
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Стегаловка Долгоруковского района.
Исследовательская работа
по окружающему миру
«Вода – источник жизни»
Выполнила: Пилясова Варвара
ученица 4 класса
Руководитель: Панова Светлана Геннадьевна,
учитель нач. классов
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета.
Тебя невозможно описать!
Тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое…
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама ЖИЗНЬ…»
Антуан де Сент-Экзюпери.
Выбранная мной тема является актуальной, ведь чистая вода – залог здоровья человека.
Жизнь на Земле без воды невозможна, ведь все живое существует и развивается только благодаря наличию воды. Всем растениям и животным нужна чистая вода. Одни пьют её, другие живут в ней.
В современном мире очень актуальна проблема загрязнение воды. 80 % заболеваний передаются с водой. 25 млн. ежегодно умирает от ее загрязнения.
Сжигается около 1 млрд. т топлива, сотни миллионов тонн оксидов азота, серы, часть из них возвращается в виде кислотных дождей очень опасных для здоровья людей. Воды загрязняются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениям и радиоактивными отходами.
В настоящее время найти чистую воду становиться все труднее. Люди перестали ценить и беречь ее. Попить воды просто из-под крана сегодня решится далеко не каждый. Именно поэтому я заинтересовалась этой темой и захотела изучить её глубже.
Я хотела бы поставить проблемный вопрос: что же за опасности подстерегают нас в воде из-под крана?
И выдвинуть гипотезу: если использовать в быту чистую воду, очищенную от примесей, то можно предположить, что такая вода будет благоприятно влиять на здоровье человека.
Объект исследования: вода села Стегаловка,
предмет исследования химический состав этой воды.
Цель: исследовать физические, химические и информационные свойства воды с. Стегаловка.
Задачи: собрать необходимые сведения по теме из разных источников;
Методы:
Изучение литературы.
Эксперимент.
Анализ.
Происхождение воды на Земле столь же не ясно, как и происхождение самой нашей планеты. Есть несколько гипотез того, откуда взялась вода. Ученые разделились на два лагеря – сторонников метеоритного и сторонников «горячего» происхождения Земли. Первые считают, что Земля вначале была большим холодным твердым метеоритом, вторые – что расплавленным огненным шаром.
Вода – это жидкость без вкуса и запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ. Она имеется в почве и воздухе. Жизнь каждой клетки – как растений, так и животных – зависит от наличия этой жидкости. Древнегреческий философ Фалес Милетский, живший 2,5 тыс. лет назад, обратил внимание на то, что вода – единственное вещество, которое в природе встречается в трех состояниях: твердом - лед, жидком - вода и газообразном – водяной пар.
Вода, во-первых - сложное соединение, во-вторых - жидкость, состоящая из двух невидимых газов. Химическая формула: Н2O
Её содержание в организме составляет около 80% массы тела. При достижении возраста 18 лет содержание воды уменьшается до 65–70%, а в старости — до 25%. Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды.
Еще я узнала, что в мозге человека – 70% воды, поэтому она является лучшим носителем информации, получает ее и сохраняет. От молитвы и красивых слов меняется структура воды. (Это видно на слайдах)
Можно ли есть воду? Обратимся к продуктам, которые мы повседневно употребляем.
Количество воды в потребляемых человеком продуктах приведено в таблице.
Больше всего ее в грибах, овощах и фруктах - почти 90%. В молоке есть все, что нужно человеческому организму: сахар и белок, жир, минеральные соли и вода 85 - 90% .
Следовательно, в любом продукте питания содержится то или иное количество воды и, таким образом, мы убеждаемся в том, что воду можно есть.
От воды зависит климат планеты. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат.
Опытным путем установила свойства воды растворять вещества. Вода хороший растворитель.
Хороший теплорегулятор за счет хорошей теплопроводности воды, при изменении температуры окружающей среды, внутри клетки температура остаётся неизменной.
Обладает текучестью.
Доказала, что вещество при нагревании расширяется.
Я налила полный чайник холодной воды, поставила его на плиту, стала нагревать, чтобы вода в чайнике закипела. Через некоторое время заметила, вода нагрелась и стала выливаться из чайника.
Выяснила, при охлаждении сжимается, но превращаясь в лед, снова расширяется, увеличивается в объёме. Даже стеклянная банка с водой, выставленная на мороз, может лопнуть.
