МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНИЙ КУРП»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Отражение национального характера
и культуры кабардинцев в пословицах
Ученица 10 класса Езаова Диана
Руководитель работы - Камбагирова Э.Б.,
учитель кабардинского языка и литературы
первой квалификационной категории
2016
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1 Теоретические основы исследования | |
О национальном характере и культуре кабардинского народа | 4 |
О поговорках и пословицах | 4 |
Глава 2 Характер и культура кабардинского народа, отраженный в пословицах | 5 |
Глава 3 Пословицы в повседневной жизни | 11 |
Классификация собранных пословиц | |
Анализ полученных результатов | |
Заключение | 13 |
Литература | 14 |
Введение
Величайшее богатство народов – язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание их способствует не только лучшему усвоению языка, но и лучшему пониманию образа мыслей, характера народа, его менталитета и национального характера носителей этого языка. Правильное и уместное использование пословиц придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.
Тема исследовательской работы: «Отражение национального характера и культуры кабардинцев в пословицах».
Цель данной работы – установить связь между культурой, характером кабардинского народа и пословицами; показать, что пословицы активно употребляются в повседневной жизни и дают представление о взглядах народа и его понимании действительности.
Основные задачи:
Продемонстрировать связь между культурой и характером кабардинского народа в их пословицах.
Выявить пословицы, наиболее часто встречающиеся в речи людей.
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования;
Классификация собранных пословиц;
Анализ полученных результатов.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что пословицы многообразны, они находятся вне временного пространства, продиктованы жизнью, отражают процессы, которые происходят в обществе, они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия.
О национальном характере и культуре кабардинского народа
«Характер народа и есть его судьба», - утверждал Аристотель. Каждый народ обладает уникальными, самобытными, только ему присущими чертами, отличающими его от других. Культурное наследие кабардинского народа складывалось и развивалось веками.
Духовным и нравственным стержнем кабардинского народа является адыгская ментальность, вобравшая в себя ценности, традиции, психический склад, мировосприятие, образ жизни и образ мысли. Все это получило воплощение в принципах адыгагъэ – адыгства. Эти принципы базируются на понятиях «человечность», «мужество», «честь», «разум», «почтительность». Именно благодаря этим качествам адыги снискали себе славу «рыцарей Кавказа».
О поговорках и пословицах
Пословицы – широко распространенный жанр устного народного творчества. Они сопровождают людей с давних времен и отражают все стороны жизни людей. Такие выразительные средства, как точная рифма, простая форма, краткость, сделали пословицы стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи. В краткой, меткой и образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события.
Пословицы относятся к самому любопытному жанру фольклора, остающемуся во многом загадочным и непонятным. Пословица, это, скорее всего народная оценка какого-либо события. Это отображение духовного облика народа, идеалов и стремлений, а также размышлений о разных гранях жизни. Сами того не замечая, мы употребляем пословицы в своей речи, в которой они приобретает конкретный смысл.
Характер и культура кабардинского народа, отраженный в пословицах
Мужество, честь, достоинство всегда были важнейшими составляющими адыгского национального характера. Об этом свидетельствуют мысли, заключенные в пословицах:
«Адыгэл1рэ л1ы бэшэчрэ»
«Л1ыгъэ щ1ап1э л1ы ик1уадэркъым»
«Л1ыгъэм 1эщэр хуэжы1эщ1эщ»
«Л1ыхъужь и джатэ бзэщхъуркъым»
У адыгов на первый план выдвигается во всех случаях забота о чести и репутации – «Псэр ящэри, напэр къащэху», «Л1ы и псалъэ епц1ыжыркъым»
Адыги издавна с особой теплотой и уважением относятся к женщине. В женщине они видят воплощение красоты, нежности, ласки, стройности, изящества, покорности, внимательности, теплоты. В присутствии женщины мужчина не должен позволять себе громко, грубо говорить, при ее появлении он обычно встает, должен придерживать свою прыть.
