СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Море крепко хранит свои тайны"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прошло более 70-ти  лет, но по прежнему  мало что известно  о судьбе экипажа затонувшего парохода «Белоруссия». Море крепко хранит свои тайны. Но все же, проведенное нами исследование,  сравнительный анализ имеющихся документов в музее «Боевой и Трудовой Славы» Огнево-Заимковской средней школы,  позволили  нам внесли новые сведения в биографию  Валентины Михайловны Мартынюк,  частично проследить годы жизни в военное время.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Море крепко хранит свои тайны"»

XI открытая региональная научно - практическая конференция

школьников «Эврика»




Секция ИСТОРИИ








МОРЕ КРЕПКО ХРАНИТ СВОИ ТАЙНЫ














Автор: Дидик Никита

МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ», 11 кл.

Черепановский район, с Огнева Заимка.

Научный руководитель: Клювиткина

Людмила Владимировна,

учитель МХК и ИЗО

первой квалификационной категории.

Контактный телефон руководителя:

8 (383) 45 68 184














г. Новосибирск, 2016




ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Введение……………………………………………………… 2

II. Основная часть………………………………………………. 3

2.1. Об авторе книги………………………………………… 3

2.2. В прицеле советские суда…………………………….. 4

2.3. Гибель парохода «Белоруссия»………………………. 5

2.4. После трагедии …………………………………………. 6

2.5. Берег……………………………………………………… 7

2.6. В плену у японцев ……………………………………… 7

2.7. Возвращение на Родину………………………………… 8

2.8. Памятник морякам торгового флота ………………..... 8

2.9. В поисках истины………………………………………. 9

III. Заключение…………………………………………………. 12

  1. Источники информации………………………………… 14

  2. Приложение……………………………………………... 15



















  1. Введение.

С каждым годом всё дальше и дальше уходит от нас война, всё меньше становится свидетелей тех страшных событий. Но имеем ли мы право, забыть годы, вошедшие горем в каждый дом, унесшие жизни миллионов людей? Можем ли мы предать память о наших прадедах, отдавших свою жизнь за свободу своей Родины, своих детей и внуков, правнуков? И особенно ясно это понимаешь после прочтения книг и Великой Отечественной войне, написанных авторами, знающими о ней не понаслышке.

В руках у меня книга Василия Трофимовича Кучерявенко «Пламя над океаном». Эта книга бережно хранится в школьном музее «Боевой и Трудовой Славы». На витрине музея, рядом с книгой, лежит фотография девушки. Всматриваюсь в молодое, красивое лицо, добрые глаза, приветливую улыбку. Читаю: «Мартынюк Валентина Михайловна». (Приложение 1)

Какая связь между книгой и фотографией? В аннотации к книге написано «Рассказы моряков и документы, сохранившиеся в архивах, послужили материалом для создания повести «Люди идут по льду»».

Читаю повесть на одном дыхании, восхищаюсь мужеством экипажа парохода «Белоруссия», затонувшего в Охотском море 3 марта в 1944 году.

Эта книга помогла мне узнать о трагической гибели парохода «Белоруссия», о судьбе нашей односельчанки Валентины Михайловны Мартынюк и не только…

Объектом исследования является личность Валентины Михайловны Мартынюк, жительницы села Огнево-Заимка, участницы Великой Отечественной войны.

Актуальность работы заключается в том, что мы, современники, в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, должны знать и испытывать гордость за героический подвиг нашего народа. В наше время, как никогда, память о страшных годах Великой Отечественной войны нужна нам – подрастающему поколению, чтобы хранить мир на Земле. Собранный материал дополнит экспозицию школьного музея, его можно будет использовать для бесед на классных часах с целью воспитания у учащихся патриотизма, чувства долга перед Родиной. Быть патриотом своей родины, не зная ее прошлого, невозможно.

Цель исследования: показать историю судьбы нашей односельчанки В.М. Мартынюк, как частицу истории большой страны и страшной войны.

