~ 1 ~
Наименование органа управления образования | |
Наименование образовательного учреждения (полностью); | |
Наименование Конференции | |
Вид работы (учебный проект, исследовательский проект, социальный проект, исследовательская работа); | Исследовательская работа. |
Наименование направления (секции) | Естественно-научное направление |
Наименование темы работы | «Как гусеница превращается в бабочку?» |
Фамилия имя отчество (полностью) автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ) | Мухамадуллина Рената Руслановна |
Домашний адрес автора | |
Место учебы: | |
Класс | 2 «А» класс |
Научный руководитель | Лотарева Инна Викторовна учитель начальных классов
|
e-mail (обязательно) Контактный телефон | |
Аннотация
Тема: «Как гусеница превращается в бабочку?»
Автор проекта: Мухамадуллина Рената, учащаяся 2 класса «А», ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7».
Возраст: 8 лет.
Руководитель: Лотарева Инна Викторовна.
Консультант: Мухамадуллина Галия Нурулловна.
Предмет: окружающий мир.
Тип проекта: исследовательский.
Вид проекта: индивидуальный (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита.
Цель проекта: узнать, как гусеница превращается в бабочку.
Задачи проекта:
ответить на вопросы: как происходит превращение гусеницы в бабочку; что такое метаморфоз;
научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: энциклопедиях, журналах, интернете, словарях;
научиться формулировать гипотезы, делать выводы из полученной информации;
узнать как можно больше о бабочках.
Методы исследования:
поиск и сбор информации (систематизация, анализ, изучение, обобщение, сравнение, обработка данных),
личные наблюдения,
фотографирование.
Конечный продукт проекта: презентация, рисунки, поделка «Бабочка-подвеска на новогоднюю ёлку», издание журнала «Про бабочек».
Время работы над проектом: июнь-октябрь, 2015 г.
№ п/п | Этапы работы | Содержание и результаты деятельности |
1. | Мотивационный | |
2. | Аналитический | |
3. | Практический | Поск информации (словари, литература, Интернет). Поиск учебного мультфильма. Рисунок бабочки. Поделка «Подвеска на ёлку – бабочка». Издание детского журнала о бабочках. |
4. | Обработка собранных материалов | |
5. | Рефлексивно-оценочный | участие в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы; оценка достижения поставленных целей; осуществление самооценки; рефлексия. |
Материально-техническое обеспечение: ПК, проектор, экран, интерактивная доска.
Информационное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word, сеть Интернет.
Содержание
I. Введение……………..................................................................................5
II. Основная часть........................................................................................6
1. Общие сведения о бабочках.......................................................................6
2. Фазы развития бабочки...............................................................................6
3. Что такое метаморфоз? ..............................................................................6
4. Созревание гусеницы в яйце……………………………………………..6
5. Рождение и жизнь гусеницы……………………………………………..6
7. Подготовка к превращению……………………………………………...7
8. Куколка бабочки………………………………………………………….7
9. Рождение и жизнь бабочки………………………………………………7
10. Защита бабочек………………………………………………………….7
III. Заключение..............................................................................................8
Список используемой литературы…........................................................9
I. Введение
Актуальность выбора темы. С бабочками каждый ребёнок знакомится еще в раннем детстве. Когда, гуляя в парке, саду или на детской площадке весело бегают за улетающей красавицей. Бабочек называют летающими цветами и относят к одним из самых красивых, грациозных и уникальных существ в природе. На нашей планете около 140 тысяч видов бабочек. Бабочки - рекордсмены природы по разнообразию окраски. Они лучшие опылители растений, «подарили» миру шёлк, в современной медицине используется для лечения метод «Бабочкотерапия». К тому же уникальным является процесс появления бабочек. Это настоящее чудо!
Именно поэтому я посвящаю им свою исследовательскую работу.
Гипотеза исследования: возможно, что гусеница обматывает себя своими природными ниточками и засыпает. Пока она спит, у неё растут крылышки. А когда просыпается, она уже бабочка.
Цель исследования: выяснить, как гусеница превращается в бабочку.
Задачи исследования:
ответить на вопросы: как происходит превращение гусеницы в бабочку; что такое метаморфоз;
научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: энциклопедиях, журналах, интернете, словарях;
научиться формулировать гипотезы, делать выводы из полученной информации;
узнать как можно больше о бабочках.
Объект исследования: гусеница и бабочки.
Предмет исследования: жизнь и превращение гусеницы в бабочку.
Методы исследования:
поиск и сбор информации (систематизация, анализ, изучение, обобщение, сравнение, обработка данных),
личные наблюдения,
фотографирование.
II. Основная часть
1. Общие сведения о бабочках.
Бабочки относятся к классу беспозвоночных. Насекомые различаются по размеру, внешнему виду, но все они покрыты хитиновым панцирем. У взрослых бабочек есть голова, грудной отдел и брюшко.
Бабочки различают цвета, запахи, звуки лучше, чем человек. Всё это благодаря развитой нервной системе.
Дышит бабочка – через тончайшие трубочки, пронизывающие всё тело.
Слышит бабочка брюшком, потому что « уши» у них не на голове, а в ямочках по бокам груди. Любой, кто хоть раз пытался поймать бабочку, знает, как трудно это сделать. Бабочка замечает охотника издалека и быстро улетает.
