СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему: «Чистота на моей улице.Что я могу сделать с мусором?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Теоретическая часть исследования

1.  Проблема городских отходов

  1. Пути решения проблемы в разных странах мира

3. Проблема утилизации твёрдо-бытовых отходов в г. Владикавказе.

 

Глава 2. Практическая часть исследования

1. Социологическое исследование

2. Защита исследования

3. Предложения

 

Выводы

 

Список литературы

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 «Красота спасет мир» - сказал Федор Михайлович Достоевский, «Осознание красоты спасет мир» - уточнил Николай Константинович Рерих, а я добавляю от себя: «Красота – двигатель жизни». И, действительно, сколько незабываемых впечатлений и радостных эмоций, стремления к жизни и бодрости дарит нам красота. Когда видишь, что кругом, куда ни глянь, чистота, порядок, красота, жить веселее. Что может сделать один человек для своего города? Думаю, не трудно быть уважительным к себе и людям. Не разбрасывать окурки, бутылки, пакеты. Соблюдать чистоту не только в городе, но и на берегах водоемов, в окрестных лесах. Не так это и трудно, зато как приятно будет всем жить в чистоте. Первым делом я почистил бы наш город от мусора, чтобы дети могли играть на площадках, а взрослые — спокойно гулять. И еще построил бы больше хороших домов, дорог и приют для бродячих животных. Я бы установил у всех подъездов домов и в парках скамейки, чтобы люди могли отдохнуть, пообщаться. И еще я бы вплотную занялся увеличением числа парковочных мест. Машин много, а культурно припарковать их не всегда можно. Стремление сделать город чистым, красивым должно быть в каждом жителе. Для этого надо объединить усилия всех проживающих в городе людей. Можно пригласить группу волонтеров, чтобы ухаживать за городскими достопримечательностями и лесопарковыми зонами, озеленять и облагораживать город. Пригодилось бы много рабочей силы, которая приводила бы город в порядок. В моем городе, как в любом другом, хватает людей порядочных, но много и тех, кто не уважает труд дворников. Поэтому следует повысить штрафы для нарушителей порядка, как в других странах. Не нужно тратить время на ожидание перемен, необходимо менять самого себя и мир вокруг себя. Я надеюсь, что мой вклад, в том числе, моя будущая работа поможет сделать мой город чище и привлекательней, как для самих горожан, так и для гостей нашего города.  Когда-нибудь наш город  ВЛАДИКАВКАЗ станет самым красивым!

    Проблема: Все улицы города, дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют коробки, пластиковые бутылки и пакеты. Очевидно, что вывоз мусора на свалки  становится не только экологически опасным, но и экономически невыгодным.

По всей видимости, городской бюджет не позволяет решить эту проблему –  бытовых отходов города. В результате возникла тема исследования  «Что я могу сделать с мусором?»

Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы её проводим. Я задала этот вопрос взрослым и себе: «Куда девать мусор? Что с ним делать? Почему мусор не убирают? А если его и вывозят в мусорных баках, то куда? Что происходит с ним в дальнейшем?»

Цель: Выяснить пути переработки и повторного использования мусора.

Задачи исследования

- Изучить литературу по утилизации мусора в разных странах;

- Проанализировать ситуацию по вывозу мусора в г. Владикавказ;

- Предложить свои способы вторичной переработки бытовых отходов;

- Найти полезное применение  твёрдо-бытовым отходам.

Объект исследования: твёрдо-бытовые отходы

Предмет исследования: бытовые отходы, возможность, их вторичного использования и переработки.

Участники исследования: собственная семья, семьи одноклассников, одноклассники  и независимые участники.

 Гипотеза исследования

Учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором

Методы исследования

Мною использовались следующие методы исследования: изучение литературных источников, социологический опрос, анализ, анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение.

 

Глава1.  Теоретическая часть исследования

1. Проблема городских отходов

Тема работы выбрана не случайно. Великий Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов.

Раньше вопрос утилизации остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные очистки  скармливались или использовались в виде компоста как удобрение почвы для будущего урожая.

