащихся 22 ой школы. Но… «двадцать второго июня, ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, что началась война…». Выступление Молотова по радио застало молодых людей в школе. «Мы не думали, что будет война - ведь был «Пакт о ненападении», поэтому выступление Молотова прозвучало для нас, как гром среди ясного неба»,- вспоминает Зинаида Григорьевна. Все направились в военкомат, мальчики вступили в народное ополчение. Среди них был и брат Зинаиды Григорьевны - Аркадий Агранат. Позже он был на Невском пятачке, Ладоге, Польше, служил в танковых войсках. Зина вместе с остальными школьниками осталась в городе. В то время в школах хорошо была поставлена оборонная работа. Юноши и девушки сдавали нормы Ворошиловского стрелка, ГСО (готов к санитарной обороне СССР), ПВХО (противовоздушная и химическая оборона СССР) и получали нагрудные значки. Знаки были учреждены в 1932, 1934, 1935гг. по ходатайству Центрального Совета Осоавиахима (Осоавиахим - общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, массовая общественная организация граждан Советского Союза в 1927-1948гг.). С восьмого класса Зина занималась в областной школе ПВХО, это потом очень пригодилось девушке. Для получения нагрудного значка «Готов к ПВХО Осоавиахим» необходимо было быть активистом по противовоздушной и противохимической обороне в своём доме, на фабрике, заводе, в колхозе, учреждении, школе. Кроме того, надо было сдать все нормы «Готов к ПВХО» и иметь собственный исправный противогаз. Знак имел 2 степени, для того, чтобы получить вторую степень, необходимо было сдать усложнённые нормативы. На знаках второй ступени стоит цифра два. В то время знаки выпускались на разных фабриках и в большом количестве, поэтому они были разными по размерам и форме. Одни в виде подвески на колодке в форме маленького самолета, другие без колодки. Награждали этими значками вплоть до начала Великой Отечественной войны, вместе со значком выдавали удостоверение «Инструктор ПВХО». Многие советские люди с гордостью носили этот знак, о чем свидетельствуют фотографии того времени. Зинаида Григорьевна получила значок «ПВХО 2-ой степени», звание «Инcтруктор ПВХО», значок «Активист Осоавиахима СССР» (эти значки и документы З.Г.Розенгаргд находятся музее Великой Отечественной войны г. Смоленска).

Когда началась война, Зинаида Агранат по заданию штаба ПВХО проверяла бомбоубежища. Тогда они были повсеместно: в подвалах жилых домов были оборудованы помещения с герметически закрывающимися дверями; во дворах - вырытые узкие длинные ямы - «щели». Скоро Смоленск стали бомбить, город горел. Встал вопрос об эвакуации детей из города. Постановлением бюро Смоленского обкома ВКП(б) было решено к 8 часам вечера 28 июня эвакуировать из города около 3500 детей. 26 июня Зина, её младший брат Геннадий одиннадцати лет с отцом шли на вокзал, чтобы одним из эшелонов выехать из города. Никто не хотел верить, что война надолго, поэтому взяли с собой только маленький чемоданчик с наспех собранными вещами, почему - то зимнее пальто и небольшое количество продуктов. В то время они жили у подножия Покровской горы в двухэтажном доме № 4 по улице Фрунзе. Начался страшный налёт, бомбы рвались то тут, то там. Все спрятались на горке у «пожарки» - немного выше 30 - ой кирпичной школы на Витебском шоссе (здание пожарной части не сохранилось до наших дней). Когда закончилась бомбёжка, они пришли на вокзал и по номеру нашли эшелон. Это были наспех оборудованные теплушки. Пришлось долго ждать (всех предупредили, чтобы никто не выходил из вагонов). Наконец, без особого сигнала состав отправился. Отец говорил на дорогу детям: «Война скоро кончится, побудете у тети Розы в Москве, а потом я за вами приеду…».

Но эшелон от Вязьмы изменил направление и пошёл на Пензу. Ехали долго, остановились на станции Башмаково Пензенской области. Зину с братом определили на квартиру в семью стариков, у которых сын был на фронте. Зинаида стала работать в клубе, а когда пришла становиться на учёт в райком комсомола, из обложки комсомольского билета выпали её осоавиахимовские документы. Этот случай и определил судьбу девушки, ей предложили работу в Доме обороны командиром - инструктором ПВХО. Для этого надо было получить допуск к работе в военной организации, на это ушёл целый месяц. Конечно, вряд ли восемнадцатилетняя девушка представляла тогда, что жизнь её повернётся так круто.

