СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Как гусеница превращается в бабочку"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На нашей планете около 140 тысяч видов бабочек. Бабочки - рекордсмены природы по разнообразию окраски. Они лучшие опылители растений, «подарили» миру шёлк, в современной медицине используется для лечения метод «Бабочкотерапия».  К тому же уникальным является процесс появления бабочек.  Вот настоящее чудо!  

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Как гусеница превращается в бабочку"»

~ 1 ~



Наименование органа управления образования


Наименование образовательного учреждения (полностью);


Наименование Конференции


Вид работы (учебный проект, исследовательский проект, социальный проект, исследовательская работа);


Исследовательская работа.

Наименование направления (секции)

Естественно-научное направление

Наименование темы работы

«Как гусеница превращается в бабочку?»


Фамилия имя отчество (полностью)
автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ)

Мухамадуллина Рената Руслановна


Домашний адрес автора


Место учебы:



Класс

2 «А» класс

Научный руководитель

Лотарева Инна Викторовна

учитель начальных классов


e-mail (обязательно)
Контактный телефон


Аннотация



Тема: «Как гусеница превращается в бабочку?»

Автор проекта: Мухамадуллина Рената, учащаяся 2 класса «А», ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7».

Возраст: 8 лет.

Руководитель: Лотарева Инна Викторовна.

Консультант: Мухамадуллина Галия Нурулловна.

Предмет: окружающий мир.

Тип проекта: исследовательский.

Вид проекта: индивидуальный (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита.

Цель проекта: узнать, как гусеница превращается в бабочку.

Задачи проекта:

  • ответить на вопросы: как происходит превращение гусеницы в бабочку; что такое метаморфоз;

  • научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: энциклопедиях, журналах, интернете, словарях;

  • научиться формулировать гипотезы, делать выводы из полученной информации;

  • узнать как можно больше о бабочках.

Методы исследования: 

  • поиск и сбор информации (систематизация, анализ, изучение, обобщение, сравнение, обработка данных),

  • личные наблюдения,

  • фотографирование.

Конечный продукт проекта: презентация, рисунки, поделка «Бабочка-подвеска на новогоднюю ёлку», издание журнала «Про бабочек».


Время работы над проектом: июнь-октябрь, 2015 г.


п/п

Этапы работы

Содержание и результаты деятельности

1.

Мотивационный

  • Определение обоснования выбора, основополагающего вопроса для исследования; поиск информации по проекту.

2.

Аналитический

  • Корректировка целей и задач проекта; выработка стратегии решения каждой задачи.

3.

Практический

  • Поск информации (словари, литература, Интернет).

  • Поиск учебного мультфильма.

  • Рисунок бабочки.

  • Поделка «Подвеска на ёлку – бабочка».

  • Издание детского журнала о бабочках.

4.

Обработка собранных материалов

  • Определение главного;

  • создание материалов для представления результатов.

5.

Рефлексивно-оценочный

  • участие в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы;

  • оценка достижения поставленных целей;

  • осуществление самооценки;

  • рефлексия.

Материально-техническое обеспечение: ПК, проектор, экран, интерактивная доска.

Информационное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word, сеть Интернет.













Содержание


I. Введение……………..................................................................................5

II. Основная часть........................................................................................6

1. Общие сведения о бабочках.......................................................................6

2. Фазы развития бабочки...............................................................................6

3. Что такое метаморфоз? ..............................................................................6

4. Созревание гусеницы в яйце……………………………………………..6

5. Рождение и жизнь гусеницы……………………………………………..6

7. Подготовка к превращению……………………………………………...7

8. Куколка бабочки………………………………………………………….7

9. Рождение и жизнь бабочки………………………………………………7

10. Защита бабочек………………………………………………………….7

III. Заключение..............................................................................................8

Список используемой литературы…........................................................9























I. Введение


Актуальность выбора темы. С бабочками каждый ребёнок знакомится еще в раннем детстве. Когда, гуляя в парке, саду или на детской площадке весело бегают за улетающей красавицей. Бабочек называют летающими цветами и относят к одним из самых красивых, грациозных и уникальных существ в природе. На нашей планете около 140 тысяч видов бабочек. Бабочки - рекордсмены природы по разнообразию окраски. Они лучшие опылители растений, «подарили» миру шёлк, в современной медицине используется для лечения метод «Бабочкотерапия». К тому же уникальным является процесс появления бабочек. Это настоящее чудо!

Именно поэтому я посвящаю им свою исследовательскую работу.


Гипотеза исследования: возможно, что гусеница обматывает себя своими природными ниточками и засыпает. Пока она спит, у неё растут крылышки. А когда просыпается, она уже бабочка.

Цель исследования: выяснить, как гусеница превращается в бабочку.

Задачи исследования:

  • ответить на вопросы: как происходит превращение гусеницы в бабочку; что такое метаморфоз;

  • научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: энциклопедиях, журналах, интернете, словарях;

  • научиться формулировать гипотезы, делать выводы из полученной информации;

  • узнать как можно больше о бабочках.

 

Объект исследования: гусеница и бабочки.


Предмет исследования: жизнь и превращение гусеницы в бабочку.

Методы исследования:

  • поиск и сбор информации (систематизация, анализ, изучение, обобщение, сравнение, обработка данных),

  • личные наблюдения,

  • фотографирование.







II. Основная часть

1. Общие сведения о бабочках.

Бабочки относятся к классу беспозвоночных. Насекомые различаются по размеру, внешнему виду, но все они покрыты хитиновым панцирем. У взрослых бабочек есть голова, грудной отдел и брюшко.