Отношение к женщине, к матери, к жене, их положительные и негативные стороны разносторонне отразились в пословицах. Вот несколько примеров:
«Анэм бынхэр и зэхуэдэщ»
«Анэм и хабзэр пхъум и бзыпхъэщ»
«Л1ым и узыншагъэр фызым и ф1ыгъэщ»
«Насыпыр фызым къыдок1уэ»
«Ныбжьэгъум игъэпуда л1ыр фызыф1ым къыдехыж»
«Фыз хуэмыху зи1эр насыпыншэщ»
«Фызым игъэпуда л1ыр зыми къыдихыжынкъым»
«Ц1ыхубз пшэрыхь хущанэ»
«Я нэхъыжь и унафэ я хъыджэбз екъутэ»
Почитание старших, родителей является одним из древнейших обычаев кабардинцев, соблюдаемых и по сей день:
«Зи нэхъыжь еда1уэ и 1уэху мэк1уатэ»
«Къоджэ нэхъыжьщ»
«Нэхъыжь зымыгъэлъап1эр щхьэ лъап1эгъуэ ихуэркъым»
«Нэхъыжь и чэнджэщ дыщэ и уасэщ»
«Нэхъыжь к1элъыджэркъым – к1элъок1уэ»
«Нэхъыжьым жьэ ет, нэхъыщ1эм гъуэгу ет»
«Нэхъыжьыр гъэлъап1и уи щхьэр лъап1э хъунщ»
«Уи адэ гъуэгужь жыжьэщ жып1эу умыбгынэ»
«Уижь жи1эр щ1э, уи щ1э ищ1ыр шхы»
Кабардинцы издавна славились своим гостеприимством. Гостя принимали всегда с большой радостью как самого близкого родственника. Случайный гость часто становился другом, даже побратимом на многие года, а то и на всю жизнь. О глубоком уважительном отношении кабардинцев к гостям говорят многочисленные пословицы:
«Адыгэ и хьэщ1э быдап1э исщ»
«Адыгэ мыгъуэ шыгъурэп1астэрэ»
«Адыгэм я нэхъ тхьэмыщк1эри бысымщ»
«Хьэщ1э къак1уэмэ, хэгъэрейр мэгуф1э»,
«Хьэщ1э лей щы1экъым» (Нет лишнего гостя);
«Хьэщ1э щ1алэ щы1экъым»
«Хьэщ1эм и ерыскъыр къыдок1уэ»
Адыги, как показывают исторические факты, всегда стремились к добру, к согласию, к миру, не уставали делать добро людям, помогали человеку, оказавшемуся в беде. Они были непримиримы к злу, жестокости, осуждали злодеяния, которые совершались над людьми.
Отношение адыгов к добру и злу наглядно выражено в пословицах. Приведем некоторые из них:
«Е пщ1ауэ ф1ы ущымыгугъ, ф1ы пщ1ами ущ1эмыфыгъуж»
«Зэбий нэхърэ зэбэу»
«Зэхьэзэхуэр мэунэри, зэижит1 мэунэхъу»
«Лей зезыхьэ къыщ1эк1уэркъым»
«Мащэ зыт1 йохуэж»
«Псапэ куэд хъуркъым»
«Удафэр фэм йок1»
«Ф1ы зыщ1э и пщ1э к1уэдыркъым»
«Ф1ыгъуэм еф1эк1ыжыр зэгуры1уэщ»
«Ф1ыгъуэм и нэхъыщхьэр зэгуры1уэщ»
«Ф1ым ф1ы къыпок1уэри, 1ейм 1ей пок1уэжыр»
«Ф1ыр зымыщ1эм ф1ыщ1эр зыуи къыщыхъуркъым»
«Ф1ыри 1ейри зы бжыхь к1апэм тесщ»
«Хьэрэмым хьэрэм къешэ»
Адыги, как и другие народы, выработали свои эстетические взгляды, эстетическую культуру в целом. Они различали прекрасное и безобразное, замечали красоту природы и человека. При этом обращали внимание не только на внешнюю сторону, но и на внутреннюю красоту вещей самого человека. Это отражается в следующих пословицах:
«Дахагъэм гур егъэгушхуэ»
«Дахэ и щ1агъ дыщэ щ1элъщ»
«Дахэ нэхърэ – щ1ык1аф1э, 1эф1 нэхърэ – гурыхь»
«Зи нэгу къабзэм игури къабзэщ»
«Уи псалъэ гъэ1эси, уи нэмыс гъэбыдэ»
«Ук1ытэр зи нэгу щ1элъщ, акъылыр зи бзэгу телъщ»
Одна из отличительных черт характера адыга – сдержанность, проявление терпения – «Щэным я нэхъыф1ыр тэмакък1ыхьщ», «Шы1э зи1эм и насыпщ», «Тэмакък1эщ1ыр хущ1огъуэж», скромность и щедрость – «Нэмыс здэщымы1эм насыпи щы1экъым», «Нэмыс пщ1ымэ, уи щхьэщ зыхуэпщ1ыжыр». С презрением относились к хвастовству: «Узыщымытхъуж- уф1мэ, укъащ1энщ», «Щхьэщытхъу псори пц1ыупсщ».
