Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Дюмеево МР Илишевский район РБ
Исследовательская работа
«Пейте, дети, молоко – будете здоровы! »

Выполнили: обучающиеся 4 класса
МБОУ СОШ с. Дюмеево
Руководитель: Хусаинова А.Ф.
учитель начальных классов
Дюмеево, 2016г
Содержание
Цели и задачи исследования _______________________________________3
Введение _______________________________________________________3-4
Глава 1.
Молоко – это... __________________________________________________4
Кто даёт нам молоко? ____________________________________________4-5
Состав молока ___________________________________________________5
Польза молока __________________________________________________5-6
А знаете ли Вы? __________________________________________________6
Пословицы и загадки о молоке______________________________________6
Глава 2
Анкетирование, результаты _______________________________________ 6-7
Опрос, результаты_________________________________________________7
Ряд опытов________________________________________________________7
Наше творчество __________________________________________________7
Вывод ___________________________________________________________8
Заключение ______________________________________________________8
Литература и интернет - ресурсы____________________________________8
Введение
Отгадайте загадку:
1. Белый цвет оно имеет,
Пьёт его кто, не болеет,
С детства вкус его все знают,
При болезнях помогает.
Нам его даёт корова,
Вы назвать его готовы?
(молоко)
- Вы, наверное уже догадались, о чем сегодня пойдет речь? (о молоке)
Верно, мы будем говорить о молоке. Тема нашего исследования: «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!» (Слайд № 1)
Тема: «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!»
Актуальность: (Слайд №2)
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему составу и биологическим свойствам имеет исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемое в питании детей всех возрастов.
Проблема: (Слайд №3)
Проблема правильного питания очень актуальна для младших школьников, необходимо говорить о пользе и значимости молока и молочных продуктов.
Цель исследования: (Слайд №4)
Раскрыть значение молока и молочных продуктов для правильного питания младшего школьника.
Задачи:
- используя различные источники расширить знания о молоке, его составе и ценных свойствах;
- изучить роль молока в жизни человека;
- провести исследование молока;
- провести анкетирование одноклассников, опрос родителей.
Гипотеза: Действительно ли молоко и молочные продукты являются ценными для детского питания? (Слайд №5)
Предмет исследования: молоко и молочные продукты (Слайд №6)
Методы исследования: (Слайд №7)
- поисковая работа;
- наблюдение;
- экспериментирование.
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко.
Оно по своему составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп.
Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов. Проблема правильного питания очень актуальна для нас – младших школьников, необходимо говорить о пользе и значимости молока и молочных продуктов. Мы решили собрать как можно больше информации о пользе молока и молочных продуктов, выяснить состав молока. Обратились к истории употребления молока. Собрали материал о животных, молоко которых употребляет человек.
Родители, учителя говорят о том, как полезно употреблять в пищу молоко и молочные продукты. А особенно детям!
Глава I
Молоко - это…
Изучив литературу мы выяснили, что в толковом словаре С.И. Ожегова, это слово определяется так: (Слайд № 8)
«Молоко – белая жидкость, выделяемая молочными железами самок млекопитающих животных и человека для вскармливания младенца, детеныша» Молоко – один из важнейших продуктов человека. Молоко – самый первый продукт, который пробует в своей жизни человек. (Слайд №9)
Именно с молока начинается дорога в жизнь. Оно служит полноценной пищей для новорожденных.
Специалисты давно пришли к выводу, что материнское молоко является идеальным продуктом питания для грудного ребёнка: оно легко переваривается и отлично усваивается!
История знакомства человека с молоком насчитывает более 10 тысяч лет. Из статей мы узнали, что испокон века люди высоко ценили целебные свойства молока. (Слайд №10) Они называли его «соком жизни», «эликсиром жизни», «белой кровью». Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.
На Руси с молоком связывали сытость, достаток. (Слайд № 11)
Ведь даже в сказках говорится о молочных реках. В сказках молоко нередко служит средством обретения «вечной молодости». Для этого нужно искупаться в молоке. Если принимать молочные ванны, ваша кожа станет мягкой и бархатистой, а тело нальётся силой и бодростью. Этим пользовалась царица Египта Клеопатра.
Кто даёт нам молоко?
В наши дни молоко получают от разных животных. (Слайд № 12)
Из литературных статей мы узнали, что люди в разных странах употребляют молоко различных животных.
В Британии молоко берут от коровы. В Испании употребляют овечье молоко. В аравийских пустынях молоко берут от верблюдов. В Египте молоко дает буйвол. В Перу молочным животным является лама. В Тибете люди получают молоко от яка. Молоко северного оленя употребляют жители крайнего Севера и Тундры. А во многих странах молоко людям дает коза. У нас в Росси традиционным является коровье молоко.
