Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе учениц 7 класса Голубевой Алены и Козыревой Светланы "Воспитательный процесс в сказках Г.Х.Андерсена"»
МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С. Белинского»
Исследовательская работа
Воспитательный процесс в сказках Г.Х.Андерсена
Авторы работы:
ученицы 7 класса А
Голубева Алёна
Козырева Светлана
Руководитель:
Жупеева Е.П.,
учитель литературы
2016
- Цель работы : исследовать процесс воспитания чуткости у детей на
- основе сказок Г.Н.Андерсена.
- Задачи исследования :
- 1.проанализировать сказки на предмет выявления воспитательного
- содержания;
- 2. воспитание чуткости у детей на основе прочтения сказок.
- Этапы исследования:
- Первый этап: организация поисковой деятельности, подбор необходимой
- литературы и её изучение,
- Второй этап: методом исследовательского анализа классифицировать отборанный материал, выявить самое главное.
- Третий этап: подготовка научно – исследовательской работы, иллюстративного материала.
- Методы исследования: наблюдение; анализ творческой работы.
- Данную работу можно использовать на уроке литературы для углубленного
- изучения и обогащения знаний о сказках Х.К.Андерсена, вызвать интерес учащихся к новым открытиям в мире литературы.
План
- 1. Введение
- 2. Основная часть:
- Глава 1. Сказки Андерсена и фольклорная сказочная традиция
- Глава 2 Воспитательные черты в сказках Андерсена.
- Глава 3. Особенности сказок Андерсена
- 3. Заключение
- 4. Литература
Ведение.
- Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия, а быть чутким – это значит быть отзывчивым и сочувственным.
- Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу.
- Сопереживанию, состраданию должна учить книга. А именно сказки. Сказка — это творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, волю.
- Создание сказок — один из самых интересных видов поэтического творчества. Через сказочные образы в сознание входит слово с его тончайшими оттенками; оно средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами.
Глава 1. Сказки Андерсена и фольклорная сказочная традиция
- На карте мира есть небольшая скандинавская страна Дания, в которой жил и творил великий сказочник Ханс-Кристиан Андерсен. Ханс-Кристиан Андерсен - один из немногих писателей мировой литературы, сумевших до конца отразить свое время, выразить свое отношение к вещам, свои мысли, чувства, свое мировоззрение не в романах, рассказах, а только в сказке.
- Однако сюжеты своих сказок Андерсен черпал, прежде всего, не из книг, а из воспоминаний детства. “Моя родина- Дания, - говорит он в автобиографии, - поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными песнями, историческим прошлым...”
- В сказке Андерсен нашел форму, в которой он органически сумел выразить свое отношение к жизни . Сказка для него- это способ видеть мир, способ познать его.
Глава 2. Воспитательные черты в сказках Андерсена
- Сказка всегда связана с реальностью: и по содержанию, раскрывая основную мысль- борьбу Добра со Злом, Трудолюбия и Тунеядства ; и по своей направленности, выдвигая перед человеком высокие моральные идеалы и уча его руководствоваться ими.
- Но у сказки есть свои средства, одним из которых является фантастика - прием, не уводящий сказку от жизни, а позволяющий взглянуть на жизнь с необычной точки зрения.
- Суть сказки заключается в ее реальности, и только сама жизнь и является источником сказки, смыслом ее существования.
- Хотя сказки Андерсена по своей форме, сюжетам большей частью вполне доступны детям, тем не менее писатель умеет ставить в них большие жизненные проблемы.
- Среди этих проблем видное место занимают проблемы искусства. Андерсен полагает, что лишь такое искусство имеет право на существование, которое правдиво отражает жизнь и близко народу. Эти мысли он излагает в своей знаменитой сказке “Соловей”, сохраняющей все очарование и всю душевную ясность андерсеновских сказок для детей.
«Соловей»
В этой сказке происходит столкновение подлинного искусства и искусства ложного. И сущность подлинного искусства обрисована здесь вполне недвусмысленно: это искусство, близкое к природе.
Искусственная птица в сказке является воплощением ложного искусства. Оно мертво, лишено подлинной силы и нравится разве лишь важничающим придворным. Это они предпочитают мертвую, механическую имитацию живому существу. В то время как песня настоящего, живого соловья побеждает даже смерть, заводная игрушка в час испытания умолкает.
ЖИВОЙ СОЛОВЕЙ
ИСКУССТВЕННЫЙ СОЛОВЕЙ
ДУША
МЕХАНИЗМЫ
САМАЯ ПРОСТАЯ НАРУЖНОСТЬ
УСЫПАН БРИЛЬЯТНАМИ, РУБИНАМИ,САПФИ-РАМИ
ПОЕТ ПО-СВОЕМУ, ВСЕГДА НОВАЯ ПЕСНЯ
ПОЕТ ТОЛЬКО ОДНУ ПЕСНЮ
НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВИТЬ
ЗАВОДИТСЯ 33 РАЗА
Сказки Андерсена подчас непосредственно вмешиваются в идейные споры его времени.
