СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа Колчановой П. "Лицо" города, или Когда граффити становится искусством" (научный руководитель Е.В. Шварева)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей гимназии традиционно ученики пишут иследовательские работы уже с 5-го - 6-го классов. И для учителя, и для ученика создать полноценное исследование в таком возрасте - дело не из лёгких. Где найти новизну? Как объяснить разницу между проектом, рефератом и исследованием? Как, в конце концов, мотивировать ученика заниматься этим трудоемким делом?

Конечно, рекомендую идти от интересов самого ребенка, вовлекать его в жизнь современного общества, чтобы он почувствовал сопричастность... Только в этом случае оно, т.е. исследование, получится. Благо - предмет я веду современнейший... Все публикуемые здесь работы победили в конкурсах разного уровня: от краевых до международных. Представленная работа по пермским граффити получила Диплом 1 степени Международного дистанционного конкурса исследовательских работ НОЦ "Эрудит". 

В общем, результаты исследовательской деятельности учеников прилагаю)

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Колчановой П. "Лицо" города, или Когда граффити становится искусством" (научный руководитель Е.В. Шварева)»

III Международный дистанционный конкурс исследовательских работ

НОЦ «Эрудит»


Гуманитарное направление






«ЛИЦО» ГОРОДА, или КОГДА ГРАФФИТИ СТАНОВИТСЯ ИСКУССТВОМ




Работа выполнена

ученицей 6 «Б» класса

МАОУ «Гимназия № 4 им. бр. Каменских»

Колчановой Полиной


Научный руководитель:

учитель обществознания

Шварёва Евгения Владимировна






Пермь, 2016.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1.

Некоторые факты из истории граффити…………………………………………5


Глава 2.

Из истории пермских граффити…………………………………………………8


Глава 3.

Что думают о граффити жители Перми?..........................................................13


Заключение……………………………………………………………………….17


Список литературы………………………………………………………………18















ВВЕДЕНИЕ


Улицы моего родного города «наполнены» разными рисунками и арт-объектами. В этом плане город Пермь – самая настоящая культурная столица Прикамья.

Обычно росписи на стене зданий называют «граффити». Но, если мы обратимся к истории термина, то обнаружим, что слово «граффити» ввели в обращение археологи применительно к посторонним неформальным надписям на поверхности древних и античных памятников. В словарях под термином «граффити» понимаются «изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях».1

Таким образом, в широком значении слова к граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков. В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare — «царапать»). В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски.

О спрей-арте и пойдет речь в настоящей работе. Не все изображения вызывают у меня восхищение. Многие из них – баловство. На мой взгляд, очевидно, что уличное искусство неоднородно по своему содержанию, поэтому граффити – не всегда искусство, а часто – баловство непрофессиональных художников. Цель предпринятого исследования – изучить работы пермских граффити и отношение жителей Перми к граффити.

Задачи, решаемые в ходе работы:

  • познакомиться с историей граффити в целом и работами пермских граффити в частности;

  • составить анкету и провести опрос жителей города, узнать их отношение к граффити;

  • провести анализ анкет.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы/источников.













































Глава 1.

Некоторые факты из истории граффити.

Считается, что в современном понимании движение граффити начало формироваться в 1960-е годы в Филадельфии с незамысловатых ярких надписей, выполненных краской из аэрозольной упаковки одного-двух цветов на стенах домов и заборах. Это были политические лозунги, имя автора, названия уличного клана или просто слова или фразы.

Период с 1969 по 1974 год можно назвать революционным для граффити. За это время заметно выросла его популярность, появилось много новых стилей, а центр граффити-движения переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. Райтеры (любители рисовать на стенах) стремились оставить свои теги (росписи) везде, где только можно, притом максимальное количество раз. Вскоре после того, как Нью-Йорк стал новым центром граффити, средства массовой информации обратили внимание на это новое культурное явление.