Коровье молоко. (Слайд № 13)
Коровье молоко является наиболее потребляемым видом молока. Оно довольно похоже на человеческое, поэтому ребенок может пить его и расти сильным и здоровым. Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. Растущий детский организм особенно нуждается в кальции, фосфоре, железе. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы. Коровье молоко служит сырьем для приготовления множества молочных продуктов: сливки, сметана, кефир, ряженка, йогурт, творог, масло, сыр, мороженое.
Во время нашего исследования мы собрали интересные сведения о людях, которые ухаживают за коровами. Мы посетили хозяйство СПК «Маяк» с. Дюмеево. (Слайд № 14)
При беседе с заведующей фермы мы узнали, что корова в сутки даёт 15-20 литров молока. Кормят её сеном, соломой, фуражом. Летом коровы пасутся на лугах. На зиму заготавливают сено для коровы. Лаборант объяснил, что на качество молока влияет правильный уход и содержание в помещении.
Козье молоко. (Слайд № 15)
Жители многих южных стран пьют его чаще, чем молоко других животных. Однако далеко не всем нравиться козье молоко из-за резкого специфического запаха и привкуса. Гиппократ считал его лекарством против многих недугов. Из козьего молока делают масло, брынзу, сыр, айран.
Кобылье молоко. (Слайд № 15)
Кобылье молоко представляет собой белую с голубым оттенком жидкость немного терпкого вкуса. По своему составу оно сильно отличается от молока других животных. Традиционно из кобыльего молока готовят кумыс, который является диетическим и лечебным продуктом.
Состав молока. (Слайд№ 17)
Многие люди считают молоко самым лучшим продуктом из тех, которые мы употребляем в пищу. Каков же состав молока? Молоко состоит из воды - 87, 5 %; белков - 3,2 %; жиров- 3,5 %; углеводов - 5,0 % ; в состав молока входят минеральные вещества, витамины, ферменты, гормоны – 0,8 % .
Польза молока. (Слайд № 18)
Польза молока очевидна и давно доказана. Молоко – важнейший продукт питания для детей и взрослых. Из литературных источников мы узнали, что молоко полезно для успокоения нервной системы. Стакан теплого молока с медом на ночь – универсальное снотворное. А стакан молока утром – активизирует мозговую деятельность и предотвращает развитие умственных проблем. Молоко с медом - народное средство при ангине и кашле. Молоко способно обезвреживать некоторые ядовитые вещества. Кисломолочные продукты нормализует работу кишечника.
Трудно представить лечебное питание без молока и молочных продуктов. В детских садах и школах готовят блюда с молоком: каши (манная, рисовая, овсяная).
При усталости глаз после работы на компьютере рекомендовано прохладные молочные марлевые салфетки на закрытые веки и зрительное утомление проходит через несколько минут.
А знаете ли Вы?
Работая над данной темой, мы узнали много о коровах и молоке. Некоторые факты нас удивили.
За день корова дает 160 стаканов молока. (Слайд № 19)
В 2009 году ветеринары доказали, что корова, имеющая какую бы ни было кличку, дает больше молока, чем безымянная.
Самое полезное молоко – парное.
Коровы не дают молоко, пока у них не появился теленок.
Корова была священным животным у многих народов мира.
Молоко используют для производства клея, красок и некоторых видов пластика, можно использовать и как чистящее средство. Им выводят свежие чернильные пятна, протирают зеркала.
- Оказывается существуют молочные соревнования. (Слайд № 20)
3 сентября 2011 г. в городе Уфа состоялся Всероссийский фестиваль «Молочная страна». За 5 часов выпили 6168 литров молока! Вот такой молочный рекорд!
- На Руси во время праздников, на ярмарках богатыри тоже соревновались в скорости распития молока.
Вот и в нашем классе нашлись храбрецы, которые показали свою удаль. Определились победители, которые были награждены медалью «Я люблю молоко!» (Слайд№ 21)
Пословицы и загадки о молоке.
На уроках внеклассного чтения мы познакомились с русским народными сказками, разучивали стихи, пословицы, поговорки, загадки, песни. Издавна народ слагал о молоке пословицы и поговорки. (Слайд № 22)
Вот некоторые из них:
«Корова во дворе, еда на столе»
«Заварил кашу, так не жалей ни молока, ни масла»
«Корова рогата, да на молоко богата»
«Молоко коровье – пейте на здоровье»
Глава II
Анкетирование одноклассников.
С целью выявления знаний о молоке, с руководителем было проведено анкетирование одноклассников. Анкетированием было охвачено 10 обучающихся 4 класса.
