СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Образ-символ дороги в творчестве В.И.Слядневой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек в определённый момент жизни хочет выйти на перекрёсток, отправиться в путь неизвестного и манящего будущего. Но куда может привести его дорога? Будет ли путь лёгким? Какие препятствия повстречает человек на своём жизненном пути? С какими людьми сведёт судьба?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Образ-символ дороги в творчестве В.И.Слядневой"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №4»











Реферат на конкурс «Слядневские чтения»



Образ-символ дороги в творчестве В.И. Слядневой









Выполнила
ученица 9 б класса

Брянцева П.

Руководитель
учитель русского языка

и литературы

Богданова О.И.









г. Михайловск, 2015

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2

Основная часть

1.Символ-образ дороги в повседневной жизни и литературе…………… 3

1.1 Символ дороги…………………………………………………………… 3

1.2Образ дороги…………………………………………………………… 5

2. Жизнь и творчество Валентины Ивановны Слядневой……………… 6

2.1Образ дороги в рассказе «Дорога ровная» В.И. Слядневой………… 8

2.2 Образ-символ дороги в стихотворениях поэтессы…………………… 9

Заключение……………………………………………………………………… 13

Список использованной литературы……………………………………… 14





























Образ-символ дороги в творчестве В.И.Слядневой

Тут в стежки – дорожки навек будет след мой впечатан!..


Тема реферата неслучайна, так как образ-символ дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражает различные чувства героев. Все это и определяет актуальность данной темы.

Цель работы: рассмотреть образ дороги с точки зрения её символики в творчестве В.И.Слядневой.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- подробно познакомиться с прозаическими и лирическими произведениями

В.И. Слядневой;

- выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве поэтессы;

- охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей произведений.

Гипотеза: философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом.




















Введение

Каждый человек в определённый момент жизни хочет выйти на перекрёсток, отправиться в путь неизвестного и манящего будущего. Но куда может привести его дорога? Будет ли путь лёгким? Какие препятствия повстречает человек на своём жизненном пути? С какими людьми сведёт судьба?

Ни для кого не секрет, что в художественной литературе символ-образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.




















Основная часть

1.Символ-образ дороги в повседневной жизни и литературе.

1.1 Символ дороги


Дорога — символ жизненного пути; место, где проявляется судьба, доля, удача человека при его встречах с людьми, животными и демонами. ДОРОГА — разновидность границы между «своим» и «чужим» пространством; мифологически «нечистое» место. Особенно опасны скрещения двух или нескольких дорог, развилки и обочины. У восточных славян на перекрестках было принято хоронить самоубийц, некрещеных детей и других нечистых покойников. Дорога, наряду с межой и другими рубежами, — место появления мифологических персонажей. Поляки считали, что в колеях дороги пребывают грешные людские души. Особенно часто на дороге появляются демоны, сбивающие человека с пути: у русских — леший, у западных украинцев — блуд, дика баба, у сербов невидимые демоны олалще, у западных славян — блуждающие огоньки, происходящие из душ «нечистых» покойников, у кашубов — болотник, который, освещая дорога фонарем, зовет: «Здесь дорога домой, здесь дорога домой...» Выбрасывание на дорогу различных предметов является способом ритуального удаления опасной и вредоносной субстанции за пределы «своего» пространства и ее уничтожения. На дороге «нечистые» предметы затаптывают, разносят, растаскивают ногами, расчленяя вред и опасность на множество частей. У русских при лечении болезней на Д. выбрасывали ногти и волосы больного, а также предметы, на которые с помощью заговора «переводилась» болезнь. Выбрасывание предметов на Д. могло быть и актом вредоносной магии, призванной передать другому лицу порчу или болезнь, поэтому существовал запрет поднимать на Д. найденные вещи и даже прикасаться к ним. Одним из вариантов ритуального уничтожения является перебрасывание через Д. предметов, от которых необходимо избавиться. В частности, в России и в Полесье для избавления от клопов и тараканов их перебрасывали через Д. в коробочке или перевозили в старом лапте. Одновременно считалось, что предметы, случайно найденные на Д., обладают лечебной силой и приносят счастье нашедшему их. Например, украинцы для избавления от бородавок старались найти старый башмак и, не сходя с места, перекинуть его через голову. Предметы оставляли на Д. или развешивали вблизи нее с продуцирующими и защитными целями. Например, для отвращения эпидемий и эпизоотии на придорожных крестах вывешивались обыденные полотенца. В магической практике, в свадебном ритуале и др. практиковалось символическое перегораживание Д. Например, в польских Татрах пастух при выгоне стада из села на пастбище чертил поперек Д. границу, чтобы преградить путь злым духам. В свадебном обряде при возвращении молодых от венца Д. перегораживали бревнами, веревкой, лентами и пр., требуя от жениха выкуп за право проезда свадебного поезда. У восточных и западных славян перегораживание Д. крадеными вещами, бревнами, дровами было одним из видов ритуальных бесчинств. Переход дороги человеку или скоту практиковался для отнимания здоровья, счастья, плодовитости. У восточных славян и в Болгарии верили, что у коров можно отнять молоко, перейдя им дорогу. Распахивание и боронование дороги в обрядовых целях служило для активизации плодородных сил. В Чехии, у хорватов и словенцев на масленицу ряженые имитировали пахоту и сев, таща по улицам плуг и борону. В Полесье пахание и боронование дорог было одним из способов вызывания дождя. Восточные славяне считали, что нельзя строить дом на том месте, где проходила дорога: в таком доме будет неспокойно жить, а также на дороге нельзя спать, сидеть, громко петь или кричать, справлять естественные надобности.