Задачи исследования:

    1. собрать, изучить и систематизировать архивные материалы, имеющиеся в школьном музее «Боевой и Трудовой Славы»;

    2. изучить публикации, книги, фотографии, документы школьного архива (приказы, Книги выдачи аттестатов);

    3. оформить материал в школьный музей для того, чтобы как можно больше молодежи знали о своих земляках.

Методы исследования: работа с источниками, анализ и обобщение фактических материалов, сопоставление фактов, работа с архивными материалами и фотографиями, интервьюирование.

Источниками в написании работы послужили материалы школьного музея «Боевой и Трудовой Славы», книга В.Т. Кучерявенко «Пламя над океаном», архивные материалы из сети Интернет, фотографии, письма, устные свидетельства.

II. Основная часть.

2.1. Об авторе книги.

Родился Василий Трофимович в семье рабочего кузнеца 21 апреля 1910 года в городе Днепропетровске. Трудовую деятельность начал в 1925 году в качестве ученика-слесаря на фабрике в Новороссийске. В июле 1930 года вступил в партию, в конце 1931 года уезжает работать по комсомольскому призыву на Дальний Восток. Служил на Тихоокеанском флоте - это было в годы создания флота, а в грозовое военное время плавал на судах Дальневосточного торгового флота, был первым помощником капитана. В этой должности и работал по переброске грузов для фронта и народного хозяйства всю войну. За заслуги перед Родиной во время работы в Дальневосточном морском пароходстве награжден медалями: "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г." и "За Победу над Японией".

Рассказы о моряках военных лет станут главными страницами его творчества. От документальных рассказов писатель идет к художественно - документальной повести, стремясь сочетать документальную достоверность с эмоциональной убедительностью. Главные герои повестей "Перекоп" ушел на юг" /1955/, "Люди идут по льду" /1963/, "Пламя над океаном" /1967/ -советские моряки в героических и трагических обстоятельствах. (Приложение 2)

2.2. В прицеле советские суда.

В сети Интернет мы отыскали исторические источники, из которых узнали, что пароход «Белоруссия»:

построен в Англии,
год постройки 1936,
скорость в узлах 11,5,
Полная грузоподъемность 4,1 тыс. тонн,
род двигателя: паровая машина,
род топлива: твердое (Приложение 3).

Из изученных нами работ, посвященных истории Дальневосточного морского пароходства в период Великой Отечественной войны, мы узнали о том, что Дальневосточный торговый флот выполнял сложную и ответственную задачу по доставке в Советский Союз военных грузов, получаемых от союзников по ленд-лизу. Во время «Огненных рейсов» торговые суда подвергались нападениям кораблей, подводных лодок и самолетов противника, 25 из них были потоплены, погибло 300 моряков дальневосточников.

Печальная участь постигла и грузовой пароход «Белоруссия» – 3 марта 1944г. потоплен в Охотском море западнее острова Итуруп (47° с.ш., 146° в.д.) торпедой подводной лодкой SS-381 «Sandlance» (лейтенант-коммандер Malcolm E.Garrison) погибло 48 из 50 членов команды.

Никто из находившихся вблизи судов не слышал сигналов бедствия, и обстоятельства гибели «Белоруссии» долгое время были покрыты мраком неизвестности.
Тайна «Белоруссии» раскрылась лишь в июле 1944 года, когда во Владивосток прибыли чудом спасшиеся два члена экипажа - кочегары Почернин Яков Петрович и Петровичев Иван Петрович. Они - единственные свидетели этой трагедии, навсегда оставившей неизгладимый след в их жизни». (Приложение 4)

2.3. Гибель парохода «Белоруссия».

Вот как описывает гибель парохода в повести «Люди идут по льду» В.Т. Кучерявенко: « Часовая стрелка показывала 7 часов 47 минут. И вдруг раздался страшный взрыв. Судно рывком накренилось на правый борт. Свет в кочегарке погас. Спустя несколько минут раздался новый взрыв. Старший механик ругался: «Гады, вторую торпеду всадили… Быстрее на шлюпки! Судно тонет!» Судно кренилось на левый борт против ветра. Затем, вздрогнув всем корпусом, легло на правый. Нос судна начал быстро подниматься и погружаться в море. Многие бросались прямо в воду. Капитан Кондратьев Кирилл Георгиевич отдал команду: «Садитесь в шлюпку! Подбирайте людей и отходите от судна, не то затянет в воронку!... Отходите! Котлы могут взорваться!» Капитан последним спрыгнул в шлюпку.

