СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по окружающему миру: "Вода - источник жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Исследовали химические, физические свойства воды скважины "Тарасовская" № 456 с. Стегаловка; провели опыты; зафиксировали результаты, сделали выводы.

Просмотр содержимого документа
«Вода - источник жизни!»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Стегаловка Долгоруковского района.









Исследовательская работа

по окружающему миру


«Вода – источник жизни»





Выполнила: Пилясова Варвара

ученица 4 класса

Руководитель: Панова Светлана Геннадьевна,

учитель нач. классов





















«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета.

Тебя невозможно описать!

Тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое…

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама ЖИЗНЬ…»

Антуан де Сент-Экзюпери.

Выбранная мной тема является актуальной, ведь чистая вода – залог здоровья человека.

Жизнь на Земле без воды невозможна, ведь все живое существует и развивается только благодаря наличию воды. Всем растениям и животным нужна чистая вода. Одни пьют её, другие живут в ней.

В современном мире очень актуальна проблема загрязнение воды. 80 % заболеваний передаются с водой. 25 млн. ежегодно умирает от ее загрязнения.

Сжигается около 1 млрд. т топлива, сотни миллионов тонн оксидов азота, серы, часть из них возвращается в виде кислотных дождей очень опасных для здоровья людей. Воды загрязняются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениям и радиоактивными отходами.

В настоящее время найти чистую воду становиться все труднее. Люди перестали ценить и беречь ее. Попить воды просто из-под крана сегодня решится далеко не каждый. Именно поэтому я заинтересовалась этой темой и захотела изучить её глубже.


Я хотела бы поставить проблемный вопрос: что же за опасности подстерегают нас в воде из-под крана?


И выдвинуть гипотезу: если использовать в быту чистую воду, очищенную от примесей, то можно предположить, что такая вода будет благоприятно влиять на здоровье человека.


Объект исследования: вода села Стегаловка,

предмет исследования химический состав этой воды.


Цель: исследовать физические, химические и информационные свойства воды с. Стегаловка.


Задачи: собрать необходимые сведения по теме из разных источников;

  • провести опыты с водой, зафиксировать эти результаты и сделать выводы.


Методы:

  1. Изучение литературы.

  2. Эксперимент.

  3. Анализ.

Происхождение воды на Земле столь же не ясно, как и происхождение самой нашей планеты. Есть несколько гипотез того, откуда взялась вода. Ученые разделились на два лагеря – сторонников метеоритного и сторонников «горячего» происхождения Земли. Первые считают, что Земля вначале была большим холодным твердым метеоритом, вторые – что расплавленным огненным шаром.


Вода – это жидкость без вкуса и запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ. Она имеется в почве и воздухе. Жизнь каждой клетки – как растений, так и животных – зависит от наличия этой жидкости. Древнегреческий философ Фалес Милетский, живший 2,5 тыс. лет назад, обратил внимание на то, что вода – единственное вещество, которое в природе встречается в трех состояниях: твердом - лед, жидком - вода и газообразном – водяной пар.


Вода, во-первых - сложное соединение, во-вторых - жидкость, состоящая из двух невидимых газов. Химическая формула: Н2O

Её содержание в организме составляет около 80% массы тела. При достижении возраста 18 лет содержание воды уменьшается до 65–70%, а в старости — до 25%. Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды.

Еще я узнала, что в мозге человека – 70% воды, поэтому она является лучшим носителем информации, получает ее и сохраняет. От молитвы и красивых слов меняется структура воды. (Это видно на слайдах)


Можно ли есть воду? Обратимся к продуктам, которые мы повседневно употребляем.


Количество воды в потребляемых человеком продуктах приведено в таблице.

Больше всего ее в грибах, овощах и фруктах - почти 90%. В молоке есть все, что нужно человеческому организму: сахар и белок, жир, минеральные соли и вода 85 - 90% .

Следовательно, в любом продукте питания содержится то или иное количество воды и, таким образом, мы убеждаемся в том, что воду можно есть.


От воды зависит климат планеты. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат.