Лит.: Невская Л.Г. Семантика дороги и смежных представлений в погребальном обряде//Семантика текста. М., 1980. С. 228-230; Щепанская Т.Е. Культура дороги на Русском Севере. Странник // Русский Север. СПб., 1992. С. 102-126.





1.2.Образ дороги


Дорога - образ, используемый всеми поколениями художников, композиторов, писателей. Мотив дороги зарождался ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях искусства ХVΙΙΙ века, был подхвачен в ХIХ столетии, однако и не забыт он и сейчас. Образ дороги, мотив пути архетипичны как для зарубежной, так и для русской литературы. Смысловое наполнение их глубоко и обширно. Причины такого многообразия могут крыться как в  неоднозначности самого понятия «путь», «дорога», так и в индивидуальном подходе автора произведения.

Дорога – это литературно-художественный образ. Дорога - это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Она так или иначе знакома всем, эта вечная музыка дороги - монотонное гипнотическое покачивание, легкая, быстрая смена панорамы за окном и то сладкое чувство невесомости и неизбежности, с которой навсегда оставляешь каждую версту, стой она посреди изумительного пейзажа или мрачного гиблого места… Мир дороги подвижен, его можно располагать в новый порядок, узор. Ритм движения передает мысли и нарушает привычную вязкость логики; в дороге любая мысль легка, все дышит свободой.

Дорога - это способность к творчеству, и способность к познанию истинного (прямого) пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся открыть современникам. Это создания чудного творения и совершенство в душах многих людей.

Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь.

Можно сказать, мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» путь отражает духовное движение крестьян и всей России второй половины XIX века. А М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» прибегает к использованию мотива дороги, чтобы показать обретение лирическим героем гармонии с природой.

В любовной лирике дорога символизирует разлуку, расставание или же преследование. Ярким примером такого осмысления образа стало стихотворение А. С. Пушкина «Таврида».

Для Н. В. Гоголя дорога стала стимулом к творчеству, к поиску истинного пути человечества. Она символизирует надежду на то, что такой путь станет судьбой его потомков.

Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах.

Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.

Именно с фольклора начинается история развития мотива дороги, подхваченная потом писателями ХVΙΙΙ века. Ярким примером произведения с четко прослеживаемым мотивом дороги стало «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Основная задача автора состояла в том, чтобы «заглянуть» в русскую социальную действительность. Следует отметить, что сходную же цель ставил перед собой и Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души». Для решения поставленной задачи как нельзя лучше подошёл жанр путешествия. В самом начале своего пути, слушая заунывную песню ямщика, путник говорит о «скорби душевной» как основной ноте русских народных песен. Образы, которые использовал А.Н.Радищев (ямщик, песня), будут встречаться и в творчестве А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова. Образ дороги - символ, поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.




2. Жизнь и творчество Валентины Ивановны Слядневой


Валентина Ивановна Сляднева родилась в 1941 году в селе Надежда Ставропольского края. Окончила историко - филологический факультет Ставропольского педагогического института. Первый поэтический сборник В. Слядневой вышел в Ставрополе в 1970 году. Стихи посвящены материи и родной земле, теплом и красотой которых она была так щедро одарена. Валентина Сляднева - автор тринадцати книг, выходивших в Ставрополе, в Москве, в Свердловске. В ее стихах, рассказах, песнях отражены и четкая гражданская позиция, и умение тонко и проникновенно передать неповторимость жизненных мгновений. Характерной чертой лирического героя стихов Валентины Слядневой является радостное восприятие мира, удивления перед его красотой и многообразием; вера в лучшее, гордость за свой народ, историю, где есть место подвигу. Читатели полюбили творчество поэтессы за верность народным традициям, кровную связь с народной речью, за стремление к ясным и возвышенным образам. Циклы стихотворений о детстве, юности, бесприютной старости, о вопиющей незащищенности «братьев наших меньших» - естественно выражают нравственные искания и поэта, и широкого читателя. Еще в стихах В. Слядневой есть живой интерес к жизни предков, оставивших нам и «родниковые колодцы», чистые как слеза, песни, воспевавшие самые сокровенные думы и чаяния.

