СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по русскому языку. Проект «Вселенная в алфавитном порядке».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                              Работу выполнили учащиеся 6 класса В

                                                                         Митрушина Аня,

                                                                         Прудникова Ева,

                                                                         Казак Дарья,

                                                                         Швыдкина Полина,

                                                                          Тарасова Вероника.

 

                                                               Руководитель Силяева С.И.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по русскому языку. Проект «Вселенная в алфавитном порядке».»

МОУ Озёрненская СОШ № 1 Духовщинского района Смоленской области











Исследовательская работа по русскому языку.

Проект «Вселенная в алфавитном порядке».




Работу выполнили учащиеся 6 класса В

Митрушина Аня,

Прудникова Ева,

Казак Дарья,

Швыдкина Полина,

Тарасова Вероника.


Руководитель Силяева С.И.

















п. Озёрный

2013 – 2014г.





Содержание:

I.Введение.

II.Работа над проектом.

1.Теоретические сведения о словарях:

а)Толковые словари («Словарь русского языка С.И.Ожегова»);

б) «Словарь синонимов русского языка»З.Е.Александровой;

в) «Словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова;

г) «Фразеологический словарь» В.П.Жукова;

д) «Словарь иностранных слов».

2.Практическая часть.

Выполнение заданий с использованием словарей по группам.

III. Выводы.

IY. Приложение.































I. Введение.

Овладение богатствами родного языка немыслимо без постоянного обращения к различным словарям, к справочной литературе. Существует огромное количество словарей. Это энциклопедические словари, толковые словари синонимов, антонимов, фразеологические словари, этимологические, словари иностранных слов и другие.

Цели проекта: обобщение знаний об основных словарях, их специфике, способах построения словарных статей; развитие умения работать со словарями, ориентироваться в словарной статье, развитие речи, умение построить связное, логическое и аргументированное высказывание на заданную тему; способствовать проявлению интереса к словам и словарям.



II.Теоретические сведения о словарях.


1. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Словарь Толковый – тип словаря, в котором объясняется значение слова. Род толковых словарей – один из древнейших среди словарных семей, потому что необходимость в толковании слов появились у людей давно. Первый большой толковый словарь русского языка появился в конце 18 века и включал более сорока трёх тысяч слов (43257). В XYIY-XX появилось большое количество словарей. Самый значительный из них – «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, который включает более 200 тысяч слов и является подлинной сокровищницей народной русской речи. Издавались и другие ценные толковые словари, например, под редакцией Д.Н.Ушакова, А.П.Евгеньевой и другие.

Первое издание «Словаря русского языка» С.И.Ожегова вышло в 1949 году. Выдержал с тех пор несколько изданий, пополняясь каждый раз всё новыми словами.

Значение слова в словаре раскрывается с помощью краткого определения. Если значений несколько, то они даются под порядковыми номерами. Обязательно приводятся примеры употребления слова в каждом значении. Слово имеет пометы, характеризующие его с точки зрения употребления (книжн. – книжное, высок. – высокое, офиц. - официальное, прост. – просторечное и так далее). Указываются особенности его произношения и ударения. Даются его основные грамматические показатели. В 9- м издании 57000 слов. Образец словарной статьи:

Обвинение, - я, ср. 1. Признание виновным в чём-нибудь, приписывание кому-нибудь вины. Судить по обвинению в краже. Предъявить обвинение кому – нибудь. Возбудить обвинение против кого – нибудь. 2. Обвинительный приговор (устар.). Вынести обвинение. Обвиняющая сторона в судебном процессе. Свидетели обвинения.


2. «Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александровой.

Словарь синонимов – словарь, содержащий ряды синонимов, в котором по алфавиту расположены слова, являющиеся основными, опорными в каждом из синонимических рядов.

Первые словари синонимов имеют давнюю историю. Они стали появляться в России с конца XYIII века, а в XX веке был издан целый ряд словарей, авторами которых являлись Н.Абрамов, В.Д.Павлов-Шишкин и П.А.Стефановский, В.Н.Клюева, А.П.Евгеньева, З.А.Александрова.

«Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александровой издан в 1975 году. Синонимы собраны и сгруппированы в ряды. Каждая словарная статья содержит перечень слов, входящих в данный синонимический ряд, их толкование и примеры из литературно- художественных произведений. В словаре значения слов не раскрываются и примеры их употребления не даются. Словарь имеет практическое назначение. Он даёт набор синонимов, из которого пишущий может извлечь подходящее слово для точного и яркого выражения своей мысли. В словаре около 9000 синонимических рядов.

Образец словарной статьи:

Мир 1. 1.См. вселенная. 2. См. земля. 3. См. сфера.

Мир 2. 1. Мирный договор; замирение ( уст. прост. )

2. См. согласие. 3. См. спокойствие.