Опытным путем установила свойства воды растворять веще­ства. Вода хороший растворитель.

Хороший теплорегулятор за счет хорошей теплопроводности воды, при изменении температуры окружающей среды, внутри клетки температура остаётся неизменной.

Обладает текучестью.

Доказала, что вещество при нагревании расширяется.

Я налила полный чайник холодной воды, поставила его на плиту, стала нагревать, чтобы вода в чайнике закипела. Через некоторое время заметила, вода нагрелась и стала выливаться из чайника.


Выяснила, при охлаждении сжимается, но превращаясь в лед, снова расширяется, увеличивается в объёме. Даже стеклянная банка с водой, выставленная на мороз, может лопнуть.

В стеклянную банку налила прокипяченную воду и выставила на мороз. Утром вода замерзла, увеличилась в объеме и лопнула.

Специальной лаборатории для определения анализа воды у нас в с. Стегаловке нет, результат лабораторных исследований скважины «Тарасовская», из которой я пью воду, я взяла в нашем сельском совете.

Где проба воды отвечает СанПиН «Гигиеническим требованиям к качеству воды центральных систем питьевого водоснабжения».

Но я решила провести свои опыты.

Исследование свойств воды состояло из 7 этапов.

1 этап – подготовительный. Для проведения исследования были взяты 4 пробы воды из-под крана, из колонки, колодезная вода и талая снеговая.

2 этап. Проверка на цвет. Все образцы бесцветны, кроме последнего, талой воды. В ней небольшой грязный осадок.

Затем определила ее запах. Для этого в стеклянную колбу с крышкой налила исследуемую воду и сильно встряхнула в закрытом состоянии. Потом открыла колбу и отметила характер и интенсивность запаха, оценив его в баллах по таблице.

Все образцы по этой таблице соответствуют 0 баллов, т.е. ни один из них не имеет ощутимого запаха.


4 этапом. Проверяла на прозрачность.

В высокую бутылку с плоским дном налила воды, поставила на печатный текст. И отметила, на какой высоте исчезает видимость шрифта. Высоту воды измеряла линейкой. Чем больше показатель, тем вода прозрачнее. Низкий показатель говорит о наличии в воде мелких частиц.

Из данных образцов самый высокий показатель имеют образцы родниковой воды 30 см, а самый низкий у талой воды – 18 см. Это говорит о наличии осадка в воде, который делает её мутной.


Наличие осадка выявила путём кипячения или путём отстаивания. Затем воду фильтровала через фильтровальную бумагу и изучила осадок.

При кипячении белый осадок появился у талой воды. Осадок белого цвета говорит о наличии в воде карбонатов. Это можно подтвердить, добавив к нему несколько капель уксусной кислоты. Он растворится, издавая характерное шипение, то есть будет выделяться углекислый газ.


6 этап. Определяла жесткость воды.

Определить степень жёсткости воды в домашних условиях невозможно. Но сказать, какая у нас вода: мягкая или жёсткая, можно. Для этого достаточно опустить в неё кусочек мыла и посмотреть, как быстро появится пена. Если вода мягкая, то оно мылится легко и обильно. Но если вода более жёсткая, то сделать это будет труднее. В нашем селе вода среднежесткая, так как в каждом образце воды мыло не сразу дало обильную пену.

Жёсткость может быть устранена кипячением. Использование жёсткой воды вызывает появление накипи на стенках котлов, в трубах. Использование мягкой воды может приводить к коррозии труб.

Потребление жёсткой или мягкой воды, обычно не является опасным для здоровья.

Но высокая жёсткость способствует образованию мочевых камней.



7 этапом. Определение pH.

pH воды я определял при помощи универсальной индикаторной бумаги. В набор входит шкала, согласно которой нормой является pH = 7,0 (нейтральный). В этом случае цвет бумаги не меняется. Если pH меньше 7, то среда кислая. А если pH больше 7, то – щелочная. Это заметно по интенсивности окраски бумаги. Наличие кислотной или щелочной среды говорит о нарушении химических реакций в организме.


