СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по литературе "Мое открытие Феофана Прокоповича - великого сподвижника Петра 1"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить основам исследовательской работы,развивать творческие навыки учащихся. Воспитывать любовь к истории отечества.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе "Мое открытие Феофана Прокоповича - великого сподвижника Петра 1"»

МБОУ Воронцовская средняя общеобразовательная школа Павловского муниципального

района Воронежской области







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по литературе

«МОЁ ОТКРЫТИЕ ФЕОФАНА

ПРОКОПОВИЧА – ВЕЛИКОГО

СПОДВИЖНИКА ПЕТРА 1»



Работа выполнена

ученицей 9 класса «А»

Вербенко Ксенией



Руководитель – Костырина Л.А.,

учитель русского языка и литературы

2016- 2017 уч.год





Меня всегда интересовала история и время реформ Петра Первого. Мой интерес стал ещё более сильным, когда я прочла роман «Пётр Первый» Алексея Толстого. Большим открытием для меня было то, когда я узнала, что рядом с Петром Первым был его последовательный защитник и сторонник всех его прогрессивных идей, учёный- монах Феофан Прокопович.

Феофан Прокопович ( в миру Елеазар Прокопович) родился 8 (19) июня 1681 года в Киеве, в купеческой семье. Он закончил Киево-Могилянскую академию, потом уехал в Польшу, где принял униатство. Затем он учился и совершенствовал свои познания в Риме, где занимался не только богословскими, но гуманитарными и точными науками. Ученый – гуманист Феофан Прокопович вернулся в 1704 году на родину, признал православие и резко отрицательно относился к мракобесию церковников. Он был сторонником светского образования, знатоком античной и западноевропейской истории и литературы. Свободно мыслящий человек, просветитель, Феофан горячо поддерживает начинания молодого царя Петра. Этого он не скрывает в своём приветственном слове в 1706 году, когда Пётр приезжал в Киев.

Феофан Прокопович очень выделялся из среды русского духовенства. В 1709 году Феофан Прокопович выступает с Похвальным словом, посвященным Полтавской битве.В 1716 году Пётр Первый вызывает Феофана Прокоповича в Петербург, и с этого года он станет правой рукой царя, особенно в делах церковных. Феофан стремился подчинить богословскую догму и церковную практику светским интересам. Главная идея, лежащая в основе многих проповедей Феофана Прокоповича – идея абсолютной монархии – вытекала, по его убеждению, из опыта мировой истории. На примере Римской империи он показывает гибельность многовластия и благо последствий единодержавной власти. Проповеди его отличаются ясностью слога, в них нет лишней риторики, они ритмически построенные. Например, в 1720 году появилась в печати его «Похвальное слово о флоте Российском». Обращаясь к своим современникам простым языком, живыми словами, он выступает как политический агитатор и как публицист. Вот пример его выступления: «Которые нас гнушались, яко грубых, ищут усердно братства нашего, которые бесчестили, славят нас, которые грезили – боятся и трепещут, которые презирали – служити нам не стыдятся»

С большим интересом я познакомилась с содержанием ещё одного знаменитого «Слова о пользе путешествий», созданного в 1717 году. Феофан доказывает необходимость заграничных путешествий с образовательной целью и резко смеётся над теми, кто препятствует отправке молодых людей в чужие края. В своих речах Феофан часто обличает реакционных церковников. Он говорит о них так: « Они любят больше пасмурный день, чем вёдро, плохие вести больше, чем хорошие». Он сравнивает таких церковнослужителей с саранчой, у которой « чревище великое».

Страстно, ярко и образно доказывает Феофан пользу, необходимость просвещения. «Учение доброе и основательное есть всякой пользы как отечества, так и церкви, аки корень и семя и основание».

Феофану Прокоповичу приходилось выдерживать жестокую борьбу с церковниками, которые обвиняли его в неверии. Он действительно отвергал слепую веру в писания «отцов церкви», считая для себя обязательной только веру в Библию.

Особый интерес мой вызвало его знаменитое «Слово на погребение Петра Великого» (1725 год).

Пронизанное глубокой скорбью по Петру Первому эта проповедь подводит итог блестящей деятельности Петра и верой в то, что его реформы будут продолжены.

