СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Как молоко на стол приходит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Исследовательская работа посвящена  выяснению  вопросов о том, как молоко  приходит на стол,  почему люди с древних времён ценили молоко, полезно ли молоко для взрослых, какую роль в жизни людей  играет молоко; проведению исследования «Что можно сделать с молоком в домашних условиях». Работа учащихся: изучение литературы по данной теме, нахождение информации в сети Интернет, посещение экскурсий на ферму и молокозавод, использование  теоретической информаций в практической деятельности при проведении исследования, оформления результатов посещения экскурсий в виде макетов. Проект охватывает предметные области: познание мира, трудовое обучение – изготовление коллажей, макетов; изобразительное искусство – рисунки учащихся, кластеры по итогам экскурсий; развитие речи. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Как молоко на стол приходит"»




Г У «Городской отдел образования»

акимата города Рудного

КГУ «Гимназия №2»





Исследовательская работа



«Как молоко на стол приходит»



Направление: валеология

Исполнитель:

Байжанов Ерхан и

Майорова Полина ученики 2 «А» класса КГУ «Гимназия №2» г. Рудный Костанайская область Республика Казахстан



Руководитель:

Гриценко Галина Васильевна

учитель начальных классов

КГУ «Гимназия №2»



Рудный

2016



СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ……………...…….………………………………….……………..3

ВВЕДЕНИЕ………………...…….………………………………….……………..4

Глава 1

1. 1 Тревожные факты………………...……………………………………………5

1.2 Путешествие по молочной реке (экскурсии на ферму и молокозавод)……6

1.3 Исторические сведения о молоке …………………..........................................7

1.4 Значение молока ……………………………………………………………….8

ГЛАВА 2 Исследовательский блок

2.1. Практическое описание экспериментов с молоком, выводы……………...11



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………12



ЛИТЕРАТУРА…...………………………………………........................................13
















АННОТАЦИЯ

Исследовательская работа на тему: «Как молоко на стол приходит» выполнена учениками 2 «А» класса КГУ «Гимназия №2» акимата города Рудного Байжановым Ерханом и Майоровой Полиной, под руководством учителя Гриценко Г.В.

Направление: науки о природе Секция: валеология

Исследовательская работа посвящена выяснению вопросов о том, как молоко приходит на стол, почему люди с древних времён ценили молоко, полезно ли молоко для взрослых, какую роль в жизни людей играет молоко; проведению исследования «Что можно сделать с молоком в домашних условиях». Работа учащихся: изучение литературы по данной теме, нахождение информации в сети Интернет, посещение экскурсий на ферму и молокозавод, использование теоретической информаций в практической деятельности при проведении исследования, оформления результатов посещения экскурсий в виде макетов. Проект охватывает предметные области: познание мира, трудовое обучение – изготовление коллажей, макетов; изобразительное искусство – рисунки учащихся, кластеры по итогам экскурсий; развитие речи.














ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта:

Всем известно, что обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. В прошлом году на уроках познания мира, знакомясь с жизнью аула, мы увидели, что многие ребята нашего класса (94%) не знают, какой путь проходит молоко, прежде чем появиться у нас на столе, а коров они видели только на картинках. Мы провели анкетирование.

Результаты проведенного опроса показали, что 94 % опрошенных детей любят молоко и регулярно его употребляют. Из них 46% ответили, что причина, по которой они любят молоко в том, что оно вкусное, 42% потому, что оно полезное, 7% потому, что хотят побыстрее вырасти.. 

После этого у нас появилось желание узнать как можно больше о молоке и о том, как оно приходит на стол. Отсюда и родилась тема нашего исследования: «Как молоко приходит на стол».

Цель исследования: выяснить, почему люди с древних времён ценили молоко, узнать, как молоко приходит на стол, какую роль в жизни людей играет молоко через проведение экскурсий, поисковую работу, анкетирование, беседу с производителями молока.

Задачи: расширить представление о том, как молоко приходит на стол, узнать о молочных продуктах и их польз; выяснить: молоко – это хорошо или плохо и, что можно получить в домашних условиях из молока.

Объект исследования: научная и художественная литература по теме, экскурсии на ферму и молокозавод.

Методы исследования:

  • экскурсии

  • изучение и анализ литературы по теме

  • анкетирование

  • беседы

  • эксперимент

Типология проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: частично – поисковый, исследовательский

По предметно- содержательной области: межпредметный

По количеству участников: групповой

По продолжительности: долгосрочный

Гипотеза: если учащиеся будут знать о пользе молока; о том, какой путь проделывает оно, прежде чем прийти к нам на стол, то будут постоянно его употреблять, а значит, будут здоровы.

У нас появились вопросы:

- Какой путь проходит молоко, прежде, чем оно появится у нас на столе?