Считается, что для здоровья очень полезна талая вода. Самый простой и распространенный способ обеззараживания этой воды – кипячение.

В современных условиях нельзя использовать только дождевую воду: мыть ею голову, готовить на ней пищу, стирать белье, как это делали раньше и тем более пить.

А если ваша вода не соответствует показателям, то имеет смысл приобрести специальный фильтр для водоочистки.

Результаты исследования

Результаты исследования отмечены в таблице. В ходе выполнения своей работы я исследовала 4 образца воды. Проделав всё исследование, получила следующие результаты:

Питьевая вода бесцветная, без запаха, прозрачная, среда нейтральная, среднежесткая.
Подобными свойствами обладают вода из колодца и талый лёд. Но последний дает небольшую мутность и осадок.

Выводы:

Проведя исследование, я увидела, что идеальный образец питьевой воды существует. Это башня скважины «Тарасовская» № 456 и вода из колодца.

Итогом работы явилось приобретение мной знаний, проведение опытов, работа с реактивами. На основе результатов моего анализа я сделала следующие выводы: я пью воду, показатели которой соответствуют гигиеническим нормам.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Просмотр содержимого презентации
«ВОДА - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!»

«Вода –  источник  жизни!»    Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство…  Антуан де Сент-Экзюпери  Выполнила:  ученица 4 класса МБОУ СОШ с. Стегаловка Пилясова Варвара Руководитель: учитель начальных классов Панова Светлана Геннадьевна

«Вода – источник жизни!»

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство…

Антуан де Сент-Экзюпери

Выполнила: ученица 4 класса

МБОУ СОШ с. Стегаловка

Пилясова Варвара

Руководитель:

учитель начальных классов

Панова Светлана Геннадьевна

Загрязнение воды Сброс химических отходов Разливы нефти в море Чистая вода – залог здоровья человека! Загрязнения берега (мусором)

Загрязнение воды

Сброс химических отходов

Разливы нефти в море

Чистая вода –

залог здоровья человека!

Загрязнения берега (мусором)

Проблемный вопрос:  что за опасности подстерегают нас в воде из-под крана?

Проблемный вопрос:

что за опасности подстерегают нас в воде из-под крана?

Гипотеза исследования:  если использовать в быту чистую воду, очищенную от примесей, то можно предположить, что такая вода будет благоприятно влиять на здоровье человека.

Гипотеза исследования:

если использовать в быту чистую воду, очищенную от примесей, то можно предположить, что такая вода будет благоприятно влиять на здоровье человека.

Объект исследования: вода села Стегаловка Предмет исследования: химический состав этой воды.

Объект исследования:

вода села Стегаловка

Предмет исследования:

химический состав этой воды.

Цель исследования:  исследовать физические, химические и информационные свойства воды с. Стегаловка

Цель исследования:

исследовать физические, химические и информационные свойства воды с. Стегаловка

Задачи исследования:

Задачи исследования:

  • собрать необходимые сведения по теме из разных источников;
  • провести опыты с водой, зафиксировать эти результаты и сделать выводы.
Методы исследования:

Методы исследования:

  • Изучение литературы.
  • Эксперимент.
  • Анализ.
Мнения ученых о воде Метеоритное происхождение Земли «Горячее» происхождение Земли Вода в составе метеорита Вода выделялась из магмы

Мнения ученых о воде

Метеоритное происхождение Земли

«Горячее» происхождение Земли

Вода в составе метеорита

Вода выделялась из магмы

ВОДА – ЕДИНСТВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО НА ЗЕМЛЕ, КОТОРОЕ СУЩЕСТВУЕТ В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ. Газообразное состояние FALES_Miletskii Твердое состояние Жидкое состояние

ВОДА – ЕДИНСТВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО

НА ЗЕМЛЕ, КОТОРОЕ СУЩЕСТВУЕТ

В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ.

Газообразное

состояние

FALES_Miletskii

Твердое

состояние

Жидкое

состояние

Формула воды: водород кислород 21% углекислый газ 1%

Формула воды:

водород

кислород 21%

углекислый газ 1%

Её содержание в организме составляет около 80% массы тела. При достижении возраста 18 лет содержание воды уменьшается до 65–70%, а в старости — до 25%.  Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды.