В это время пришло сообщение: немцы заняли Смоленск. О родителях ничего не было известно. Потом оказалось, что одним из последних эшелонов они были эвакуированы в Башкирию в село Красная горка Нуримановского района. Через эвакопункт в Куйбышеве, зная номер вагона, отец нашёл Зину и сына. Он прислал письма в райком партии и милицию с просьбой помочь детям переехать к родителям в Башкирию. Вскоре дети отправились в Башкирию и 2 августа 1941 года были у родителей. Девушка опять пошла в РК ВЛКСМ становится на учёт. И с 5 августа уже работала в Доме обороны Нуримановского района командиром - инструктором ПВХО. Отец Зины работал на Промкомбинате, мама и брат трудились в колхозе. Вчерашняя десятиклассница - Зинаида Агранат ездила в командировки по колхозам. Где верхом, где пешком, где в санях.… Принимала нормативы на значок ПВХО, собирала членские взносы, проводила беседы с колхозниками.

Но её как и многих других девушек, не оставляла мысль о фронте. «Мы обивали пороги военкомата, но нам отвечали одно: вы не можете призваться - у вас бронь»,- вспоминает Зинаида Григорьевна. Однако, «вода и камень точит», вскоре вышел приказ Сталина о призыве девушек - комсомолок. Зина обрезала косы, подстриглась под мальчишку и отправилась в начале 1942 года по реке Белой до Уфы, а там эшелоном под Сталинград. После месяца учёбы и присяги вчерашняя школьница стала бойцом- прибористом №1 на 11-ой зенитной батарее 1078 зенитно-артиллерийского полка и комсоргом. На батарее было четыре восьмидесяти пяти миллиметровые зенитные пушки, дальномер, прибор «ПУАЗО-3» (прибор управления зенитно-артиллерийским огнём). На приборе работали десять девушек. Он вырабатывал данные и синхронно по кабелю передавал их на четыре орудия. Все девушки были со средним образованием, так как надо было предельно точно работать, знать прибор, его электрическую, кинематическую и принципиальную схемы. Вот где пригодились знания, полученные в школе! (после войны, когда Зинаида Григорьевна была в Волгограде на фестивале солдатской песни с делегацией из Смоленска, она узнала от экскурсовода, что одна из четырёх 85-ти миллиметровых пушек их батареи находится в Музее обороны Сталинграда.)

Именно здесь на батарее Зина была ранена. Когда она по команде командира батареи вводила корректуру, осколком угодило по мизинцу левой руки. Но боли она не почувствовала, так как летали самолёты, шёл бой - некогда было. А когда после боя вошла в землянку, то увидела, что палец держится на кусочке кожи. Вот тогда стало больно. Санинструктор сделала перевязку и отправила её в медсанбат. Там наложили шину на два пальца и опять на батарею работать. «Я была счастлива: пуля чудом не попала мне в висок»,- скажет потом Зинаида Григорьевна.

Одиннадцатая зенитная батарея стояла на охране Сталинградского аэродрома, девушки располагались прямо на бахче. Иногда, когда не могли вовремя подвести продукты, питались дынями, утоляли жажду арбузами, арбузными корками умывались. С часа до двух немцы обычно не бомбили. Через колхозный сад зенитчицы ходили за водой. «Однажды в такой «тихий час» мы набрали воды, а когда шли обратно, услышали звук «Юнкерса»- немецкого бомбардировщика. Мы могли определить самолёт по звуку, по силуэту. По тому, как он гудит, определяли количество бомб внутри. Самолёт сбросил на нас бомбу. Мы, конечно, вёдра побросали и быстренько залегли в какую - то яму, разорвавшаяся бомба нас не задела. А сколько было таких случаев!»,- вспоминает Зинаида Григорьевна.

В конце октября 1942 года зенитные пушки перешли на противотанковую оборону, то есть стрельбу прямой наводкой по немецким танкам. Девушек - прибористов, дальномерщиков, связистов со всех батарей полка переправили в Среднюю Ахтубу на противоположный берег Волги. Там они работали на подземном заводе - делали снаряды для Сталинграда. Через Волгу снаряды переправляли ночью на барже, которую тащил катер, обратным рейсом везли раненых из Сталинграда. Немцы «вешали» осветительные ракеты - фонари над рекой. В одну из наших барж попала бомба. Мало осталось там живых бойцов. В суматохе, а может, по счастливой случайности Зина попала на вторую баржу. Сталинград горел, было, всего три цвета: красный, серый и чёрный. Волга кипела от снарядов и бомб.…Но это не останавливало героических защитников города, бои шли на Сталинградском тракторном заводе, на Мамаевом Кургане. Боролись за каждый клочок земли, за каждый дом. В историю Сталинградской битвы вписана оборона легендарного Дома сержанта Я.Ф.Павлова, Дома лейтенанта Н.Е.Заболотного. На Сталинградском направлении происходили основные события Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Здесь в Сталинграде Указом Президиумом Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 годаерерабатывающий завод)обилизованными на защиту отечества и готовы грудью своей отстаивать независимость, честь и славу социалис Зинаида Григорьевна была награждена самой дорогой своей медалью - «За оборону Сталинграда», которую ей вручили 22 февраля 1944г.