2. Фазы развития бабочки.
Любая бабочка в течение жизни проходит четыре фазы развития:
1. яйцо,
2. гусеница,
3. куколка,
4. взрослая бабочка.
Каждая фаза ничем не похожа на предыдущую. Такое развитие насекомого - бабочки, называют развитием с полным превращением, или как ещё говорят учёные метаморфозом.
3. Что такое «метаморфоз»?
Метаморфоз – это видоизменение, превращение, переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций (гусеницы в бабочку, головастика в лягушку).
4. Созревание гусеницы в яйце.
Самка бабочки откладывает множество яичек на нижнюю сторону листа. Через 10 – 20 дней из крошечных яичек, отложенных бабочкой, выползают наружу крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят листья растений и растут.
5. Рождение и жизнь гусеницы.
Когда гусеница вылупляется, она сначала съедает оболочку своего яйца и только после этого принимается за листики растений.
У гусеницы есть глаза, и эти глаза могут только отличить свет от темноты, день от ночи. Сильные челюсти гусеницы все время что-нибудь жуют. Гусеница не может дышать через рот, она дышит через отверстия по бокам брюшка, которые называются «дыхальца».
7. Подготовка к превращению.
Когда гусеница становится довольно большой, она перестает есть и удобно устраивается на каком-нибудь листке или ветке. Теперь гусенице пора превращаться в бабочку. Она прикрепляется к листку или веточке растения и висит вниз головой. Потом гусеницы «окукливаются» - превращаются в неподвижные, но живые куколки. Некоторые из гусениц, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити. Из своего рта гусеница выпускает тоненькую ниточку, которую наматывает на своё тело, и получается куколка. Куколкой называют домик, в котором гусеница превращается в бабочку. У разных бабочек куколки выглядят по – разному. Продолжительность стадии куколки от нескольких недель до нескольких месяцев (в зависимости от климата).
9. Рождение и жизнь бабочки.
И наконец, из куколки появляется крылатая бабочка – красавица. Увидеть, как бабочка выходит из куколки, значит стать свидетелем одного из чудес природы. Примерно за день до рождения сквозь оболочку куколки уже можно увидеть насекомое и даже окраску его крыльев. Рождаясь, бабочка разламывает кокон, так как голова насекомого уже достигает размеров взрослой особи. Сформировавшееся насекомое выбирается из оболочки при помощи влажных и слабых и крыльев. Она начинает вылезать из своего домика, который ей становится не нужен. Когда бабочка выберется из куколки и высушит крылья, она начинает летать. Немного полетав, она садится на цветок и лакомится сладким нектаром.
Продолжительность жизни бабочки от 1-3 дней до 2 недель. В один прекрасный день она сама отложит яйца, из которых затем снова вылупятся гусеницы, а гусеницы превратятся в бабочек.
10. Защита бабочек.
Бабочки нуждаются в охране и защите. Возникла серьёзная угроза исчезновения многих видов бабочек. 104 вида занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы. 53 вида занесены в Красную книгу России.
В охране нуждаются многие бабочки, а не только те, что занесены в Красную книгу. Причин бедственного положения насекомых много. Но одна из главных - это обработка полей ядохимикатами. Много их истребляют и коллекционеры, старательно выбирая самых ярких, крупных, редких. Надо беречь, охранять и защищать бабочек!
III. Заключение.
Данная работа посвящена исследованию процесса превращения гусеницы в бабочку. Таким образом, мне удалось достигнуть поставленной цели: я узнала, как происходит превращение гусеницы в бабочку и что такое метаморфоз. В результате изучения теоретических источников я многое узнала о бабочках (их строение, виды, жизненные циклы), понаблюдала за их поведением в летние каникулы. Наша гипотеза подтвердилась.
У красотки бабочки есть один секрет,
Ничего секретнее для кокетки нет.
Бабочка старается, охраняет тайну,
Для такой красавицы важно чрезвычайно,
Чтоб никто и никогда не узнал о том,
Что была она мохнатым толстым червяком!
Благодарю за внимание!
Список используемой литературы.
Горбатовский В.В. Насекомые России. Жуки, бабочки и другие. Серия «Библиотечка натуралиста». Изд-во: Аст, 2011г., 96 с.
Каабак Л.В. Самые красивые и знаменитые. Бабочки мира. Изд-во: Аванта+, 2011 г., 184 с.
Моррис Тинг. Пчёлы, бабочки, стрекозы. Серия «Мир на ладони». Изд-во: Махаон, 2008 г., 96 с.
Бабочки. Общая характеристика http://lifeplanet.org/insect/butterfly-00.html
Бабочки мира – сайт о бабочках http://www.danaida.ru/
Вокруг света. Энциклопедия. http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=Бабочки
7. Каабак Л. В., Сочивко А. В. Бабочки мира. - М.: Аванта+, 2003.
http://otkrito4ki.ru/babochki/
8. Мамаев Б.М. Школьный атлас-определитель насекомых (электронная версия): http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%F8%F3%E5%EA%F0%FB%EB%FB%E5
9. Фото бабочек – авторский проект Руслана Мигранова: http://migranov.ru/butterfly.php