Первым райтером, которому была посвящена газетная статья, стал TAKI 183. Это был подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тег TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (или Деметраки, Таки) и номера улицы, на которой он жил – 183. Таки подрабатывал курьером, поэтому ему приходилось часто ездить на метро. Куда бы он ни ездил, он всюду оставлял свои теги. В 1971 году в Нью-Йорк Таймс вышла посвященная ему статья под названием «Таки вызвал волну последователей».

Одним из ранних райтеров считается также Julio 204, но в то время он остался незамеченным средствами массовой информации. Другими заметными граффитчиками были Stay High 149, PHASE 2, Stitch 1, Joe 182 и Cay 161. Barbara 62 и Eva 62 были первыми женщинами, прославившимися своими граффити.

К 1971 году манера исполнения тегов меняется, они становятся более изощренными и сложными. Это связано с огромным количеством граффити-художников, каждый из которых старался обратить на себя внимание. Соперничество райтеров стимулировало появление новых стилей в граффити. Художники усложняли сам рисунок, стремясь сделать его оригинальным, но кроме этого они стали заметно увеличивать размеры букв, толщину линий и использовать контур для букв. Это привело к созданию в 1972 году больших рисунков, так называемых «masterpieces» или «кусков». Считается, что райтер Super Kool 223 первым стал исполнять подобные «куски».

Вошли в моду разнообразные варианты декорирования граффити: узоры в горошек, в клетку, штриховки и т. д. Сильно возросли объемы использования аэрозольной краски, потому как райтеры увеличивали размеры своих работ. В то время стали появляться «куски», которые занимали высоту всего вагона, их называли «top-to-bottoms», то есть «сверху донизу». Развитие граффити, как нового художественного явления, его повсеместное распространение и растущий уровень мастерства райтеров не могли остаться без внимания. В 1972 году Хуго Мартинес основал организацию «United Graffiti Artists» («Объединение Граффити Художников»), в которой состояло множество лучших граффитчиков того времени.

Середина 1970-х годов была отмечена огромной популярностью «троу-апов» («throw-up»), то есть граффити более сложных для исполнения, чем «теги», однако менее замысловатых, чем «куски». Вскоре после появления троу-апов, райтеры стали соревноваться в том, кто сможет исполнить большее количество троу-апов за меньшее количество времени.

Граффити-движение приняло соревновательный характер, и художники задались целью разрисовать весь город. Они хотели, чтобы их имена появились в каждом районе Нью-Йорка. В конечном счете, стандарты и требования, установленные в начале 1970-х, устарели, и к началу 1980-х многие райтеры жаждали перемен.

Однако на рубеже 1970-х — 1980х годов граффити переживает волну новых творческих идей. Еще одной ключевой фигурой граффити-движения этих лет стал Fab 5 Freddy (Фред Брасуэйт), который организовал в Бруклине команду, рисующую на стенах («wall-writing group»). Он отмечает, что в конце 1970-х разные техники нанесения аэрозольной краски и стили написания букв, которые отличали граффити северного Манхэттена от граффити Бруклина, начали смешиваться, что в итоге привело к появлению стиля «wild style». Fab 5 Freddy принадлежит заслуга по продвижению граффити и рэп-музыки за пределы Бронкса, где они появились. С его помощью наладились связи между граффити и официальным искусством, а также современной музыкой. Впервые с тех пор, как в начале 1970-х Хуго Мартинес организовал выставку райтеров, авторитетное изобразительное искусство стало серьёзно воспринимать граффити.

Если в Америке и Европе творчество граффити с середины 1970-х годов переживало революционный этап, то Россию это движение «захватило» в 1990-е годы. Город Пермь не стал исключением.

























Глава 2.

Из истории пермских граффити.



Движение граффити в нашем городе пережило заметную эволюцию: от простых клякс и записей до целых картин. Наш город стал площадкой для фестивалей, на которых уличные художники демонстрировали свою технику и работы.

«Битва столиц»  – один из крупнейших российских хип-хоп фестивалей, проходящий на открытом воздухе. Впервые он был проведен в рамках фестиваля «Живая Пермь» 12 июня 2010 года под названием «Битва трех столиц», впоследствии стал ежегодным. Концепция фестиваля – соревнования между представителями мегаполисов в четырех основных направлениях хип-хоп культуры: фристайл, граффити, скрэтч и брейк-данс. Кроме того, на территории фестиваля проводились мастер-классы, посвященные разным видам уличной культуры.