Через две недели остатки бойцов со всех батарей полка и комбат прибыли в Среднюю Ахтубу с приказом – двигаться в Саратов на переформирование. Обещали, что на станции Джанкой девушек будет ждать эшелон. Но эшелон и станцию разбомбили. Так все пятьсот километров прошли пешком по степи, даже укрываться было негде.

Прибыли в Саратов, получили пополнение. Охраняли Саратовский «Крекинг» (нефтеперерабатывающий завод) и одновременно обучали пополнение. Потом эшелоном двинулись на запад. Смоленск был уже освобождён, но его ещё бомбили. Родители Зины приехали из Башкирии, отец снова стал работать в дистанции связи на станции Смоленск. Родители жили в одном из купе вагона, попадали под бомбёжки, чудом оставались живы.

Победа застала Зинаиду Григорьевну в Прибалтике на старой границе Советского Союза.

В августе 1945 года она демобилизовалась и приехала в Смоленск. Город нельзя было узнать: кругом развалины, вокзала нет. А.Т.Твардовский писал: «Очень трудно передать то волнение, с каким человек приближается к городу, который был ему городом за все города, в котором он жил, учился, начинал думать о жизни широко и смело, как думается о жизни в юности. Такое чувство, как будто боишься узнать о чем- либо очень печальном или ждешь большой радости, которая должна вот - вот наступить…». Волнение охватывало и Зину, ведь с родным городом у неё были связаны самые лучшие периоды жизни: детство и юность. На станции девушка встретила знакомого, и он показал, где живут её родители. Родные люди снова были вместе.

Выпускница 22-ой средней школы Зинаида Агранат так и не успела получить аттестат о среднем образовании. Документы должны были выдать всем через несколько дней с печатями и подписями учителей, но тогда началась война. И теперь нужно было их восстановить для того, чтобы продолжить образование. Девушка разыскала бывшего директора школы Билютина А.В., который был болен и жил в подвале разбитого дома, он написал расписку Зине в том, что она действительно окончила 22-ю школу в 1941 году. По этой расписке она получила в гороно справку, заменяющую аттестат. Затем Зинаида Григорьевна поехала в Ленинград и осуществила свою мечту, поступив в институт иностранных языков, стала преподавателем немецкого языка. Затем вернулась в Смоленск, где для девушки сначала не было работы по специальности, отец даже хотел устроить её телефонисткой в дистанцию связи. Но в 27-ой железнодорожной мужской школе освободилось место вожатой, и Зинаида Григорьевна приступила к работе. Здесь проявился её организаторский талант, она писала сценарии школьных мероприятий, вечеров, готовила и проводила их вместе с детьми. Чтобы поощрить лучших учащихся школы, организовала экскурсию в Москву, договорилась с начальником Смоленского вокзала о бесплатном проезде на поезде до Москвы и обратно. Вместе со своей вожатой дети посетили музей Ленина, побывали на Красной площади, в мавзолее. На общие деньги покупали хлеб, колбасу, воду, ночевали в классе одной из московских школ. Время было трудное, послевоенное и эта поездка, организованная Зинаидой Григорьевной, принесла всем большую радость. Из мужской школы Зинаида Григорьевна была переведена на должность заведующей отделом школ Заднепровского райкома комсомола. И на этой работе продолжала помогать вожатым школ города: писала разработки, сценарии и рассылала их организаторам. Многие личные вещи и документы Зинаида Григорьевна позже передала в музей 11- ой средней школы (бывшая железнодорожная мужская школа № 27). Позднее преподавала немецкий язык в 24-ой школе в Сортировке, в ней Зинаида Григорьевна проработала до пенсии без малого 30 лет. С 1965 по 1997 год была народным заседателем в Заднепровском суде. Организаторский талант, творческие способности позволили Зинаиде Григорьевне продолжить общественную деятельность и на пенсии. С 1982 года возглавляет культмассовый сектор в Городском совете ветеранов педагогического труда при Доме работников Просвещения. Здесь проводят для ветеранов встречи с интересными людьми, концерты, вечера ко Дню учителя, Дню Победы и другие. Зинаида Григорьевна - участник творческих выставок ветеранов труда. С юности она занимается рукоделием: вяжет и вышивает панно, наволочки на подушки, шьёт сумки, прихватки и другие изделия. В доме у Зинаиды Григорьевны многое сшито и изготовлено своими руками.