Дружба — самое дорогое качество людей; она способствует преодолению любых препятствий в продвижении вперед. Идея дружбы отражена в многочисленных народных изречениях, среди которых:
«Махуаем бгъуэтыжыр ныбжьэгъущи, адрейхэр 1эпэгъущ»
« Ныбжьэгъу хъумэныр ху жылэ хъумэным хуэдэщ»
«Ныбжьэгъур уи нэгу къыщ1оплъэ, жагъуэгъур уи лъакъуэ йоплъых»
«Ныбжьэгъуф1рэ шыф1ым тесрэ»
Многие пословицы и поговорки с разных сторон раскрывают отношение адыгов к уму, воспитанности, знаниям и навыкам. Среди них следует назвать такие изречения
«1эщ1агъэ зи1эм 1эужь и1эщ»
«Акъыл зи1эм щэн и1эщ»
«Акъылым уасэ и1экъым, гъэсэныгъэм гъунэ и1экъым»
«Акъылыр нэмысщи, былымыр насыпщ»
«Лъэщ нэхърэ 1ущ»
«Чэнджащэ щыуэркъым»
Правдивость, верность слову высоко ценились в адыгском этикете. Ради выполнения обещанного, во исполнение данного слова адыг готов перенести любые испытания, даже отдать жизнь. Этот неписаный закон в характере, в поведении адыга закреплен в пословицах. Человек, который не сдерживал своего слова, сурово осуждался людьми. О таких часто говорят: с ним не стоит связываться, не считают его за человека. Ценность слова и бережное отношение к нему зафиксировано в пословицах:
«Абы жи1ам и дзэ удэмыплъэж»
«Гупсыси псалъэ, зыплъыхьи т1ыс»
«Зи бзэ хуимытыжыр и бзэ ток1уэдэж»
«Зи псалъэ дыджым и джатэ к1эщ1щ»
«Лъэс нэхърэ бзэгу нэхъ жэрщ»
«Псалъэ дахэм гъущ1ыр къегъэш»
«Псалъэ дахэр гу дахэщ1щ»
«Псалъэк1э зымыщ1эм и нэр ирещ1ыж»
«Псалъэм аркъэн к1элъумыдзыж»
«Уи псалъэ гъэ1эсэ, уи нэмыс гъэбыдэ»
«Уэркъ ищ1а и1уэтэжыркъым, уэркъ ита ихъуэныжыркъым»
«Ямылъэгъуа бланэ яук1ыркъым, зэхамыха псалъэ я1уатэркъым»
Адыги издавна отличались трудолюбием, бездельников презирали. Детей своих воспитывали в духе трудолюбия, приучали их к физическому труду, вырабатывали у них трудовые навыки: обрабатывать землю, ухаживать за животными, косить, собирать и складывать сено, плотничать, заниматься садоводством, учили кузнечному делу. Девочек приучали к вышиванию, к приготовлению пищи, к умению ухаживать за гостем.
Сообразно образу жизни адыгов, отношению к труду, выработке навыков, создавались пословицы и поговорки, которые воспитывали у подрастающего поколения уважительное отношение к труду, брали на вооружение знания, которые способствовали бы совершенствованию умений, мастерства в изготовлении предметов, вещей, сооружений, строений и т. д.
Нижеследующие пословицы и поговорки показывают роль и место труда в жизни адыгов, как он облагораживает человека, как возвышает его в глазах окружающих.
