Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Г. Жирновска Жирновского муниципального района Волгоградской области
Тема: «Химическая лаборатория в нашем доме»
Сергеева Анна,
ученица 8 класса
учитель:
Шабанова Ольга Александровна
Жирновск, 2014
Введение
«Химии никоим образом
научиться невозможно, не видав
самой практики и не принимаясь
за химические операции»
М.В. Ломоносов
Вряд ли нужно сегодня кого-то убеждать в том, что везде и всегда - на работе и дома, в городе и деревне - повсюду людей окружает всемогущая химия и рожденные ею вещества и материалы. Использование химических веществ в быту - не изобретение нашего времени. Есть немало сведений о том, что люди издавна применяли химические средства - не всегда, может быть, совершенные, но всё же достаточно эффективные для определенных целей. Так, в древних рукописях нашли упоминания о маслах и составах для полирования дерева и камня, о средствах для консервирования пищи. А в гробнице египетского фараона Тутанхамона археологи обнаружили благовония, которые хранили аромат тридцать веков.
В нашей школе очень много учеников интересующихся химией, которым мало проведения опытов в школе. Они хотят проводить свои опыты дома. Поэтому мы и выбрали для исследования тему: «Химическая лаборатория в нашем доме» и решили поделиться с ними интересными, но не опасными опытами, которые можно было бы проводить в домашних условиях.
Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимо непрерывно поддерживать и развивать интерес учеников к химии, что можно сделать с помощью опытов в домашних условиях.
Цель: в интересной форме рассказать о тех химических веществах и процессах, с которыми мы сталкиваемся в нашем доме.
Реализация цели осуществлялась с помощью решения следующих задач:
- Выбрать опыты приемлемые для проведения в домашних условиях.
- Провести опыты.
- Объяснить происходящие процессы.
Методы исследования:
- Эксперимент.
- Наблюдение.
- Описание.
Исследование проводилось в период с 13.01.2014 – 17.02.2014.
При выполнении работы использованы следующие источники:
Канал «Простая наука», в котором собраны научно-популярные опыты по химии с подробным описанием.
Глава 1. Результаты исследования
1.1 Правила безопасности при проведении домашних опытов
1. Застилать рабочую поверхность бумагой или полиэтиленом.
2. В ходе опыта не наклоняться близко во избежание повреждения глаз и кожи.
3. При необходимости использовать перчатки.
2.2 Проведение опытов
2.2.1. Получение пены
Суть опыта:
Перекись водорода является нестабильным веществом и очень быстро разлагается на воду и кислород. Катализатор, мы взяли сульфат аммония, ускоряет реакцию, а жидкое мыло делает ее более наглядной.
Этапы эксперимента:
- В колбе смешиваем раствор перекиси водорода и жидкое мыло.
- Аммиак смешиваем с медным купоросом, получая сульфат аммония.
- Доливаем полученный раствор в колбу.
- Наблюдаем бурную реакцию пенообразования.
Использовались:
- колба
- раствор перекиси водорода 50%
- жидкое мыло
- аммиак
- медный купорос
Описание:
Перекись водорода имеет свойство самопроизвольно разлагаться на воду и кислород:
2H2O2 = 2H2O + O2
В раствор медного купороса добавим аммиак и получим аммиакат меди, который будет катализатором в нашей реакции разложения.
CuSO4 + 6NH3 + 2H2O = [Cu(NH3)4](OH)2 + (NH4)2SO4
Смешиваем жидкое мыло с раствором перекиси водорода, а затем добавляем к смеси катализатор. Реакция разложения запущена.
Мыльный раствор не дает кислороду «улететь». Пузырьки выделившегося кислорода обволакиваются слоем молекул мыла и поднимаются на поверхность. Соприкасаясь друг с другом, они образуют ячеистую структуру – пену. Пена получается плотной и долго не оседает из-за низкого содержания воды.
2.2.2.Лава-лампа
Суть опыта:
Две жидкости разной плотности не смешиваются между собой даже при перемешивании.
Этапы:
- В два сосуда наливаем сок
- Затем наливаем подсолнечное масло
- Добавляют шипучий аспирин
Использовались:
- 2 сосуда
- Фруктовые соки
- Подсолнечное масло
- Шипучие таблетки аспирина
Описание:
Сок и масло в бокале не смешиваются, т.к имеют различные плотности. Что же касается аспирина, то современные растворимые формы содержат в своем составе соду. В кислой среде идет реакция с выделением углекислого газа, который, стремясь вверх, поднимает жидкость из нижнего слоя. Вот так получается эффект лава-лампы.
3NaHCO3+C6H8O7=3CO2+3H2O+Na3C6H5O7
Сода Лимонная
кислота
2.2.3. Тушение свечей содержимым пустого стакана
Суть опыта:
При гашении соды уксусом выделяется углекислый газ СО2, который не поддерживает горение.
NaHCO3+CH3COOH= CH3COONa +H2O+CO2
Этот газ тяжелее воздуха и в итоге он заполняет весь стакан, вытесняя оттуда воздух. Свечи горят, благодаря доступу кислорода. Но когда мы "льем" углекислый газ на свечи, они тухнут.
Этапы эксперимента:
- Насыпаем соду в первый стакан и в него же добавляем уксус.
- Поджигаем свечи.
- Аккуратно "переливаем" из первого стакана полученный гал во второй стакан.
- "Выливаем" газ из второго стакана на горящие свечи.
Использовались:
- уксус
- сода
- стаканы
- свечи
- спички
2.2.4. Резиновое яйцо
Суть опыта:
Если поместить куриное яйцо в уксус и продержать там около 3-х дней, то скорлупа полностью растворится. Скорлупа растворяется из-за того, что состоит она из кальция, который вступает в реакцию с уксусом. Яйцо, при этом, сохранит свою форму, благодаря наличию пленки между скорлупой и содержимым яйца.
CH3COOH + CaCO3 → (CH3COO)2Ca + CO2 + H2O.
Этапы эксперимента:
- Наливаем в стакан уксус пищевой.
- Помещаем сырое куриное яйцо в стакан с уксусом.
- Оставляем яйцо в стакане на 3 дня.
Использовались:
- уксус
- сырое куриное яйцо
- стакан
2.2.5. «Жгучий апельсин»
Для опыта были использованы:
Этапы:
1.Зажигаем свечу
2. Очищаем апельсин.
3. Переломив цедру направляем эфирные масла в пламя.
Опыт демонстрирует, как воспламеняются эфирные масла, содержащиеся в цедре апельсина.
R1COOR2 + O2→CO2 +H2O
общая формула сложных эфиров
В ходе работы все задачи выполнены полностью.
Выводы:
- Выбрали опыты, которые доступны
для проведения в домашних условиях
2.Выполнили опыты
3. Описали процессы, которые протекали во время опыта.