Её содержание в организме составляет около

80% массы тела. При достижении возраста 18 лет содержание

воды уменьшается до 65–70%, а в старости — до 25%.

Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше чем

наполовину состоят из воды.

Вода лучший носитель  информации   Вода из под крана Вода освященная в храме

Вода лучший носитель информации

Вода из под крана

Вода

освященная

в храме

«Ты меня достал» «Любовь и благодарность» Реакция на слово «Спасибо»

«Ты меня достал»

«Любовь и благодарность»

Реакция на слово «Спасибо»

Можно ли ЕСТЬ воду?

Можно ли ЕСТЬ воду?

Количество воды в потребляемых человеком продуктах ПРОДУКТ Кол-во воды, % Говядина жирная постная ПРОДУКТ 53 Картофель Кол-во воды, % Телятина 76 Свекла 78 78 Свинина жирная 88 47 постная Морковь 89 Белокочанная капуста 72 Масло животное Баклажаны 94 Молоко 14 92 87 Куриные яйца Огурцы 98 Треска 74 Помидоры 91 82 Пшеничный хлеб Дыни 89 Арбузы 34 94 Груши, яблоки 85

Количество воды в потребляемых человеком продуктах

ПРОДУКТ

Кол-во воды, %

Говядина жирная

постная

ПРОДУКТ

53

Картофель

Кол-во воды, %

Телятина

76

Свекла

78

78

Свинина жирная

88

47

постная

Морковь

89

Белокочанная капуста

72

Масло животное

Баклажаны

94

Молоко

14

92

87

Куриные яйца

Огурцы

98

Треска

74

Помидоры

91

82

Пшеничный хлеб

Дыни

89

Арбузы

34

94

Груши, яблоки

85

От воды зависит климат планеты. Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат.

От воды зависит климат планеты. Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат.

Опыт 1. Свойства воды: хороший растворитель  обладает текучестью

Опыт 1.

Свойства воды:

хороший

растворитель

обладает текучестью

  • хороший теплорегулятор за счет хорошей теплопроводности и большой теплоемкости воды, при изменении температуры окружающей среды, внутри клетки температура остаётся неизменной.
Опыт 2. Я налила полный чайник холодной воды, поставила его на плиту, стала нагревать, чтобы вода в чайнике закипела. Через некоторое время заметила , вода сильно нагрелась и стала выливаться из чайника.

Опыт 2.

Я налила полный чайник холодной воды, поставила его на плиту, стала нагревать, чтобы вода в чайнике закипела. Через некоторое время заметила , вода сильно нагрелась и стала выливаться из чайника.

  • Вывод : исследуемое вещество при нагревании расширяется и выливается наружу.
Опыт 3. В стеклянную банку налила прокипяченную воду и выставила на мороз. Вода замерзла, увеличилась в объеме и лопнула.  Вывод. При охлаждении сжимается, но превращаясь в лед снова расширяется, увеличивается в объёме. Даже стеклянная банка с водой,  выставленная на мороз, может лопнуть.

Опыт 3.

В стеклянную банку налила прокипяченную воду и выставила на мороз. Вода замерзла, увеличилась в объеме и лопнула.

  • Вывод. При охлаждении сжимается, но превращаясь в лед снова расширяется, увеличивается в объёме.

Даже стеклянная банка с водой,

выставленная на мороз, может

лопнуть.

Протокол лабораторных исследуемых испытаний питьевой воды скважины «Тарасовская» № 456.

Протокол лабораторных исследуемых испытаний питьевой воды скважины «Тарасовская» № 456.

1 этап. Исследование свойств воды состояло из семи этапов

1 этап.