Переселение в города привело к изменению потребительской структуры. Продукцию стали обменивать, а значит, потребовалось ее упаковывать для большего удобства. В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой тары. В результате человеческой деятельности ежегодно образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе и бытовых. Пришла пора задуматься над сложившейся ситуацией.

2. Пути решения проблемы в разных странах мира

В разных странах мира проблема сбора и утилизации мусора стоит довольно остро, но ее активно пытаются решить. Вводятся новые технологии его переработки. Проводятся социальные проекты, направленные на развитие у населения сознательного отношения к сбору и сортировке отходов. Все эти меры направлены на уменьшение загрязнения окружающей среды. Каждая страна в борьбе с мусорной проблемой имеет свои результаты и достижения.

Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый закон, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города.

 С тех пор мусор сваливали на выделенных площадках - полигонах. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи и возросшее количество  крыс становились невыносимыми. Тогда отдельные свалки были заменены мусорными ямами.

В конце 19 века появился первый завод по сжиганию мусора в Англии. После этого знаменательного события утилизация мусора в Европе стала осуществляться с помощью цивилизованных методов. Горы мусора, накопившиеся за счет роста численности населения и одновременного роста промышленного производства, наконец стали уменьшаться.

В Европе практика разделения мусора начала активно продвигаться в начале 80-х годов прошлого столетия. Германия стала одним из первых государств, где была применена эта практика. Сейчас система разноцветных мусорных контейнеров работает фактически во всех странах мира. В Германии сбором и переработкой мусора занимается отдельная промышленная отрасль. На специальные пункты отходы доставляются в контейнерах. В этой стране на высоком уровне поставлена воспитательная работа с населением, она закреплена законами Германии. С самого детства немцы учатся уважать окружающих, заботиться о природе и собственном здоровье. За соблюдением чистоты следят «мусорные полицейские». Разные страны прибегают к различным способам стимуляции населения к сбору и сортировке мусора. Берлинские подростки, собирающие мусор и сдающие его на переработку, получают финансовое вознаграждение. Нидерландские муниципальные власти выдают специальные купоны активным участникам программы раздельного мусора. Такой купон дает льготы на оплату коммунальных услуг и жилья. В Барселоне дети поощряются лакомствами, а взрослые – благодарностью от властей.

Япония разработала уникальную технологию уборки и сортировки бытового мусора. Отходы делятся на две категории – сгораемые и несгораемые. Отдельные баки существуют и для пищевых отходов. В сельской местности и частном секторе обустроены специальные места для сбора отсортированного мусора. Каждому виду отходов установлено свое время и день. Законом предусматривается сбор и сортировка мусора, его вывоз и переработка. Фирмы, производящие электронную и другую технику, обязаны обеспечить условия сбора и переработки произведенных ими приборов по окончании их эксплуатации. В этой стране из переработанного мусора строят даже береговые укрепления и дома.

Пилотный проект по раздельной сортировке отходов и их переработке запущен в одном из районов Рима. В Ватикане эта технология принесла ощутимые результаты. На территории Святого Престола можно найти специальные контейнеры для органического мусора, бумаги, стекла и пластика, алюминия и жести. С введением новой политики в отношении мусора, жители и сотрудники Ватикана стали задумываться, прежде чем что-то выбросить. В главных местах паломничества устанавливаются раздельные урны для металлических банок и пластиковых бутылок.

 В Австралии вы не увидите на тротуаре окурок или бумажку. В этой стране также работает программа сортировки мусора. Для каждого вида отходов предусмотрены разноцветные бачки: красные предназначены для обычного мусора, в желтые складывается бумага, бутылки (вторсырье), в зеленые – растения, синие бачки предназначены для медицинских отходов. Эти бачки выставляются на улицу для вывоза в определенные дни для каждого цвета бачков. Для крупногабаритного мусора установлены специальные дни, когда его вывозят специальная техника. Для органических отходов обустроены специальные площадки.

Такое отношение к мусору также является показателем того, что эти страны являются передовыми во всем.

