СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "О чем хотел рассказать Колобок?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной работы: выяснить какой смысл скрыт в сказке "Колобок". Для этого были проанализированы сказки  «Колобок»  в  обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древняя сказка«Колобокъ».

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "О чем хотел рассказать Колобок?"»

10


Школьная научно – практическая конференция младших школьников







«О чём хотел рассказать Колобок?»






Работу выполнила:

ученица 2 А класса

ГБОУ СОШ№1 с. Приволжье



Руководитель: Асташина Елена Александровна,

учитель начальных классов

высшей категории

ГБОУ СОШ№1 с. Приволжье











с. Приволжье

2017 г.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………… 3

Актуальность темы…………………………………………………………3

Цель, задачи, гипотеза, методы исследования…………………………. 3

2. Основная часть

2.1.Анкетирование учащихся 2 а класса ГБОУ СОШ№1………………4

2.2.История славянского слова «Коло»………………………………….5

2.3.Сравнение сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского,

А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древней сказки «Колобокъ»………..5

2.4. Значение и смысл сказки «Колобок»………………………………...6

2.5. Чему учит сказка………………..……………………………………..7

3. Вывод ………………………………………………………… …………8

4. Список литературы………………………………………………………9

Приложение……………………………………………………………….10

















  1. Введение

Мы любим читать сказки. Особенно русские народные сказки.

Сказка- это то, что придумано, то, чего не было на самом деле. Тогда зачем придумывают сказки? Значит, они должны нас чему-то научить. Истинное значение русских народных сказок не всегда понятно даже взрослому человеку. Ведь многим сказкам сотни лет.

Я рано научилась читать и прочитала довольно много разных сказок. Почти у всех из них счастливый конец, а вот в сказке о Колобке совсем не так. Короткая, но яркая жизнь всеми любимого Колобка обрывается при встрече с хитрой лисой. Меня всегда интересовал вопрос: « Почему все герои сказки Заяц, Волк, Медведь, Лиса непременно хотели съесть Колобка?! И чему учит эта сказка?»

Задумавшись над этим вопросом, я решила сравнить разные варианты русской народной сказки «Колобок», постараться понять её значение и смысл.

Актуальность темы

Я считаю, что данная тема очень актуальна. Мы часто думаем, что каждая сказка существует в одном-единственном варианте, и толкование сказок тоже не отличается разнообразием. На самом деле существуют разные варианты одной и той же сказки, и все народные сказки имеют другой смысл, который современные люди не всегда видят и понимают. В старинных фольклорных сборниках можно найти очень древние варианты знакомых нам сказок, в которых события разворачиваются несколько по-иному.

Цель моей исследовательской работы: выяснить, какой смысл скрыт в сказке «Колобок»?

Задачи, которые я поставила перед собой:

1. изучить варианты сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского,

А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древней сказки «Колобокъ»

2. найти общие и отличительные черты этих сказок;

3. рассмотреть происхождение древнеславянского слова коло.

Предметом исследования являются общие и отличительные черты сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского,А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древней сказки «Колобокъ».

Объект исследования: сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древняя сказка«Колобокъ».

Гипотеза:

Предположим, что у русской народной сказки «Колобок» есть скрытый смысл, который не каждому понятен.

Методы исследования

  1. Анкетирование учащихся 2 а класса ГБОУ СОШ №1;

  2. Изучение литературы;

  3. Работа с ресурсами Интернет.

























2. Основная часть

2.1.Анкетирование учащихся 2 а класса ГБОУ СОШ №1

В детстве, когда мне мама читала сказку, мне всегда было жалко Колобка. «Неужели лишь за свою неосторожность, хитрая Лиса съелаего?» - думала я. Мне всегда хотелось придумать другой конец сказки или услышать другое толкование текста. Сейчас, когда я решила провести исследование сказки «Колобок», мне стало интересно, а задумывались ли над этими вопросами мои одноклассники. Поэтому я провела анкетирование среди учащихся своего класса с целью выяснить:

1. Нравится ли моим одноклассникам конец сказки «Колобок»?

2. Задумывались ли они над скрытым смыслом сказки и в чем он заключен?

В результате анкетирования, я получила следующие результаты.

На вопрос: «Нравится ли тебе конец сказки?» 14 одноклассников ответили - нет. 2 человека не задумывались над этим вопросом, а 7 ученикам конец сказки понравился.

На вопрос «Задумывался ли ты над смыслом сказки «Колобок» и в чем он заключен?» Никто не считает, что в сказке есть скрытый смысл. 9 человек – считают, что нельзя быть слишком доверчивым, а 14 человек советуют слушаться родителей.

В результате анкетирования я сделала вывод: толкование сказки не отличается

разнообразием, ребята к смыслу сказки отнеслись обывательски.

2.2. История славянского слова «Коло»

Чтобы полнее понять смысл сказки, я решила узнать, почему Колобок - круглый, почему сказка называется «Колобок».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля есть такое объяснение. Оказалось, что было старинное слово «коло», что означало «кругъ, окружность, ободъ, обручъ;// колесо//; существовало слово«колобъ», в значении «башка, скатанный комъ, шаръ, груда, валенец, катанецъ.»

В старину, слово круг обозначалось словом коло. Отсюда – «колобок», то есть – «круглый бок» или «кружок»,«кружочек».

2.3. Сравнение сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древней сказки«Колобокъ».

