Районный конкурс
исследовательских работ и творческих проектов
младших школьников «Я исследователь»
Номинация гуманитарная
Проект
«Семейные традиции русского народа в сказке
«Царевна-лягушка»
Выполнил: Бокарев Антон
ученик 4 класса
МБОУ ООШ с.Березняговка
Руководитель учитель начальных классов МБОУ ООШ с.Березняговка Перелыгина Светлана Владимировна
2016
Аннотация
Сказка – развлекательный, небольшой интересный рассказ, который приобщает нас к жизненным ценностям. Всем известно, что материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. В основе же семейных отношений сказочного фольклора лежат морально-нравственные традиции русского народа.
В учебном плане 4 класса появился новый предмет «Основы светской этики». На нем учащиеся обсуждают духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Ребятами поняли, что правила поведения народа в семье передаются из поколения в поколение. Один из способов их передачи – устное народное творчество. Развиваясь на протяжении столетий, устное народное творчество - русская народная волшебная сказка, отразила особенности семейных отношений русского народа.
Ученики 4 класса исследовали истоки семейных традиций русского народа в Библии и «Домострое». На основании результатов этих исследований проанализировали сказку «Царевна-лягушка» и определили традиции, которые сказка своеобразно сохраняет. Провели опрос учащихся 4-7-х классов на соответствие семейных традиций исконно-русским обычаям.
В итоге работы отмечено, что в сказке «Царевна-лягушка» сохранены поучительные и нравственные народные представления о жизни, семейные традиции и отношения, народный взгляд на то, что семья – начало и конец всего, устойчивая основа жизни.
Материал данного проекта может быть использован на уроках литературного чтения, внеклассных мероприятиях, занятиях внеурочной деятельности.
Методы исследования:
библиографический
исследовательский
социологический опрос
сравнительно-сопоставительный.
Выбор и обоснование темы проекта
В этом году у нас появился новый предмет «Основы светской этики». На нем мы с одноклассниками обсуждаем духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Мы с ребятами поняли, что правила поведения народа в семье
передаются из поколения в поколение. Один из способов их передачи – устное народное творчество. Развиваясь на протяжении столетий, устное народное творчество - русская народная волшебная сказка, отразила особенности семейных отношений русского народа.
Проблема
В современном обществе люди забывают о традициях, законах и нормах, столетиями определяющих уклад семейной жизни. Сказка «Царевна-лягушка» убеждает в том, что проблема семейных отношений является современной.
Гипотеза
В русской народной сказке «Царевна-лягушка» сохранены поучительные и нравственные традиции русской семьи.
Цель проекта:
анализ русской народной сказки «Царевна-лягушка» с точки зрения семейных отношений русского народа;
знакомство с памятником литературы «Домострой» и Библией.
Задачи:
познакомиться с семейными традициями русского народа;
выявить, какие семейные традиции встречаются в сказке «Царевна-лягушка»;
провести анкетирование учащихся 4 - 7 классов о знании семейных традиций;
на основе полученных результатов сопоставить Библию, «Домострой», народную сказку «Царевна-лягушка» и традиции современной семьи на предмет сохранения русских традиционных отношений в семье.
Сбор информации
Прежде чем достичь цели исследовательской работы, приступить к решению поставленных задач, чтобы проверить гипотезу, мы с одноклассниками разделились на группы для сбора информации.
1 группа – «Журналисты» провели анкетирование среди 4 – 7 классов, чтобы выяснить, знают ли учащиеся нашей школы, что такое семейные традиции, какие традиции есть в их семьях, придерживаются ли они норм и правил поведения, которые существуют в православии.
2 группа – «Библиографы» отправились в библиотеку для изучения словарей и дополнительной литературы по семейным традициям русского народа, выяснили, какие традиции преобладали в русских семьях
3 группа – «Аналитическая лаборатория» провела анализ содержания русской народной сказки «Царевна-лягушка» и выявила традиции, имеющиеся в сказке.
Потом мы объединили наши усилия и сопоставили семейные традиции, заложенные православием в Библии, «Домострое», семейные отношения в сказке «Царевна-лягушка» и традиции современной семьи.