3. Проблема утилизации твёрдо-бытовых отходов в г.Владикавказе

Какие острые экологические проблемы сегодня есть у нашего города и района?      Сегодня в зале заседаний мэрии города и.о. главы администрации Владикавказа Борис Албегов провел первое рабочее совещание с руководителями структурных подразделений АМС. Первое с чего начал новый руководитель — это санитарное состояние города. В субботу и.о. главы совершил объезд по столичным улицам и остался недоволен скоплением мусора на дорогах и тротуарах. Борис Харитонович в жесткой форме поставил задачи перед аппаратом администрации, и обозначил сроки их исполнения, — пресс-служба АМС г.Владикавказ.

— Сразу скажу, что не стану каждый день напоминать вам о чистоте города, — говорит Борис Албегов. — Люди приезжают и говорят, какой красивый проспект, какой красивый город. А чистоты нет! Сейчас нужно глобальные вопросы решать: строительной политикой заниматься, модернизацией транспорта и ЖКХ. Я не собираюсь ходить и искать ответственного по уборке города.

Борис Харитонович отметил и дал строгие указания, что объекты ЖКХ в дальнейшем должны быть готовы до 1 сентября, а их тестовый запуск необходимо совершать до 1 октября. «Работы в режиме аврала не будет», заявил он.

И.о. руководителя владикавказской администрации озвучил намерение в ближайшее время провести ревизию муниципального имущества и земель. Без внимания не оставят и арендуемые помещения.

— Есть информация, что не все арендаторы исправно платят в городскую казну. А мы деньги ищем! – сказал Борис Албегов.

Заасфальтировать, осветить и нанести разметку на остановках общественного транспорта, а также на основных дорожных артериях города и пешеходных переходах – первые поручения Управлению дорожного строительства, благоустройства и озеленения АМС уже даны. Следом – включение в программу благоустройства города «Мемориала славы». Возобновлена будет и работа Градостроительного совета. Как отметил исполняющий обязанности главы города, этот пункт станет одним из основных в предстоящей работе.

В ближайшие дни Борис Албегов нанесет визит на строительный объект по ул.Кесаева, 19, проверит функционирование «Владикавказского комбината питания» и проследит за ходом ремонтных работ в школах и детских садах, которые через несколько месяцев примут самых маленьких горожан на обучение

 

Глава 2. Практическая часть исследования.

1. Социологическое исследование

Я решила узнать, сколько пластиковой тары выбрасывает каждая семья, какие товары в пластиковой упаковке приобретаются, используются и куда девается упаковка.

Для этого я провела социологическое исследование: попросила родителей моих одноклассников ответить на вопросы моей анкеты. (См. приложение № 1)

Результаты опроса меня ошеломили! Я пересчитала расход пластиковой тары в месяц, и вот что получилось:

- пластиковых бутылок – 88 шт, объемом 2 л; 272 шт. объемом 1,5 л; 73 шт. объемом 1 л; 52 объемом 0,5 л; 16 шт объемом 0,33 л;

- пластиковых баночек из-под йогурта – 840 шт.; из-под сметаны – 346 шт.;

- пакетов обычного размера – 2982 шт.; из-под молока, кефира – 1092 шт.; больших пакетов – 788 шт.;

- пластиковых флаконов из-под шампуней и др. – 92 шт.;

 Так же мной был проведён опрос учащихся нашей школы. (См. приложение № 2)

В анкетировании приняли участие 48 учащихся младших классов нашей школы. Итоги анкетирования показали следующий результат:

Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?

Да – 38 человек                                             Нет – 10 человек.

Минеральная вода – 22 человека                       Газированная вода, соки, напитки – 20 человек

Подсолнечное масло – 20 человек                     Майонез – 7 человек

Кетчуп – 4 человека                                            Питьевой йогурт – 5 человек

Творожки, тортики, лапша, картофельное пюре, рыба, салаты, халва – по 1 человеку.

Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?

Выбрасываем -22 человека                                                         Сжигаем в печке – 10 человек

Используем в хозяйстве – 14 человек                                        Закапываем – 2 человека

Вопрос 3.. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?

