СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Орден -Мать Героиня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Орден-Мать Героиня" на примере моей семьи.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Орден -Мать Героиня"»



Исследовательская работа



Орден «Мать – героиня»











2018 год.















Содержание:







Введение………………………………………………………………………3-5

Основная часть……………………………………………..…………………6-13

Глава I. Многодетная семья и особенности ее функционирования в современномобществе………………………………………………………..6-9


Глава II. Из истории награды………………………………………………10-11

Глава III. Моя прабабушка удостоена награды «Мать –Героиня»………12-13

Заключение……………………………………………………………………14

Список используемой литературы…………………………………………..15























Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребёнком на руках!

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребёнком на руках!

/С. Островский./



Введение

Обоснование темы исследования.

В современном мире материальные ценности преобладают над духовными, искажены представления ο доброте и милосердии, справедливости и патриотизме. Остро стоит необходимость в воспитании семейной культуры, восстановлении традиционного образа семьи как величайшей святыни.

Для каждого человека - в какое бы время он ни жил, каких бы взглядов и вероисповедания не придерживался - есть святые ценности. Среди них - безграничная признательность тем, кому мы обязаны появлению на свет. Это наши родители.

Слова мамамать – одни из самых древних на Земле. Они почти одинаково звучат на языках разных народов. Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

Я выбрал для исследовательской работы тему Орден «Мать – героиня» по нескольким причинам.

Во-первых, семьдесять четвертая годовщин ордена «Мать – героиня» - очень важное событие для всех людей, живущих в России, ведь в наше время необходимо знать историю Родины, укреплять родовые связи с предшествующими и будущими поколениями, развивать интерес к истории семьи.

Во-вторых, женщины, удостоенные звания «Мать – героиня», - очень яркие, необычные личности. Жизнь каждой из них – это настоящий подвиг, и было очень интересно изучать их судьбы и узнавать, по каким жизненным дорогам шли их дети. Мы должны знать истории своих предков, гордиться ими, брать с них пример.

И наконец, тема очень близка моей семье. Моя прабабушка со стороны отца удостоена была звании «Матери –героини».

Актуальность исследования безусловна: истории многодетных матерей, чьи судьбы тесно переплелись с судьбой страны, еще мало изучены, недостаточно широко освещены в исторической и художественной литературе. Именно это побудило меня обратиться к изучению данной темы.

Известно, что в настоящее время орден «Мать – героиня» не вручается многодетным мамам, но он был и остается символом высокой нравственности русской женщины. История этой награды – важная часть истории Отечества. Не должны исчезнуть из нашей памяти имена матерей, которые воспитали славных сынов и дочерей русской земли.

Гипотеза: главное в любом историческом событии – это люди, поэтому считаю возможным предположить, что благодаря знакомству с яркими, необычными судьбами женщин – многодетных матерей, награжденных орденом «Мать-героиня», возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма современной молодёжи.

Перед собой я поставил цель:

1. Изучение истории награды – ордена «Мать – героиня», которому в 2018 году исполняется 74 года.

2.Из истории моей семьи.


На материале исследовательской работы я сделал попытку решить следующие задачи:

1. провести анкетирование учащихся 9 – 11 классов школы с целью определения уровня знаний по теме «Матери, удостоенные награды «Мать – героиня»;

2. изучить публицистическую литературу и исторические материалы об истории возникновения награды, и о судьбе моей прабабушки – многодетной матери;

4. осмыслить изученный материал и создать работу, основанную на исторически достоверных событиях, раскрыв в ней нравственные качества женщин патриотов своей страны.

В ходе работы использовались следующие методы:

анкетирование учителей и учащихся 9 – 11 классов;

изучение и анализ литературы и документов по данной теме;

метод обработки данных;

метод обобщения (вывод по результатам исследования).

В соответствии с первой задачей исследования было проведено анкетирование учащихся 9 – 11 классов МБОУ «СОШ с. Яковлевка» с целью определения знаний о государственной награде «Мать-героиня», а также выявления общественного мнения о многодетных семьях .

Результаты опроса показали, что школьники очень мало знают о наградах, связанных с материнством. Это стало еще одной причиной, побудившей меня к созданию данной работы.

Работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части я сделал попытку осветить понятие Многодетная семья и особенности ее функционирования в современном обществе ; историю ордена «Мать-героиня», рассказать о женщине, которая совершила настоящий человеческий подвиг, родив и воспитав достойных людей.

Работа содержит приложения, которые наглядно демонстрируют и подтверждают деятельность в рамках проделанного исследования. Практическая значимость её заключается в дальнейшем использовании в качестве дополнительного материала по подготовке к урокам истории, классным часам, а также в целях гражданско – патриотического воспитания молодёжи.

Ожидаемые результаты:

- приобрести умение ставить и решать проблемы, учиться делать обоснованные заключения о проделанной работе;

- научиться работать с разными источниками информации;

- развивать познавательные способности.









Глава I. Семья и многодетные семьи в современной России.


Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

Многодетные семьи

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли мно­годетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденци­ей к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семь­ям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Но­вая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих пра­вил.

Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обус­лавливалось традициями русского народа и мо­рали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распростране­ны аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, име­ющая 3-х и более детей.

Категории многодетности


Различают три категории многодетных семей:

1. Сознательная многодетность.

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или ма­тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

Эти две категории вполне благополучны.

Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю струк­туру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одина­ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

3. Неблагополучные многодетные семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

§ 1.Многодетная семья и особенности ее функционирования в современном обществе.

Сегодня в российском обществе многодетность воспринимается как подвергаемая сомнениям ценность. Хотя в ней усматривают символ семейственности и семейного счастья, и о многодетных семьях прошлых столетий говорят как о «золотом веке» российской семьи и семейной культуры, но современные семьи зачастую предпочитают оставаться бездетными или малодетными. Можно предположить, что и сегодня россияне были бы счастливы заводить по многу детей, будь у них для этого подходящие условия (недоступность жилья, детсадов, образования, медобслуживания), но, к сожалению, государство не имеет возможности и желания обеспечить своих граждан всем необходимым бесплатно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов[3].

К сожалению, и сейчас кто-то смотрит на родителей с кучей ребятишек свысока. Многие до сих пор считают, что много детей рождается исключительно в семьях алкоголиков и тунеядцев. Тем не менее большая часть многодетных родителей совершенно нормальные люди со средним достатком. К тому же сейчас, во время демографического кризиса, именно на этих людей уповают российские демографы. И одного ребенка воспитать очень тяжело, а троих-то и подавно. А ведь некоторые растят и по 10-15 малышей. Власти по старинке предлагают пособия, билеты на праздники и развлечения для детей. Однако мало кто задумывается о том, что многодетные семьи – это та прослойка общества, которая пытается сохранить семейственность несмотря ни на какие мировые финансовые кризисы, а ведь у этих семей не меньше проблем, чем у каждого из нас. Существует типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.

Большинство семей в дореволюционной России были многодетными, но доживали до взрослого отнюдь не все, не у всех были свои дети. Но если родители были живы и относительно здоровы, то у них редко рождалось меньше 3 (а то и 5) детей. Родственники, соседи, знакомые - все вокруг были многодетные, и как раз обратная ситуация – малодетность – воспринималась как исключение. Теперь же на многодетных родителей нередко смотрят со смесью любопытства и испуга. Современное отношение к многодетной семье извне совершенно иное, и это не может не влиять на внутреннее самосознание членов семьи, больших и маленьких. Наверное, стоит вырабатывать толерантность, то есть устойчивость к оценкам извне – как восторженным, так и осуждающим. В современной многодетной семье сокращена поддержка со стороны родственников, родители нередко оказываются один на один перед «численно превосходящими силами противника». Совсем иначе было в традиционной семье: детей тогда рождалось немало, но и взрослых было достаточно, имелись братья-сестры отца и матери, многочисленные бабушки-дедушки-сватовья-кумовья, а также бездетные тетушки. Следовательно, нужно планировать и стараться организовывать помощь извне. Это не стыдно, это необходимо и нормально, а если помощников все же нет – нужно учиться распределять собственные силы и планировать отдых.