- Молоко – это хорошо или плохо для детей и взрослых?

- Что дети нашей школы знают о молоке?

- Откуда произошло слово «молоко»?

- Какие продукты можно получить в домашних условиях?


ГЛАВА 1

1.1 Тревожные факты

Изучив литературу, мы выяснили, что молоко играет огромную роль для укрепления здоровья человека с детских лет. В настоящее время 98 % жителей нашей страны испытывают витаминную недостаточность, в том числе и школьники. Только 5 – 10 % детей, оканчивающих школу, можно считать здоровыми. Каждый 2 школьник имеет проблемы с пищеварительной системой, среди причин выделяют медики – несовершенство питания и дефицит молока в рационе школьника.

1.2 Экскурсия на ферму села «Лесное» и молокозавод «Лидер -2010»

Своё исследование мы начали с посещения экскурсии, которую нам организовали в конце года наши родители на ферму села «Лесное» Мы увидели, что – это современный животноводческий комплекс, в котором имеется:

  1. Здание санпропускника, там находятся мужская и женская раздевалки, кабинет охраны, прачечная, кабинет заведующего фермой;

  2. гаражные боксы (в них стоит вся техника, на ферме: кормораздатчики, погрузчики, трактора);

  3. насосная с резервуарами для питьевой воды, объёмом в 200 куб. метров

( оттуда вода подаётся на весь комплекс из скважин, пробурённых на глубину 50метров). Согласно анализам воды, взятым на ферме, вода пригодна для питья, даже без дополнительной термообработки.

  1. Коровник №1, в нём содержатся 625 дойных коров в возрасте от 2 до 5 лет. В среднем каждая корова даёт около 23 литров молока в сутки.

  2. Здание молодняка, в котором содержится около 500 голов молодняка (коровы от 1 года до 2 лет).

  3. Телятник. В этом здании содержится около 450 телят в возрасте от 1 недели до 1 года. Причём телята разбиты на возрастные группы, как в садике. Есть даже ясельки (телята – до 2 месяцев, они содержатся в отдельных клетках; есть младшая группа – от 2 месяцев до 5 месяцев, средняя от 5 до 9 месяцев, старшая от 9 до 12 месяцев. Там же имеется кухня, где готовят для них еду.

  4. Доильно – молочный блок с родильным отделением. Здесь установлена специальная карусель для доения 36 коров одновременно. Имеется в этом здании также ветеринарная зона, где коров лечат и осеменяют. Есть здесь и родильное отделение, где рождаются телята и содержатся до 1 недели, а потом переводятся телятник. Около карусели стоят 2 танкера охлаждения молока (18000 и 12000 литров). В эти танкеры поступает сразу молоко от коров при доении и здесь оно моментально охлаждается. Отсюда молоко ежедневно забирают специальные машины – «Молоковозы» и увозят на завод в город на переработку.

Все корма для коров выращиваются и хранятся также работниками фермы на отдельной территории (это силос и сено). На ферме трудятся около 80 человек – это доярки, скотники, механики, телятницы, ветврач, зоотехник.

Мы не увидели самого процесса доения, но работники фермы показали нам доильные агрегаты, пояснили, как они работают, увидели сотни литров молока в огромных цистернах, которое готовилось к отправке на завод. Узнали, что коровам необходимо для полноценного питания сено, силос, витамины. Коровы оказались очень дружелюбными и разрешили нам не только себя погладить, но и покормить. Очень удивило нас то, что для коров есть специальные чесалки – массажёры, как и для людей.

После экскурсии мы создали и защитили свои творческие проекты по результатам экскурсии, некоторые из них представлены здесь и на слайдах.

Во 2 классе мы продолжили своё путешествие по молочной реке, побывали на одной из фирм города Рудного (фирма «Лидер» и «Село Лесное»). Там мы увидели, как разливают молоко и молочнокислые продукты в специальные проформы (их выдувают тут же в цехе специальные машины). Из рассказа с мастером мы узнали, что происходит с молоком на молокозаводе. (фрагмент видеофильма). Теперь весь наш класс знает, какой путь проходит молоко, прежде чем попасть к нам на стол. После экскурсии мы провели защиту наших проектов по результатам экскурсии, некоторые представлены также на слайдах. Кроме этого по результатам экскурсий мы написали заметки в газеты «Зелёное яблоко», «Хорошее дело», «Костанайские новости». На этом свои познания по данной теме мы решили продолжить, изучая литературу и источники Интернета.

1.3 Исторические сведения о молоке

Из истории. Знакомясь с литературой, мы узнали также, что слово «Молоко» - это слово имеет индоевропейскую природу. В литовском языке находим malkas - «молоко», в немецком Milch - «молоко», в английском milk - «молоко». В кельтском melgф - молоко буквально- «то, что выдаивается из вымени». У многих народов его название звучит одинаково: млеко (польское, чешское, хорватское), мляко (болгарское), молоко (украинское, белорусское). Интересно, что первичное значение этого слова – «жидкость».

Оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. В Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н.э., написано, что зубы Иуды станут белыми от молока. Земля Ханаанская была «землей молока и меда». В 1500 году до н.э. Иов часто ссылался на сыр.

Из этих примеров мы видим, что молоко было известно очень давно.

1.4 Значение молока

Молоко - самая удивительная пища в мире это та, которой животное кормит своих детенышей, — молоко. Молоко превращает беспомощного львенка в мощного зверя. Огромный кит, как и крошечная морская свинка, вскормлен молоком. Материнское грудное молоко – это единственная идеальная пища, защита от многих болезней.

В молоке есть всё, что нужно малышу: в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины. Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты. Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу! Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

Испокон века люди высоко ценили целебные свойства молока. Они называли его «соком жизни», «эликсиром жизни». Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.

Самые красивые женщины мира использовали молоко, чтобы сохранить свою красоту и молодость на долгие годы. Так царица Египта Клеопатра ежедневно принимала молочные ванны. Молоко животных спасало людей от смерти в голодные годы.  За день корова дает 160 стаканов молока.

В 2009 году ветеринары доказали, что корова, имеющая какую бы ни было кличку, дает больше молока, чем безымянная.

 А каково было наше удивление, когда  мы  узнали, что в одном стакане молока содержится столько необходимого нам кальция, сколько его в 7 сардинах  или в 3-х стаканах арахиса, или  в 4-х стаканах черной фасоли.

Беседа с медсестрой и поваром гимназии

За информацией о пользе молока мы обратилась к школьной медсестре и повару. Они сообщили нам о том, что питание человека должно быть полноценным, то есть содержать все необходимые компоненты в достаточном количестве. В молоке содержатся животные белки. Из этих белков «строятся» мышцы, кожа, мозг, внутренние органы. В них особенно нуждается растущий организм детей. Поэтому обязательно надо включать в рацион питания молоко и молочные продукты. Выпивая пол литра молока в день, человек получает все полезные питательные вещества. Польза молока зависит от умения его употреблять. Лучше всего пить молоко в утренние или вечерние часы, не следует пить его холодным.

Бытует мнение о том, что взрослым пить молоко вредно. Этот вопрос заинтересовал нас. Почему же нельзя пить молоко взрослым? В свое время ряд врачей-диетологов всего мира пришел к выводу, что молоко является типичным детским напитком. Оно стимулирует деление клеток всего организма. И если младенцу это жизненно необходимо, то у взрослого человека, чей рост уже остановился, и все органы сформировались, частое употребление этого напитка якобы может привести к раковым опухолям.

 Известный японский ученый Хироми Шинья в своих трудах утверждает, что коровье молоко предназначено лишь для питания телят. И только в их пищеварительном тракте содержится фермент, который расщепляет казеин – главный молочный белок. У человека такого фермента нет. В итоге, это вещество остается в организме, и является причиной проблем с пищеварением, в частности, нарушения микрофлоры кишечника. 

 Другая группа исследователей не видит никаких причин, почему взрослым нельзя пить молоко. Напротив, они убеждены в его безусловной пользе для организма. Этот продукт является источником витаминов и ценных микроэлементов, содержит большое количество кальция и белка. Регулярное употребление молока снижает риск артритов, артрозов, остеопороза, способствует улучшению состояние кожи, ногтей и волос, а также росту мышечной массы. Не зря этот природный напиток во все времена использовался в кухнях большинства народов мира.

Т.о., изучив литературу, мы выделили следующие аргументы «за» и «против» молока.

Аргументы «за»

1. Молоко является «напитком спортсменов». Высокое содержание белка способствует скорейшему набору мышечной массы.

 2. При гастрите и язве желудка, когда больной должен соблюдать строжайшую диету, молоко – незаменимый продукт в рационе. Оно помогает восполнить недостаток питательных веществ и забыть о чувстве голода.

 3. Те, у кого имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, просто обязаны налегать на молоко. В нем много кальция, что, в свою очередь, снижает риск переломов, вывихов и возрастных деформаций скелета.

 4. С помощью этого напитка можно регулировать давление при гипертонии.

 5. Молоко выводит из организма шлаки и токсины, и тем самым, оздоровляет его. Так что, пресловутое «молоко за вредность» на опасном производстве – реальная необходимость!

 6. У женщин в период кормления грудью молоко благотворно влияет на лактацию.

 7. В конце концов, это просто очень вкусно!

Аргументы «против»

1. Молоко – довольно калорийный продукт. Поэтому людям, склонным к полноте, надо с осторожностью к нему относиться.