Вячеслав Moff - первопроходец пермского стрит-арта в одном из интервью так размышлял о собственном творчестве: «Мои граффити на стене больше походят на иллюстрации. Мне всегда больше нравилось рисовать именно персонажей, а не шрифты. Персонаж подразумевает больший выразительный потенциал, большую свободу творчества – нет никаких ограничений и критериев. У каждого из придуманных героев есть своя история и каждый из них исключителен – они рождаются на бумаге, прямо в процессе рисования. Своими картинками я хочу на время переместить зрителя из реального мира в свою выдуманную реальность…».

В рамках фестиваля «Длинные истории Перми -2011» граффисты из разных городов России и зарубежья расписали 840 метров забора вокруг пермского ипподрома. Интересно, что этот фестиваль организаторы назвали «срочной реанимацией городской среды». На бетонных заборах художники создали масштабные рисунки в технике монументальной живописи, суперграфики и граффити.

Фото 1. Забор вокруг пермского ипподрома.


Самое известное граффити в городе – «Портрет Сергея Есенина». Его автор – Александр Жунев. Пермский стрит-арт художник рисует свои работы несколько лет, и уже сумел отметиться великолепными, масштабными росписями. Александр – один из ведущих пермских уличных художников, который, помимо рисования, еще устраивает стрит-арт фестивали у себя в городе. Начинал он своё творчество с обыкновенных надписей на заборе, не лишенных остроумия.


Фото 2. Жунев А. Сергей Есенин.


Фото 3. Жунев А. Кудым-Ош.


На мой взгляд, подобные монументальные работы только украшают городской пейзаж, создавая «лицо» города, яркое и индивидуальное.

Пермские художники даже придумывают своих героев. Такой стала рыжая такса Аня Катерины Балакиной. Рисунок маленькой рыжей собачки, выполненный в мультяшной форме, сопровождается забавными надписями.



Фото № 4. Балакина К. Такса Аня.


С открытием фестиваля  «Экология пространства – 2013» появились и новые творения на улицах столицы Прикамья. Местом для творческой фантазии художников был выбран микрорайон Рабочий поселок в Мотовилихе. Из большого числа работ обратила на себя внимание монументальная композиция  «Из жизни рыб» на улице Уральской, 95, выполненная художницей Ольгой Тиуновой.


Фото № 5. Тиунова О. Из жизни рыб.


Есть на улицах города и работы на шуточные сюжеты. Например, изображение «Сигалофон», выполненное художником Олегом Ивановым.


Фото № 6. Иванов О. Сигалофон.


В последние годы стало все более заметно возросшее количество масштабных работ граффити, посвященных самым разным сюжетам, в том числе и на социально-политические темы, такие как «нашумевшие», неоднозначные изображения «Распятого Гагарина» и «Плачущего Человека».

Фото № 7. Распятый Гагарин. Фото № 8. Плачущий человек.


Таким образом, творчество граффити в Перми эволюционирует от простых автографов до монументальных сюжетных изображений, претендуя на одно из главных средств создания облика города. Оно становится не просто отвлеченным изображением «того, что вижу», но и часто выражает гражданскую позицию автора.

Интересно узнать, как относятся к «продуктам», созданным граффити, пермяки. Считают ли они созданное искусством?












Глава 3.

Что думают о граффити жители Перми?


С целью узнать об отношении к граффити пермяков нами была составлена анкета и проведено анкетирование. Всего в опросе приняли участие 56 респондентов. Результаты проведенного опроса представлены ниже.

Диаграмма № 1 «Возраст респондентов»


На диаграмме № 1 мы видим, что среди группы опрошенных 43 участника – представители подростковой возрастной группы.

На диаграммах №№ 2,3 представлены данные по половому признаку.