«Колобок» - это настоящая русская народная сказка. Конечно, сюжет, рассказывающий про разных существ, изготовленных из теста, используется в сказках многих народов: английский Джонни-пончик, американский пряничный человечек и т.д. Но вот сказки, в которой главный герой — колобок, да еще с такими же зверями — нет нигде. 

В библиотеке я нашла несколько вариантов сказки «Колобок». Это сказка в обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого. Считается, что впервые в 1864 году сказка появилась для чтения детям именно в обработке А.Н.Афанасьева, известного собирателя русских сказок из разных мест и краев России.

Сравнив эти тексты, я увидела, что они очень похожи. Колобок - персонаж одноимённой русской народной сказки (в обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого) изображен в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, разных зверей, но был съеден лисой.

Во всех этих вариантах сказки Колобок остаётся целым. Герой сбегает и от Зайца, и от Волка, и от Медведя целым и невредимым.

Меня очень удивил самый древний вариант сказки. Оказывается, в старинном варианте этой сказки другие герои – это Лебедь, Ворон, Медведь,Волк. И самое интересное, каждый встреченный Колобком персонаж откусывал от него по кусочку. (Приложение)

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть.

Итак, каков же скрытый смысл и значение русской народнойсказки «Колобок»?



2.4. Значение и смысл сказки «Колобок»

Мне показался наиболее интересным такой вариант смысла «Колобка».

Колобок – это Луна или, точнее, Месяц.

Сказка о Колобке – это астрономическое наблюдение предков за движением Месяца (Луны) по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса),до новолуния (Чертог Лисы).

Когда старуха готовила Колобка – это полнолуние, в данной сказке происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва).

Далее Месяц идёт на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – «съедают» частьМесяца.

К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остаётся – планета Земля полностью закрывает Месяц от Солнца.

Луна проходит следующие фазы освещения:

- новолуние — состояние, когда Луна не видна

- первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.

- первая четверть — состояние, когда освещена половина луны.

- полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком

последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны

Каково же значение сказки «Колобок»?

Наши предки, выводя детей на улицу, показывали им, что вот там такое-то созвездие (чертог), там такое-то… Дети видели, как колобок катится по небу и как исчезает. Образ этой сказки был понятен ребёнку. Спомощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии: они днём видели Солнце, а теперь им показывали ночное небо, Месяц, небесныеЧертоги (т.е. созвездия) и они образно изучали звёздную карту Мира.

2.5. Чему учит сказка.

Вырос Колобок и ушел во взрослую жизнь. И повстречал первым зайца. Заяц – в мифологии славян символизировал страхи. Колобок своим страхам спел песенку и победил их. Затем был волк - злоба. И ее Колобок побеждает. Медведь - сила. А вот последней была лисица. Лиса коварна, она не угрожает Колобку, а льстит: «какой ты хорошенький да пригоженький». И песенка у Колобка «славная». Этого оказалось достаточно, чтобы Колобок потерял не только свою подозрительность, но и простую осмотрительность, и вспрыгнул сначала лисе на мордочку, а потом и на язык. В сказке А.Н.Афанасьева сказано прямо: «Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса – гам его! И скушала».

Если посмотреть на порядок зверей, то правильным был бы порядок по мере увеличения их размеров: Заяц-Лиса-Волк-Медведь. Порядок зверей в сказке нарушен. Колобок встречает Лису после Медведя. И в этом изменении порядка скрытый смысл.

Сказка говорит, что самый страшный враг – не тот, кто грозен физически, а тот, кто коварен и хитер. Таким образом, можно сделать вывод: сказка «Колобок» рассказывает о жизненных трудностях, испытаниях, встречающихся на пути человека.

















3.Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующий вывод: у русской народной сказки «Колобок» есть скрытый смысл. Можно предположить, что и в других русских сказках за простыми сюжетом скрывается более глубокий смысл, чем можно увидеть на первый взгляд. Эту мудрость нам передают через века наши предки, казалось бы в такой простой сказке.


4. Список литературы

1. Колобок. Ушинский К.Д. Сказка с иллюстрациями.

http://russkay-literatura.net/skazki/573-kolobok-ushinskij-skazka-s-illyustratsiyami.html

2. Русские народные сказки Афанасьева А.Н.

http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev19.php

3. Сказки Толстого А.Н.

http://hobbitaniya.ru/tolstoyan/tolstoyan61.php

4. Мифология русских сказок

http://www.stihi.ru//go//alexfl.ru/vechnoe/vechnoe_skazki.html













Приложение

Древний вариант сказки «Колобок»

Рас–Лев.

Сварожьим (сварожий круг)– небесный путь.

Чертожьим (чертог) – созвездие.


Попросил Рас Деву: «Испеки мне Колобок!» Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке.

Катится- катится, а навстречу ему – Лебедь:

- Колобок- Колобок, я тебя съем!

И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему – Ворон:

- Колобок- Колобок, я тебя съем!

Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.

Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь:

- Колобок- Колобок, я тебя съем!

Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.

Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему – Волк:

- Колобок- Колобок, я тебя съем!

Ухватил Колобка зубам, и так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.

Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут

навстречу Колобку Лиса выходит:

- Колобок- Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Лисонька, – только и успел проговорить Колобок, а Лиса его – “ам”, и съела целиком.




Скачать

© 2017 3930 41

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!