В этот момент раздался треск, судно переломилось. Тросик от гудка, идущий на капитанский мостик, натянулся, и, сотрясая воздух горестным стоном, загудел гудок. Судно потонуло всего за несколько минут. У моряков на глазах блеснули слезы.

На боте было тридцать пять человек. Стали кружиться на месте катастрофы, отыскивая людей. Но тщетно. Второй помощник Федоренко, еле держа карандаш в замерзших пальцах, составлял скорбный список… Вписали пятнадцать человек.

Снова гребли веслами, снова кружили, искали товарищей, не в силах покинуть место гибели судна».

2.4. После трагедии.

Первые часы после крушения парохода автор книги описывает так: «Поднялся шторм. Ледяная вода окатывала людей, холод сковывал движения.

Потом все сели плотнее и укутались брезентом, чтобы волной не намочило одежду.

-Николай Иванович, - наклонившись к радисту, спросил капитан- СОС дали?

- Не успел… - Ясно, помрачнел Кондратьев. – Нас пока никто искать не будет…»

Три дня и три ночи шлюпку кидало по волнам и захлестывало водой. Одежда покрывалась ледяной коркой. Люди выбирали воду, перемешанную с тонким ледком. Но ветер срывал верхушки волн и снова бросал их в бот. Стало ясно, что воды не выбрать, однако люди упрямо продолжали ее вычерпывать.

Вот что пишет автор повести о нашей землячке « Петровичев лежал на корме, завернувшись в брезент, бредил. У него начался жар. Дневальная Валя Мартынюк подала ему галету, затем отломила половину своей. Петровичев отрицательно замотал головой. «Ешьте, ведь вы столько пробыли в воде, совсем замерзли», - настойчиво требовала Валя». * (с 157)

Из книги мы узнаем, что на восьмые сутки шлюпку обступили льды, двигаться дальше было невозможно. Моряки принимают решение выдвинуть группу из добровольцев за помощью. Желающих набралось пятнадцать человек во главе с капитаном Кондратьевым.

Другая группа осталась в шлюпке, которую больше уже никогда и ни кто не видел.

*Повести «Люди идут по льду» В.Т. Кучерявенко

Первый день пути добровольцев был безуспешным, остановились на ночлег. Проснувшись утром, моряки увидели, что они находятся на дрейфующей льдине. Льдину то и дело окатывало потоками холодной воды, кружило и уносило все дальше и дальше в море. Пять дней на льдине продолжалась борьба людей за выживание. В группе в живых осталось семь человек. От гангрены умер капитан, Кондратьев Кирилл Георгиевич.

2.5. Берег.

Прошло еще несколько дней, прежде чем льдину поджало к берегу. На ней из всей группы осталось четыре человека: старшина Гаврин Александр Дмитриевич, краснофлотец Светиков Василий Ефимович, кочегары Яков Петрович Почернин и Иван Петрович Петровичев.

Льдину поломало, люди оказались на небольшом куске, на котором можно только стоять. Стояли на коленях, обнявшись. Льдину качнуло налетевшей прибойной волной, и она опрокинулась. Все полетели в стылую, перемешанную со льдом воду.

2.6. В плену у японцев.

Так, после 20 дней невероятных скитаний, до берега добрались только Я.П. Почернин и И.П. Петровичев. Шесть дней они искали признаки жилья.

29 марта, перебравшись через сопку, вышли к небольшому поселку. В надежде на помощь, переступили они порог японского дома.
Потерпевшим бедствие на море всегда и везде оказывается помощь, здесь же над ними издевались. Сорок дней ежедневно по нескольку часов их допрашивали, выпытывая сведения военного характера, так как приняли их за американских шпионов.

Почернин и Петровичев пытались объяснить, что на берегу они потеряли двои свих товарищей, которым нужна помощь. Просили спасти оставшихся в шлюпке, сообщить Советскому правительству о затоплении судна, но их никто не слушал.





