Школьная научно-практическая конференция
«Я – исследователь!»
Секция «Краеведение»
«Как зависит место обитания зимующих птиц
от особенностей их питания»
Автор работы:
Дзасежева Аниса,
ученица 1 класса
МКОУ «Прогимназия №1»
г.п.Залукокоаже
Зольского р-на КБР
Руководитель: Букина Анна Викторовна,
учитель начальных классов
2017 г.
Оглавление:
Введение. стр. 3
Основная часть. Описание работы над проектом стр. 4-7
Заключение. Выводы. стр.5
Используемые ресурсы. Литература стр.5
Приложения стр. 6
I. Введение.
1. Актуальность выбранной темы.
Холодно птичкам морозной зимою.
Зябко на ветке сидеть воробью -
Мерзнет, присыпанный снежной пургою,
И не чирикает песню свою.
Рядышком села на ветку синичка.
И у синички не лучше дела.
Трудно живется зимой бедным птичкам –
Мало еды! И так мало тепла!
Наша республика славится своими садами. А основной враг плодовых деревьев – это насекомые - вредители, бороться с которыми и помогают наши пернатые друзья - птицы. Поэтому очень важно сохранить численность птиц, зимующих в наших краях.
Для этого нужно знать, какие птицы остаются на зимовку в нашей местности, в чем особенность их питания, как правильно подкармливать птиц, чтобы не навредить им.
2. Цель, задачи, гипотеза и новизна проекта
Цель исследования: выяснить, зависит ли место обитания зимующих птиц от особенностей их питания и корма.
Задачи:
- собрать необходимую информацию;
- прочитать и проанализировать научно-справочную литературу по данному вопросу;
- провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
- оформить презентацию и продукты проекта.
Объект исследования: зимующие птицы.
Предмет исследования: зависимость места обитания от особенностей питания птиц.
Гипотеза: Птицы остаются зимовать там, где им хватает корма.
Проблемные вопросы:
1. Почему не все птицы зимой улетают?
2. Почему некоторые зимующие птицы не встречаются в нашей местности?
3. Какие птицы зимуют в нашей местности? Чем они питаются?
4. Как правильно помогать зимующим птицам?
Ожидаемые результаты:
- Получение знаний о зимующих птицах нашего региона и особенностях их питания;
- развитие умения изготавливать кормушки, правильно ухаживать за птицами;
- сохранение численности зимующих птиц;
- воспитание любви к природе
Тип проекта: практико-ориентированный.
По виду деятельности: исследовательский, творческий, информационный, прикладной.
Практическая значимость проекта:
Проект дает возможность для проведения самостоятельных исследований, учит ставить проблемы, находить пути их решения.
Результаты исследования и продукты проекта могут применяться на уроках окружающего мира, литературного чтения, во внеурочной деятельности: в беседах с одноклассниками, на классных часах, викторинах, в кружковой работе.
Продолжительность выполнения работы - две недели
Продукты проектной деятельности: учебное пособие – таблица «Зимующие птицы нашей местности», таблица «Чем кормить зимующих птиц», книжка – малышка «Зимующие птицы в загадках и картинках», рисунки, поделки.
Форма предоставления продуктов проектной деятельности:
Презентация.
II. Основная часть
Этапы работы над проектом
Подготовительный. Теоретический
Формулировка проблемы, постановка целей и задач проекта, сбор информации по теме проекта.
Практический
Изготовление кормушек, наблюдение за птицами, участие в акции «Покорми птиц!», изготовление поделок, рисунков, составление таблиц, изготовление книжки- малышки, ведение дневников наблюдения.
Итоговый. Выводы по исследованию.
Презентация. Представление продуктов проекта.
Недавно, на уроке окружающего мира мы проходили тему «Как помочь птицам зимой?» и изучали зимующих птиц. Я обратила внимание на то, что на таблице были изображены зимующие птицы, которых я никогда не видела в наших краях. Это поползень, клест, свиристель, щегол, сойка, да и снегиря не видела. Я спросила у учительницы, почему этих птиц у нас не видно. Она предложила мне догадаться, почему так может быть.