«1уэху пщ1ыр 1уэху мэхъу»
«Лэжьыгъэр зи 1эпэгъу зэшыгъуэр и 1эщ1ыбщ»
«Мылажьэф и гуахъуэ бэлацэщ»
«Мылъкур мылъку зыщ1ырпщ1энт1эпсщ»
«Мыщхьэх дахащ1эщ»
«Пщ1энт1эпс пщ1эншэ хъуркъым»
«Узэгугъу къогугъуж»
«Улажьэмэ 1ыхьэншэ ухъуркъым»
«Ц1ыхум и лэжьыгъэр и дамыгъэщ»
В традициях и обычаях почти всех народов многое связано с соседом. Адыги с симпатией относятся к соседу, с уважением и надеждой отзываются о нем. Сосед считается близким человеком: с ним делят и радость и горе. Считается большим счастьем иметь хорошего, верного, отзывчивого соседа. Эти мысли и надежды отражены в пословицах. Вот некоторые из них:
«Благъэ жыжьэ нэхърэ гъунэгъуф1»
«Гъунэгъур гъуджэм хуэдэщ»
«Гъунэгъурэ гъуэншэджрэ»
«Гъунэгъуф1 къуэшыф1 палъэщ»
«Уи гъунэгъум къыпхуимыщ1эр жыжьэм къыпхуищ1энукъым»
«Уи гъунэгъур уи 1энэгъумэ, уехъул1ащ»
Следует сказать, что в пословицах отражаются не только позитивные стороны жизни поведения адыгов, миропонимания их, но и непримиримая их борьба против недостатков, порочащих достоинство человека. Вот некоторые из них:
«Адыгэбзэмыщ1э урысыбзэщ1экъу»
«И 1эбжьанэ пиупщ1амэ, и к1э жып иредзэж»
«Мыбзэф и лэныстэ дзагуэщ»
«Псэлъэк1ей к1уэдыжык1ейщ»
«Пц1ыупс и псалъэрэ шыд и шхахуэрэ»
«Узэпэгэк1ыр къопэгэк1ыж»
«Фадэм уриуд нэхърэ бийм уриуд»
«Фыгъуэнэдыри фэндыжь гъуари зэхуэдэщ»»
«Фыз бзаджэ хьэщ1эмыгъашхэщ»
«Хабзэмыщ1э жьант1ак1уэщ»
«Ц1ыху акъылыншэрэ маф1эншэ жьэгурэ»
«Щхьэхынэ и махуэ к1ыхьщ»
Пословицы в повседневной жизни
В народной речи и в наши дни живут пословицы, сохранившие черты срарого быта. В пословицах отражается вера народа в хорошее, светлое, доброе.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, является речь, которая постепенно обогащается и усложняется.
Понимание пословиц и его употребление в речи можно считать одним из критериев владения языком, культурой народа, нации.
Наблюдая за речью окружающих, я пришла к выводу, что пословицы активно используют в своей речи люди разного возраста. Когда я предложила привести пример пословиц, то они с легкостью справлялись с этим заданием. Но, к сожалению, не все опрошенные смогли определить значение предложенных мной пословиц. Объяснить значение пословиц могли в основном взрослые. Их было интересно слушать. С их помощью я узнала не только значение некоторых пословиц, но и историю происхождения некоторых пословиц:
«Лъэпщ и Хьэпц1ей к1уэк1э»
«Пщыкъуэц1эр ябзыщ1»
«Уи жьэр пхэи уи щхьэр т1атэ»
«Шыц уэсыр къесмэ, узэрысым уимык1»
Результаты социологического опроса на тему «Пословицы в моей речи».
Я провела социологический опрос на тему «Пословицы в моей речи» среди 6, 10 классов и среди их родителей.
Проводя опрос, мы хотели узнать, какие пословицы ученики и их родители употребляют чаще всего в жизни при общении друг с другом.