Он пишет:» Какову он Россию сделал, такова она и будет. Сделал добрым любимую- любима и будет, сделал врагам страшною и бытии не перестанет. В образе Петра Прокопович воплотил черты «идеального монарха», при котором только и возможно упрочение и благоденствие государства. Такой же образ видел в Петре Первом и наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. В своем трактате « Правда воли монаршей ((1722 год) Прокопович утверждал неограниченную власть царя, подлежащую единому суду - суду перед Богом: «не может народ судити дела Государя своего»,- писал он, говоря одновременно этим , что первая обязанность государя – это забота о поданных.

Феофан Прокопович, я считаю, достоин называться великим поэтом, писателем своего времени. Сколько боли, переживания и скорби звучит в этом «Слове»!

Я очень удивлена была, когда узнала, что Феофан Прокопович был не только церковнослужителем, сторонником реформ Петра, не просто писателем, а патриотом, отдававшим все силы на упрочение своей любимой страны. Феофан Прокопович – драматург. Его художественное произведение – трагикомедия « Владимир», которая мною здесь названа кратко, а на самом деле имеет длинное название - «Владимир, всех славянороссийских стран князь и повелитель», написанная в 1705 году ставит важнейшие проблемы современности. Сюжет пьесы – принятие князем Владимиром христианства и борьба со жрецами, защитниками язычества. Пьеса Прокоповича была пропагандой петровских преобразований. Автор считал его реформы равными такому событию, как Крещение Руси. Владимир показан как историческое соответствие Петру Первому. А образами грубых и корыстных жрецов Курояда, Пияра, Жеривола – врагов христианства, он сатирически разоблачал современное ему невежественное духовенство. Пьеса написана по правилам того времени, в ней 5 актов, есть прологи и эпилог. В прологе тень князя Ярополка сообщает жрецам о решении князя Владимира принять христианство. В эпилоге хор ангелов с апостолом Андреем предсказывает процветание Киева в позднюю, современную Феофану Прокоповичу, пору.

Завязкой трагикомедии является начало борьбы Владимира со жрецами из-за решения Владимира упразднить язычество. Интересен для нас, современников, третий акт, где показаны сомнения князя, его психологическое тревожное состояние, душевная борьба. Но все сомнения отброшены и по приказу князя Владимира идолы разрушены, а жрецы изгнаны, христианство торжествует. Современники понимали, как и мы сегодня, что это значило не только торжество христианства, но и просвещения. Ведь недаром в доносах церковников говорилось, что Феофан « архиереев православных жрецами и фарисеями называет, а священников российских зовёт жериволами, лицемерами, идольским жрецами». В пьесе Прокоповича много бытовых деталей, комическое переплетается с трагическим. Старые боги низвергнуты, народ ликует. Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов.

В этой трагикомедии Прокопович выступает как новатор. Он образом князя Владимира решает по-новому моральный конфликт. Его князь находит ту силу, которая определяет его судьбу – это обязанность. Да, проблема обязанности, проблема выбора и сегодня стоит перед человечеством. Какую сторону жизни выбрать – светлую или чёрную? - такой вопрос вечный и каждый его решает сам для себя по – разному. Вот и князь победил в себе все сомнения – он взял на себя обязанность служить своему народу. Сам князь Владимир, его сыновья Борис и Глеб, военачальники Мечислав и Храбрый становятся на сторону Владимира, станут ревностными защитниками новой веры – христианства

Феофан Прокопович поражает разносторонностью интересов. Он был учёным и оставил труды в области философии, истории, права, теории поэзии, педагогики. Я узнала, что он является автором свыше 20 стихотворений на русском языке, а также на латинском и польском языках. На многие тексты Прокоповича уже при его жизни анонимными музыкантами сочинялись песни. В 18 веке он был известен как автор пяти песен. Особенно интересной для меня стала его песня « За Могилою Рябою». Пётр Первый позвал в 1711 году Феофана Прокоповича в Прутский поход. Я сначала не поняла, почему одно из стихотворений, посвященных Прутскому походу, называется «За Могилою Рябою»? Оказывается, это название местечка в Молдавии, где сражение с турками было самым жестоким и кровопролитным. Позже я стала искать и читать другие стихотворения Прокоповича, это: «Кто крепок, на Бога уповая», «Плачет пастушок в долгом ненастьи». Хочу остановиться на стихотворении о пастушке. Феофан Прокопович – поэт, в стихотворениях которого живут представители разных сословий: духовенства, дворянства и простого крестьянства. Смотрите, как просто и понятно он пишет о простом человеке- труженике, для которого так важен солнечный, а не дождливый денёк. И тут же он упоминает овец и стадо, которые тоже ждут «небес ясных». Его стихотворение богато эпитетами: «весела вёдра», «многобедно счастье», »милость прещедра», «вопли плачевные». Конечно, это стихотворение носит и ещё переносный смысл: под видом пастушка Прокопович рисует самого себя, оказавшегося в очень трудном положении после смерти Петра Первого.