Современная многодетная семья – абсолютно новый социальный, культурный, психологический и педагогический феномен. Современная большая семья живет на пепелище разрушенного в советские годы института семьи традиционной. Критерием благополучности или не благополучности нашего «лонгитюдного жизненного эксперимента» видимо станет то, какими вырастут наши дети, а еще вернее – какие семьи они смогут создать, захотят ли они иметь большую семью, возникнет ли новая традиция или нынешняя многодетная волна – лишь реакция на воцерковление. Останутся ли наши дети выросши в лоне церковном, захотят ли они повторить родительский путь – вот критерий успеха, а не внешняя оценка или соответствие определенным образовательным стандартам[4].

































Глава I I .Из истории награды.


В 1944 г. для всех стало понятно, что исход войны предрешен, и завершится она победой советского оружия. Но за несколько лет ВОВ погибло очень много наших сограждан, в основном мужчин. В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг. ) решение многих задач во всех жизненных и производственных сферах легло на плечи женщин. Они пришли на смену ушедшим на фронт мужчинам. Не было сферы деятельности, к которой они не имели бы отношение. Особенно тяжело было женщинам, имевшим много детей.Их личный человеческий подвиг приобретал большое значение в то время, когда на фронтах войны погибали мужья, отцы, дети.

Для поощрения женщин, содержащих и воспитывающих несколько детей, Правительство нашей страны учредило несколько наград. Среди них — орден «Мать – Героиня».

Учреждение ордена произошло 08.07.1944 г. Указом ПВС. Одновременно с орденом появилось и почетное звание «Мать-героиня». Это высшее звание в Советском Союзе, которое давалось женщинам, имеющим много детей.

Внешний вид ордена


Проект знака был разработан художником И. Ганфом. Награда выполнена в виде выпуклой 5-конечной звезды из золота. Позади нее находятся расходящиеся лучи, образующие 5-лучевую звезду. Они сделаны из серебра. Друг с другом эти детали соединены с помощью трех заклепок.

У знака есть фигурная колодочка. Она выполнена из серебра. Ее поверхность покрыта алой эмалью. На ней золотыми заглавными буквами написано: «Мать-героиня». Края колодочки золоченые. Для крепления к одежде на обороте колодочки предусмотрен булавочный зажим.

Орден весит примерно 17,56 грамма. Золота 950 пробы в нем около 4,5 грамма. Высота награды с колодкой — 4,6 см.

Кому медаль предназначалась


Звание «Мать-героиня» — высшей степень отличия советских женщин. Его удостаивались матери, которые родили и воспитали минимум 10 детей. Получить звание можно было лишь после того, как младшему ребенку исполнится 1 год. Условие — другие дети должны быть на этот момент живы.

При вынесении решения о присвоении звания принимались также в расчет дети:

  • Усыновленные согласно действующему законодательству.

  • Павшие смертью храбрых либо пропавшие без вести при защите интересов советского государства.

  • Выполнившие свой долг советского гражданина и спасшие человека от смерти и др.

Женщины, удостоенные звания «Мать-героиня», одновременно получали одноименный орден «Мать-героиня», а также Грамоту ПВС.

Носить награду полагалось слева.

Как появился орден


В истории нашей страны орден для женщин, которые растят большое количество детей, был введен а первый раз. Это было связано с тем, что ВОВ унесла множество жизней, в основном молодых мужчин. Численность населения существенно снизилась. Появление такого почетного звания свидетельствовало о том, что государству необходимо новое поколение молодежи.

Появление правительственных наград для многодетных женщин говорило, что проблема воспитания детей в СССР ставилась в один ряд с важнейшими государственными заслугами. Это значительно повышало социальный статус матерей, показывало, что общество относится к ним бережно и уважительно.

Впервые звание было присуждено 27.10.1944 г.

























Глава III. Моя прабабушка удостоена награды «Мать –Героиня».

Как известно историю делают люди, так и история любого села неразрывно связана с жизнью тех людей, которые в нем живут.

Мы часто собираемся всей семьей. Открываем семейный альбом и начинаем просмотр с большой фотографии, на которой изображена моя прабабушка в окружении детей . Я ее не помню, маленький ещё был, так как она умерла в 2004 году в возрасте 82 года, а я родился в 2001 году. Но рассказать могу очень много. Она живет в наших сердцах, и я часто слышу как вся семья, рассматривая ее медаль и фотографии, вспоминает какие–то моменты из жизни, говорит о ней с глубочайшим уважением и любовью.