В опросе участвовало 11 учеников и 10 родителей. Я выяснила, что у опрошенных используемые в речи пословицы оказались разными. Нет ни одного совпадения. По тематике чаще других встречались пословицы о труде - «Узэгугъур къогугъуж», «Улажьэмэ лыжь пшхынщ, умылажьэмэ лажьэ бгъуэтынщ», «Хамэ пщ1энт1эпс хъер хъуркъым», «Нэм илъагъу 1эм ещ1», «Жэм къыхуэштэкъыми, 1уэр 1ушэт», «1уэху мыублэ блэ хэсщ», «Гъэмахуэм умыгъэт1ылъа щ1ымахуэм къэпщтэжыркъым», «Хуэмыху и 1уэхур блэк1ыркъым», «Блэжьын бгъуэтмэ, пшхыни бгъуэтынщ», «Гъатхэм тумысар бжьыхьэм къытепхыжыркъым», «Лэжьыгъэм уегъэлъап1э, щхьэхыныгъэм уегъэпуд»; о старших, родителях, семье – «Анэр нэщи, адэр лъэпкъщ», «Нэхъыжь нэмыс, нэхъыщ1э насып», «Уи адэ-анэм яхуэпщ1 нэмысыр уи бынми къыпхуащ1ыжынщ», «Анэр нэм хуэдэщ, адэр дэм хуэдэщ», «Къуэш лей щы1экъым», «Анэ зимы1эм гу1эр и махуэщ», «Жьы зэрымысым нэмыс илъкъым, щ1э зимысым насып илъкъым», «И анэ еплъи ипхъу къашэ», «Къоджэр нэхъыжьщ»; о добре и зле, красоте – «Псэм ф1э1эф1ыр нэм ф1эдахэщ», «1ей пщ1ауэ ф1ы ущмыгугъ», «Мащэ зыт1 йохуэж», «Уи япэк1э мывэ хъурей бгъажэмэ, ухуэзэжынщ», «Ф1ы зыщ1э и пщ1э к1уэдкъым», «Ф1ым ф1ы къыпок1уэри, 1ейм 1ей пок1уэж»; о культуре речи, разуме – «Псалъэк1э зымыщ1эр 1эшт1ымк1э мауэ», «Гупсыси псалъэ, зыплъыхьи т1ыс», «Щхьэм имытмэ лъакъуэм и мыгъуагъэщ», «Джэд нэхърэ джэдык1э нэхъ 1ущщ», «Делэ благъэ нэхъ губзыгъэ бий», «Акъыл зи1эм насып и1эщ», «Зи бзэ умыщ1эм уи хабзэ к1эрумыщ1э». Были и другие пословицы по различным тематическим группам: «Учение», «Правда - совесть», «Адыгагъэ».
В ходе своего исследования я пришла к выводу: пословицы, которые знают жители моего села, полностью передают их бытовые, социальные, морально – этические, нравственные взгляды. Она находит отражение в каждом моменте нашей жизни, и отражают национальный характер и культуры моего народа, воспитывают в человеке разносторонний подход к вещам и явлениям окружающей реальной действительности, тем самым учат нас понимать и объективно решать сложные вопросы жизни. Гипотеза нашла свое подтверждение.
Заключение
Анализируя все вышеизложенное, я пришла к выводу, что пословица – это не просто изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключены народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только то, которое согласовывалось с образом жизни и с мыслями множества людей. Такие изречения существуют тысячелетия, переходя из века в век. В них отражены общепринятые устои, нормы поведения, понятия о мире, любви, красоте, о лжи, предательстве и человеческих пороках. Изучая пословицы, мы изучаем свою культуру, они являются дополнительным источником страноведческих знаний, которые прочно ложатся в память, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами.
На мой взгляд, данная тема достаточна актуальна в наше время, и ее изучение должно непрерывно продолжаться, т. к. меняется мир, меняются люди, их традиции и обычаи. А чтобы люди во всем мире понимали и уважали друг друга, они в полной мере должны знать культуру других народов.
Пословицы и поговорки переходили из века в век и, несомненно, ещё пригодятся - ими не утрачена их жизненная ценность.
Список литературы
Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев.- Издательский центр «Эль-Фа», 2003г.
Кармоков Х.Г. Адыгское устное народное творчество. – Нальчик: Эльбрус, 1999г.
Кабардинские пословицы. – Нальчик: Эльбрус, 2004г.