2.7. Возвращение на Родину.

Долгим был путь моряков домой. Спасло их жизнь вмешательство Советского посольства. 10 июня 1944 года японская полиция передала моряков советскому консулу.

3 июля 1944 года Якова Петровича Почернина и Ивана Петровича Петровичева привезли во Владивосток. На вокзале встретили их начальник пароходства Мезенцев и заместитель начальника Раскатов. В кабинете начальника на столе развернули судовую роль парохода «Белоруссия». Горечь и боль захлестнули сердца моряков. (Приложение 5, 6)

Закрываю прочитанную книгу. По версии автора повести «Люди идут по льду» Валентина Мартынюк осталась на боте, который больше уже никогда не видели.

2.8. Памятник морякам торгового флота, погибшим в годы ВОВ.

В сети интернет находим информацию о том, что в 1967 году, в городе Владивостоке, был сооружен мемориальный ансамбль. Авторы – скульпторы В.Б. Зверев, и О.В. Иконников, архитекторы Б.И. Тхор и Ю.П. Вдовин.

О вечной славе говорит гранит.
Огонь в сердцах потомков будь священным.
Когда опасность Родине грозит,
Торговый флот становится военным.


Эти слова высечены на первой плите справа, и далее 24 бронзовые плиты с силуэтами погибших кораблей и списком членов экипажей.

На площадке из бетонных плит выдвинут постамент в виде носового барбета с орудием. Облицован постамент гранитом цвета морской волны не случайно, словно поднялся из моря и уйдет туда. На корабельной орудийной башне застыли три фигуры моряков, отлитые из металла. Из металла, очевидно, потому, что не раз советские люди в годы войны доказывали, что они крепче металла: корабли не выдерживали, а люди выстояли и победили. Эти мужественные люди словно поднялись из морской волны, чтобы сказать людям: «Смотрите и помните! Ведь не море повинно в гибели людей, а те, кто развязывает войны. (Приложение 7).

2.9. В поисках истины

Несколько раз перечитываем список членов экипажа парохода «Белоруссия» на мемориальной доске. 48 фамилий погибших, но среди них нет Мартынюк Валентины Михайловны, как же так? (Приложение 8).

Те документы, которые мы нашли в школьном музее, не дали ответа на наш вопрос. В настоящее время в нашем селе не проживают родственники Валентины Михайловны, поэтому узнать что-либо представлялось невозможным.

Свой поиск мы решили начать с изучения документов школьного архива. В Книге приказов о выдаче аттестатов сведений о Валентине Михайловне Мартынюк нет, но, судя по фамилии и отчеству, в 1947 году в Огнево-Заимковскую среднюю школу Черепановского района в первый класс была зачислена Мартынюк Тамара Михайловна, в 7 классе учился Мартынюк Петр Михайлович.

Обращаемся за помощью к основателю школьного музея «Боевой и Трудовой Славы» Огнево-Заимковской средней школы Баевкиной Марии Никаноровне (ныне на пенсии, проживает в г Омске). Вот что рассказала Мария Никаноровна: « В 80-е годы ученики и учителя Огнево-Заимковской средней школы активно вели поисковую работу по сбору информации о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла. От кого-то из односельчан юные следопыты узнали о том, что в годы Великой Отечественной войны в Охотском море затонул теплоход «Белоруссия», членом экипажа которого была наша односельчанка, Валентине Михайловна Мартынюк. Ее судьба очень заинтересовала всех школьников и жителей села. Каждый старался что-то узнать, вспомнить о Вале и ее семье.

Родилась Валентина Михайловна в селе Медведск, Черепановского района. Училась сначала в Медведской, а затем Огнево-Заимковской школе, среднюю школу заканчивала в Медведске, так как в других ближайших населенных пунктах, в том числе и в Огнево-Заимке, были семилетние школы. После школы Валентина изучала в Новосибирске английский язык. В годы войны военкомат направил ее во Владивосток, где на пароходе «Белоруссия» она несла службу.