Сейчас она ведёт большую общественную работу, является членом Совета ветеранов войны Ленинского района. Зинаида Григорьевна шефствует как ветеран войны над педагогическим колледжем. Выступает перед учащимися в дни знаменательных дат, рассказывает о войне, даёт напутствие молодым. Перед молодежью она выступает в особой форме военного образца, сшитой по её заказу, на ней представлены все награды ветерана войны. Боевые награды, юбилейные медали, другие знаки отличия - гордость этой мужественной женщины. За храбрость, стойкость и мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 г. Зинаида Григорьевна награждена орденом Отечественной войны II-ой степени. Она одна из немногих, кто награжден 19 февраля 1996 года медалью Георгия Жукова. К юбилею обороны Сталинграда в 2002 году получила медаль «60 лет Сталинградской битве». А в 2003 году в издательстве «Москва» вышел двухтомник «Воспоминания. Солдаты 20 века», который посвящен 60-летию Сталинградской битвы. Материалы к этой книге собирались несколько лет, краткая биография с фотографией Зинаиды Григорьевны помещены в этой книге. Всего со Смоленской области в книге отмечены имена шести ветеранов. Подарочный экземпляр был вручён каждому из участников Сталинградской битвы.

Зинаида Григорьевна не забывает родную школу, с которой начался её нелёгкий жизненный путь. В день традиционной встречи выпускников - 2 февраля, её можно увидеть в школе № 22. Первый раз выпускники сорок первого года собрались в своей школе в июне 1969 года. Всего присутствовало 25 выпускников, оставшихся из двух классов и 5 преподавателей. Это была незабываемая встреча: немало жизней унесла война, да и время неумолимо. Зинаида Григорьевна вспоминает, что тогда все шутили: «Если нас высадить на необитаемый остров, то мы могли бы создать свой город. Учителя, врачи, инженеры, конструкторы, юристы – кого только нет среди нас». Сейчас в живых осталось только пятеро выпускников 1941 года: Новикова Валентина, Филиппова Елена, Малышева Татьяна, Левитин Сергей и Розенгард Зинаида.

В 2008 году на традиционной встрече Зинаида Григорьевна выступала перед выпускниками последующих лет. Минутой молчания зал почтил память выпускников, которые геройски погибли, защищая Родину. А сегодняшним десятиклассникам она пожелала не терять связь со школой, хорошо учиться, честно трудиться на благо страны и никогда не знать ужасов войны. C обращением к десятиклассникам выпускники 41-го года выступали и ранее, в 1986 году, их обращение было записано и хранится в музее школы.

В том году Зинаида Григорьевна отметила своё 88-летие, её поздравляли родные и близкие, все, кто знает и уважает эту женщину. Она – оптимист, человек с искрящимися глазами и доброй улыбкой на лице. Почти каждый день её расписан, хоть и трудно ходить, сказывается возраст, она не сидит дома, т.к. знает, что её ждут общественные дела.

«Я знаю, что нужна людям, помогаю им, и это дает мне новые силы для работы»,- говорит З.Г.Розенгард и это главный секрет этой замечательной женщины. А слова стихотворения Юлии Друниной она целиком и полностью относит к себе:

«Нет, это не заслуга, а удача

Быть девушке солдатом на войне,

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!»


Легко ли прожить долгие годы, пройти через множество испытаний и при этом остаться светлым и добрым человеком? Ответ совсем не прост - многим, увы, это не удаётся. Но, общаясь с Зинаидой Григорьевной, понимаешь: к счастью, есть люди, которые за долгую жизнь не растеряли душевной теплоты и любви к миру.

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ ГОРОДА - ЭТО СУДЬБЫ СМОЛЯН.


«Иду, не спеша на Покровскую гору.

Иду и себя же на мысли ловлю,

Что этот старинный прославленный город

Я с каждой минутой сильнее люблю…


Люблю я людей, что спокойно и веско

Живут, уважая терпенье и труд,

И гордую славу родного Смоленска,

Как душу, как совесть, свою берегут.»


