Министерство образования Республики Башкортостан
ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
Специальность: 13.02.03
Творчество М.И.Веллера. Анализ повести «Баллада о бомбере»
Учебно-исследовательская работа
Дисциплина «Литература»
Выполнил студент гр.1С-1
Селюков Михаил
Проверила: Жегалова С.Г.
Уфа-2016г.
Содержание:
Введение стр.3
Актуальность, цель, задачи исследования
Основная часть стр.3-9
Краткая биографическая справка стр. 3-6
Анализ повести «Баллада о бомбере» стр.6-9
Заключение стр.10
Источники стр.11
Введение.
Русская литература невозможна без военной темы. Человек на войне – один из главных ее героев, начиная от «Слова о полку Игореве» и вплоть до наших дней. Казалось бы, давно отгремела Великая Отечественная война, лучшие книги Владимира Богомолова, Виктора Астафьева, Юрия Бондарева, Константина Воробьева, Евгения Носова, других наших писателей осветили со всех сторон трагедию войны, горечь поражений и радость великой Победы. Но и сегодня писатели не перестают обращаться к теме войны и героизма обыкновенных людей, прошедших всю войну, познавших тяготы, лишения, но не сломавшихся, не предавших свою Родину. Михаил Веллер - современный писатель, автор повести «Баллада о бомбере», главным героем которой является русский летчик, майор, командир бомбардировочного полка Авиации Дальнего Действия.
Актуальность данной работы: узнать подробнее о той войне, как эти события отразились и продолжают отражаться в современной литературе.
Объект исследования: тема войны в повести М. Веллера «Баллада о бомбере».
Предмет исследования: повесть М. Веллера «Баллада о бомбере».
Цель исследования: проанализировать повесть М.Веллера «Баллада о бомбере».
Задачи:
- ознакомиться с биографией М. Веллера;
- прочитать повесть М. Веллера «Баллада о бомбере», узнать об истории создания;
- определить жанровое своеобразие и смысл названия произведения;
- рассмотреть особенности композиции и сюжета данной повести.
II. Основная часть.
Краткая биографическая справка.
Начало.
В 1948 году 20 мая в Каменец-Подольском, что на Украине, в семье советского офицера родился мальчик, который спустя несколько десятков лет стал одним из известнейших и популярных российских писателей. Спустя два года после рождения Михаила его отца перевели на новое место службы в Забайкалье. Семья последовала за ним, как и в дальнейшем, переезжая по гарнизонам Сибири и Дальнего Востока. Постоянные переезды продолжались примерно до 16-летия Михаила, пока в 1965 году семья наконец не переехала в Белоруссию, одну из школ которой будущий писатель закончил с золотой медалью. Затем выпускник перебирался в Ленинград, поступив на отделение русской филологии Ленинградского университета. На время обучения Михаила приютила семья деда, профессора биологии.
Поиск себя.
Студенческие годы Михаила Веллера можно охарактеризовать как жажда приключений. Из-за заключенного пари будущий филолог без копейки денег добрался от Ленинграда до Камчатки. Вскоре после возвращения он, чтобы получить академический отпуск, симулировал серьезное психическое заболевание, что позволило ему поближе познакомиться с советской психиатрией изнутри. Полученный 6-месячный отпуск он использовал для поездки в Среднюю Азию, отправившись туда снова без денег.
В 1971 году Михаил Веллер возвратился в университетские пенаты, а спустя всего лишь год защитил диплом по теме «Типы композиции современного русского советского рассказа». Успеха удалось добиться только со второго раза. После вручения диплома он по распределению попал в одну из начальных школ Ленинградской области, где стал преподавателем русского языка и литературы, а после окончания уроков был воспитателем группы продленного дня. Эта профессия оказалась не слишком привлекательной, и Михаил Иосифович попробовал себя в качестве вальщика леса, землекопа, рабочего-бетонщика и еще порядка десяти профессий, включая такие экзотические, как перегонщик скота из Монголии.
Возвращение.
Осенью 1976 года Михаил Веллер возвратился в Ленинград, где всецело отдал себя литературного творчеству. Однако ни одно из его первых произведений в то время издано не было. Затем он стал участником семинара молодых ленинградских фантастов, руководителем которого являлся не кто иной, как сам Борис Стругацкий. Прошедший вскоре конкурс фантастов Северо-запада принес молодому писателю-автору рассказа «Кнопка» первую премию. Несмотря на эту знаменательную победу, ленинградские издательства продолжили игнорировать Веллера, что напрочь лишало его средств к существованию, дав старт периоду «полного нищенства».