Однажды я спросил у бабушки: «За что прабабушку наградили медалью». Она сказала: «За жизненный подвиг». Да, конечно, подвиги бывают разные, и, по моему мнению, этот подвиг тоже без сомнения достоин восхищения.

Моя прабабушка  Тугушева Нурхает Яхиновна– «Мать героиня». Она родила и воспитала 15 детей.

В то время у людей не было достатка, как сейчас, а все равно дети были здоровыми и счастливыми. И по рассказам моих родственников, радость детей заключалась в простых вещах. «Радость» - когда им папа принес зимой красные яблоки. «Радость» - когда ели хлеб с сахаром. И говорят, что ничего вкуснее этого в жизни не было. «Радость» - когда делали игрушки своими руками. «Радость» - чувствовать, как мама тебя гладит по голове. Эти воспоминания самые хорошие. Они вспоминают это со слезами на глазах и все равно с улыбкой, у них было счастливое детство, дружная семья. Раньше они помогали друг другу в учебе, а теперь и по жизни. И заложенные в детстве искренние отношения друг к другу, они передали своим детям, а моя бабушка сыну, а тот передал мне.

А сейчас у нашего поколения есть все игрушки, какие хотим, разные сладости, а понимания во многих семьях нет. Взрослые бросают своих детей. Дети начинают пить, курить, ругаться. Но так быть не должно. Ведь каждый ребенок хочет, чтобы у него был дом. А моя бабушка, не смотря на трудности, воспитала своих детей в любви и в домашнем уюте.

Бабушку наградили медалью «Материнства» 2 степени, её выдавали за рождение пятого ребенка. Эта награда была ей очень дорога, потому что являлась частью её жизни.

Эта медаль – наша семейная реликвия, наша гордость, которая хранится у меня дома. Она лежит в красивой бархатной коробочке, на видном месте и когда ко мне приходят друзья, мы с удовольствием рассматриваем её. Когда я вырасту, тоже буду показывать своим детям эту награду, и отношения в семье буду строить на примере прабабушки.

Прабабушка является для меня примером порядочности, трудолюбия, любви, уважения в семье. Вся ее жизнь заключалась в воспитании детей, а воспитать достойных детей, тяжелее, чем построить дом. Дома строили всегда, строят и сейчас, а вот воспитать 15 детей не всякий сможет. Мы все являемся частью нашей страны, и каждый человек оставляет свой след в ее истории.

Моя прабабушка подарила нашей стране 15 прекрасных, трудолюбивых людей, все они выросли и стали работать на благо своей Родины. У них появились свои дети. Благодаря моей прабабушке живу и я.

Моя семья учит меня почитать пожилых людей, уважать женщин и защищать маленьких. Мне очень приятно слышать, как мама говорит мне «моя радость» и я понимаю эти слова. Все мамы хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, счастливыми и заняли достойное место в обществе. В этом и заключается мамина радость.

Я обязательно стану хорошим человеком, буду оберегать свою маму. Я никогда не скажу ей плохих слов. Никогда не обижу девочку, ведь все девочки – это будущие мамы. Я уважаю всех мам на свете. Ведь с нами иногда бывает очень непросто.



























Заключение .



Приступая к написанию своей работы, я знал, что у меня большая и дружная семья. Благодаря проведенному исследованию, мне удалось выяснить историю жизни моих предков, проследить их героический подвиг не только в годы войны, но и в мирное время. Моя гипотеза нашла свое подтверждение. Я узнал, что медали дают не только за боевые заслуги, но и за воспитание детей. Мне удалось найти ответы на вопросы, которые долгое время оставались без ответа в моей семье. Мои предки внесли свой посильный вклад в победу над фашистской Германией в тылу : принимали активное участие в строительстве мирной счастливой жизни, работая и воспитывая своих детей.

В Яковлевке найдется немало людей, жизнь которых столь интересна и поучительна как судьба моей прабабушки. И надеюсь, что эта исследовательская работа перерастет в проект «Почетный гражданин села».

































Список литературы:







1.Боровикова Т.Многодетные семьи: возможность преодоления демографического кризиса в России/По материалам конференции «Семья, дети и демографическая ситуация.























































14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!