10
Школьная научно – практическая конференция младших школьников
«О чём хотел рассказать Колобок?»
Работу выполнила:
ученица 2 А класса
ГБОУ СОШ№1 с. Приволжье
Руководитель: Асташина Елена Александровна,
учитель начальных классов
высшей категории
ГБОУ СОШ№1 с. Приволжье
с. Приволжье
2017 г.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………… 3
Актуальность темы…………………………………………………………3
Цель, задачи, гипотеза, методы исследования…………………………. 3
2. Основная часть
2.1.Анкетирование учащихся 2 а класса ГБОУ СОШ№1………………4
2.2.История славянского слова «Коло»………………………………….5
2.3.Сравнение сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского,
А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древней сказки «Колобокъ»………..5
2.4. Значение и смысл сказки «Колобок»………………………………...6
2.5. Чему учит сказка………………..……………………………………..7
3. Вывод ………………………………………………………… …………8
4. Список литературы………………………………………………………9
Приложение……………………………………………………………….10
Введение
Мы любим читать сказки. Особенно русские народные сказки.
Сказка- это то, что придумано, то, чего не было на самом деле. Тогда зачем придумывают сказки? Значит, они должны нас чему-то научить. Истинное значение русских народных сказок не всегда понятно даже взрослому человеку. Ведь многим сказкам сотни лет.
Я рано научилась читать и прочитала довольно много разных сказок. Почти у всех из них счастливый конец, а вот в сказке о Колобке совсем не так. Короткая, но яркая жизнь всеми любимого Колобка обрывается при встрече с хитрой лисой. Меня всегда интересовал вопрос: « Почему все герои сказки Заяц, Волк, Медведь, Лиса непременно хотели съесть Колобка?! И чему учит эта сказка?»
Задумавшись над этим вопросом, я решила сравнить разные варианты русской народной сказки «Колобок», постараться понять её значение и смысл.
Актуальность темы
Я считаю, что данная тема очень актуальна. Мы часто думаем, что каждая сказка существует в одном-единственном варианте, и толкование сказок тоже не отличается разнообразием. На самом деле существуют разные варианты одной и той же сказки, и все народные сказки имеют другой смысл, который современные люди не всегда видят и понимают. В старинных фольклорных сборниках можно найти очень древние варианты знакомых нам сказок, в которых события разворачиваются несколько по-иному.
Цель моей исследовательской работы: выяснить, какой смысл скрыт в сказке «Колобок»?
Задачи, которые я поставила перед собой:
1. изучить варианты сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского,
А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древней сказки «Колобокъ»
2. найти общие и отличительные черты этих сказок;
3. рассмотреть происхождение древнеславянского слова коло.
Предметом исследования являются общие и отличительные черты сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского,А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древней сказки «Колобокъ».
Объект исследования: сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древняя сказка«Колобокъ».
Гипотеза:
Предположим, что у русской народной сказки «Колобок» есть скрытый смысл, который не каждому понятен.
Методы исследования
Анкетирование учащихся 2 а класса ГБОУ СОШ №1;
Изучение литературы;
Работа с ресурсами Интернет.
2. Основная часть
2.1.Анкетирование учащихся 2 а класса ГБОУ СОШ №1
В детстве, когда мне мама читала сказку, мне всегда было жалко Колобка. «Неужели лишь за свою неосторожность, хитрая Лиса съелаего?» - думала я. Мне всегда хотелось придумать другой конец сказки или услышать другое толкование текста. Сейчас, когда я решила провести исследование сказки «Колобок», мне стало интересно, а задумывались ли над этими вопросами мои одноклассники. Поэтому я провела анкетирование среди учащихся своего класса с целью выяснить:
1. Нравится ли моим одноклассникам конец сказки «Колобок»?
2. Задумывались ли они над скрытым смыслом сказки и в чем он заключен?
В результате анкетирования, я получила следующие результаты.
На вопрос: «Нравится ли тебе конец сказки?» 14 одноклассников ответили - нет. 2 человека не задумывались над этим вопросом, а 7 ученикам конец сказки понравился.
На вопрос «Задумывался ли ты над смыслом сказки «Колобок» и в чем он заключен?» Никто не считает, что в сказке есть скрытый смысл. 9 человек – считают, что нельзя быть слишком доверчивым, а 14 человек советуют слушаться родителей.
В результате анкетирования я сделала вывод: толкование сказки не отличается
разнообразием, ребята к смыслу сказки отнеслись обывательски.
2.2. История славянского слова «Коло»
Чтобы полнее понять смысл сказки, я решила узнать, почему Колобок - круглый, почему сказка называется «Колобок».
В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля есть такое объяснение. Оказалось, что было старинное слово «коло», что означало «кругъ, окружность, ободъ, обручъ;// колесо//; существовало слово«колобъ», в значении «башка, скатанный комъ, шаръ, груда, валенец, катанецъ.»
В старину, слово круг обозначалось словом коло. Отсюда – «колобок», то есть – «круглый бок» или «кружок»,«кружочек».
2.3. Сравнение сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древней сказки«Колобокъ».