1978 год ознаменовался первыми публикациями произведений Михаила Веллера в городских ленинградских газетах, которые напечатали написанные им короткие юмористические рассказы. Денежная нужда вновь побудила писателя заняться побочными видами деятельности, начиная от службы в рядах Советской Армии офицером артиллерии и заканчивая написанием рецензий для литературного журнала «Нева». Поиски издательства для печати первой книги привели Михаила Иосифовича в Таллин. Но все, что удалось сделать – опубликовать небольшие статьи в городских газетах.
Признание.
Первая книга Михаила Веллера вышла в свет лишь в 1983 году. Это был сборник рассказов «Хочу быть дворником». Несмотря на рекомендации Булата Окуджавы и Бориса Стругацкого, его автора приняли в Союз писателей лишь пять лет спустя в 1988 году, практически сразу после издания второй книги «Все о жизни». Она была полностью посвящена основам его философской системы, положив начало целому циклу работ по данной теме.
Помимо писательской деятельности Михаил Веллер в 90-х годах прошлого столетия занялся издательством. Он стал заведующим отдела русской литературы журнала «Радуга» – это русскоязычное издание печаталось в Таллине. В дальнейшем он создал первый в Союзе культурный журнал «Иерихон», став его главным редактором.
Самый издаваемый сегодня из русских «некоммерческих» писателей - только в 2000 г. его книги выходили 38 раз общим тиражом около 400 тыс. экз.
Издавался в таких изданиях, как «Литературная газета», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Огонек» и др.
Читал лекции по современной русской прозе в университетах Милана, Иерусалима, Копенгагена.
В свободное время живет в Москве, но работать продолжает в Таллине. Помимо писательства, увлекается пулевой стрельбой.
Недавно Веллер выпустил сборник рассказов «Б. Вавилонская».
Книги Веллера - это блестящий стиль, лихо закрученные сюжеты и неожиданности на каждом шагу.
Анализ повести «Баллада о бомбере».
История создания. Краткое содержание.
Повесть «Баллада о бомбере» Михаила Веллера написана в форме беседы автора с заслуженным летчиком Иваном Григорьевичем Богдановым. Познакомились они в семидесятых годах в ленинградском издательстве «Лениздат», куда Иван Григорьевич принес свои воспоминания о Великой Отечественной войне. В издательстве Веллер увидел совершенно обычного человека: « И я увидел на стуле между шкафом и окном некрупного, незаметного человека. Очень такого во всем среднего. Типичный пенсионер из толпы. Среднее сложение, средней плотности, среднее лицо, даже остатки волос какого-то среднего цвета между каштановым, седым и русым. Средней поношенности стандартный костюмчик неопределенно-темного цвета. Причем без всяких орденских планок, что для ветерана в официальном присутствии малотипично». В разговоре выяснилось, что летчик начал воевать 22 июня 1941 года, закончил 30 апреля 1945 года. На его счету 156 боевых вылетов. Из наград восемь орденов и семь медалей, но звания Героя Советского Союза так и не был удостоен. Дважды был сбит фашистами и попадал на оккупированную врагом территорию, но оба раза пробирался к своим. Во второй раз из-за серьезного ранения герой произведения 28 суток провел на оккупированной территории, в то время это расценивалось как измена. А когда белорусские партизаны привезли его в госпиталь, Ивана Богданова и стрелка-радиста Яшу забрал Смерш (сокращение от «Смерть шпионам!») – контрразведывательная организация в Советском Союзе во время Второй мировой войны. Там тоже пришлось многое претерпеть: избиения, переломы, издевательство: «Бьют они нас и слушать не хотят. Сознавайся, сволочь
фашистская, кто тебя и зачем заслал! И хоть ты тресни. Плохо дело. Расстрелом грозят. А это ведь - очень запросто.
Расстреляли двух диверсантов - и дело с концом. Кто нас искать станет. В
полку наверняка давно списали.
Кинули в подвал. Лежим в грязи. У меня опять рана моя нагноилась.
И пальцы они мне ломать стали. Каблуками. Боль большая. Иногда думаешь, что если они с нами так подольше - тут во всем, знаете, признаться можно.
Но все же не расстреляли. Кинули в грузовик и отправили в корпусной
СМЕРШ. Мол, там с вами не так поговорят.
Лежим в кузове, трясемся, стонем иногда невольно. Руки связаны. У Яши
ребра поломаны, зубы выбиты». Но спасение все-таки было. Летчик был освобожден. Война закончилась. Служба продолжалась и после войны. Так материалы и принес Иван Богданов в издательство, дождался выхода в свет книги и через несколько месяцев умер.