В стеклянную банку налила прокипяченную воду и выставила на мороз. Утром вода замерзла, увеличилась в объеме и лопнула.
Специальной лаборатории для определения анализа воды у нас в с. Стегаловке нет, результат лабораторных исследований скважины «Тарасовская», из которой я пью воду, я взяла в нашем сельском совете.
Где проба воды отвечает СанПиН «Гигиеническим требованиям к качеству воды центральных систем питьевого водоснабжения».
Но я решила провести свои опыты.
Исследование свойств воды состояло из 7 этапов.
1 этап – подготовительный. Для проведения исследования были взяты 4 пробы воды из-под крана, из колонки, колодезная вода и талая снеговая.
2 этап. Проверка на цвет. Все образцы бесцветны, кроме последнего, талой воды. В ней небольшой грязный осадок.
Затем определила ее запах. Для этого в стеклянную колбу с крышкой налила исследуемую воду и сильно встряхнула в закрытом состоянии. Потом открыла колбу и отметила характер и интенсивность запаха, оценив его в баллах по таблице.
Все образцы по этой таблице соответствуют 0 баллов, т.е. ни один из них не имеет ощутимого запаха.
4 этапом. Проверяла на прозрачность.
В высокую бутылку с плоским дном налила воды, поставила на печатный текст. И отметила, на какой высоте исчезает видимость шрифта. Высоту воды измеряла линейкой. Чем больше показатель, тем вода прозрачнее. Низкий показатель говорит о наличии в воде мелких частиц.
Из данных образцов самый высокий показатель имеют образцы родниковой воды 30 см, а самый низкий у талой воды – 18 см. Это говорит о наличии осадка в воде, который делает её мутной.
Наличие осадка выявила путём кипячения или путём отстаивания. Затем воду фильтровала через фильтровальную бумагу и изучила осадок.
При кипячении белый осадок появился у талой воды. Осадок белого цвета говорит о наличии в воде карбонатов. Это можно подтвердить, добавив к нему несколько капель уксусной кислоты. Он растворится, издавая характерное шипение, то есть будет выделяться углекислый газ.
6 этап. Определяла жесткость воды.
Определить степень жёсткости воды в домашних условиях невозможно. Но сказать, какая у нас вода: мягкая или жёсткая, можно. Для этого достаточно опустить в неё кусочек мыла и посмотреть, как быстро появится пена. Если вода мягкая, то оно мылится легко и обильно. Но если вода более жёсткая, то сделать это будет труднее. В нашем селе вода среднежесткая, так как в каждом образце воды мыло не сразу дало обильную пену.
Жёсткость может быть устранена кипячением. Использование жёсткой воды вызывает появление накипи на стенках котлов, в трубах. Использование мягкой воды может приводить к коррозии труб.
Потребление жёсткой или мягкой воды, обычно не является опасным для здоровья.
Но высокая жёсткость способствует образованию мочевых камней.
7 этапом. Определение pH.
pH воды я определял при помощи универсальной индикаторной бумаги. В набор входит шкала, согласно которой нормой является pH = 7,0 (нейтральный). В этом случае цвет бумаги не меняется. Если pH меньше 7, то среда кислая. А если pH больше 7, то – щелочная. Это заметно по интенсивности окраски бумаги. Наличие кислотной или щелочной среды говорит о нарушении химических реакций в организме.
Считается, что для здоровья очень полезна талая вода. Самый простой и распространенный способ обеззараживания этой воды – кипячение.
В современных условиях нельзя использовать только дождевую воду: мыть ею голову, готовить на ней пищу, стирать белье, как это делали раньше и тем более пить.
А если ваша вода не соответствует показателям, то имеет смысл приобрести специальный фильтр для водоочистки.
Результаты исследования
Результаты исследования отмечены в таблице. В ходе выполнения своей работы я исследовала 4 образца воды. Проделав всё исследование, получила следующие результаты:
Питьевая вода бесцветная, без запаха, прозрачная, среда нейтральная, среднежесткая.
Подобными свойствами обладают вода из колодца и талый лёд. Но последний дает небольшую мутность и осадок.
Выводы:
Проведя исследование, я увидела, что идеальный образец питьевой воды существует. Это башня скважины «Тарасовская» № 456 и вода из колодца.
Итогом работы явилось приобретение мной знаний, проведение опытов, работа с реактивами. На основе результатов моего анализа я сделала следующие выводы: я пью воду, показатели которой соответствуют гигиеническим нормам.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.