МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени академика А.И. Берга»,
г.Жуков Жуковского района Калужской области
IV школьная научно-практическая конференция памяти А.И. Берга
Окружающий мир
КАК ГАЗЕТА ЁЛКУ СПАСАЛА
Автор: Тюменев Илья
Ученик 3 «А» класса
Научный руководитель:
Стрельникова С.И.
Учитель начальных классов
Жуков, 2017
Содержание:
1. Введение
2. Основная часть
3. Практическая часть
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Приложение:
Образцы – стадии изготовления бумаги
Образцы цветной и не крашенной бумаги
Открытка из самодельной бумаги
Плакат «Макулатура»
Плакат-конкурс «Сколько ёлок спасёт газета?»
Введение
Актуализация - 2017 год в России объявлен годом экологии.
Это значит больше людей задумаются о бережном отношении к окружающей среде. И это по силам любому человеку, даже ребёнку.
В нашей школе, как и во многих, регулярно происходит важное мероприятие для сохранения леса – сбор макулатуры. Всем известно для чего собирают старые газеты и тетради – для переработки и изготовления новой бумаги. Но вот как именно это происходит – исписанные листы становятся новыми и чистыми? И как старые газеты заменяют дерево при изготовлении бумаги? И как вообще ель превращается в тонкую бумагу?
Чтобы ответить на все эти вопросы пришлось много потрудиться, но результат того стоил.
Цель – помочь сохранению леса, приобщиться к программе охраны окружающей среды в рамках года экологии в России.
Задачи:
изучить древний и современный процессы изготовления бумаги, в том числе из макулатуры,
понять что именно и в каком виде можно сдавать в макулатуру,
научиться изготавливать бумагу из макулатуры в домашних условиях, в том числе цветную,
провести опрос среди учащихся на знания о макулатуре,
изготовить открытку из цветной бумаги ручной работы,
изготовить плакаты «Макулатура» и «Общешкольный конкурс по сбору макулатуры»,
понять почему необходимо сдавать макулатуру,
призвать слушателей сдавать макулатуру.
Основная часть
История изобретения бумаги.
История бумаги началась много столетий назад. Материалы для письма на протяжении нескольких веков претерпели значительные изменения.
Изначально древние люди выполняли письмена на камне. Но делать это было долго и трудно. Следующим этапом на пути преобразования письменного материала было использование глины - легкодоступного, часто встречающегося природного материала. Но глиняные дощечки хрупкие и от такого вида передачи информации отказались. На Руси самым распространенным материалом для письма была береста – наружная часть берёзовой коры, это был самый дешёвый и доступный материал.
В Египте материалом для письма был папирус, достоинствами которого были мягкость и гибкость. Во втором веке до нашей эры в Малой Азии развилось крупное ремесленное производство нового письменного материала - пергамента. Для изготовления пергамента использовалась кожа теленка, козленка или барашка.
Первый опыт в производстве бумаги принадлежит китайцам.
Около 2000 лет тому назад, когда в Европе греки и римляне писали ещё на египетском папирусе, китайцы умели уже делать бумагу. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго» — так называли бумагу, изготовленную из бамбука. Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпьё. Поместив материал в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу. Формой для отливки служила им рамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шёлковых нитей. Налив в форму немного кашицы, принимались трясти форму во всех направлениях, чтобы волоконца переплелись и образовали войлок. Вода стекала, а на сетке оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и высушивали на солнце. Пачку листов отжимали в заключение под деревянным прессом. Таким ручным способом китайцы делали бумагу.
В России первая бумагоделательная машина была установлена на бумажной фабрике в Петергофе (ныне Петродворец).
Производство бумаги в наше время.
Бумага - листовой материал, состоящий в основном из волокон растительного происхождения. Основной материал для изготовления бумаги — волокнистая масса, получаемая из древесины, и целлюлоза, которую изготавливают из этой массы.
Современные бумажные фабрики – это огромнейшие предприятия с современной техникой и оборудованием. Поскольку для производства бумаги требуется древесина и много воды, бумажные фабрики строят обычно на берегах больших рек. В Калужской области такие фабрики находятся в городе Кондрово и в посёлке Полотняный завод.
В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Кроме древесины, для изготовления бумаги используют белую глину (каолин), тальк, различные клеи, превращая древесную крошку в мягкую массу. Она и идет на изготовление бумаги. Но дерево растет долго, а бумаги людям нужно много. В целях экономии древесины в производстве картона применяют камыш и солому. Но, кроме того, деревья и другие растения нужны, чтобы очищать воздух, которым мы дышим. Люди стараются беречь леса, поэтому придумали машины, которые изготовляют новую бумагу из использованной (макулатуры). В России основная часть макулатуры используется для производства туалетной бумаги и картона. При вторичной переработке бумаги приходится прикладывать дополнительные усилия - старую бумагу необходимо вымачивать, чистить и измельчать до получения волокон. Часть бумажной массы при этом теряется, вымывается. Но тем не менее, сбор макулатуры дает возможность сберегать ежегодно многие миллионы взрослых деревьев или использовать древесину для других целей. Получается, что прочитанные газеты ещё могут послужить на благо природе и спасти лес!
Практическая часть
В целях сохранения леса была переработана макулатура в домашних условиях.
Необходимый материал:
Макулатура (газеты 3штуки), цветные салфетки (4-5штук), вода (2литра)
Необходимое оборудование: Металлическая ёмкость (кастрюля), блэндер, сетка на рамке с поддоном (новый лоток для домашних животных), марля или нетканные салфетки, фен, утюг, гладильная доска, два полотенца
Рвём ненужные газеты на мелкие кусочки. Наполняем кастрюлю кусочками газеты;
Наполняем кастрюлю с макулатурой горячей водой так, чтобы бумага намокла. Оставляем разбухать бумагу на день;(Приложение I)
Измельчаем разбухшую макулатуру блэндером;