Повесть опубликована в авторском сборнике повестей М. Веллера «Жестокий» (2003, издательство «Фолио»). По мотивам повести снят фильм, премьера которого состоялась 25 апреля 2011 года на «Первом канале» (Россия).
Жанровое своеобразие и смысл названия произведения.
Жанр произведения «Баллада о бомбере» - повесть, где описаны несколько событий, произошедших во время Великой Отечественной войны, и много героев, пусть у некоторых даже нет имен и фамилий. И главный герой повести Иван Богданов кого-то вспоминает по имени, кого-то по фамилии, кого-то просто упоминает без имени.
Но почему же повесть называется «Баллада о бомбере»? Баллада – это лиро-эпическое произведение, в котором передаются и эмоции автора, и чувства героев. Здесь нет фантастического, только реальные события, но отражаются лирические переживания героя. Особенностями баллады как жанра является наличие диалога, а данное произведение написано в форме беседы литератора и летчика-бомбера. В данном произведении переплетаются эпическое и лирическое начала, что тоже характерно для баллады. Следовательно, автор не случайно выбрал такое название.
Особенности композиции и сюжета произведения.
Эта повесть - удивительно простая по построению. «Баллада о бомбере» М. Веллера состоит из семи глав. Каждая последующая глава связана с предыдущей, но посвящена определенным событиям из жизни героя: полетам, падениям, ранению, оккупации. В повести есть завязка: «Гадская это работа - бередить больное. Бойцы вспоминают минувшие дни
-- это праздник специфический...». Именно простые и конкретные вопросы литератора помогают ветерану вспомнить события минувших дней, а спустя некоторое время «разговориться» и рассказать о себе. Кульминация – это 6 и 7 главы – оккупация и Смерш. Развязка повести – это уже события после Смерша, когда Ивана Богданова вылечат в госпитале, отправят бомбить Сталинград, а там и Победа: «...Но вот эти, понимаете, двадцать восемь суток на оккупированной территории - так они на мне и остались. Это, конечно, тормозило. И награды, и рост по службе... ведь как: кадровик личное дело посмотрит -- ага! ну и, естественно, притормаживали.
Поэтому войну я кончил майором. Понятно, многие летчики росли быстрее. Но уж это дело такое... военное счастье.
И подполковника получил аж в пятьдесят третьем году».
Итогом повести является издание книги. Она все же вышла: «Потом, и предисловие, и саму книгу, долго и поступенчато кромсала военная цензура и ГлавПУР.
Выходила она, как было принято, около трех лет.
Иван Григорьевич Богданов дожил до ее выхода. И умер через несколько месяцев.
Что тут скажешь. Достойный был человек».
Система образов.
Главный герой повести Михаила Веллера «Баллада о бомбере» - тихий и простой человек, не написавший ни слова о себе в своих же собственных мемуарах, побивший все рекорды по количеству вылетов, сбитых самолетов противника, бомбивший Берлин, но так и не получивший звание «Герой Советского Союза». Он будто неприметен и одновременно велик. Такие герои в русской литературе есть. В романе Л.Н.Толстого в эпизоде «Батарея Тушина» мы видим неприметного, но решительного командира; он действует по ситуации, предприимчив, быстро ориентируется на поле боя. Такие простые люди и есть настоящие герои.
Корреспондент – еще один герой повести. Он и не ожидал, что сумеет разговорить скромного участника войны. Но то, что он услышал, не только его впечатлило, но и побудило написать об этом человеке.
Второстепенные герои повести даже не имеют имен, но упоминания о них позволяют более ярко представить картину героического прошлого.
Заключение.
Прекрасная история о настоящем Герое, который, кстати, этого самого Героя СССР не получил. Какая сложная судьба, и как горько иногда поступают с теми, кто отстаивал свободу.
Я люблю книги о войне, но эта понравилась особенно. Мне понравился язык: простой, реалистичный, не особенно художественный, но он очень подходит этой книге. Она короткая и невероятно емкая. И при внешнем отсутствии эмоциональности, все-таки это мужская книга, эмоции есть, но они как бы спрятаны за словами.
Тема Великой Отечественной войны, я думаю, еще долго будет волновать русских писателей и литераторов.
Источники:
http://mreadz.com/read133650
http://books.imhonet.ru/element/1861/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/99203
http://lib.co.ua/drama/vellermihail/balladaobombere.jsp
https://www.livelib.ru/book/1000546402/reviews
7