Описание работы
При работе над темами «Семья» и «Семейные традиции» на уроках «Основ светской этики», нас заинтересовала тема семейных отношений в русской народной сказке «Царевна-лягушка».
Чтобы проследить семейные отношения в сказке, мы познакомились с традициями, описанными в Библии и «Домострое».
Какое определение словам «семья», «отношения», «традиция» дают различные источники?
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений; установившийся порядок в поведении, в быту.
(С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка)
Семья – группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми).
(С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка)
Семья - совокупность лиц, связанных между собой узами родства или брака.
(Ф.Брокгауз, И. Ефрон. Энциклопедический словарь)
Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе.
(В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка)
Семья - основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
(Большая советская энциклопедия)
Книга книг - Библия.
«Домострой» - это поучения, строгость, советы.
Сказка – развлекательный, небольшой, интересный сюжет.
Библия – это Священное Писание, собрание основных религиозных книг христиан. Состоит из двух главных отделов: книг Старого Завета и Нового Завета
В Библии законным признаётся церковный брак, как один из семи таинств.
Муж занимает главенствующее положение: «Жена да убоится своего мужа» (Ефесянам, 5:33).
Авторитет главы семьи подчеркивается тем, что муж, отец занимал главное место за столом, и первым начинал трапезу. Мужчина оставался главной фигурой, наделённой властью, жена находилась в подчинении.
В Библии приводятся строки и о том, как муж должен обращаться со своей женой: «Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы» (Колоссянам, 3:19), «Мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (Первое Послание Петра, 3:7), «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за неё» (Ефесянам, 5:25-29).
Согласно священной книге, члены семьи должны пребывать в единомыслии, любви к Богу, друг к другу и своим ближним (Первое Послание к Тимофею, 5-8, от Матфея, 22:37-39).
Дети же должны почитать своих родителей. Православие считает уважение родителей основным качеством ребёнка: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца своего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Ефесянам, 6, 1-3).
Почитание родителей считалось «ручательством здоровой, долгой и счастливой жизни».
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя», - наставлял Христос, подразумевая под ближним не только родных и друзей, но и тех, кто просто встречается на твоем пути и нуждается в помощи. (От Матфея,22-39)
Сын Божий говорил: «Проявляйте милосердие… Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (От Матфея,23-12)
Жалость христианство считает тождественным любви. Проявивший жалость, достоин помощи.
«Домострой» (полное название – «Книга, называемая «Домострой») - анонимный памятник русской литературы ХV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины 50-х годов XVI века на старославянском языке приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. «Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированным по следующим основным направлениям: о строении духовном «Как веровати», о строении мирском «Как царя чтити», орб организации семьи «Как жить с женами и с детьми и с домочадцами», об управлении семейным хозяйством «О строении домовном», «Кулинарная группа», «Послание и наказание от отца к сыну».
Изучив главу «Об организации семьи» узнали следующее. Обязанность главы семьи («государя») по «Домострою» – забота о благосостоянии дома и воспитание членов семьи. Призывая родителей любить и беречь своих детей, «Домострой» в то же время обязывает их «и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». «Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей».
Жена является регулятором эмоциональных отношений в семье. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.
Статус женатого человека в «Домострое» выше, чем статус холостого. Самое страшное наказание (вслед за Божьим судом) – «от людей смех и осуждение».
Вряд ли сегодня утратили своё значение советы: «…не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, на чужое не посягать, к старшим быть уважительным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым» (глава 25).
«Домострой» осуждает пьянство, воровство, грубость и жестокость, распущенность, пренебрежение сыновьим долгом: «кто насмехается над отцом и укоряет старость матери – пусть склюют его вороны» (глава 22).
Таким образом, прочитав основные книги по семейным отношениям, можно сделать вывод: семейные отношения и традиции, заложенные православием и «Домостроем», перекликаются.