Бабочки различают цвета, запахи, звуки лучше, чем человек. Всё это благодаря развитой нервной системе.

Дышит бабочка – через тончайшие трубочки, пронизывающие всё тело.

Слышит бабочка брюшком, потому что « уши» у них не на голове, а в ямочках по бокам груди. Любой, кто хоть раз пытался поймать бабочку, знает, как трудно это сделать. Бабочка замечает охотника издалека и быстро улетает.


2. Фазы развития бабочки.

Любая бабочка в течение жизни проходит четыре фазы развития:

1. яйцо,

2. гусеница,

3. куколка,

4. взрослая бабочка.

Каждая фаза ничем не похожа на предыдущую. Такое развитие насекомого - бабочки, называют развитием с полным превращением, или как ещё говорят учёные метаморфозом.


3. Что такое «метаморфоз»?


Метаморфоз – это видоизменение, превращение, переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций (гусеницы в бабочку, головастика в лягушку).


4. Созревание гусеницы в яйце.


Самка бабочки откладывает множество яичек на нижнюю сторону листа. Через 10 – 20 дней из крошечных яичек, отложенных бабочкой, выползают наружу крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят листья растений и растут.


5. Рождение и жизнь гусеницы.


Когда гусеница вылупляется, она сначала съедает оболочку своего яйца и только после этого принимается за листики растений.

У гусеницы есть глаза, и эти глаза могут только отличить свет от темноты, день от ночи. Сильные челюсти гусеницы все время что-нибудь жуют. Гусеница не может дышать через рот, она дышит через отверстия по бокам брюшка, которые называются «дыхальца».

7. Подготовка к превращению.


Когда гусеница становится довольно большой, она перестает есть и удобно устраивается на каком-нибудь листке или ветке. Теперь гусенице пора превращаться в бабочку. Она прикрепляется к листку или веточке растения и висит вниз головой. Потом гусеницы «окукливаются» - превращаются в неподвижные, но живые куколки. Некоторые из гусениц, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити. Из своего рта гусеница выпускает тоненькую ниточку, которую наматывает на своё тело, и получается куколка. Куколкой называют домик, в котором гусеница превращается в бабочку. У разных бабочек куколки выглядят по – разному. Продолжительность стадии куколки от нескольких недель до нескольких месяцев (в зависимости от климата).


9. Рождение и жизнь бабочки.


И наконец, из куколки появляется крылатая бабочка – красавица. Увидеть, как бабочка выходит из куколки, значит стать свидетелем одного из чудес природы. Примерно за день до рождения сквозь оболочку куколки уже можно увидеть насекомое и даже окраску его крыльев. Рождаясь, бабочка разламывает кокон, так как голова насекомого уже достигает размеров взрослой особи. Сформировавшееся насекомое выбирается из оболочки при помощи влажных и слабых и крыльев. Она начинает вылезать из своего домика, который ей становится не нужен. Когда бабочка выберется из куколки и высушит крылья, она начинает летать. Немного полетав, она садится на цветок и лакомится сладким нектаром.

Продолжительность жизни бабочки от 1-3 дней до 2 недель. В один прекрасный день она сама отложит яйца, из которых затем снова вылупятся гусеницы, а гусеницы превратятся в бабочек.


10. Защита бабочек.


 Бабочки нуждаются в охране и защите. Возникла серьёзная угроза исчезновения многих видов бабочек. 104 вида занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы. 53 вида занесены в Красную книгу России.

В охране нуждаются многие бабочки, а не только те, что занесены в Красную книгу. Причин бедственного положения насекомых много. Но одна из главных - это обработка полей ядохимикатами. Много их истребляют и коллекционеры, старательно выбирая самых ярких, крупных, редких. Надо беречь, охранять и защищать бабочек!




III. Заключение.

Данная работа посвящена исследованию процесса превращения гусеницы в бабочку. Таким образом, мне удалось достигнуть поставленной цели: я узнала, как происходит превращение гусеницы в бабочку и что такое метаморфоз. В результате изучения теоретических источников я многое узнала о бабочках (их строение, виды, жизненные циклы), понаблюдала за их поведением в летние каникулы. Наша гипотеза подтвердилась.

У красотки бабочки есть один секрет,
Ничего секретнее для кокетки нет.
Бабочка старается, охраняет тайну,
Для такой красавицы важно чрезвычайно,
Чтоб никто и никогда не узнал о том,
Что была она мохнатым толстым червяком!

    

Благодарю за внимание!





























Список используемой литературы.


  1. Горбатовский В.В. Насекомые России. Жуки, бабочки и другие. Серия «Библиотечка натуралиста». Изд-во: Аст, 2011г., 96 с.

  2. Каабак Л.В. Самые красивые и знаменитые. Бабочки мира. Изд-во: Аванта+, 2011 г., 184 с.

  3. Моррис Тинг. Пчёлы, бабочки, стрекозы. Серия «Мир на ладони». Изд-во: Махаон, 2008 г., 96 с.

  4. Бабочки. Общая характеристика http://lifeplanet.org/insect/butterfly-00.html

  5. Бабочки мира – сайт о бабочках http://www.danaida.ru/

  6. Вокруг света. Энциклопедия. http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=Бабочки

7. Каабак Л. В., Сочивко А. В. Бабочки мира. - М.: Аванта+, 2003.

http://otkrito4ki.ru/babochki/

8. Мамаев Б.М. Школьный атлас-определитель насекомых (электронная версия): http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%F8%F3%E5%EA%F0%FB%EB%FB%E5

9. Фото бабочек – авторский проект Руслана Мигранова: http://migranov.ru/butterfly.php