Феофан Прокопович жил в 18 веке, но и не только в своё время, даже и сегодня он поражает смелостью взглядов. Так, он считал, что учить надо грамоте всех детей. Это было очень смелое утверждение во времена крепостного права. Феофан сам создал школу для бедных детей и сирот, в ней обучалось 160 детей. Он всегда следил, чтобы в школе трудились самые лучшие учителя. А его представление о счастье, о добре и зле? Согласно его взглядам, конечной целью человеческих поступков является достижение счастья. Прокопович отрицает, что оно состоит в богатстве, славе и наслаждении, хотя и это не препятствует счастью. Поскольку человек, пишет он, состоит из души и тела, то, чтоб быть счастливому, «надобно быть и разумом превосходну, и здравием оделен телесным и волею непорочен». Но Прокопович не связывает счастье только с телесными и материальными благами. Но всё-таки, чтобы быть счастливым, человек должен и есть, и одеваться, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, жить в пригодном для ведения хозяйства месте. Как эти мысли Прокоповича сегодня актуальны, особенно в связи с экологическими проблемами! Достижение счастья, по его мнению, предполагает и удовлетворение духовных потребностей. Счастье так же многообразно, как многообразны способности и потребности людей. Не зная своих телесных и духовных запросов, следовательно, и того, что будет для него счастьем, человек может стремиться к тому, что в действительности принесёт ему страдания. Поэтому, говорит Прокопович, »главнейшая зол причина то и есть, что человек самого себя не знает. Почему за основание всей премудрости почитается: познай самого себя». В этом приведённом отрывке я увидела не только важный для себя жизненный урок, но связь с русской литературой последующего 19 века: это положения Льва Толстого о самосовершенствовании и самопознании.

Ещё одним важным открытием взглядов и трудов Прокоповича было для меня то, что, готовясь к ЕГЭ, я ищу материал для сочинений, и в его стихотворениях, трудах нахожу ответы на многие современные проблемы. Часто проблемой текстов для сочинения являются вопросы, посвященные труду и отношению к своим обязанностям. Читая Прокоповича, я пришла к выводу, что он считал общественно-полезный труд необходимым для всех людей. Общественная или государственная потребность ставится им выше потребности отдельной человеческой личности. Человек должен выполнять порученный ему обществом и государством труд независимо от того, хочет он того или нет. «Царь ли еси? – спрашиваетПрокопович.- Царствуй убо, наблюдая да в народе беспечалие, а во властех правосудие, и како от неприятелей цело сохранити отечество. Сенатор ли еси? Весь в том пребывай какополезныя советы и суд не мздоприимный, не на лица зрящий, прямый же и правильный произносити. Воин ли? Не обязуйся куплями, не обиди своих, во всех воинских уставах обучайся…» И просто рещи, всяк рассуждай, чего звание твое требует от тебе и делом исполняй требование его…» Прокопович утверждает, что труд бывает разный, и чем больше он направлен на достижение общего блага, тем больше он превращается в труд творческий и необходимый.

Идеи Прокоповича развиты и подхвачены были Просветителями, писателями более позднего периода: Кантемиром, Ломоносовым, Татищевым. Его мысли развиты и донесены читателям Пушкиным, Карамзиным, Львом Толстым, Достоевским.

Изучение достояния Феофана Прокоповича – профессора Киевской Академии,считаю сегодня особенно актуальным. Он является отразителем единства трех культур: украинской, русской и белорусской. Прокопович всегда ратовал и проповедовал единение этих трёх славянских народов.

Проанализировав полученный материал, я пришла к выводу, что Ф.Прокопович испытывал гордость за трудное, но славное прошлое нашего Отечества, стремился утвердить его в исторической памяти нашего народа, проводя аналогии: князь Владимир – царь Пётр Первый. Пётр является естественным продолжателем деяний своего далёкого предшественника.

Образ Петра Первого, преобразования в России, защита нового – большая и сложная тема в литературном наследии Ф. Прокоповича. Темы борьбы нового со старым, света с тьмою, тема пользы, тема брани и тишины, тема науки и, шире, образования – находят не только отзвук, но и решение в наследии Ф. Прокоповича.



















Список использованной литературы

1.Прокопович Феофан « Владимир» Трагикомедия.