Для посадки рассады – 14                          Для хозяйства – 6 человек

Используем под молоко, квас, варенье – 5 человек

Делаем сток для воды, используем для полива овощей – 4

Делаем поделки – 3 человека

     Анкетирование показало, что семьи учащихся нашей школы, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают  или сжигают, а также используют в домашнем хозяйстве. 

            На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно

300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.

            Я решила узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.                     (См. приложение №2, таблица №1)

            Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 9 кг 500 г мусора. Семья состоит из 5 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 1кг 900 г мусора, а за год примерно 693 кг.

Я провела такое же исследование и в классе. (См. приложение №2, таблица №2)

За неделю в классе накапливается 3 кг 600 г мусора, в классе 27 человек, значит, на одного человека примерно 133 г.

За месяц -  14кг 400 г, на одного человека – 530 г.

Таким образом, можно узнать примерную массу мусора в школе. У нас 24 классные комнаты, значит количество мусора в школе:

  • за неделю - примерно 86 кг;
  • за месяц - примерно 344 кг
  • за год  - примерно 3 т 100 кг

     В нашей школе обучается 270 учащихся, за год на одного учащегося приходится примерно 11кг 400г мусора.

 

    Защита исследования

           Я обратила внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру.  Я читала, что 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса. Таким образом,  мне пришла мысль провести в классе акцию «Сбережём деревце».  Нашу идею также подхватили другие учащиеся начальных классов гимназии. По школе мы заняли первое место по сбору старой бумаги, а я заняла 1 место по городу и получила грамоту от экологического движения «ЭКА».

 В своём классе я провела «Мастер – класс» по использованию ненужных бытовых отходов.  Я придумала, как можно использовать эту гору пластика. Я сделала  подставку для цветка. Для ее изготовления мне понадобились: 2 одноразовых стаканчика, 1,5-литровая бутылка;- одна трубочка от коктейля; прозрачный скотч, цветные нитки, куски пластилина. Из подсчитанного мной пластика можно сделать 34 таких цветка. Кроме этого, можно изготовить:- 11 ваз для цветов;- 42 стаканчика  для карандашей; 64 стаканчика  для канцелярской мелочи; 30 поддонов для цветочных горшков;- 200 горшков для рассады.  Такие пути выхода из данной проблемы придумала я сама. Ко Дню 8 Марта изготовила поделки из бросового материала в подарок маме. Ребятам поделки понравились и многие пожелали сделать это своими руками.

             Я познакомила ребят со своей исследовательской работой «Что я могу сделать с мусором?» Приятно было, что многие ребята меня поддержали. Это было видно из анкеты. (См. приложение №3)   На вопрос, стали бы вы заниматься  сортировкой мусора у себя дома, ответили – стал бы -55%, уже так делаю -1%, затрудняюсь ответить-14 %, не стал бы -30%.

Прочитав научную литературу, я выяснила, что в мире взрослых существуют другие пути выхода из этой проблемы: реконструировать мусороперерабатывающие заводы;- создать новые экологически безопасные полигоны;- обновить мусороперерабатывающую промышленность.

            Собраны сведения, сделаны необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои   исследования, я пришла к выводу: проблему мусора  нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел.  Для себя я составила памятку «Что может сделать один?»  (См. приложение 9)

 

Предложения:

1.Возобновить выпуск молочных продуктов в бумажной и стеклянной таре, уменьшить количество выпускаемых полиэтиленовых пакетов (заменить их бумажными).

2.Создать дополнительные пункты приёма твёрдо-бытовых отходов для их дальнейшей переработки.

3.Производить сортировку мусора перед выбрасыванием.

4.Прививать экологическую культуру с младшего возраста

 

Выводы.

Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме. Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше». (В. Солоухин «Приговор»)

Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка. На примере своей исследовательской работы я показала, как можно вторично использовать твёрдо - бытовые отходы.

 Гипотеза исследования подтвердилась - учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором.  Значимость и прикладная ценность работы: научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей. Никогда не забывайте, природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.