Поэзия В. Слядневой - это поэзия самой жизни, прекрасной и во все века непростой, за которую нужно всегда бороться. Отсюда и гражданский пафос, не навязчивый и декларативный, а исходящий из пафоса самой жизни. Прочное духовное родство поколений во все времена русской истории поэт видит в их мужестве, самоотверженности, в готовности защищать Родину и трудиться на ней. «Чаша жизни» - тринадцатая книга поэта, наполненная, как сама жизнь, терпением и добротой, и мне думается, необходима читателю, как глоток освежающей прохлады и надежды, и неистребимой веры в человека. И пусть она не иссякает, подобно роднику. В 2003 году В Сляднева возглавила Ставропольское региональное отделение Союза писателей России. 


2.1. Образ дороги в рассказе «Дорога ровная» В.И. Слядневой


Символ-образ дороги представлен в четвёртом сборнике В.И.Слядневой. В этом томе собраны рассказы под общим названием «Перепелиная душа». Герои и героини рассказов, захваченные стихией трагических событий, в том числе и военных, которым помогает выстоять высокая нравственная взыскательность. В поисках духовной опоры, смысла жизни им становится лучше жить, и они сами обретают мудрость, находят своё место в «человеческом мире».

Обратимся к рассказу «Дорога ровная». В нём повествование ведётся от первого лица, несложно догадаться, что произведение имеет автобиографический характер. «Это дорога из моего села Надежды в город Ставрополь…» -поясняет героиня. Именно со слова «дорога» начинается трогательное воспоминание детства. К чему же приведет эта дорога, на которой стоят два самых близких человека-дочь и мать? Как же описана эта дорога? Является ли она обычным промежутком следования пеших людей, или же перед нами представлено начало жизненного пути, с его потерями, трудностями, сомнениями и поисками выхода из сложных ситуаций?

Автор текста, подробно описывая дорогу, использует большое число прилагательных: накатанная, утрамбованная, исполосованная, старая, асфальтированная. При помощи данных эпитетов можно представить тот путь, который предстоит преодолеть слабой женщине и упорной девочки с тяжёлой ношей. «Она (дорога) то петляет, то круто спускается в овраги, пока вьётся на гору, а достигнув вершины, резво бежит без задумчивости. Попробуй догони!» Да, невозможно её догнать и перегнать, как и стремительно несущуюся жизнь.

Трудная дорога кажется легче, когда рядом находится такой близкий человек, как мама. Именно она помогает своей «крохотке»: то заберёт часть поклажи, то пожалеет, вытрет горькие слёзы, то даст дельный совет, который запомнит дочь на всю жизнь. «Теперь под горку надо спускаться. Это ж пустяки! Потерпи, доча, дорога ровная скоро начнётся!»-слышаться мне слова мамы, сказанные утром, когда мы только поднимались». На тот момент героиня ещё не знала, как часто, идя по дороге жизни, будет вспоминать эти слова, которые будут помогать обретать надежду. Только потом станет понятно, что человек всегда надеется: вот-вот скоро начнётся дорога ровная.

Прочитав данный рассказ, можно сделать вывод: дорога-символ жизненного пути человека, который не стоит на одном месте, а упорно двигается вперед, несмотря на трудности.



2.2 Образ-символ дороги в стихотворениях поэтессы


Книга стихов В.И.Слядневой - это песня земли и колоса, это детство и юность поэтессы, очарованной боем перепелов в бескрайних далях, где «бежали луга и пеклись пироги в каждом доме и стояли стога  среди лета в закатной истоме».

В ее стихах и песнях отражены и четкая гражданская позиция, и умение тонко и проникновенно передать неповторимость жизненных мгновений. Характерной чертой лирического героя стихов Валентины Слядневой является радостное восприятие мира, удивления перед его красотой и многообразием; вера в лучшее, гордость за свой народ, историю, где есть место подвигу. Читатели полюбили творчество поэтессы за верность народным традициям, кровную связь с народной речью, за стремление к ясным и возвышенным образам.

Циклы стихотворений о детстве, юности, бесприютной старости, о вопиющей незащищенности «братьев наших меньших» - естественно выражают нравственные искания и поэта, и широкого читателя. Еще в стихах В. Слядневой есть живой интерес к жизни предков, оставивших нам и «родниковые колодцы», чистые как слеза, песни, воспевавшие самые сокровенные думы и чаяния. Поэзия В. Слядневой - это поэзия самой жизни, прекрасной и во все века непростой, за которую нужно всегда бороться. Отсюда и гражданский пафос, не навязчивый и декларативный, а исходящий из пафоса самой жизни. Прочное духовное родство поколений во все времена русской истории поэт видит в их мужестве, самоотверженности, в готовности защищать Родину и трудиться на ней.

