СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по краеведению "Свадебный обряд жителей с. Устье 30-х годов XX века"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиции нашего народа-это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времен.У нашей молодежи эта тема вызывает интерес. Главной задачей нашей работы было сохранить воспоминания  уроженки и старожила нашего села Петриной А.А.(1914 г. рождения) о свадебном обряде села Устье.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по краеведению "Свадебный обряд жителей с. Устье 30-х годов XX века"»

Воронежская область

Хохольский район

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Устьевская средняя общеобразовательная школа»





Областной очно-заочный конкурс

«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

(в рамках Всероссийского конкурса)

Номинация: «Традиционная культура»



Исследовательская работа

«Свадебный обряд жителей с. Устье

30-х годов XX века».



Выполнила Мезенцева Валерия Викторовна, ученица 9 класса

Руководитель конкурсной работы

Фролова Наталья Михайловна,

учитель химии МКОУ «Устьевская СОШ».











с. Устье-2015

Оглавление:

1).Введение………………………………………………………………….3

2). Методика исследований………………………………………………..3 - 4

3). «Свадебный обряд жителей с. Устье 30-х годов XX века»………….4 - 7

4). Выводы………………………………………………………………….7

5). Список использованной литературы………………………………….8

6). Приложение…………………………………………………………….9 - 11





































Празднование простонародных свадеб не только различное, но переменчивое. Это зависит от местных привычек и образа жизни. Песни, употребляемые при сватанье, сговорах, на свадьбе, при прощании с родителями и т.п., не везде поются одинаково. Но повсюду главные действующие лица: свахи, сваты, дружка. Ими затевается доброе дело, и ими же оно и оканчивается. Без них нельзя обойтись ни невесте, ни жениху.

Цель: изучить свадебный обряд жителей с. Устье тридцатых годов XX века.

Задачи:

1) Подобрать и изучить по литературным источникам празднование простонародных свадеб.

2) Опросить старожила села Петрину Анну Алексеевну о свадебных обрядах с. Устье тридцатых годов XX века.

3) Популяризировать особенности обрядов и обычаев в «игрании» современных свадеб.

4) Оформить материал и сделать сообщение.

Актуальность работы состоит в том, что раньше таких исследований не проводилось учащимися нашей школы. А у современной молодежи эта тема вызывает интерес. Традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что в конечном счете хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времен и поколений.

Изучая литературу, наше внимание привлекла книга Александра Власьевича Терещенко, выдающегося знатока русской жизни, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры. В его книге «История культуры русского народа» подробно и со знанием дела описаны особенности русских обрядов и обычаев.

Методика исследования:

1) Выбор темы

2) Постановка цели и задач

3) Подборка и изучение литературы

3) Краеведческая экспедиция к старожилу села Устье Петриной Анне Алексеевне

4) Обработка материала и выступление с сообщением

«Свадебный обряд жителей с. Устье 30-х годов XX века».

Браки заключались в определенную пору года. Самыми популярными были осенние и зимние месяцы. Осенний начинался с Успения (28 августа/15 по ст.с), продолжался до Рождественского(Филиппова) поста(28/15ноября) и длился около тринадцати недель. Зимний мясоед начинался с Рождества(7 января/25декабря) и продолжался до масленицы, а так как Масленица-праздник изменяющийся по срокам, зависящий от того, когда празднуется Пасха, то зимний мясоед мог длиться от 5 до 8 недель. Этот период именовался свадебник и начинался на второй или третий день после Крещения Господня(19января/6января), поскольку, согласно церковному уставу, в Великие праздничные дни венчание в церкви не совершалось.

В весенне-летнюю пору свадьбы начинали справлять с Красной горки (первого воскресенья после Пасхи) и до Троицы. Принято было справлять свадьбы и в мясоед, начинающийся с Петрова дня(12 июля/29 июня) и длившийся до начала Успенского поста(14августа/1 августа).

При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчёту часто оказывались счастливыми.

Старый революционный обряд состоял из трёх основных циклов: предсвадебного, свадебного, послесвадебного. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включает сватовство, осмотр дома, девичник и мальчишник, обрядовое мытьё жениха и невесты в бане (перед свадьбой).

Второй цикл-сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, венчание в церкви, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после церковной брачной ночи и т.д. Центральное место занимал свадебный пир.

К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.