 2. В некоторых случаях этот напиток может вызвать аллергию.

 3. У лиц с чувствительным пищеварением блюда из молока могут спровоцировать расстройство желудка и кишечника, вызвать диарею и нарушить микрофлору.

 4. Не все молоко одинаково полезно. Идеальный вариант – это домашнее коровье или козье молоко. «Порошковые» напитки из супермаркета содержат минимум питательных веществ. Но при этом употребление домашнего молока не всегда безопасно. Так, ненадлежащие условия его хранения могут привести к серьезным инфекционным заболеваниям.

 5. Если запить молоком обильный и сытный обед, неприятные ощущения в желудке только усугубятся.

 6. Этот напиток замедляет усвоение железа. Поэтому его не рекомендуют употреблять при анемии.

   Таким образом, споры на тему «Почему взрослым нельзя пить молоко?», не утихают до сих пор. Но уже сейчас существует ряд бесспорных аргументов «за» и «против» этого напитка. Что выберете вы – решать только вам! Но тот факт, что еще нигде в мире не было зарегистрировано ни одного случая смерти от коровьего молока, уже наводит на оптимистичные выводы!

2.1 Исследовательский блок

Я  решила поэкспериментировать с молоком. Из беседы с учителем и мамами мы узнали, что молочные продукты получаются, если молоко смешивать с другими продуктами питания или менять температуру хранения молока в домашних условиях.

Опыт №1

Я вскипятила молоко и дала ему остыть до комнатной температуры. Положила в молоко 2 кусочка чёрного хлеба и поставила в тёплое место. Через сутки я посмотрела, что получилось. Молоко закисло, стало густое, с хлопьями. Так из молока я получила простоквашу.

Я сделала вывод: в тепле молоко прокисает и превращается в новый продукт питания – простоквашу.

Опыт №2

У меня возник вопрос: что будет с простоквашей, если её нагреть? Я поставила банку с простоквашей в кастрюльку с тёплой водой и довела до кипения. В простокваше появились густые белые хлопья, и отделилась жёлто-зелёная жидкость. Я процедила эту массу через дуршлаг. Жидкость стекла, осталась густая масса. Я попробовала её на вкус. Оказалось, что это творог.

Я сделала вывод: чтобы получить творог, надо простоквашу нагреть до кипения, а потом процедить.

Эксперимент – изобретение. Я попробовала сделать сама молочный коктейль. В свежее молоко добавила размороженные ягоды малины и клубники, немного сахара и взбила миксером. Получился очень вкусный напиток. Я его назвала «Фруктовая фантазия».






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив литературу, материалы на Интернет-сайтах, проведя эксперименты с молоком, мы пришли к следующим выводам:

1.Молоко – самый полезный для человека продукт питания, это источник веществ, необходимых человеческому организму, поэтому следует отдавать предпочтение не сладким газированным напиткам, а молоку, особенно детям.

2.Молоко проделывает большой путь, прежде, чем придёт к нам на стол.

3. Зная аргументы «за» и «против» молока, каждый человек делает свой выбор сам, нужно помнить, что нигде в мире не было зарегистрировано ни одного случая смерти от коровьего молока

4.С молоком можно экспериментировать в домашних условиях и получать новые молочные продукты питания: творог, простоквашу, молочный коктейль и другие.

Закончить мне хочется стихотворением, которое сочинили ребята из нашего класса:

Молоко полезно очень

И для взрослых и ребят.

Кашу, йогурт и сметану

Большой ложкою едят.

В молоке полезных много витаминов и веществ.

Пейте молоко парное, чтобы кариес исчез,

Чтобы кости были крепки, не болела голова,

Настроение прекрасным было бы у вас всегда. 

Шлет привет вам всем корова:

-Пейте, дети, молоко

Будете здоровы!











ЛИТЕРАТУРА

1. В.И Белов. Энциклопедия здоровья. — М.,1993.

2.Горбатова К. К. Химия и физика молока, изд. Гиорд,200

3. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. — СПб.,1998.

5. Энциклопедии «Почемучка», «Кто такой? Что такое?»

6.Интернет – ресурсы

http://psylib.org.ua/books/aurob04/txt14.htm

http://sokrnarmira.ru/index/korova/0-303

http://leg-mif.narod.ru/playcast/cast_22.html

http://lamacompany.ru/publ/3-1-0-24

http://absurdopedia.wikia.com/wiki/Корова

http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200500306

http://ru.wikipedia.org/wiki/Troll

http://dmitrid.mylivepage.ru/wiki/645/270_О_коровах

http://el—mikheeva.ru/innovacii/primer—detskogo—proekta—domashnee—eksperimentirovanie—s—molokom#ixzz2Hb6w6yYG


10