Есть и в лирике Слядневой место такому образу-символу, как дорога. Ярко представлен образ дороги в произведениях Великой Отечественной войны. Ей, рожденной в военное время, было судьбой и природой дано особое отношение к понятиям Родины, патриотизма, верности, памяти. Особенно памяти – трепетной, острой, непреходящей. Называвшая себя пронзительно точно – «огненного времени птенец», Валентина Ивановна, кажется, не просто помнила войну: война жила в ее сердце незаживающей раной, день за днем диктуя сердцу поэта жгучие, берущие за душу строки:

Есть у меня знакомая дорога,

Над ней хлопочут пчелы и скворцы...

По ней – порой крутой, порой пологой -

Шли на войну чьи братья и отцы?..

…Куда бы мой ни направлялся путь -

Вовек мне с той дороги не свернуть. http://stavropol.monavista.ru

Читая данное стихотворение, понимаешь, что дорога- это прежде всего память о войне, о братьях и отцах, которые выбрали тот путь, с которого невозможно свернуть, потому что на нём находится судьба близких и родной земли.

Все дороги, что Отчизной пройдены,

Каждый – мы пройдем еще не раз,

Оттого, видать, и чувство Родины -

Кровное для каждого из нас. http://stavropol.monavista.ru

Образ-символ дороги можно найти, если обратиться к теме природы родного края.Например, поэтесса олицетворяет дорогу, показывая её в движении и характере:

Там, по земле ставропольской, дороги бегут, 
Шепчется с Горькою балкою речка Калаус. 

Или дождик пляшет по дорогам, веселя все вокруг:

Теплого дождя неистовые струи 
Тают на глазах, как поцелуи… 
Облепил он тело влажным ситцем, 
Пляшет по дорогам, 
Веселится. 
И навстречу молнии иду я, 
Чтобы вспыхнуть от нее 
И засветиться… 

Вся жизнь В.И.Слядневой– это возвращение к истокам. Уезжая куда-то, она уже начинала тосковать по Ставрополью! И слагала в его честь все новые и новые стихи. На перекрестках ее судьбы они вставали вешками, обозначавшими желанный путь домой.

Перекресток

Бьется ветер в лицо и колючий, и жесткий.

Я иду к перекрестку знакомых дорог...

Побелило их утро синеватой известкой,

Красно-бурый шиповник щемяще продрог.

Я иду к перекрестку мимо старых акаций,

Облетевших акаций, что прижались к дворам...

Он позвал меня в путь и позволил остаться,

А верней, возвращаться сюда по утрам.

Я иду к перекрестку.

Ветер щеки мне студит.

Вот и старый колодец, и знакомая дверь...

Для меня ты, Россия, начиналась отсюда,

Но об этом узнала я только теперь.

Милый мой край!

Тут в стежки-дорожки навек будет след мой впечатан!

Если обратиться к стихотворению «Перекрёсток», то станет понятно , что жизненная дорога будет лёгкой и приятной, когда путника отправляют с добрыми и тёплыми словами.

На распутьях дорог

- Да поможет вам Бог, -

Говорю, провожая гостей, -

Буду ждать от вас добрых вестей...

Да поможет вам Бог

На распутьях дорог!

- Да поможет вам Бог, -

Говорю я пилотам, врачам,

Морякам, что бросают причал,

И девчатам, что льнут к их плечам, -

Да поможет вам Бог

На распутьях дорог!

- Да поможет вам Бог! -

Говорю я, встречая детей,

И летящих на юг лебедей,

И мечту потерявших людей, -

Да поможет вам Бог

На распутьях дорог!

Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги, так ка жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый.


























Заключение



Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ и ХХ столетий, не забыт и развивается и в современной литературы.

Образ может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства.

В творчестве В.И. Слядневой образ дороги символизирует обретение лирическим героем гармонии с природой, людьми, которые встречаются на пути, и, конечно же, обретаешь гармонию с собой. Дорога в произведениях поэтессы отражает духовное движение людей, их поиск, испытание, обновление.

Мы пришли к следующему выводу:

ДОРОГА - это художественный образ и сюжетообразующий компонент. 
- это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. 
- это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам. 



























Список использованной литературы

1.Сляднева В.И. Перепелиная душа: Рассказы.-Ставрополь, 1996.

2.http://stavropol.bezformata.ru/listnews/stavropol

3.http://izobcbs.ucoz.ru/

4.http://www.nadezda26.ru/

5.http://fondslyadnevoy.ru/

6.http://stavropol.monavista.ru/news/508321/

7.http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0