Точно никто не знал, но по одной из версий жителей села, о трагической гибели парохода «Белоруссия» написана книга. Правда это или нет, но учащиеся школы поставили перед собой задачу: выяснить, и если возможно найти книгу.

Четыре года ушло у ребят на поиск книги. Сначала искали в библиотеках Черепановского района и Новосибирской области, затем велась переписка с библиотеками разных городов.

Какая же была радость, когда из Москвы пришло письмо, в котором лежал лист с выписанными из книги фрагментами, где речь шла о Вале Мартынюк. Библиотечную книгу подарить нашему музею они не могли, но сообщили, что интересующая нас книга выпущена Дальневосточным книжным издательством. (Приложение 9)

Обратились в книжное издательство. Спустя какое-то время пришла посылка с долгожданной книгой В.Т. Кучерявенко « Пламя над океаном» и письмо от главного редактора Дальневосточного книжного издательства В.А. Куварзина.»

По рекомендации Марии Никаноровны мы вновь обратились к материалам нашего школьного музея. Среди писем, направленных на адрес музея, мы нашли письмо от жены Валиного брата Прасковьи Григорьевны Мартынюк, проживавшей в городе Клин Московской области. Она пишет о том, что Валя летом 1945 года была в Огнево-Заимке, привезла маленького сына Володю, которого оставила у родителей, обещала, что побывает в США и вернется. Но не вернулась. Из письма узнаем, что по информации родственников, Валя была сбита машиной в городе Дальнем и похоронена на кладбище около христианской церкви.

Опять обращаемся к архивам школьной документации, чтобы проверить действительно ли учился в нашей школе сын Валентины. В книге выдачи аттестатов находим запись: Мартынюк Владимир Петрович, дата рождения 18 августа 1944 года, в 1951 году поступил в 1 класс, окончил школу в 1961 году. (Приложение 10)

Узнав дату рождения сына, Валентины Михайловны предполагаем, что, возможно, еще не родившийся Володя и был причиной, по которой Валентина Мартынюк в тот роковой рейс на пароходе не находилась.

Дальнейший поиск близких и родных Валентины Михайловны привел нас в село Ярки Черепановского района, в дом Романовой Нины Петровны. Нина Петровна очень помогла нам, с ее помощью нам удалось узнать телефон младшей сестры Мартынюк Тамары Михайловны (1939г.р.), проживающей ныне в г. Новосибирске.

Тамара Михайловна с трепетом и большой любовью рассказала, что в ее детских воспоминаниях Валя навсегда осталась необыкновенно красивой, большеглазой умницей, которая с отличием окончила школу, была очень способной и жизнелюбивой. На пароходе Валя была не дневальной как указано в книге, а радисткой, переводчицей. В годы войны это было секретно. Пароход «Белоруссия» из Англии и США во Владивосток и Мурманск доставлял оружие, продовольствие, и переводчик был необходим.

Еще Тамара Михайловна рассказала: «Часто в своих снах я вижу, как Валя на одной руке держит Вову, а другой сжимает мою руку, и мы бежим по цветочной поляне. На Вале красивое легкое платье, оно развевается от дуновений ветра и нам так хорошо, как в том далеком 45, когда приехала Валя. Тогда мы были счастливы и не знали, что эта встреча была последней в нашей жизни».

В сообщение сослуживцев, о трагической смерти Валентины в семье не поверили, предполагали, что если Валя и погибла, то ее смерть не была случайной, но об этом боялись говорить. Только спустя годы родные обратились в военкомат, но им ответили, что сведений о Валентине Мартынюк у них нет. По сей день так и не удалось родственникам узнать что-либо, доподлинно не известно и место, где похоронена Валя. Родственники считают, что исчезновение Вали или ее смерть связаны с ее секретной деятельностью. После отъезда она не писала домой письма, не интересовалась сыном. Не могла она так по своей воле поступить. В каком году семья получила «страшное» письмо, Тамара Михайловна помнит приблизительно, так как сама была ребенком. Письмо в семье не сохранилось. Предположительно, на момент сообщения о гибели Вали ей было 25 лет, это был 1950 год. (Приложение 11)

Голос Тамары Михайловны от нахлынувших воспоминаний вновь задрожал: «Ведь когда в январе 2002 года умер Володя, сын Валечки, мне вновь приснилась та поляна из детства, по ней плывет корабль, на нем стоит Валя, в форме, красивая, молодая. Я ей говорю: «Володя умер», а она отвечает: «Я знаю, поэтому и здесь»».