2 «.Стихотворения Феофана Прокоповича», учебник «Древнерусская литература», М, 1986

3. Чистович И. «Феофан Прокопович и его время», М.- Л., 1961

























Новизна работы состоит в том, что я самостоятельно пытаюсь определить необходимость изучения творчества Ф. Прокоповича спустя длительное время (несколько веков). Творчество Прокоповича выразило все сложнейшие перипетии бурного времени, явились порождением петровской эпохи, что напоминает наше время.

Актуальность темы объясняется тем, что политические, общественно значимые темы произведений Прокоповича востребованы в наше время, а в литературоведении не был поставлен вопрос о целостном монографическом исследовании Ф. Прокоповича как оратора и драматурга, показавшего подъём национального русского самосознания.

Интерес к изучению творчества Феофана Прокоповича определил цель моей работы: установить связь между исторически прошлым отечества и настоящим, а также изучить и проанализировать проблематику творчества Ф. Прокоповича на примере его драматургии и ораторской прозы.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме ( собрать историко- литературные сведения по проблеме) сентябрь – декабрь 2014г;

  2. Разработать и провести исследование ( анкета среди учителей и учащихся) – январь 2015г.

  3. Сформулировать выводы, позволяющие подтвердить высказанную гипотезу. (февраль 2015)





Гипотеза исследования: Иерарх русской церкви призывал к мирному решению внутренних и внешних проблем. Он выдвинул идею миротворения, тем самым утверждая, что зло и война – дело рук человеческих,а добро и зло – победа разума над пороками и страстями.

Предмет работы: исследование творчества Ф. Прокоповича.



Основные методы работы:

- исследовательский;

- описательный;

- метод анализа и обобщения.



Исследование проводилось в3 этапа:

1.Изучение литературы ( сентябрь – декабрь 2014г);

2. Проведение эксперимента ( январь 2015года);

3. Анализ полученных результатов ( февраль 2015 года)



Сфера применения данного исследования : классные часы в 10-11 классах, внеклассные мероприятия, уроки по подготовке к ЕГЭ.





Анкета для опроса учащихся 9 – 11 классов

  1. Знаете ли вы, кто такой Феофан Прокопович?

  2. Где родился Ф. Прокопович?

  3. Рассказывали ли вам на уроках литературы или истории о Ф. Прокоповиче?

  4. Сподвижником какого русского царя был Прокопович?

  5. Знаете ли вы, что Ф. Прокопович ставил выше светское образование, а не церковное?







Анкета для опроса учителей и родителей



  1. Что вы можете рассказать о Феофане Прокоповиче?

  2. Автором каких произведений является Ф.Прокопович?

  3. Почему Прокопович Феофан ратовал за возвышение светского образования над церковным?

  4. Кто был Ф. Прокопович по национальности?

  5. Какую параллель вы можете провести между Ломоносовым и Феофаном Прокоповичем?

  6. Почему Пётр Первый пригласил Феофана Прокоповича в Петербург и когда это произошло?

  7. Можете ли вы назвать стихотворение, автором которого является Ф. Прокопович?





Анализ проведённой анкеты среди учащихся



Всего участвовало в анкете :



9»А» - 20 человек

9 «Б» - 16 человек

10 «А» - 19 человек

10 «Б» - 17 человек

Всего – 72 человека

На вопрос 1 ответили положительно, то есть, что они знают, кто такой Феофан Прокопович – 7 человек.

На вопрос 2 ни один ученик не ответил утвердительно.

На вопрос 3 все ответили отрицательно.

На вопрос четвертый 26 учеников предположили, что сподвижником был Петра Первого.

На вопрос 5 все ответили, что не знают.



Вывод: 95 процентов опрошенных не знают, кто такой Феофан Прокопович, только один предположил, что это, наверное, Феофан Затворник.



Анализ проведённой анкеты среди учителей



Всего участвовало в анкете 43 учителя и 68 родителей.



Результаты анкетирования:



Вопрос 1. Положительно ответили – 23 человека.

Вопрос 2. Положительно ответили 3 человека.

Вопрос 3. 7 человек предположили, что он был, наверное, педагогом.

Вопрос 4. 10 человек – русский, а остальные сказали, что не знают.

Вопрос 5. Никто не ответил, все отклонили ответ.

Вопрос 6. 37 человек предположили, что это, вероятно, был человек передовых взглядов.

Вопрос 7. 3 учителя литературы назвали драму « Князь Владимир»



Вывод: Творчество Феофана Прокоповича неизвестно более чем 90 процентам опрошенных.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!