3. «Словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова

Словари антонимов – сравнительно новый тип словарей, в которых представлены противоположные по значению слова. Издан словарь в 1978 году. Первыми словарями, давшими известное представление об антонимах, были так называемые тематические словари, в которых слова располагались по понятийным сферам и темам. В них, как правило, давались параллельно синонимы и антонимы.

В 70-х годах XX века вышел словарь Л.А.Введенской и Н.П.Колесникова; после этого появились словари справочного, учебного типов.

Итогом многолетней работы стал «Словарь антонимов русского языка», составленный М.Р.Львовым. В этом словаре более 2000 пар антонимов – слов с противоположным значением.

В подаче антонимов выделяется «центр» - основные противопоставления общеупотребительных слов и «периферия» - противопоставления, ограниченные в употреблении, менее частные по воспроизводимости в речи. В словаре много иллюстраций из художественной, научной, публицистической литературы.

Образец словарной статьи.

81. Война – мир.

Находиться в состоянии войны – жить в мире. Ещё теплы стволы орудий! И

кровь не всю впитал песок, но мир настал. Вдохните, люди, войны порог…

300. Мир – ссора.

Худой мир лучше доброй ссоры.

У людей хоть и бедность, да мир.

Мирить – ссорить ( см.)

Мириться – ссориться (см.)




4. «Фразеологический словарь» В.П.Жукова.

Фразеологический словарь – тип словаря, в котором собраны и истолкованы не отдельные слова, а фразеологизмы. Ранние фразеологизмы включались в толковые словари, а также описывались в сборниках крылатых слов, образных слов и выражений, афоризмов. Собственно фразеологический словарь впервые появился в 1967 году под редакцией А.И.Молоткова.

«Фразеологический словарь русского языка» В.П.Жукова издан в 1980 году. Словарная статья включает в себя заголовок, грамматические и стилистические пометы, иллюстративный материал, справочную часть.

Приводятся фразеологизмы, наиболее часто используемые в устной и письменной, а также научно – популярной литературе.

Образец словарной статьи.

Яблоко раздора между кем, между чем (мн. не употр.). Книжн. Причина ссоры. Имущество это состояло…из скудной движимости, в числе которой был и знаменитый тарантас, едва не послуживший яблоком раздора между матерью и сыном. (Салтыков – Щедрин. Господа Головлёвы).



5. Словарь иностранных слов.

Словарь иностранных слов – лингвистический толковый словарь, в котором объясняются значения иноязычных слов и терминов, усвоенных русским языком.

Первые толкования иноязычных слов встречаются в самых ранних словарных трудах, например, объяснение многих древнееврейских, греческих слов давалось в словарике, приложенном к Кормчей книге ещё в 1282 году. Собственно словари иностранных слов появились в России в начале XYIII века. Сначала они были рукописными, а затем печатными.

В 1996 году было 2-е, переработанное издание. Статьи в словаре даются таким образом: заглавное слово, указывается его происхождение (этимология), далее толкуется значение слова.

Служит справочным пособием для широких масс читателей. В конце словаря даются иностранные слова и выражения, встречающиеся в литературе в латинском написании.

Образец словарной статьи.

Вердикт [англ. Verdikt от лат. Vere dictum, букв. Верно сказанное] – решение присяжных заседателей в судебном процессе о виновности или невиновности подсудимого.


III. Практическая часть.



Работа со словарями.

1. Задание 1.

Исправьте ошибки в предложениях. Какой словарь вам в этом поможет?

1. По дороге (по пути) в школу дети переходят через железную дорогу.

2. Ему было трудно в таких трудных (сложных) условиях.

3. Нападающие игроки нападают (играют) решительно.

4. В этом рассказе писатель показывает (изображает) их жизнь и показывает красоту русской природы.

5. Это выдающийся (незаурядный ) человек, у него выдающаяся (редкая) память и выдающиеся способности.



2. Задание 2.

Дана стилистическая шкала, разделённая на три регистра: высокий, нейтральный и низкий. Распределите данные слова по этим регистрам. Какой словарь вы выберете в помощники?

Почивать, спать, дрыхнуть;

Есть, вкушать, жрать;

Лик, морда, лицо;

Конь, кляча, скакун;

Вояка, боец, воин;

Одеяние, одежда, одёжка;

Скорбеть, тужить, горевать;

Скончаться, умереть, загнуться.



3. Задание 3.

Отгадайте слово по его антонимам:

1)пассивный, инертный, бездеятельный - …(активный);

2) неряшливый, нечистоплотный - …(аккуратный);

3)проводы, расставание - …(встреча);

4)ясно, понятно, нетрудно - …(сложно).


4. Задание 4.

Подберите подходящие по смыслу антонимы:

Мягкий голос - …(резкий);

Мягкое наказание - … (суровое);

Мягкий карандаш - …(твёрдый);

Мягкие волосы - … (жёсткие);

Мягкая булка - …(чёрствая);

Свежий хлеб – …(чёрствый);

Свежая рубашка - …(грязная);

Свежая газета - …(вчерашняя);

Свежее утро - …(тёплое);

Свежее мясо - …(протухшее);

Свежее молоко - …(прокисшее);

Свежая краска - …(засохшая);

Свежая новость - …(старая).