Весь набор ритуалов, сопровождающих свадьбу, был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье. Свадебное время считалось благоприятным дня разгула нечистой силы, поэтому для борьбы с ней использовались ритуалы, напоминающие языческие. Даже в начале нашего столетия принимались всевозможные меры во избежание порчи, часть из них используется и сейчас. Невесте и жениху втыкали в одежду булавки против сглаза, все гости и поезжане подпоясывались вязаным пояском с множеством узелков. В косяк дома, где проходил свадебный пир, вбивали крест-накрест два гвоздя. Сваха с рябиновой веткой в руках обходила кругом дом и кровать, где постилалось брачное ложе. При одевании невесты какая-нибудь удачливая в замужестве женщина должна вдеть ей серьги на счастье. Булавочку из убора невесты подруги подбирают себе на счастье и скорое замужество.

Перед приходом молодых от венца снаружи кладут на порог незапертые замки, а когда молодые их перешагнут - защелкивают. То же делают и при первом приезде жениха к невесте, чтобы была успешная свадьба.

Из воспоминаний жительницы с.Устье Анны Алексеевны Петриной (в девичестве - Гуслянцевой), 1914 года рождения.

15 марта 1932 года исполнилось ей 18лет, самая пора для замужества. И хоть был у неё друг, но забрали его в армию, и дождаться его было нельзя, так как через три года такая невеста считалась бы перестарком. Посватались двое, почти одновременно; Петрины - вечером, Юдины - на следующий день утром. Родители посоветовались с дочерью, сделали выбор. Первый приход к невесте называется «сваты», второй - «лады». Невесте приносили «кладку»- сто рублей и валенки. Невеста готовила жениху к свадьбе рубашку, майку, носки нитяные, портянки домотканые.

Невеста готовила постель: 2 полотна для того, чтобы стелить, 3 полотна, чтобы одеваться. Один комплект был сделан из шерстяных ниток на станке. Назывались такие полотна суконными дерюжками, а другой комплект также делался на домашнем станке, но из кусочков тканей. К четырем подушкам полагалось три комплекта наволочек: розовый и голубой, чтобы спать, а белый с кружевами - чтобы «убирать» кровать. Также обязательно готовился подпростынник с прошвой и кружевами.

На домашнем станке делали холсты из «конопей» (конопли). Процесс этот был очень трудоёмкий. Сначала коноплю мочили в Дону, затем толкли на мельнице в Девице, потом чесали деревянными гребенками. Брали «намыко» (небольшую часть), цепляли на деревянный гребень и с него пряли ниточку, из которой на станке потом делали холст.

Из холста шили рубашки, кальсоны, полотенца.

С десяти лет пряла Анна Алексеевна Гуслянцева тонкие ниточки из «конопей».

В 1932 году 28 августа проходило у нее венчание в церкви с. Малышево, т.к. в Устье церковь закрыли в 1926 году. Кольца готовили из медных пятачков. Невесте – ее крестная мать, жениху – его крестная мать. Свекровь называли «мамушкой», свекра-«батюшкой». Когда вернулись из церкви домой, молодых встретили «хлебом-солью» (держал свекор), поставили коленями на шубу и благословили иконой (держала свекровь).

После свадебного застолья молодых отправили спать в поветку (плетеный и обмазанный с двух сторон сарайчик). По обряду молодые ночевали в поветке до Николы. В мире и согласии прошли 63 года супружеской жизни Анны Алексеевны с Петром Андреевичем Петриным.

На самом свадебном пире молодым повсеместно предписывалось проявлять воздержанность в питье и еде. Демонстрируя свое единство, они могли лишь пригубить вино из одной рюмки и попробовать один на двоих кусок пирога.

Во время церемоний брачного торжества жених держал невесту за руку, иначе ему предрекались неприятности и несогласие в супружестве.

Выводы.

В результате проведенной работы мы узнали много нового о свадебных обрядах того времени. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда. А трудиться приходилось очень много: и прясть, и ткать на домашнем станке полотна, и шить самим, и хлеба печь и т. д. Поэтому, наверное, наши предки так радовались праздникам и возможности повеселиться. А браки были прочными, т. к. молодежь изначально была нацелена на уважение и каждодневный труд. В планах на будущее - написать сценарий современной свадьбы для родственницы с использованием обрядов и традиций русской свадьбы.















Список использованной литературы:

1) Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», т. 1-4, М.; Рус. Яз., 1980, 683с.

2) Сумцов Н.Ф. «О свадебных обрядах». М., 1981 г., 218 с.

3) Терещенко А.В. «История культуры русского народа». Изд. «Эксмо», 2007, 729 с.





































Приложение





















Везут приданое в дом жениха.

Венчались в возрасте 17-18 лет.

К свадьбе надо было приготовить приданое.

Свадебный пир