Создание и сохранение семьи было обязательным для наших предков, поэтому женитьба – важный момент в жизни человека. В далеком прошлом даже существовал запрет на холостяцкую жизнь. «Жениться – с людьми расплатиться», - говорили наши предки, то есть выполнить свою обязанность.
Семья связывает наше настоящее с прошлым и будущим. Считалось противоестественным не иметь семьи, не иметь «ни роду, ни племени".
К неженатому человеку относились с презрением и недоверием, взимали штрафы.
Женитьба была делом всего рода, а не только жениха и невесты. А свадьба являлась своеобразным экзаменом для обеих семей (как воспитали, чему научили). Семья дана Богом человеку для помощи.
Зная семейные отношения и традиции, мы перечитали сказку «Царевна-лягушка» и проанализировали, как в сказке отражены взгляды русского народа на семью.
№ п/п | Традиция | Эпизод из сказки |
1 | Женитьба | Традиционная форма полного имени героя (Иван) характеризует его совершеннолетие. «Как стали сыновья на возрасте, собрал их отец и сказал: «Вот что, сынки, пора вам жениться». |
2 | Повиновение родителям | «Возьмите каждый по стреле, выходите в чисто поле, натяните туже луки и стреляйте в разные стороны. Куда чья стрела упадёт, там и ищите себе жену». Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы. А когда нашёл – хотел бежать и отступиться от своей находки. Подумал-подумал и взял лягушку-квакушку. Приказы отца (испечь каравай, соткать ковёр, явиться на пир). Иван печалится, но повинуется. Царь сказал: «Бери квакушу в жёны – ничего не поделаешь». Василиса Премудрая ослушалась отца (Кощея Бессмертного) – уродилась хитрей - мудрей отца своего. |
3 | Уважение к старшим | Братья смеялись над Иваном, когда он лягушку принёс и пришёл на пир один. Все три подарка царь принимал сначала от старшего, среднего сына, а потом только – от Ивана. Встреча со старичком, с Бабой-Ягой. |
4 | Правила поведения и общения | «Здравствуй, дедушка! (встреча со старичком). Встреча с Бабой-Ягой. Иван вежлив со всеми: с братьями, со старичком, с Бабой-Ягой. Речь лягушки: «Возьми, Иван-царевич, меня замуж, жалеть не будешь». Говорит ласково, негромко, нежно. В ее словах слышится внимание к человеку, спокойствие, мудрость, доброта. Возможно, что Иван – Царевич угадал в ней Василису Премудрую, ведь речь является важнейшей характеристикой человека. |
5 | Обращение к Богу | «Молись Богу, да ложись-ка лучше спать-почивать, утро вечера мудренее!». |
6 | Любовь ко всему живому (жалость) | Иван пожалел медведя, зайца, щуку, селезня, - не стал их убивать, хотя это было нелегко, потому что Ивану пришлось терпеть голод в течение трёх дней. Волшебство Василисы Премудрой на пиру удалось от вспыхнувшей жалости к тем лебедям, которых ели гости за столами, от её великой любви ко всему живому (не случайно же она впоследствии превращается в лебедя белого). |
7 | Знание обычаев гостеприимства | Баба-Яга начинает уважать Ивана за его смелость, знание обычаев гостеприимства («Ты бы меня, Баба-Яга, прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала»). |
8 | Женщина – хранительница очага | Василиса Премудрая была не только красивая и мудрая, но и хорошая, удивительная хозяйка. Сама выполняла любую работу, рукодельничала. Заботилась о муже, была нежна и внимательна к мужу, замечала кручину («Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чём запечалился?») Василиса – это образ идеальной жены. |
9 | Слушать советы старших | «Зачем же ты лягушачью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было! – говорит дедушка. Счастье Ивана закончилось – нельзя идти против судьбы. |
10 | Советоваться жене с мужем, а мужу с женой |
Иван-царевич делает страшную ошибку, сжигая лягушачью кожу. Он поступил необдуманно, эгоистично. В семье эгоистом быть нельзя. В любом деле нужно разобраться не торопясь, посоветоваться. |
11 | Бережное отношение к хлебу | Братья заворачивали хлеба в полотенца. |
12 | Сохранение семьи | Иван пошёл искать Василису Премудрую. Вернуть счастье тяжело, нужно много трудиться, добиваться. Он искупил свою вину, и Василиса Премудрая остаётся с ним: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти - разыскать, теперь я твоя весь век буду!». |
13 | Благословение отца | «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Почему Иван, женившись на лягушке, всё-таки находит своё счастье? Да потому что царь благословил Ивана на брак. Значит, этот брак будет счастливым и долгим. |
Вывод
Анализ сказки показал, что семья – это одна из основных ценностей человеческой жизни. С повествования о семье начинается любая сказка, как правило, в конце сказки говорится о создании новой семьи, построенной в соответствии с христианскими нормами. Хотя в сказке повествуется о появлении трёх молодых семей, основное же внимание уделяется семье Ивана-царевича и Василисы Премудрой. Эту семью можно назвать примером семейного уклада. Счастье нашло героев сказки потому, что они женились по отцовскому благословению, были добры и милосердны к окружающим, были смелы и терпеливы, не отчаивались в трудную минуту.