5. Задание 5.

Замени фразеологизмы одним словом. Всегда ли возможно?

Рука об руку - …(дружно);

Рукой подать - …(близко);

На руках носить - …(баловать);

Быть под рукой - …(близко);

Держать в ежовых рукавицах…(не давать воли);

Золотые руки…(говорится об очень искусном, умелом, способном в своём деле человеке);

Ухватиться обеими руками…(согласиться с предложением с удовольствием, радостью);

Подвернуться под руку…(случайно оказаться поблизости);

Быть правой рукой…(быть нужным кому–то );

Дать руку на отсечение…(полностью ручаться за кого–то);

Дать по рукам кому–то…(самым решительным образом пресечь какие – то действия);

Ударить по рукам…(заключить деловое соглашение, сделку, договор);

Прибрать к рукам…(завладеть чем-то).


6. Задание 6.

«Переведите» выделенные в предложениях слова. Какой словарь вы выделите в помощники?

Терапевт прописал пациенту инъекции.

Шофёр выявил дефекты в моторе.

Адвокат привёл убедительные аргументы.

Спортсмены гордятся своим голгипером.



7. Задание 7.

Напишите как можно больше слов, содержащих греческие и латинские корни, проверьте их значение в словаре: гидро, зоо, мело, термо, эрго, лабор, мемор, прим, хрон, дикт. Какой словарь вы выберете в помощники?


8. Задание 8.

Укажите в отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» заимствованные слова. Из каких языков они заимствованы? Проверьте себя по словарям.

Служив отлично – благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом monsieur её сменил;

Ребёнок был резов, но мил.

Monsieur I Abbe, француз убогий,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.


Когда же юности мятежной

Пришла Евгению пора,

Пора надежд и грусти нежной,

Monsiur прогнали со двора.

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandu лондонский одет-

И наконец увидел свет.

Он по – французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо;

Чего жвам больше? Свет решил,

Что он умён и очень мил.



IV. Выводы.

Существует огромное количество словарей. Это энциклопедические, толковые словари синонимов, антонимов, фразеологические словари, этимологические, словари иностранных слов и др.

Без постоянного обращения к различным словарям и справочникам немыслимо овладение богатствами родного языка.

Этот проект – это только начало пути в мир словарей, в океан слов, собранных в них.







V. Приложение.


Дидактический материал.

1. Наиболее известным энциклопедическим словарём является словарь «Брокгауз и Ефрон» - фундаментальная энциклопедия, своеобразный свод знаний по всем отраслям.

Статьи для этого словаря писали выдающиеся люди науки и культуры: С.А.Венгеров, Д.И.Менделеев, И.И.Мечников, В.С.Соловьёв и другие. Словарь вышел в свет в 1890 – 1907 годах.

В 1911 году акционерное общество приступило к изданию «Нового энциклопедического словаря», который должен был включить в себя 50 томов. К 1917 году вышло 29 томов (до слова отто включительно), затем издание было прекращено.

В настоящее время энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона переиздаётся как целиком, так и отдельными частями.


2. Задание 1. Вставьте в предложенный текст необходимые слова.


Живут в нашем доме два одноклассника – Петя и Коля. Они дружат, хотя мальчики совсем разные. Петя – разговорчивый, весёлый, а Коля - …и нередко… .Петя берётся за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, - …, … .

Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамейку.

- Как тепло сегодня!- сказал Петя.

- Нет,- возразил Коля,- сегодня вовсе не тепло, а … .

Помолчали. Потом Петя снова заговорил:

-Смотри: облака высоко поднялись, наверное, и завтра будет сухая погода.

- А мне кажется,- засомневался Коля,- что завтра будет погода… .

Приятели опять помолчали. Потом Петя предложил:

- Пойдём к ребятам на спортивную площадку: сегодня там интересная игра.

- Нет, - отказался Коля,- не пойду: эта игра, конечно, вовсе не интересная, а … .

Тогда Петя достал из кармана два румяных яблока и протянул одно товарищу:

- Подкрепись, может, тогда и играть захочешь,- яблоко спелое, сладкое.

Коля надкусил яблоко и улыбнулся: оно действительно было сочное, вкусное!


3. Задание 2.

Переведите данные научные термины, воспользовавшись выписанными из словаря значениями международных словообразовательных элементов: фил (любящий), а, ан (без), авто (сам), библио (книга), био (жизнь), графо (пишу), фон (звук), тека (ящик), мобил (подвижный), логос (слово, мысль, понятие), моно (один, единый), том (часть), архео (древний).

Монархия, библиотека, библиофил, автомобиль, филолог, биология, биография, автобиография, монография, автограф, фонограф, анатомия, атом, фонотека, археология, анархия.

Каким словарём вы воспользуетесь?