Исследование свойств воды состояло из семи этапов

2 этап. Проверка на цвет № образца  1 Цветность  2 бесцветная  3 бесцветная  4 бесцветная мутная

2 этап. Проверка на цвет

образца

1

Цветность

2

бесцветная

3

бесцветная

4

бесцветная

мутная

3 этап. Запах воды характеристика запаха интенсивность запаха (в баллах) отсутствие ощутимого запаха.  0 очень слабый запах.  1 слабый запах.  2 запах легко обнаружить.  3 отчётливый неприятный запах. очень сильный запах.  4  5 № Образца запах  1  2  0  3  0  4  0  0

3 этап. Запах воды

характеристика запаха

интенсивность запаха (в баллах)

отсутствие ощутимого запаха.

0

очень слабый запах.

1

слабый запах.

2

запах легко обнаружить.

3

отчётливый неприятный запах.

очень сильный запах.

4

5

Образца

запах

1

2

0

3

0

4

0

0

4 этап. Проверка на прозрачность № Образца 1 Прозрачность 2 30 см 3 30 см 4 30 см 18 см

4 этап. Проверка на прозрачность

Образца

1

Прозрачность

2

30 см

3

30 см

4

30 см

18 см

5 этап. Наличие осадка № образца  1 Выпадение осадка:  2 после кипячения   нет  3  4 нет   нет нет вода  белая мутная

5 этап. Наличие осадка

образца

1

Выпадение осадка:

2

после кипячения

нет

3

4

нет

нет

нет

вода

белая мутная

6 этап. Определение жесткости воды Определить степень жёсткости воды в домашних условиях невозможно. Но сказать, какая у нас вода: мягкая или жёсткая, можно. Для этого достаточно намылить руки мылом. Если вода мягкая, то оно мылится легко и обильно. Но если вода более жёсткая, то сделать это будет труднее. В нашем селе вода среднежесткая, так как в каждом образце воды мыло не сразу дало обильную пену.  Жёсткость может быть устранена кипячением.  Использование жёсткой воды вызывает  появление накипи на стенках котлов, в трубах.  Использование мягкой воды может приводить к  коррозии труб. Потребление жёсткой или мягкой  воды, обычно не является опасным для здоровья. Но высокая жёсткость способствует образованию мочевых камней.

6 этап. Определение жесткости воды

Определить степень жёсткости воды в домашних условиях невозможно. Но сказать, какая у нас вода: мягкая или жёсткая, можно. Для этого достаточно намылить руки мылом. Если вода мягкая, то оно мылится легко и обильно. Но если вода более жёсткая, то сделать это будет труднее. В нашем селе вода среднежесткая, так как в каждом образце воды мыло не сразу дало обильную пену.

Жёсткость может быть устранена кипячением.

Использование жёсткой воды вызывает

появление накипи на стенках котлов, в трубах.

Использование мягкой воды может приводить к

коррозии труб. Потребление жёсткой или мягкой

воды, обычно не является опасным для здоровья.

Но высокая жёсткость способствует образованию мочевых камней.

7 этап. Определение Рh № ОБРАЗЦА Ph  1  2  7,0  7,0  3  4  7,0  7,0 pH воды я определял при помощи универсальной индикаторной бумаги. В набор входит шкала, согласно которой мы определяли среду. Нормой является pH = 7,0 (нейтральный). В этом случае цвет бумаги не меняется. Если pH меньше 7, то среда кислая. А если pH больше 7, то – щелочная. Во всех случаях среда  нейтральная. Цвет бумажки не изменился.

7 этап. Определение Рh

ОБРАЗЦА

Ph

1

2

7,0

7,0

3

4

7,0

7,0

  • pH воды я определял при помощи универсальной индикаторной бумаги. В набор входит шкала, согласно которой мы определяли среду. Нормой является pH = 7,0 (нейтральный). В этом случае цвет бумаги не меняется. Если pH меньше 7, то среда кислая. А если pH больше 7, то – щелочная. Во всех случаях среда

нейтральная. Цвет бумажки не изменился.

А если ваша вода не соответствует определяемым показателям, то имеет смысл приобрести специальный фильтр для водоочистки.

А если ваша вода не соответствует определяемым показателям, то имеет смысл приобрести специальный фильтр для водоочистки.