Диаграммы №№ 2,3 «Пол респондентов»


На диаграмме № 2 указанно, что среди группы опрошенных 32 участника женского пола – представители подростковой возрастной группы и 5 участников – представители юношеской возрастной группы. На диаграмме № 3 показанно, что среди группы опрошенных мужского пола большинство, то есть 12 участников – представители подростковой возростной группы. Сравнивая диаграммы № 2и № 3, мы можем сделать вывод: участников опроса женского пола в два раза больше, чем участников мужского пола.

Диаграмма № 4 «Что такое граффити?»



На вопрос, знаете ли Вы, что такое граффити, 98 % респондентов ответило утвердительно. 92 % опрошенных заявили, что не знакомы с историей граффити (Диаграмма № 5).

Диаграмма № 5 «Когда появилось граффити?»



На диаграмме № 6 представлены результаты опроса по вопросу страны – родоначальнице граффити.

Несмотря на то, что большинство респондентов не знают истории движения граффити, 48 % опрошенных известно, что первые граффити появились в США.

Диаграмма № 6 «В какой стране зародилось движение граффити?»


На наш вопрос, что бы Вы нарисовали на стенах зданий Перми, если бы были райтером, респонденты ответили согласно таблице № 1.

Таблица № 1.

Наименование группы

Ответы из анкет

Количество опрошенных (в %)

1

Портреты (изображения известных людей)

Ю.Гагарин, исторические личности 19 века, портреты классиков (известных людей)

30 %

2

Флора и фауна

Растения и животные, цветочный сад, солнце, космос, кит в океане, небо, сова, чеширский кот и кошки, пейзаж, танцующие звери

40 %

3

Город (страна)

Будущее, патриотические картины, городские истории, классика

10 %

4

Позитив

Креативный флаг РФ, позитивные и смешные рисунки, 3D рисунки, параллельные миры, мирные граффити, рисунки со смыслом, еда, афиши фильмов

20 %


Результаты ответов на вопрос «Граффити – это искусство или баловство» распределились следующим образом.

Диаграмма № 7 «Граффити – это искусство или баловство?»


Очевидно, что 78% из числа опрошенных людей, основное число которых составляют подростки женского пола, считают, что граффити – это искусство, а не баловство. Лишь 9 % респондентов отмечают «пограничный» характер движения, а 6 % относят к варианту проведения досуга (хобби).
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, в заключении обобщим полученные данные.

Во-первых, очевидно, что история граффити имеет давнюю историю и традиции и даже организации. Сам термин «граффити» может употребляться как в широком, так и в узком значении. В настоящей работе мы использовали первый вариант понятия, понимая под словом «граффити» уличное искусство росписи на стенах зданий и заборах. В таком ракурсе термин теряет своё отношение к искусству высокому, и носит характер «пограничный».

Во-вторых, движение граффити получило широкое распространение по всему миру. Нет, пожалуй, ни одного города, в котором на стенах зданий отсутствую росписи и изображения. В этой связи становится актуальной проблема внешнего облика городского пространства.

В-третьих, одним из форматов распространения и развития движения стали фестивали. Фестивали, как явление культурное, привлекают в большинстве своем профессиональных художников. Это явление в целом положительно отразилось на содержательной составляющей работ граффити, в первую очередь. Наблюдается эволюция от бессодержательных автографов и записей к сюжетным монументальным изображением (например, в городе Перми). Некоторые из работ пермских граффити можно считать, на наш взгляд, произведениями искусства.

Жители Перми, принявшие участие в опросе, так же считают граффити искусством, а не баловством. Это тем более важно, что именно с помощью художников граффити безликие дома и улицы Перми приобретают неповторимость.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Граффити // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%B8

  2. Граффити: искусство или вандализм? //

http://graffitimarket.ru/article/20322/

  1. Жунев Александр // https://vk.com/zhunev

  2. Пермский стрит-арт // http://street-art-perm.livejournal.com/

  3. Фестиваль «Длинные истории Перми – 2011» //

http://street-art-perm.livejournal.com/14876.html?thread=83996

  1. Фестиваль «Живая Пермь» // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86

  2. Фестиваль «Экология пространства» // https://vk.com/ecologyspace








1 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%B8

12