- Сказка “ Калоши счастья ”.
- В ней герой- советник Кноп нападает на статью ученого Эрстеда, в которой современность сопоставляется с прошлым и предпочтение отдается современности. Но разногласия советника тут же опровергаются самым наглядным образом: он надевает калоши счастья, после чего, испытав ряд малоприятных приключений в Копенгагене шестнадцатого века, с восторгом возвращается обратно в современность.
Для сказок характерна вера в силу человеческого разума.
- Единой и бесконечно повторяющейся темой сказок Андерсена является тема любви, борьбы светлых человеческих чувств с темными силами. Эта тема превращает собрание сказок Андерсена в захватывающее произведение, в гимн человеколюбию, самоотверженности, смелости и героизму человека. Эта тема звучит в таких сказках, как “ Дикие лебеди”, “Русалочка” .
Великая сила любви и светлых чувствах
- В знаменитой сказке “Снежная королева” великая сила любви и светлых чувств, мужества и стойкости показана особенно ярко.
- Любовь побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.
- Когда в поисках Кая Герда верхом на олене приближается ко дворцу Снежной королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить Герду небывалой силой, иначе ей не вернуть Кая.
- Но вот что отвечает ему эта женщина: “Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика ее сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце.”
- Такова сила любви в сказках Андерсена - она поистине движет горами, она побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.
Сказки Андерсена - это иносказание жизненной правды в форме фантастики
- В сказках постепенно исчезает уважение к важным персонам; король у Андерсена и вовсе голый (Сказка «Голый король». Изменился и мир волшебной сказки. Купеческий сын из сказки “Сундук-самолет” летает не на волшебном ковре, как в сказках “Тысячи и одной ночи”, а в старом сундуке.
Глава 3. Особенности сказок Андерсена.
- Андерсеновская сказка: отразила общественные отношения Дании и некоторых других европейских стран, их конкретно-исторические условия 20-х - 70-х годов;
- стала многослойным, многоуровневым произведением , которое вместило в себя не только народную сказку, но и предание, и поверье;
- объединила жанры романа, лирики и драматургии, притчи и басни, повести и бытового рассказа;
- по мере отхода от конкретных фольклорных истоков все больше увеличивалась в объеме, становясь все длиннее и длиннее, превращаясь в повесть, в новеллу;
- проникается пессимистическими мотивами , что значительно уводит ее от народной сказки;
- юмористическая , где носителем юмора зачастую является рассказчик, который, улыбаясь, рассказывает детям явные небылицы;
- написана особым народным зачастую разговорным языком ;
- благодаря своей философичности огромному подтексту вошла в “большую” литературу, ею зачитываются не только дети, но и взрослые.
Сказки Андерсена - это иносказание жизненной правды в форме фантастики.
- Когда сказки Андерсена появились на книжных прилавках датской столицы, все были поражены; поражены прежде всего странностью героев. Датские дети привыкли к ангелоподобным и воспитанным принцам и принцессам. У Андерсена же в сказке “ Огниво ” принцесса разъезжает верхом на собаке, а другая принцесса, Элиза из сказки “ Дикие лебеди ”, отличается необыкновенным трудолюбием и самоотверженностью, этим она и спасает своих братьев
Необычайный, непревзойденный дар вселять в привычные, окружающие нас существа и предметы особую жизнь присуще Андерсену
- Простые домашние вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно встретить в поле, в огороде, в садике около дома; совсем обыкновенные, окружающие нас домашние животные и домашняя птица: собаки, кошки, куры, индюки; обитающие в саду певчие пташки - все это излюбленные сказочные персонажи Андерсена, - каждый со своей историей, характером, манерой речи, своим юмором, капризами и причудами.
Вывод первый
- В процессе написания работы изучалась литература, которая связывала такие понятия как чуткость и сказка. Это дело не из лёгких, так как литературы о сказке, её истории много. О чуткости – меньше. А литературы, где эти понятия соединены очень мало.
- Во время написания работы исследовался процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки, был проведён анализ выявления воспитательного содержания сказок, можно ли посредством сказок воспитать чуткость и сопереживание к героям.
- Читая сказки Андерсена развиваются такие качества, как чуткость, сострадание, милосердие и чувство дружбы. Чтоб ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сейчас в наше время нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Вывод второй
- Хотя, конечно, дети ещё могут сочувствовать, сопереживать. Сказки Андерсена обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.