«Колобок» - это настоящая русская народная сказка. Конечно, сюжет, рассказывающий про разных существ, изготовленных из теста, используется в сказках многих народов: английский Джонни-пончик, американский пряничный человечек и т.д. Но вот сказки, в которой главный герой — колобок, да еще с такими же зверями — нет нигде.
В библиотеке я нашла несколько вариантов сказки «Колобок». Это сказка в обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого. Считается, что впервые в 1864 году сказка появилась для чтения детям именно в обработке А.Н.Афанасьева, известного собирателя русских сказок из разных мест и краев России.
Сравнив эти тексты, я увидела, что они очень похожи. Колобок - персонаж одноимённой русской народной сказки (в обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого) изображен в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, разных зверей, но был съеден лисой.
Во всех этих вариантах сказки Колобок остаётся целым. Герой сбегает и от Зайца, и от Волка, и от Медведя целым и невредимым.
Меня очень удивил самый древний вариант сказки. Оказывается, в старинном варианте этой сказки другие герои – это Лебедь, Ворон, Медведь,Волк. И самое интересное, каждый встреченный Колобком персонаж откусывал от него по кусочку. (Приложение)
Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть.
Итак, каков же скрытый смысл и значение русской народнойсказки «Колобок»?
2.4. Значение и смысл сказки «Колобок»
Мне показался наиболее интересным такой вариант смысла «Колобка».
Колобок – это Луна или, точнее, Месяц.
Сказка о Колобке – это астрономическое наблюдение предков за движением Месяца (Луны) по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса),до новолуния (Чертог Лисы).
Когда старуха готовила Колобка – это полнолуние, в данной сказке происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва).
Далее Месяц идёт на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – «съедают» частьМесяца.
К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остаётся – планета Земля полностью закрывает Месяц от Солнца.
Луна проходит следующие фазы освещения:
- новолуние — состояние, когда Луна не видна
- первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
- первая четверть — состояние, когда освещена половина луны.
- полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком
последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны
Каково же значение сказки «Колобок»?
Наши предки, выводя детей на улицу, показывали им, что вот там такое-то созвездие (чертог), там такое-то… Дети видели, как колобок катится по небу и как исчезает. Образ этой сказки был понятен ребёнку. Спомощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии: они днём видели Солнце, а теперь им показывали ночное небо, Месяц, небесныеЧертоги (т.е. созвездия) и они образно изучали звёздную карту Мира.
2.5. Чему учит сказка.
Вырос Колобок и ушел во взрослую жизнь. И повстречал первым зайца. Заяц – в мифологии славян символизировал страхи. Колобок своим страхам спел песенку и победил их. Затем был волк - злоба. И ее Колобок побеждает. Медведь - сила. А вот последней была лисица. Лиса коварна, она не угрожает Колобку, а льстит: «какой ты хорошенький да пригоженький». И песенка у Колобка «славная». Этого оказалось достаточно, чтобы Колобок потерял не только свою подозрительность, но и простую осмотрительность, и вспрыгнул сначала лисе на мордочку, а потом и на язык. В сказке А.Н.Афанасьева сказано прямо: «Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса – гам его! И скушала».
Если посмотреть на порядок зверей, то правильным был бы порядок по мере увеличения их размеров: Заяц-Лиса-Волк-Медведь. Порядок зверей в сказке нарушен. Колобок встречает Лису после Медведя. И в этом изменении порядка скрытый смысл.
Сказка говорит, что самый страшный враг – не тот, кто грозен физически, а тот, кто коварен и хитер. Таким образом, можно сделать вывод: сказка «Колобок» рассказывает о жизненных трудностях, испытаниях, встречающихся на пути человека.
3.Заключение
На основе проведенного исследования можно сделать следующий вывод: у русской народной сказки «Колобок» есть скрытый смысл. Можно предположить, что и в других русских сказках за простыми сюжетом скрывается более глубокий смысл, чем можно увидеть на первый взгляд. Эту мудрость нам передают через века наши предки, казалось бы в такой простой сказке.
4. Список литературы
1. Колобок. Ушинский К.Д. Сказка с иллюстрациями.
http://russkay-literatura.net/skazki/573-kolobok-ushinskij-skazka-s-illyustratsiyami.html
2. Русские народные сказки Афанасьева А.Н.
http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev19.php
3. Сказки Толстого А.Н.
http://hobbitaniya.ru/tolstoyan/tolstoyan61.php
4. Мифология русских сказок
http://www.stihi.ru//go//alexfl.ru/vechnoe/vechnoe_skazki.html
Приложение
Древний вариант сказки «Колобок»
Рас–Лев.
Сварожьим (сварожий круг)– небесный путь.
Чертожьим (чертог) – созвездие.
Попросил Рас Деву: «Испеки мне Колобок!» Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке.
Катится- катится, а навстречу ему – Лебедь:
- Колобок- Колобок, я тебя съем!
И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему – Ворон:
- Колобок- Колобок, я тебя съем!
Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.
Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь:
- Колобок- Колобок, я тебя съем!
Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.
Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему – Волк:
- Колобок- Колобок, я тебя съем!
Ухватил Колобка зубам, и так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.
Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут
навстречу Колобку Лиса выходит:
- Колобок- Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Лисонька, – только и успел проговорить Колобок, а Лиса его – “ам”, и съела целиком.