Анкета включала следующие вопросы: (Слайд № 23)
1. Регулярно ли вы пьете молоко?
«Да» - ответили 9 человек, 1 – сказал «нет».
2. Считаете ли вы молоко полезным продуктом?
Все обучающиеся ответили положительно.
3. Чем полезно молоко?
При ответе на третий вопрос мнения разделились.6 человек ответили, что в молоке много витаминов, некоторые перечислили их названия (А, В, железо и т.д.). Молоко дает силу и здоровье – 2 человека, влияет на работу ума – 1 человек, 1 человек вспомнил о крепости костей.
Результаты нашей работы таковы:
Мы выяснили, что из 10 обучающихся 4 класса, 9 человек регулярно пьют молоко и все считают молоко полезным продуктом. Большинство моих одноклассников, которые не любили молоко, изменили своё мнение о нём.
Опрос родителей.
При работе над проектом нами был проведен опрос среди родителей. В опросе участвовали 18 человек.
Результаты опроса даны в таблице и видны на диаграммах (Слайд №24)
Ряд опытов. (Слайд № 25)
Мы под руководством учителя провели опыт исследования молока, с целью выяснить свойство молока (цвет, прозрачность). Мы налили молоко в один стакан, в другой стакан воду. Затем в оба стакана опустили ложки. Что мы увидели: в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком её не видно.
Вывод: значит, вода прозрачная, а молоко не прозрачное и имеет белый цвет, сравнимый с белой бумагой
Эксперимент – изобретение. (Слайд № 26)
Мы сами изобрели новый молочный продукт. В свежее деревенское молоко добавляли разные свежие фрукты и ягоды и взбивали миксером. Получается отличный молочный коктейль. Для вкуса добавляли сахар и придумали название «Молочная фантазия» В процессе экспериментирования с молоком мы пришли к выводу: с молоком можно экспериментировать и получать новые молочные продукты питания – йогурт, сметану, творог, масло, простоквашу.
Наши наблюдения.
Мы опросили бабушек – соседок о том, как лучше хранить молочные продукты. У них большой опыт. Получились «Полезные советы по молочным продуктам»: (Слайд № 27)
1.Чтобы молочные продукты дольше не портились, их нужно держать в темноте.
2. Молочные продукты быстро впитывают в себя посторонние запахи, поэтому их нельзя держать вблизи пахучих продуктов.
Наше творчество.
Нами была организована выставка рисунков «Молочная страна» и выставка поделок «Коровы пасутся на лугу». Все ребята активно участвовали на этих конкурсах. (Слайд № 28)
Выводы
В процессе исследования молока мы пришли к выводу:
1. Молоко самый полезный для человека продукт питания. Молоко это питательная жидкость , которую дают животные. Люди используют молоко домашних животных таких как: корова, коза, олень, верблюд.В состав молока входят: витамины , минералы, белки, молочные кислоты, сахар, минеральные соли.
2. Без молока и молочных продуктов фактически нельзя обеспечить достаточного снабжения костей жизненно важным элементом - кальцием.
3, Нам понравилось проводить исследовательскую работу.
Заключение
Таким образом , изучив литературу, материалы на интернет – сайтах, мы
выяснили состав молока, питательную ценность, обратились к истории употребления молока, описали молочные продукты. Провели исследования и пришли к выводу: проблема правильного питания очень актуальна для наших школьников, необходимо говорить о пользе и значимости молока и молочных продуктов. Создали презентацию о молоке.
В ходе работы ребята нашего класса выяснили, что молоко является основой пищевого рациона ребенка проверенный веками. С молоком наш организм получает все питательные вещества, необходимые для нормального развития организма. Поэтому мы призываем всех : «Пейте дети молоко, будете здоровы!» (Слайд № 29)
Здоровым, сильным никогда не будет тот,
Кто молока совсем не пьёт.
И это верное сужденье,
Ведь пьём его мы с самого рожденья. (Слайд № 30)
Литература
Коньков В.П. Что мы знаем о корове. Рассказы о домашних животных и животноводстве: Научно – популярная книга – Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательство, 1990.
Кугенев П.В. Молоко и молочные продукты. – 3 изд., - М.: Россельхозиздат, 1985.
Черных Ю.Е. На кудыкиной горе. / Стихи, песенки, загадки, сказки для детей – Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательство, 1986.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
Школьный фразеологический словарь русского языка / Сост. Москвин А.Ю. – М.: ЗАО Изд- во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2000.
9
.С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г.
Интернет – ресурсы:
http://www.nachalka.com/nod/284
http://www.pritci.ru/publ/46-1-0-2832