И тогда я решила найти ответ на свой вопрос, выполнив исследование. А заодно и ответить на другие вопросы: какие птицы зимуют в нашей местности? Чем они питаются? Как правильно подкармливать птиц? Как делать кормушки и где их развешивать?
Начала я свою работу со сбора информации. Много интересного я узнала, прочитав рассказы в хрестоматии по окружающему миру «Зимние гости», «Тайны рябинового пира», «Почему свиристель в обморок падает», а также информацию в интернете.
Я попросила папу сделать кормушку, чтобы подкармливать птиц и понаблюдать за ними. Я стала вести дневник наблюдений. В нем я записывала, какие птицы прилетали к кормушке, какая была погода, какой корм быстрее съедался птицами.
В моих наблюдениях мне помогали мои одноклассники, которые тоже изготовили кормушки, участвуя в акции «Покорми птиц!». Часть наблюдений я проводила на прогулках в прогимназии, а часть дома.
Работая над проектом, я узнала много интересного! Оказывается, в нашей республике зимуют около сорока видов птиц. Но подкармливать нужно не всех. Хищные птицы сами добывают себе еду, а сорок и ворон подкармливать и вовсе нельзя, эти птицы всеядные, корм всегда найдут, а если их кормить, то по весне их станет так много, что они превратятся из друзей во вредителей, разоряя гнезда и поедая птенцов других птиц и нанося вред садам и огородам.
Птицы, которые чаще всего прилетали к кормушкам – это воробьи, реже – синички и голуби. Чем холоднее был день, тем больше прилетало птиц.
Еще я узнала, что нельзя подкармливать птиц солеными и жареными продуктами, продуктами с плесенью, пшеном, свежим, черным и ржаным хлебом, потому что в нем много влаги, а это ведет к быстрому замерзанию птиц. В отличии от города, в сельской местности птиц нужно не кормить, а только подкармливать, чтобы они сами находили разнообразный корм, иначе от однообразной пищи они могут заболеть.
III. Заключение. Выводы.
Я пришла к выводу, что в нашей местности зимуют птицы, которые питаются зернами пшеницы, кукурузы, семенами травянистых и злаковых растений, подсолнечника, которые находят на полях, огородах и хоздворах. Это воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки, а также утки и грачи, которые в средней полосе России считаются перелетными.
А птицы, которые питаются шишками, орехами, семенами хвойных деревьев и ягодами (клест, свиристель, поползень, сойка, щегол, снегирь) зимуют в лесах и больших парках, поэтому их редко можно встретить в нашей местности. Они лишь иногда кочуют в наших местах.
Это полностью подтвердило мою гипотезу.
Трудности, с которыми я столкнулась: мало времени для наблюдений, и то, что птицы прилетали к кормушкам не каждый день, из чего я сделала вывод, что наш край – для птиц рай! И подкармливать их необходимо только в очень холодное время.
Узнав много нового и интересного о зимующих птицах нашей местности, я решила поделиться своими знаниями со сверстниками. Я сделала для них новую таблицу «Зимующие птицы нашей местности», книжку – малютку ««Зимующие птицы в загадках и картинках», составила памятку «Чем можно и чем нельзя подкармливать зимующих птиц».
Совместно с одноклассниками мы сделали коллективную работу «Птичья столовая», рисунки, плакаты, приняли участие в школьной и районной акции «Покорми птиц!»
Работа над проектом закончилась, но я и мои одноклассники продолжим заботиться о птицах. Весной мы сделаем птицам скворечники и развесим их во дворах и парках.
Это моя первая проектная работа. Теперь меня заинтересовал вопрос: «Почему перелетные птицы возвращаются весной назад, а не остаются в теплых странах, ведь там всегда тепло?»
Это будет темой моего следующего исследования.
Спасибо за внимание!
Используемые ресурсы
Литература:
1. Федотова О.Н., Трофимова Г.В., Трофимов Г.А. «Окружающий мир. Хрестоматия». 1 класс. Академкнига / Учебник, 2016 г.
Интернет-ресурсы:
1.Википедия
2. http://www.ecosystema.ru/
3. http://gamejulia.ru
4. http://www irk.aif.ru›society/
7