Иван Рыжиков.


В жизни каждого человека происходит множество событий, многие, из которых мы помним очень долго, другие быстро забываем. Все события нашей жизни, собранные одно за другим составляют биографию человека. Во многих смоленских семьях можно проследить связь времён и событий. В семьях, где были герои в 1812 году, они были и в 1941. У каждого города, как и у каждого из нас тоже есть своя биография - это его история. Мы, живущие сегодня в городе боевой славы - Смоленске, и те, кто жил до нас, и те, кто будет жить после – все вместе мы являемся творцами его истории. Судьбы жителей города - смолян, тех, кто родился здесь, окончил школу, трудился и воевал, связаны с его нелёгкой судьбой. Даже те, кто находился вдали от своей малой родины, ощущали неразрывную связь с ней, и это придавало им силы, особенно в годы испытаний.

Именно любовь к своей школе, городу, Родине помогла пройти дороги войны и Зинаиде Григорьевне Розенгард. Жизненный путь выпускницы 1941 года 22-ой школы города Смоленска тоже вписан в летопись его истории. Во все уголки страны разбросала война выпускников 41-ого года. Кто-то ушёл в армию, в ополчение, кто-то эвакуировался. Долгие годы шла война, и в горькой реальности её строились нелёгкие судьбы вчерашних десятиклассников. Главное, что школе не пришлось краснеть за своих выпускников, многих из которых нет уже в живых.

Раньше они с воодушевлением мечтали, как будут жить, учиться, работать. А в годы войны они поняли, что многое им нужно будет сделать не только за себя, но и за своих погибших товарищей. С этим чувством долга перед ними ветераны живут и по сей день.

Мы, подрастающее поколение, узнаём о героической истории нашего города и судьбах смолян не только из учебников и книг, но и через живое слово людей старшего поколения, поколения сороковых. Через эти рассказы приходит истинное понимание истории твоей малой родины и Отечества, крепнет духовный мост между поколениями.

Есть города, значение которых в истории непреходяще. Смоленск всегда был участником больших событий в жизни России. История города настолько значительна и серьёзна, что она не останется застывшей в памятниках и глянце книг. Смоляне постоянно ощущают её высокое и живое присутствие, т.к. сами творят эту историю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современная молодёжь, школьники, студенты узнают о Великой Отечественной войне из кино, сериалов, книг, сайтов Интернета. Мы знаем, что война- это личная трагедия каждой семьи. У кого - то в семейном архиве хранятся похоронки, фотографии, личные вещи близких - участников войны. Но всё это: фильмы, предметы, не заменит живого общения с людьми военного поколения. Их рассказы точно передают атмосферу того времени: страдания, самоотверженности, мужества, силы духа. Они врезаются в память надолго, навсегда.

Воспоминания З.Г. Розенгард- это особый след в истории, человека, прошедшего самую страшную войну 20- ого века. Считаю, что, основываясь на воспоминаниях З.Г. Розенгард, я смогл рассказать о нелёгкой судьбе этой женщины и достичь своей цели. В ходе работы над рефератом осуществить поставленные задачи: записать воспоминания З.Г. Розенгард, посетить музеи, познакомиться с дополнительной литературой, составить план изложения материала, подобрать иллюстративный и фактический материал. Материал моего реферата можно использовать на уроках истории, при проведении экскурсии в школьном музее, при подготовке к «Урокам мужества».

Воспоминания поколения сороковых о пережитом в юности, послевоенном времени нужны нам для того, чтобы мы не забывали и ценили героическое прошлое своего народа, чтобы не прерывалась связь времён, не убывала любовь к родному дому и школе, своему городу и Отечеству. Воспоминания фронтовиков - это памятник суровому времени.

Историческая память о лучших сынах и дочерях Смоленской земли созидает духовную и нравственную основу нашего поколения. Мы помним о войне, и чтобы доказать это, нужно совсем немного – в День Победы подарить ветеранам цветы и просто им сказать: «Спасибо».

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ


1. Город- герой Смоленск: Очерк- путеводитель. Сост. Г.Т. Рябков.-Московский рабочий,1988.- 255 с..

2. Максимов Е.В. Страницы героической защиты и освобождения города. 1941- 1943. – Политиздат, 1990.- 240 с..

3. Смоленская область в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945г.г.). Сборник документов и материалов.- Московский рабочий, 1977.- 448 с..

Воспоминания З.Г.Розенгард - участника Великой Отечественной войны, ветерана педагогического труда.