Таким образом, в сказке «Царевна-лягушка» сохранены поучительные и нравственные народные представления о жизни, семейные традиции и отношения, народный взгляд на то, что семья – начало и конец всего, устойчивая основа жизни.
Гипотеза подтвердилась.
Однако по образу жизни многие современные семьи все больше и больше приближаются к типу западных семей, ориентированных на равноправие. В итоге это привело к тому, что женщина, а не мужчина является сегодня главой семьи.
Семейные традиции и отношения вытесняются из жизни народа телевизором, компьютером, мобильными телефонами, Интернетом.
А как обстоит дело в нашей школе?
Мы провели анкетирование учащихся 4-7-х классов, чтобы выявить семейные традиции и отношения в современной семье.
Всего был опрошен 51 человек.
Что такое семейные традиции?
Какие традиции есть в вашей семье?
Кто главный в семье?
Почитаете ли вы своих родителей?
Повинуетесь ли вы своим родителям?
Уважаете ли вы старших?
Помогаете ли тем, кто нуждается в помощи?
Проведя анкетирование в 4-7-х классах, мы пришли к выводу, что 20% детей не знают, что такое семейные традиции, а 8% затрудняются назвать, какие традиции есть в их семьях. Отрадно, что большинство учащихся понимают, что такое семейные традиции и уважают их. 70% назвали семейными традициями праздники. Главным в семье считают папу 43% ребят, маму - 35%. А у 22% наших школьников главными в семье являются бабушки и дедушки. Старших уважают 96% учащихся, почитают и слушаются родителей практически все - 98%. Все учащиеся 4-7 классов нашей школы признались, что помогают тем, кто нуждается в помощи (100%).
Получается, что традиции, которые нам передали наши предки, мы стараемся сохранять. Наши мамы и папы, бабушки и дедушки читают своим детям русские народные сказки, рассказывают о своих предках, живут по Божьим заповедям.
Уверены, мы должны знать семейные традиции, следовать им, придерживаться их потому, что когда в семье царят отношения любви, искренности и доверия, тогда чувствуется, как хорошо жить на свете, какое счастье любить и быть любимым, иметь верных друзей, как приятно быть просто порядочным человеком.
На основе исследованного материала на предмет семейных отношений русского народа можно сделать следующие выводы:
1. Семейные традиции, заложенные православием, дают основную модель семьи, где муж является её главой, жена должна быть покорна супругу, а дети – почитать своих родителей и заботятся о них в старости.
2. В русских народных сказках семейные отношения между мужем и женой, между родителями и детьми подчиняются нормам православной морали. И пусть сказка – это всего лишь развлекательный жанр, но именно сказка является выразителем православных традиций: брак заключается только один раз и на всю жизнь, семья – дар, которым нужно дорожить и который необходимо оберегать, муж выше жены, жена находится в подчинении у мужа, дети должны подчиняться воле родителей. Если же происходит нарушение установленных Богом законов, то они всегда восстанавливаются, то есть добро, всегда побеждает зло.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.