Подогреваем кастрюлю с бумажной массой на огне, чтобы она размокла ещё больше. При необходимости добавляем воды. Оставляем разбухать бумажную массу ещё на день;

Сетку устанавливаем на поддон (лоток для животных), покрываем сетку марлей. На марлю тонким слоем выкладываем бумажную массу. При необходимости для выравнивания аккуратно проливаем поверхность бумажной массы водой;
Дать воде стечь примерно полчаса;
Покрываем бумажную массу в лотке другой марлей. Отжимаем оставшуюся воду из бумажной массы надавливая на неё руками через марлю;

Снимаем верхнюю марлю и сушим бумажный лист на сетке феном примерно 15 минут;

Аккуратно перекладываем мокрый бумажный лист вместе с нижней марлей из лотка на сухое полотенце на гладильной доске. Накрываем мокрый бумажный лист другим полотенцем и проглаживаем утюгом пока бумага не высохнет.

В результате работы получаем плотную бумагу.

Чтобы получить цветную бумагу при замачивании кусочков газет я добавил в бумажную массу измельчённые бумажные красные салфетки. (Приложение II). Чтобы получить более плотную бумагу, похожую на картон, надо выкладывать бумажную массу на сетку слоем потолще и дольше сушить её.
Также в результате работы становится понятно, что газеты используемые в данном опыте должны быть чистыми, иначе бумага получится загрязнённая.
Чтобы извлечь пользу из сделанной вручную бумаги я изготовил из неё открытку и теперь не придётся её покупать. (Приложение III)
Вот так старая газета помогла спасению ёлки. Не всей ёлки конечно, но внесён посильный вклад в сохранение природы.
Следующий этап практической работы – был проведён опрос среди учеников с целью выяснить знают ли учащиеся какую бумагу можно сдавать в макулатуру, а какую нельзя.
Для этого был проведён письменный опрос среди 20 учеников третьего класса. Ученики отвечали на следующие вопросы:
Для чего нужна бумага?
Из чего делают бумагу?
Что такое макулатура?
Для чего собирают макулатуру?
Что можно сдавать в макулатуру?
Что нельзя сдавать в макулатуру?
По результатам опроса можно сделать выводы:
1. Все знают для чего нужна бумага и что делают её из дерева.
2. 15 учеников знают, что такое макулатура и что собирают её для изготовления новой бумаги.
3. 15 учеников знают, что в макулатуру сдают старую бумагу.
По итогам проведённого опроса можно понять, что некоторые ученики нуждаются в дополнительных знаниях о переработке использованной бумаги. Значит необходимо чаще рассказывать им об охране окружающей среды. Информация представленная в данной работе позволит им подробнее узнать о необходимости сбора макулатуры.
Для этих же целей изобретён способ позволяющий привлечь школьников и их родителей к сдаче макулатуры –предлагается акцию по сбору макулатуры превратить в конкурс между классами (параллелями классов). Для этого были изготовлены два плаката:
1 – «Сколько ёлок спасёт газета?» - плакат для проведения конкурса между классами разного возраста. Плакат поможет отследить сколько килограмм сдали разные школьные параллели и сразу подсчитать количество спасённых деревьев. При сборе макулатуру необходимо будет взвешивать и вписывать данные в плакат. Когда конкурс завершится подсчитывается сколько деревьев спасла школа или, например, все шестые классы (Приложение IV);
2 - Основным правилом конкурса будет приём «правильной» макулатуры. В помощь участникам конкурса создан плакат «Макулатура» который информирует о том, что можно сдавать в макулатуру, а что нельзя (Приложение V).
Заключение
Изучение процесса изготовления бумаги помогает понять необходимость сдачи макулатуры и её переработки. Изучив данную тему по многим источникам и, изготовив бумагу самостоятельно, я понял, что изготовление бумаги процесс трудоёмкий, требующий не только большого человеческого ресурса, но и природного –древесины, воды и электричества. Поэтому очень важно для сохранения природных ресурсов сдавать старую бумагу в макулатуру. 100 килограмм макулатуры позволяет сберечь одно дерево. Из одного дерева получается примерно 60 кг бумаги.
100 кг макулатуры = 1 ель = 60 кг новой бумаги
Можно надеяться, что в ближайшую акцию по сбору макулатуры в школе силами наших учеников старые газеты спасут не одну ёлочку!
Также, я открыл для себя, что в макулатуру нужно сдавать газеты, тетради и журналы без скобок, пружин и пластиковых закладок, книги без твёрдых обложек. Макулатура не должна быть загрязнённой, жирной.
Совсем скоро все мы начнём готовиться к встрече волшебного праздника – Нового года. Многие нарядят живые ели, завернут подарки в красочную бумагу и подпишут поздравительные открытки. Давайте сделаем подарок и природе: вместо живых деревьев поставим дома искусственные, которые прослужат нам много лет, подарок близким не нуждается в дополнительной упаковке – он и так от всего сердца, а открытки можно сделать своими руками. Например, такие открытки, как сделал я из бумаги ручной работы.
Список использованной литературы
Дацкевич В.П. Как делают книгу, Москва, Издательство «Детская литература», 1987- с. 24
Зубков Б.В. Книжка про книжку, Москва, Издательство «Малыш»,1984, - с. 24
Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. - т. 3 – М.: ТКО АСТ, 1994, - с. 245-246
Орлова Н.Д. Я познаю мир.- М.: издательство АСТ, 2000.- с.97.
Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём» том1(200), 4 (455), 6(477), 9(129,431),13(382), «Аст», Москва, 1998 г.
Спарджен Р. Энциклопедия окружающего мира. Экология – М.: Росмен, 1997г.
Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 - с. 150
Энциклопедия «Всё обо всём» А. Ликум, 1993г.
Яковлев Н.Ю. Слово о бумаге, 1988 г.
Приложение 1
Образцы - стадии изготовления бумаги


Приложение II
Образцы цветной и не крашенной бумаги

Приложение III
Открытка из бумаги ручной работы

Приложение IV
Плакат-конкурс «Сколько ёлок спасёт газета?»

Приложение V
Плакат «Макулатура»

13