III. Заключение.
В ходе написания исследовательской работы нами был собран материал о том, как советские моряки с парохода «Белоруссия» исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Прошло более 70-ти лет, но по прежнему мало что известно о судьбе экипажа затонувшего парохода «Белоруссия». Море крепко хранит свои тайны. Но все же, проведенное нами исследование, сравнительный анализ имеющихся документов в музее «Боевой и Трудовой Славы» Огнево-Заимковской средней школы, позволили нам внесли новые сведения в биографию Валентины Михайловны Мартынюк, частично проследить годы жизни в военное время. Сопоставив факты, мы смогли предположить причину, по которой Валентина Михайловна в тот роковой рейс на пароходе не находилась. Нам удалось показать историю судьбы нашей односельчанки В.М. Мартынюк, как частицу истории большой страны и страшной войны.

Память человека слабеет с годами. Память народная, наоборот, крепнет. И чем дальше во времени грозные и трагические события Великой Отечественной войны, тем драгоценнее для нас её живые свидетельства.

Собранный нами материал нашел практическое применение:

  1. систематизирован, оформлен и передан в школьный музей «Боевой и Трудовой Славы».

  2. использован в воспитательной работе, в проведении урока мужества «Защита Родины – священный долг!».

Закончить свое выступление мне хочется словами, высеченными на гранитной плите мемориального комплекса «Морякам торгового флота, погибшим в годы ВОВ» во Владивостоке. 

«Жизнь человеку только раз дана,

Но если б снова прозвучало «К бою!»»  

Они бы поднялись с морского дна,

Чтобы Отчизну заслонить собою».






















Источники информации:

  1. В. Т. Кучерявенко Т.В. Пламя над океаном: Повесть — Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1977. — 272 с: ил.

  2. Биография В.Т. Кучерявенко

  3. Памятник морякам торгового флота.

  4. Смерть среди льда.

  5. Фото памятника морякам торгового флота во Владивостоке

  6. Морякам торгового флота

  7. Бронзовая доска с именами экипажа «Белоруссия» .

  8. Судовая роль парохода «Белоруссия», письма, телеграммы, фотографии, хранящиеся в школьном музее.

  9. Архивные документы: Книга для записи аттестатов зрелости, выдаваемых учащимся, окончившим курс обучения в Огнево-Заимковской средней школе №11 Черепановского района Новосибирской области РСФСР.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 1.





Мартынюк

Валентина Михайловна













ПРИЛОЖЕНИЕ 2.



Кучерявенко Василий Трофимович





















































ПРИЛОЖЕНИЕ 3



ПАРОХОД «БЕЛОРУССИЯ»:

построен в Англии,
год постройки 1936,
скорость в узлах 11,5,
Полная грузоподъемность 4,1 тыс. тонн,
род двигателя: паровая машина,
род топлива: твердое













ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Кочегары Яков Петрович Почернин и Иван Петрович Петровичев.



























ПРИЛОЖЕНИЕ 5











ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Экипаж парохода «Белоруссия»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.


Памятник морякам торгового флота, погибшим в годы ВОВ 1941-1945гг. г. Владивосток.





ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Мемориальная доска с именами

экипажа парохода «БЕЛОРУССИЯ»









ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Книга В.Т. Кучерявенко,

подаренная учащимся Огнево-Заимковской школы

Дальневосточным книжным издательством















ПРИЛОЖЕНИЕ 10



Книга выдачи аттестатов. Начата в 1946году.





ПРИЛОЖЕНИЕ 11.



На фотографии отец Валентины Михайловны Мартынюк Михаил Степанович,

сын Владимир Петрович и внук Валентины Михайловны Владислав Владимирович.















16