Комитет по образованию Администрации
Поспелихинского района
Алтайского края
филиал МКОУ Поспелихинская СОШ №1
«Хлеборобская СОШ»
Школьная научно - исследовательская конференция
Номинация: 1 класс
Чудесные превращения белого порошка
(крахмал и его свойства)
Автор: Губаренко Дмитрий,
1 класс, МКОУ «Хлеборобская СОШ»
Руководитель: Веснина Лариса Сергеевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Хлеборобская СОШ»
п. Хлебороб
2017г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………2 - 5 стр.
Основная часть…………………………………………………6 - 8 стр. 1. Получение и нахождение крахмала в продуктах питания……6стр.
Применение крахмала на кухне………………………………….7стр.
Применение крахмала в быту……………………………………8 стр.
Игрушка из крахмала, изготовление холодного фарфора…….9 стр.
Заключение………………………………………………………10 стр.
Список литературы……………………………………………...11 стр.
Введение
Мне нравится помогать маме на кухне, я заметил, что для приготовления некоторых блюд моя мама пользуется необычным хрустящим белым порошком под названием крахмал. Меня заинтересовал этот продукт, поэтому я решил узнать о нём как можно больше: где он содержится, и как его применяют?
Актуальность: нахождение интересного и необычного на кухне, что доступно для наблюдения и изучения.
Гипотеза исследования: знания о крахмале и его свойствах помогут мне в повседневной жизни.
Цель работы: поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств
Задачи работы:
1. Собрать и изучить информацию о крахмале
2. Изучить область применения крахмала
3. Провести опыты и наблюдения
4. Проанализировать полученные результаты
Предмет исследования: крахмал
Объект исследования: продукты питания
Практическая значимость: полученные знания помогут мне в жизни знать о применения крахмала в быту.
Методы исследования:
- Анализ различных источников информации о крахмале.
- Наблюдение в домашних условиях
- Проведение опытов.
- фиксирование результатов.
Методология:
- На первом этапе работы я высветил проблему, затем поставил перед собой ряд вопросов для изучения и исследования.
- На втором этапе работы я изучал литературу, прибегал к помощи интернет ресурсов по данной проблеме.
- На третьем этапе работы я проводил опыты с крахмалом
- На четвёртом этапе работы я совместно с классным руководителем и членами семьи производил анализ полученных данных, готовил доклад и презентацию данной работы.
Период работы над темой: работа рассчитана на 6 месяцев.
Понятийный аппарат исследования
Крахмал - безвкусный аморфный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крахмал
Основная часть.
Получение и нахождение крахмала в продуктах питания
Изучив литературу о крахмале, я узнал, что его получают из пшеницы, риса и картофеля, значит, я могу его получить самостоятельно!
Опыт 1.
Цель: получение крахмала из картофеля.
Мои одноклассники принесли по одной картофелине, взвесили, и у нас получилось 2 килограмма. Каждый ученик натёр картофелину на металлической тёрке, сложили в тазик картофельную стружку и залили холодной водой. Вода стала тёмной. Мы 2 раза заливали чистую воду и сливали мутную. Затем процедили через марлю и на дне ёмкости увидели белый налёт. Когда мы его доставали и выкладывали на салфетку, то он скрипел.
На следующий день порошок высох и стал серого цвета, его получилось 102 грамма.
Вывод: крахмал можно получить их картофеля.
Мне стало интересно узнать, в каких продуктах есть крахмал. Под руководством учителя мы с ребятами находили крахмал при помощи йода в различных пищевых продуктах, которые ежедневно употребляем в пищу.
Опыт 2.
Цель: нахождение крахмала в продуктах питания.
На разные продукты питания мы капнули раствор йода и стали наблюдать. На некоторых продуктах образовались синие пятна – значит, в них есть крахмал, а другие остались без изменения – в них крахмала нет.
Больше всего посинели мучные изделия: хлеб, печенье, кекс, макароны. Небольшое количество крахмала обнаружилось в колбасном сыре, варёной колбасе, банане.
В молоке и твёрдом сыре крахмал не обнаружился.
Вывод: во многих продуктах питания содержится крахмал.
Применение крахмала на кухне.
После беседы с поваром нашей школьной столовой я узнал, что с помощью крахмала варят кисель, делают подлив для гарниров, пропитку для торта.