среда Вода из – под крана цвет Вода из колонки запах бесцветная прозрачность 0 бесцветная Вода из колодца бесцветная Талый снег 0 осадок 30 см Мягкость / жесткость нет 30 см мутная 0 индикатор нет 30 см среднежесткая 0 нейтральный среднежесткая 18 см нет нейтральный мутный среднежесткая нейтральный среднежесткая нейтральный  Результаты исследования отмечены в таблице.  В ходе выполнения своей работы я исследовала 4 образца воды.  Проделав всё исследование, получила следующие результаты:  Питьевая вода бесцветная, без запаха, прозрачная, среда нейтральная, среднежесткая.  Подобными свойствами обладают вода из колодца и талый лёд.  Но последний дает небольшую мутность и осадок.

среда

Вода из – под крана

цвет

Вода из колонки

запах

бесцветная

прозрачность

0

бесцветная

Вода из колодца

бесцветная

Талый снег

0

осадок

30 см

Мягкость / жесткость

нет

30 см

мутная

0

индикатор

нет

30 см

среднежесткая

0

нейтральный

среднежесткая

18 см

нет

нейтральный

мутный

среднежесткая

нейтральный

среднежесткая

нейтральный

Результаты исследования отмечены в таблице. В ходе выполнения своей работы я исследовала 4 образца воды. Проделав всё исследование, получила следующие результаты: Питьевая вода бесцветная, без запаха, прозрачная, среда нейтральная, среднежесткая. Подобными свойствами обладают вода из колодца и талый лёд. Но последний дает небольшую мутность и осадок.

ВЫВОДЫ: Для целостной картины состояния водных  объектов с. Стегаловка необход имо  продолжить исследование с бо лее широким набором реактивов и  оборудования.  Но проведя свое исследование, я  увидела, что идеальный образец  питьевой воды существует.  Это башня скважины «Тарасовская» № 456 и вода из колодца.  Итогом работы явилось приобретение мной знаний, проведение опытов. На основе результатов моего анализа я  сделала следующие выводы: я пью воду, химические показатели которой соответствуют гигиеническим нормам.

ВЫВОДЫ:

Для целостной картины состояния водных

объектов с. Стегаловка необход имо

продолжить исследование с бо лее

широким набором реактивов и

оборудования.

Но проведя свое исследование, я

увидела, что идеальный образец

питьевой воды существует.

Это башня скважины «Тарасовская»

№ 456 и вода из колодца.

Итогом работы явилось приобретение мной знаний,

проведение опытов. На основе результатов моего анализа я

сделала следующие выводы: я пью воду, химические

показатели которой соответствуют гигиеническим нормам.

Используемые источники: 1. http://www.wateroflive.ru/flash1.php  2. http://ezoterik.org/voda.php 3. http://www.liveinternet.ru/photo/marvi_jewelers/post16935693/  4. http://tandrin.livejournal.com/212108.html 5. 6. http://fotki.yandex.ru/users/klochar/view/70284/?page=0  Журнал

Используемые источники:

1.

http://www.wateroflive.ru/flash1.php

2.

http://ezoterik.org/voda.php

3.

http://www.liveinternet.ru/photo/marvi_jewelers/post16935693/

4.

http://tandrin.livejournal.com/212108.html

5.

6.

http://fotki.yandex.ru/users/klochar/view/70284/?page=0

Журнал "Экология и жизнь»

7.

8.

Справочник школьника Е.И. Богданов и др.

9.

  Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия – М.: Высш. шк., 1998

10

Глинка Н.Л. Общая химия – Л.: Химия, 1988

Кнунянц И. Л. Большой энциклопедический словарь Химия – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998

11.121314

  Крицман В. А., В. В. Станцо Энциклопедический словарь юного химика – М.: Педагогика, 1982

  Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире – М.: Педагогика, 1975

  Спенглер О. А. Слово о воде – Л.: Гидрометеоиздат, 1980

  Энциклопедия для детей. Том 17. Химия /Глав. ред. В. А. Володин – М.: Аванта+, 2001

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!