Опыт 3.
Цель: сварить кисель из полученного крахмала.
Под руководством учителя мы с одноклассниками в кабинете домоводства сварили малиновый кисель из нашего крахмала. В горячую воду добавили малиновое варенье и сахар. В отдельной кружке размешали наш крахмал с водой, добавили в кипящую воду, постоянно помешивая. Вода стала густеть и тянуться за ложкой. Готовый малиновый кисель мы разлили по кружкам и с удовольствием выпили.
Вывод: крахмал в горячей воде разбухает и густеет.
Опыт 4.
Цель: сварить пропитку для торта.
Мама купила бисквитные коржи для торта, и мы сварили молочную пропитку для коржей. В кастрюлю налили молоко, добавили немного воды, сахар, сливочное масло. Когда смесь закипела, мы добавили разбавленный в чашке крахмал с водой. Смесь стала густеть, как кисель. Этой пропиткой мы промазали наши коржи, уложили их друг на друга и сверху украсили. Наш торт получился вкусным и мягким.
Вывод: крахмал можно использовать в продуктах как загуститель
Из беседы с мамой я узнал, что крахмал часто добавляют в различные продукты питания: майонез, кетчупы, колбасу как пищевой загуститель. Я изучил этикетки таких продуктов и действительно увидел в их составе крахмал. Мама сказала, что употребляя такие продукты, человек полнеет. Что же делать? Ведь многие продукты питания, которые мы употребляем, содержат крахмал, а без еды человек не может жить. Значит нужно больше двигаться и заниматься спортом, чтобы есть и не полнеть.
Применение крахмала в быту.
Из беседы со своей бабушкой я узнал, что раньше школьники носили школьную форму, а девочки пришивали на свою форму красивые белые воротнички, которые крахмалили, чтобы они красиво смотрелись. Также у бабушки есть красивые большие накрахмаленные салфетки. Я решил сам накрахмалить салфетку и изучить их различия.
Опыт 5.
Цель: накрахмаливание салфетки.
В чашке я смешал крахмал с горячей водой, и получилась тягучая масса, в которую опустил мягкую вязаную салфетку. Я подержал салфетку 10 минут и повесил сушиться на батарею. Когда моя салфетка высохла, то стала упругой и объёмной.
Вывод: крахмал при высыхании становится твёрдым, а накрахмаленная вещь приобретает объёмную форму.
Несколько капель крахмальной смеси мы нанесли на бумагу и наложили её на другой бумажный лист, а когда они подсохли, то я не смог рассоединить листы, потому что они склеились. Учительница рассказала, что так раньше варили клей и клеили обои на стену.
Изготовление игрушки «Антистресс».
Опыт 6.
Цель: изготовление игрушки «Антистресс»
Под руководством учительницы мы с одноклассниками сделали игрушку «Антистресс».
В воздушный шарик через воронку насыпали крахмал и завязали. На получившемся шарике нарисовали весёлый смайлик.
Вывод: такая игрушка помогает расслабляться и успокаиваться.
Изготовление холодного фарфора из крахмала.
Опыт 7.
Цель: изготовление холодного фарфора из крахмала.
Для изготовления холодного фарфора мы смешали в чашке стакан производственного крахмала со стаканом клея ПВА, розовым колером и небольшим количеством подсолнечного масла. Всё размешали, смазали свои руки вазелином и выкатали полученную массу, как тесто на столе. Каждый одноклассник взял себе комочек теста и вылепил из неё фигурку. После застывания я на свою фигурку приклеил магнитик.
Вывод: с помощью крахмала можно изготовить холодный фарфор и вылепить любую фигурку.
Заключение
В результате проведённого исследования я пришёл к таким выводам:
- Крахмал можно получить из картофеля в домашних условиях
- Многие продукты питания содержат крахмал
- Крахмал применяется в кулинарии
- Крахмал в холодной воде не растворяется, а в горячей воде густеет и разбухает
- С помощью крахмала можно изготовить интересные игрушки и поделки
Проводить исследование – это интересно занятие, которое помогает расширять свой кругозор и изучать вещи, которые находятся рядом, находя в них много нового и интересного.
Список литературы:
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
2. http://tolkslovar.ru/
3. http://www.slova.ru/article/14184.html
17